Униполярная электрическая машина

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения - повышение коэффициента полезного действия машины за счет уменьшения электрических потерь в роторе. В цилиндрическом роторе 3 (Р), имеющем скользящий токосъем и аксиальные 8 и радиальные 10 каналы для -прохождения охлаждающей среды, выполнен осевой канал, а в каждом аксиальном канале размещен токопроводящий стержень (ТС) 9. ТС 9 выполнен меньшего диаметра, чем диаметр канала, И:образует цилиндрические каналы для циркуляции охлаждающей среды. Концы ТС 9 имеют электрический контакт с телом Р 3, а радиальные каналы 10 соединены с осевым каналом. Электрический контакт концов ТС 9 может быть вьшолнен в виде теплопередающей камеры 19 (ТК), снабженной уплотняющими элементами и заполненной жидким металлом. ТК 19 содержит кольр цевой канал на наружной поверхности и полость в теле конца ТС 9, соединенную радиальным каналом 10 с кольцевой полостью, вьшолненной во втулке . 1 з.п. ф-лы, 2 ил. (Л I 13 J2 « / / //Soffa со СП О -J vj о

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 Н 02 .", 31/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3985263/24-07 (22) 09.12.85 (46) 07.11.87. Бюл. Ф 41 (71) Производственное объединение

"Уралэлектротяжмаш" им. В.И.Ленина (72) В.В.Машкауцан (53) 621. 313. 291 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 427442; кл. Н 02 К 3 1/04, 1972. .Бертипов А.И. и др. Униполярная электрическая машина. 1966, с.18, Авторское свидетельство СССР

У 495745, кл, Н 02 К 3 1/04, 1974. (54) УНИПОЛЯРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА (57) Изобретение относится к электромашиностроению.Цель изобретения — повышение коэффициента полезного действия машины за счет уменьшения электрических потерь в роторе. В цилиндрическом роторе 3 (Р), имеющем скользящий то„„SU„„1350776 косъем и аксиальные 8 и рациальные

10 каналы для прохождения охлаждающей среды, выполнен осевой канал, а в каждом аксиальном канале размещен токопроводящий стержень (ТС) 9. ТС 9 выполнен меньшего диаметра, чем диаметр канала, и- образует цилиндрические каналы для циркуляции охлаждающей среды. Концы ТС 9 имеют электрический контакт с телом P 3, а радиальные каналы 10 соединены с осевым каналом.

Электрический контакт концов ТС 9 может быть выполнен в виде теплопередающей камеры 19 (ТК), снабженной уплотняющими элементами и заполненной жидким металлом. ТК 19 содержит кольцевой канал на наружной поверхности и полость в теле конца ТС 9, соединенную радиальным каналом 10 с кольцевой полостью, выполненной во втулке. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

13507

Изобретение относится к электрамашиностроению, в частности к униполярным электрическим машинам.

Цель изобретения — повышение КПД машины за счет уменьшения электричес5 ких потерь в роторе.

На фиг.1 изобра>кена предлагаемая машина., нижняя часть, продольньгй разрез; на фиг.2 — узел I на фиг.1.

Унипалярная электрическая машина содержит многополюсный статор 1, в котором расположена обмотка 2 возбуж=дения, и цилиндрический ротор 3. Цилиндрический ротор 3 своим валом 4 опирается на подшипники >, закрепленные в боковых щитах б корпуса 7 машиРатар 3 H>iee7 песка IhK0 аксналь

»>:>х каналал 8> расположенных по ак; у-, :.ности, в которых кааксиальна рас20 положены токаведущие стержни 9, так что остающееся пространство образует цпл>и>дрическую полость, соединенную радиа»ьнь>ми каналами 10 с осевым канапом, Образованньп> из цилиндрических 25 полостей 11 и 12 по принципу "труба в трубе", причем одной из "труб" является труба 13, а другой — палый вал 4.

Токосьемное жидкометаллическое устройство 14 имеет непадвюкный 15 и подвижнь>й 16 контакты. Объем машины заполнен инертным газом (уплотнения в корпусе машины не показаны).

Для подачи и слива охлаждающей жид35 кости имеются устройство 17 вадоподвада: с уплотнением 18.

Такаведущие стержни 9 по концам имеют электрический контакт с рОтО ром 3 пасрецствам токап рецающей камеры l9. Камера 19 имеет уплатняющие элементы 20 и состоит из полостей 21 и 23. Полость 21 выполнена в конце стержня 9 B форме глухого цилиндрического радиального отверстия и со45

ot)IUiiP Tc>I с полостью 23, выполненной ва втулке 24 в форме кольцевой канавки, посредствам канала 22. Полости

21 и 23 з апалняются жидким мет аллам.

При вращении ротора 3 жидкий металл из полости 21 пад действием цен50 тробежной силы BbKopHT через канал

22 и заполняет цилиндрическую полость

23 между втулкой 24 H ра. îðîì 3. 3 результате возникает электрический контакт между концами стержня 9 и ротором 3. Для тока нагрузки (показан стрелками 1 на фиг.1) па ротору 3 от одного подвижного контакта 16 да та76

2 кого же контакта другой полярности (показано на фиг,1 знаками "+" и "-") появляется дополнительный путь по стержню 9, вследствие чего снижается результирующее электрическое сопро-. тивление ротора и уменьшаются электрические потери >з нем.

FБ полость 12 ротора 3 подается охлаждающая жидкость, например вода, которая по радиальным каналам 10 подается в аксиальные каналы 8, из них по другим, аналогичным, каналам .10 поступает в полость 11 и через устройство 17 водоподвода сливается B приемную емкость системы цйркуляции охлаждающей жидкости (не показано).

Уплатняющие элементы 20 препятствуют вытеканик> охлаждающей жидкости из канала 8 и жидкого металла из полости 23.

Изобретение позволяет повысить

КПД униполярной электрической машины за счет снижения электрических потерь в роторе.

Формула и з о б р е т е н и я

1, Униполярная электрическая машина, содержащая многополюсный ста-. тор, цилиндрический ротор со скользящим такасъемом, в роторе выполнены сообщающиеся между собой аксиальные и радиальные ка.налы для прохождения охлаждающей среды, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повышения КПД за счет уменьшения электрических потерь в роторе, в роторе выполнен осевой канал для охлаждающей среды, в каждом аксиальном канале размещен токоправодящий стержень меньшега диаметра., чем диаметр указанного канала, образуя цилиндрические каналы между стенками аксиальных каналов и стержней для циркуляции охлаждающей среды, концы стержней имеют электрический контакт с телом ротора посредством токопередающих камер, заполненных жидким металлом, а радиальные каналы соединены с осевым каналам.

2„Машина по п.1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что каждая токопередающая камера абразова.на стенкой аксиальнога канала, >зтулкой, HB.ñàæeí>Ioé на конец такопроводящега стержня, уплотняющими элементами, а в теле конца такопередающего стержня выполнена полость, са един енная радиальным каналам с кольцевой полостью„выполненной во втулке.

1350776

22 21 29

Составитель А.Тропутнева

Техред M Õoäàíè÷

Редактор А.Шандор

Корректор М.Шароши

Заказ 5294/54 Тираж 659 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 1 3035, Москва, Ж-3 5, Раушская наб ., д . 4 /5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул, Проектная, 4

Униполярная электрическая машина Униполярная электрическая машина Униполярная электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и медицинской технике, а именно к униполярным машинам, прешп шественно, в технике электрофореза, в электрохимии

Изобретение относится к области электротехники

Изобретение относится к униполярным электрическим машинам без ферромагнитопровода и может быть использовано в приводе механизмов, в генераторах электролиза алюминия и др

Изобретение относится к электротехнике , а именно к униполярным машинам постоянного тока

Изобретение относится к области электрических машин, а именно к униполярным машинам с жидкометаллическим контактом

Изобретение относится к регулируемым электрическим машинам, включающим в себя униполярные машины с жидкометаллическими контактами

Изобретение относится к области электротехники и электроэнергетики, позволяет повысить технико-экономические показатели преобразования энергии и обеспечить гарантированное энергоснабжение потребителей

Изобретение относится к области электротехники и электроэнергетики и позволяет привести режимы электропотребления в соответствие со структурами генерирующих мощностей энергоисточников

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть применено в производстве машин постоянного тока

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к электрическим машинам, частота вращения которых синхронизирована с частотой сети переменного тока

Изобретение относится к электротехнике, в частности, к униполярным электрическим машинам

Изобретение относится к области электротехники, а именно к обратимым и реверсивным машинам постоянного тока с постоянным магнитом

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах, для функционирования которых необходима механическая энергия, например в самоходных объектах на транспорте или морских судах

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах, для функционирования которых необходима механическая энергия, например в самоходных объектах на транспорте или морских судах
Наверх