Фрикционное сцепление

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для передачи вращения. Целью изобретения является повьпление надежности работы путем компенсации изменения усилия сжатия фрикционных поверхностей в результате их износа. Корпус (к) 1 закреплен на маховике 6. Нажимной диск (НД) 2, фрикционный диск 4 и мембранная пластина 3 расположены в корпусе. К 1 связан с НД 2 посредством упругих пластин 7. Их концы расположены параллельно НД 2. При этом конец пластины 7, закрепленный на НД 2, находится на большем расстоянии от поверхности маховика 6, чем конец, закрепленный на К 1. При передаче вращения от К 1 на НД 2 в результате действия сил, возникающих в упругих пластинах 7, на фрикционный диск 4 действует сила, добавочная к силе мембранной пружины 3. Эта сила компенсирует износ фрикционных поверхностей сцепления. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. с Р СО с 00 СП СЛ ni 00 см иг. /

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

151 АЗ (!9) (И) (Я) 4 F 16 D 13/38

t е.

° т", е i, f ае е

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

) и, етте! е

H ПАТЕНТУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2 1) 3709536/25-27 (22) 14.03.84 (31) 1688/83 (32) 16.05.83 (33) HU (46) 07.11.87. Бюл, ¹ 41 (71) Чепел Аутодьяр (HU) (72) Ласло Теречик, Дьюла Гайгер, Дьюла Лехоцки и Иштван Етвеш (HU) (53) 621.825,54(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР № 786930, кл. F 16 D 13/38, 1977. (54) ФРИКЦИОННОЕ СЦЕПЛЕНИЕ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения, Целью изобретения является повышение надежности работы путем компенсации изменения усилия сжатия фрикционных поверхностей в результате их износа. Корпус (К) 1 закреплен на маховике 6. Нажимной диск (НД) 2, фрикционный диск 4 и мембранная пластина 3 расположены в корпусе. К 1 связан с НД 2 посредством упругих пластин 7. Их концы расположены параллельно НД 2. При этом конец пластины 7, закрепленный на НД 2, находится на большем расстоянии от поверхности маховика 6, чем конец, закрепленный на К 1. При передаче вращения от К 1 на НД 2 в результате действия сил, возникающих в упругих пластинах 7, на фрикционный диск 4 действует сила, добавочная к Я е силе мембранной пружины 3. Эта сила компенсирует износ фрикционных поверхностей сцепления. 1 е.п. ф-лы, 4 ил. С

1351518. Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.

Целью изобретения является повышение надежности работы путем компенсации изменения усилия сжатия фрикционных поверхностей в результате их износа.

На фиг, 1 показано фрикционное сцепление, частичный разрез, на фиг.2вид А на фиг. 1, на фиг. 3 — треугольник сил возникающих в результате действия упругих пластин, на фиг.4 — диаграмма действия сил на фрикционные поверхности. !

Фрикционное сцепление содержит корпус 1, расположенные в нем нажимной диск 2, мембранную пружину 3 и фрикционный диск 4. Корпус 1 с помощью винтов 5 закреплен на маховике 6 двигателя внутреннего сгорания.

Нажимной диск 2 с помощью упругих пластин 7 соединен с корпусом сцепления. В данном случае имеется три упругие пластины, но в случае необходимости их число может уйеличиваться. Пластины 7 закреплены на корпусе 1 сцепления и на нажимном диске 2 с возможностью поворота вокруг оси 8.

Сцепление вращается в обозначенном стрелкой направлении, при этом корпус 1 сцепления увлекает за собой нажимной диск 2 с помощью упругих пластин 7.

Концы упругих пластин 7 закрепле ны на поверхности 9 корпуса 1 сцепления и на поверхности 10 нажимного диска 2 в плоскостях, параллельных поверхности нажимногб диска 2. С

40 учетом того, что конец упругой пластины 7, закрепленный на нажимном диске 2, находится на большем расстоянии от поверхности маховика 6, чем конец, закрепленный на корпусе 1, на упругих пластинах 7 выполнены два. 45 изгиба. Участок между двумя точками ее зажима образует с поверхностью нажимной пластины 2 угол Ы . Под точками зажима понимаются те точки упругой пластины 7, между которыми ее

50 деформация не ограничивается. При вращении маховика 6 и вместе с ним корпуса 1 вызывающая момент тангениальная окружная сила Р (фиг. 3) создает в упругих пластинах 7 силу

Fp в направлении упругой пластины 7, Эта сила создает на нажимном диске

2 вертикально направленную на маховик 6 силу Р . Сила Р увеличивает силу F мембранной пружины 3.

Вследствие износа фрикционных элементов, т.е. нажимного диска 2, маховика 6 и фрикционного диска 4 угол ос между упругой пластиной 7 и поверхностью нажимного диска 2 уменьшается. Этот угол составляет о в обычных сцеплениях 2,5-3 . Для того, чтобы положительный эффект имелся также и при изношенных фрикционньгх элементах целесообразно выбирать большее значение угла*. о

При величине угла о на 5 большей, чем угловое отклонение, возникающее за счет износа фрикционных элементов и при расчете с коэффициентом трения, равным 0,3, сила Р дает увеличение передаваемого момента, составляющее несколько процентов. Когда величина угла oL выбирается на 15 большей, это увеличение может составить 15о

20%. При величине меньшей, чем 5 не получается ощутимого результата.

Когда увеличение момента не является необходимым, в том же самом сцеплении может применяться пропорционально более слабая мембранная пружина 3. В этом случае нагрузка отводящего устройства (не показано) становится меньше, С помощью соответствующего назначения размеров способность к передаче сцепления в процессе всего срока службы фрикционного диска 4 может: удерживаться в основном на одинаковом уровне и характеристика силы и момента является существенно более стабильной. Необходимые для этого конструктивные средства являются простыми и дешевыми, они не требуют существенных изменений в обычном выполнении сцеплений с мембранными пружинами.

На диаграмме 4 по абсциссе нанесено возникающее вследствие износа фрикционных дисков 4 перемещение нажимного диска 2, а по ординате— сила мембранной пружины 3, соответственно упругая сила пластины 7. С учетом того, что обе эти силы накладываются друг на друга, можно видеть, что результирующая характеристика в течение всего срока службы остается в основном постоянной.

Помимо описанных выше сил на упругие пластины 7 действует также сила в их собственной плоскости.

1351518

25 фиг. 2

Эта сила возникает вследствие того, что в процессе работы нажимной диск

2 нагревается сильнее, чем корпус 1 и его размеры изменяются в большей

5 степени, поэтому концы упругих пл астин 7 перемещаются в радиальном направлении неодинаково. В связи с этим пластины 7 изгибались бы в их собственной плоскости, если бы они жестко закреплялись на нажимном диске

2 или на корпусе 1. Такая нагрузка является нежелательной. Поэтому целесообразно закреплять упругие пластины 7 с помощью таких осей 8, которые позволяют их поворот.

Формула и з обретения

1. Фрикционное сцепление, содержащее маховик, фрикционный диск, расположенный соосно ему, закрепленный на маховике корпус, нажимной диск расположенный в корпусе с возможностью осевого перемещения, закрепленные на корпусе и нажимном диске упругие пластины, концы каждой из которых расположены на разных расстояниях вдоль оси от маховика в плоскостях, перпендикулярных оси его вращения, а их средние части расположены под углом к указанным плоскостям, и мембранную пружину, расположенную между нажимным и фрикционным дисками, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения надежности работы, концы упругих пластин, закрепленные на корпусе, расположены ближе к маховику, чем концы, закрепленные на нажимном диске, а угол наклона средней части пластин по меньшей мере на 5 больше угла противолежащего меньшему катету треугольника, образованного гипотенузой, равной длине средней части пластин,и меньшим катетом, равным величине допустимого износа фрикционного диска.

2. Сцепление по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что концы упругих пластин закреплены на корпусе и на нажимном диске с возможностью поворота в плоскостях их расположения.

1351518

Составитель И. Лукина

Техред А.Кравчук

Редактор Г. Волкова

Корректор Н. Король

Заказ 5302/59 Тираж 804

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Фрикционное сцепление Фрикционное сцепление Фрикционное сцепление Фрикционное сцепление 

 

Похожие патенты:

Сцепление // 1090943

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, более конкретно - к саморегулирующемуся узлу сцепления, и предназначено для использования в грузовых автомобилях и тракторах

Изобретение относится к машиностроению , в частности к фрикционным муфтам

Изобретение относится к приводному инструменту с фрикционной муфтой

Группа изобретений относится к области машиностроения. Узел с двойным ротором для передачи усилия включает в себя узел силовой головки с имеющимся у него пружинным корпусом, множество первых пружинных комплектов, которые создают тормозное усилие для первого ротора, и множество вторых комплектов, которые создают тормозное усилие для второго ротора. Достигается обеспечение приложения равномерного и равного давления к обоим роторам, даже при неравномерном износе фрикционной поверхности. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх