Многопоточная зубчато-фрикционная передача

 

Изобретение относится к машиностроению , к зубчато-фрикционным передачам. Цель - повышение надежности. Центральные колеса 2 и 3 размещены в корпусе 1. На валах 4 с возможностью относительного осевого перемеш,ения установлены блоки промежуточных, чередующихся ведущих 6 и ведомых 7 зубчатых дисков с фрикционными поверхностями 8. Один из дисков - составной по оси из двух частей 9 и 10. В наклонных пазах 11 размещены центробежные грузы 12. Части 9 и 10 могут быть подпружинены либо друг к другу, либо наоборот . В грузах 12 могут быть выполнены полости, заполненные материалом. При работе под действием центробежных сил грузы 12, работая как клинья, раздвигают части 9, 10, прижи.мая фрикционные поверхности 8. Фрикционный контакт позволяет равномерно распределить мощность по потокам, а использование центробежных сил для прижима - снизить пусковые нагрузки. 2 з.п. ф-лы, 10 ил. (Л СО 01 о 4 го f( Фиг.{

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 F 16 Н 37 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

) Ф

7 g 11105

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4096981/25-28 (22) 15.05,86 (46) 07.11.87. Бюл. № 41 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт цементного машиностроения (72) Л. М. Ивачев (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 338705, кл. F 16 D 43/18, 1970.

Авторское свидетельство СССР № 219974, кл. F 16 Н 37/02, 1966. (54) МНОГОПОТОЧНАЯ ЗУБЧАТО-ФРИКЦИОННАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению, к зубчато-фрикционным передачам.

Цель — повышение надежности. Центральные колеса 2 и 3 размещены в корпусе 1.

На валах 4 с возможностью относительноÄÄSUÄÄ 1350424 А"! го осевого перемещения установлены блоки промежуточных, чередующихся ведущих 6 и ведомых 7 зубчатых дисков с фрикционными поверхностями 8. Один из дисков -- составной по оси из двух частей 9 и 10. В наклонHb1x пазах 11 размещены центробежные грузы 12. Части 9 и 10 могут быть подпружинены либо друг к другу, либо наоборот. В грузах 12 могут быть выполнены полости, заполненные материалом. При рабо те под действиеM центробежных сил грузы 12, работая как клинья, раздвигают части 9, !О, прижимая фрикционные поверхности 8.

Фрикционный контакт позволяет равномерно распределить мощность по потокам, а использование ценгробежных сил для прижима — — снизить пусковые нагрузки. 2 з.п. ф-лы, 10 ил.

1350424

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многопоточных зубчато-фрикционных передачах.

Цель изобретения — повышение надежности многопоточной зубчато-фрикционной передачи путем равномерного распределения передаваемой мощности по потокам передачи и снижения пусковых нагрузок на ее элементы.

На фиг. 1 изображена многопоточная зубчато-фрикционная передача; на фиг. 2— разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 и 4 — варианты конструктивного исполнения передачи; на фиг. 5 — 7 — варианты конструктивного исполнения составных зубчато-фрикционных дисков; на фиг. 8 — 10 — соответственно разрезы Б — Б,  — В и à — Г на фиг. 5 — 7.

Многопоточная зубчато-фрикционная передача (фиг. 1 и 2) содержит корпус 1, центральные колеса 2 и 3 соответственно с наружными и внутренними зубьями и размещенные в корпусе 1 на валах 4 на подшипниках 5 блоки промежуточных, чередующихся и установленных с возможностью относительного осевого перемещения ведущих 6 и ведомых 7 зубчатых дисков с фрикционными поверхностями 8 на торцах.

По крайней мере один из зубчатых дисков выполнен составным по оси из двух частей 9 и 10. На одной из частей 9 или 10 составного зубчатого диска, наклонно к ее оси выполнены пазы 11, в которых размещены центробежные грузы 12.

В конструктивном варианте на фиг. 3 изображены центральные колеса 13 и 14, ведущими являются части 15 и 16 составно. го зубчатого диска, а диски )7 и 18, входящие в состав блока, — ведомыми. Части 15 и 16 могут быть подпружинены в осевом направлении друг к другу с помощью пружины 19 растяжения. В центральных грузах 20 могут быть выполнены полости, заполненные материалом 21 с повышенным, по сравнению с материалом грузов

20, удельным весом.

В конструктивном варианте на фиг. 4 изображены центральные колеса 22 и 23.

Зубчатые диски 24 — 26 блока, а также части

27, 28 и 29, 30 составных дисков блока могут выполнять функции как ведущих, так и ведомых зубчатых дисков. Части 27, 28 и 29, 30 могут быть подпружинены в осевом направлении (друг от друга в каждом составном диске) с помощью пружин 31 сжатия.

В конструктивных вариантах выполнения составных зубчатых дисков, между частями последних могут быть установлены центробежные грузы в виде трапецеидальных призм 32 (фиг. 5), цилиндрических роликов 33 (фиг. 6) и шариков 34 (фиг. 7).

Передача работает следующим образом.

Вращение от центрального колеса 2 (фиг. 1 и 2) передается ведущим зубчатым дискам 6, а также частям 9 и 10 составного зубчатого диска, являющегося в данном случае также ведущим. По мере увеличения скорости вращения под действием центробежной силы центробежные грузы 12 перемещаются в радиальном направлении в наклонных пазах 11. Грузы 12, работая как клинья, раздвигают части 9 и 10 друг относительно друга в осевом направлении, прижимая торцовые фикционные поверхности 8 дисков блока. Силы трения на этих поверхностях возрастают и ведомые 7 диски блока начинают вращаться, передавая момент на центральное колесо 3.

В варианте конструктивного исполнения на фиг. 3 вращение передается от центрального колеса 14 частям 15 и 16 составного зубчатого диска, являющегося ведущим. Включение в работу ведомых дисков 17 и 18 и дальнейшая передача момента на центральное колесо 13 происходят аналогично рассмотренному варианту.

Благодаря пружинам 19 части 15 и 16 составного зубчатого диска поджаты друг к другу. В начальный период вращения (запуска) это обеспечивает снижение пусковых нагрузок на передачу, так как раздвигание частей 15 и 16 составного диска грузами 20 под действием центробежных сил происходит медленнее из-за сопротивления пружин 19.

Выполнение в грузах 20 полостей, заполненных материалом 21, увеличивает центробежные силы, действующие на грузы 20, что, в свою очередь, за счет роста усилий сжатия дисков блока увеличивает единичную передаваемую мощность.

В варианте конструктивного исполнения на фиг. 4 роли центральных колес 22 и

23, как задающих вращение передаче, могут меняться. В случае, когда вращение передается от колеса 22, ведущими являются диски 24 и 26 и части 29 и 30 составного диска (остальные диски — ведомые).

В случае, когда вращение передается от колеса 23, ведущими являются части 27 и 28 составного диска и диск 25 (остальные диски — ведомые). Механизм действия грузов аналогичен указанному. Пружины 31 сжатия обеспечивают предварительное усилие сжатия в блоке дисков, что сокращает время включения в работу грузов (время запуска).

Форл ула изобретения

1. Многопоточная зубчато-фрикционная передача, содержащая корпус, центральные колеса и блоки промежуточных чередующихся и установленных с возможностью относительного осевого перемещения ведущих и ведомых зубчатых дисков с фрикционными

1350424 поверхностями на торцах, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, по крайней мере один ведущий и/или ведомый зубчатый диск выполнен составным по оси из двух частей с наклонными к оси пазами по крайней мере на одной из них, а передача снабжена размещенными в пазах центробежными грузами.

2. Передача по и. 1, отпчающаяся тем, что части составных зубчатых дисков подпружинены в осевом направлении.

3. Передача по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что в центробежных грузах выполнены полости, заполненные Màòåðèàлом с повышенным, по сравнению с материалом грузов, удельным весом.

1350424 г7 г8 д гп zz

Дое. 4

Риг 5

4 иг. о

Составитель М. Левинский

Реда кто р В. Да и ко Техред И. Верес Корректор I. Г1атай

Заказ 5064/36 Тираж 804 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР llo делам изобретений и открытий ! !3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Многопоточная зубчато-фрикционная передача Многопоточная зубчато-фрикционная передача Многопоточная зубчато-фрикционная передача Многопоточная зубчато-фрикционная передача 

 

Похожие патенты:

Привод // 2238193
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к приводу для автомобилей

Изобретение относится к машиностроению, в частности к бесступенчатым передачам, и может быть использовано в качестве широкодиапазонного передаточного механизма

Изобретение относится к области машиностроения и других механизмов, в которых необходимо изменение передаточного отношения при увеличении нагрузки на выходном валу

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортном машиностроении, в частности в качестве бесступенчатой коробки передач автомобилей и других транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях тягово-транспортных средств

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к раздаточным коробкам транспортных средств

Изобретение относится к автоматизированным коробкам передач с двумя несоосными входными валами, двумя сцеплениями и одним выходным валом

Изобретение относится к трансмиссионному модулю (10) для трактора, который может выборочно конфигурироваться между механизмом бесступенчатой трансмиссии и механизмом трансмиссии с мульти-передаточным числом

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на транспорте вместо коробки передач
Наверх