Устройство для управления машиной двойного питания

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах нужд электростанций. Целью изобретения является расширение диапазона регулирования частоты вращения . Цель достигается благодаря управлению , при котором сигналы управления формируются с приоритетом для управления скорости вращения и момента , и напряжение возбуждения при этом не превьшает потолочное значение , обеспечивается наиболее полное использование установленной мощности тиристорного преобразователя частоты, в регулируемом расширяется диапазон скольжения путем перевода машины в режим потребления реактивной мощности. Устройство позволяет достичь заданного качества регулирования машины двойного питания без введения в систему регулирования элементов , формирующих компенсирующие зи, вследствие чего не требуется осуществления точной настройки указанных элементов и повьшается надежность системы управления машины двойного питания. 1 ил. Г- «ЕЯЮ СО О1 О5 hnad tN5

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (gg 4 Н 02 P ?/42

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ll0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3762601/24-07 (22) 13.07.84 (46) 30.11.87. Бюл. № 44 (75) Р.С.Цгоев (53) 621.3.077.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 657558, кл. Н 02 P 5/34, 1979.

Авторское свидетельство СССР

¹ 836750, кл. Н 02 P 7/42, 1981. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ МАШИНОЙ ДВОЙНОГО ПИТАНИЯ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах нужд электростанций.

Целью изобретения является расширение диапазона регулирования частоты вращения. Цель достигается благодаря управлению, при котором сигналы управления формируются с приоритетом для

„„SU„„1356172 управления скорости вращения и момента, и напряжение возбуждения при этом не превышает потолочное значение, обеспечивается наиболее полное использование установленной мощности тиристорного преобразователя частоты, в регулируемом режиме расширяется диапазон скольжения путем перевоца машины в режим потребления реактивной мощности. Устройство позволяет достичь заданного качества регулирования машины двойного питания без введения в систему регулирования элементов, формирующих компенсирующие связи, вследствие чего не требуется осуществления точной настройки указанных элементов и повышается надежность @ системы управления машины двойного питания. 1 ил.

1356172

Изобретение относится к. электротехнике и может быть использовано в электроприводах нужд электростанций.

Целью изобретения является расширение диапазона регулирования частоты вращения.

На чертеже представлена схема предлагаемого устройства.

Устройство для управления машиной

1 двойного питания содержит тиристорный преобразователь 2 частоты, выход которого через датчик 3 тока ротора предназначен для подключения к выводам роторной обмотки машины, двойного

15 питания, питающий вход тиристорного преобразователя частоты подключен к вторичной обмотке согласующего трансформатора 4, первичная обмотка которого предназначена для подключения

20 к источнику питания, управляющий вход тиристорного преобразователя 2 частоты подключен к выходу блока 5 управления тиристорным преобразователем

2 частоты, вход которого подключен к выходу регулятора 6 фазных токов ротора, первый вход которого подключен к датчику 3 тока ротора, второй вход ключен к выходу блока 7 преобразования координат четырьмя входами, два из которых соединены с первым и вторым выходами блока 8 преобразования параметров режима, входы которого подключены соответственно к датчи40 торов реактивной мощности последовательно соединенные между собой задат50 гулятора частоты вращения соединен с пятым выходом блока 8 преобразования параметров режима, шестой выход которого еоединен с вторым входом первого регулятора 16 частоты вращения, выход второго регулятора 14 реактивной мощности соединен с первым входом первого блока 18 регулируемого

25 регулятора 6 фазных токов ротора под- З0

35 ку 9 тока статора, датчику 10 напряжения статора и датчику 11 углового положения ротора, последовательно соединенные между, собой задатчик 12 реактивной мощности, первый 13 и второй 14 регупяторы реактивной мощности, третий и четвертый выходы блока 8 преобразования параметров режима соединены соответственно с вторыми вхо- 45 дами первого 13 и второго 14 регулячик 15 частоты вращения ротора, первый 16 и второй 17 регуляторы частоты вращения, второй вход второго реограничения, второй вход которого соединен с выходом блока 19 извлечения корня квадратного, выход первого блока 18 регулируемого ограничения соединен с третьим входом блока 7 преобразования координат, выход второго регулятора 17 частоты вращения соединен с первым входом второго блока 20 регулируемого ограничения, второй вход которого соединен с входом задатчика 21 потолочного значения напряжения возбуждения и с выходом датчика 22 напряжения источника возбуждения, выход второго блока 20 регулируемого ограничения соединен с четвертым входом блока 7 преобразования координат и с блоком 23 перемножения, выход которого соединен с первым входом первого блока 24 суммирования, второй вход которого соединен с выходом эадатчика 21 потолочного значения напряжения возбуждения, выход первого блока 24 суммирования через первый диод 25 соединен с входом блока 19 извлечения корня квадратного, седьмой выход блока 8 преобразования параметров режима соединен с первым входом второго блока

26 суммирования, второй вход которого соединен с вторым входом первого регулятора 16 частоты вращения, выход второго блока 26 суммирования соединен с входом блока 27 модуля скольжения, выход которого соединен с перьым входом компаратора 28, второй вход которого подключен к выходу задатчика 29 уровня скольжения, выход компаратора 28 через второй диод

30 подключен к входу задатчика 12 реактивной мощности.

Первый регулятор 13 реактивной мощности выполнен в виде пропорционально-интегрального регулятора реактивной мощности, второй регулятор

14 — как пропорционально-интегральный регулятор проекции тока ротора на ось d синхронных осей координат.

Первый регулятор 16 частоты вращения выполнен как пропорциональноинтегрально-дифференциальный регулятор частоты вращения ротора, второй регулятор 17 частоты вращения — как пропорционально-интегральный регулятор проекции тока ротора на ось g> синхронных осей координат.

Устройство функционирует следующим образом.

13561

При изменении задающего сигнала на скорость с помощью задатчика 15, выполнейного как задатчик интенсивности, изменяется сигнал на выходе регулятора 16, охваченного отрица5 тельной обратной связью па скорости вращения ротора, вычисляемой в блоке 8 преобразования параметров режима. На входы регулятора 17 поступают сигналы задания на величин.- активного тока ротора с выхода регулятора 16 и вычисленного в блоке 8 преобразования параметров режима активного тока ротора, являющегося в сущности отрицательной обратной связью по активной мощности, так как определяется как проекция на напряжение питающей сети. На выходе регулятора

17 появляется сигнал рассогласования, который через блок 20, блок 7 преобразования координат, через регулятор

6 фазных токов ротора, блок 5 управления тиристорным преобразователем и тиристорный преобразователь 2 частоты поступает на кольца ротора машины 1 двойного питания и воздействует таким образом, чтобы скорость машины 1 отвечала заданному значению.

При наличии колебаний в напряжении питающей сети устройство действует описанным выше способом и колебания напря>кения питающей сети не передаются на момент и скорость вращения машины 1 двойного питания.

Пока машина 1 не достигнет своего потолочного значения напряжения возбуждения, устройство работает аналогично прототипу.

При возмущениях в питающей сети, 4д например при исчезновении напря1ке ния при той же нагрузке на валу, машина 1 двойного питания начинает тормозиться. При появлении напряжения в питающей сети и возобновлении работы машины 1 двойного питания устройство действует в сторону восстановления режыча в соответствии с уставками задатчиков 12 и 15. Однако, если перерыв в питании достаточно долгий, 50 скольжение машины. 1 оказывается выше наибольшего номинального значения

S „, при котором напряжение возмакс мом буждения равно потолочному значению, и машина 1 практически неуправляема, режим в соответствии с уставками задатчиков 12 и 15 не восстанавливается. При этом, как показали теоретические и экспериментальные исследова72

4 ния, машины двойного гитания могут без увеличения установленной мощности системы возбуждения и кратности напряжения ротора кратковременно работать B режимах потребления реактивной мощности со скольжением, в 1(5-2) раза большим номинального наибольшего значения. Максимально возможнае скольжение при сохранении активной мощности (момента) статора на заданном уровне достигается переводом машины двойного питания в режим потребления реактивной мощности вплоть да значениЯ Q = -U Õ, где Х вЂ” переходное индуктивное сопротивление статорной цепи машины ""о мощных шин с напр>-.жением U, = const °

В данном устройстве это реализуется следующим образом.

Сигнал U управления„ сформиро 1 1 ванный в первом канале, с выхода регулятора 17 поступает на третий вход блока 7 преобразования координат и на вход задатчика 21. В блоке 23 перемножения этот сигнал возводится в квад рат и с сигналом U „« oò згдатчика

21 потолочного значения напряжения возбуждения, пропорционального квадрату патолачнога значения напряжения возбуждения, в блоке 24 суммирования взаимно >зычи ается. Разностный сигнал через диод 25, обеспечивающий прохождение сигнала заданной полярности, поступает на вход блока 19 извлечения корня квадратного, на выход. которого формируется сигнал:

Этот сигнал в качестве апсрнога" напряжения поступает на управляющий вход блока 19 регулируемого ограничения напряжения, тем самым ограничивая по величине сигнал управления с выхода регулятора 14. Регулирование машиной 1 двойного питания сигналами, сформированными в соответствии с (1), всегда обеспечивает гриоритет одному из каналов, На чертеже показан вариант, когда приоритет отдается 1-му каналу — каналу формирования сигналов управления па частоте вращения ротора и по моменту. Поскольку при этом на сигнал управления U не накладывается дополнительных ограничений, та, пока он меньше U „ машина 1 полностью управляема и сохраняет свои свойства по правлению

6172 б ния ротора (е Р ), а на выходе имеем сигнал:

135 ли сигнал скольжения пэевысит сиГнал задатчика 29 уровня, то компаратср

28 через диод 30 сформирует сигнал требуемой полярности и величины. пос тупающий на вход задатчика. 12 реактив ной мощности в качестве сигнала но-вой уставки, обеспечива1ощего перевод машины 1 l3 pBIKIIII потребления реактив-нОЙ M0IIIH0cTHo При возврате 1!ашинь1 1 в требуемый диапазон по скольжению сигнал Новой уставки по реактивной мощности сижу ется и устанавливает" ся режим в соответствии с зацатчика--ми 12 и 15. скоростью и моментом в соответствии с уставкой задатчика 15, Для соблюдения условия П.1 П1„, сигнал с выхода регулятора 17 также проходит через блок 20 регулируемого ограничения (аналогично блоку 18). Естественные колебания напряжения источника возбуждения вызывают изменение величины напряжения HB THpHCTop»ov преобразователе 2 частоты, а следовательно, увеличение или уменьшение потолочного значения напряжения возбуждения. Поэтому для у.-1ета этих значений в регулировании задатчик 21 потолочного значения напряжения возбуждения выполнен в виде регулируемого источника, на управляющий вход котоРОГО р как и HB "4прйзля101ц11и BKGD; DJ!cKB

20; подается сигнал с выхода цатчика

22 напряжения источника возбуждения,, Для сохранения этих свойств ус ройства при определенных значениях скольжения машину I двойного питания, как отмечалось вьше,, необходн11о лев реводить в режим потребления реактивной мощности. Аналоговый сигнал частоты сети ы и истинной скорости вращения ротора с выходов блока 8 преобразования 17ара-;.-.трь НОР ту!НBB на входы второго блока 26 суммирова-ния фор11иру1оце1 U cII". нал, пропорцио- нальный сколы11е„ 1ий: Этот cHÃHBJI че рез блок 27 модуля скольжения., выполненного,. например IB виде вентильного моста., поступает на первый вход компаратора 28,, на второй вход которого поступает сигнал с выхода задатчика 29 уровня скольже11ия, Еc=

Блок 7 преобразования координат осуществляет перемножение трех векто=ров — сигналов управления = ьыходов .. 1 l g регуляторов 14 и 17 (П; е" - ) „. =иг= нала вектора напряжения сети (Пе ) и cHI"HBJIB датчика 11 уг11овог,-, положе.

-3 4 -!II JAP ГР 11с 1)

IJ е Пе е =ППе (2) — U U (car;fg< — i,— y I+jsinfg> — foal,)) Блок 8 преобразования параметров режима, где осуществляется преобразование трехфазных сигналов соответствующих датчиков в двухфазные, может быть реализован, например, на базе стандартных блоков системы УБСР-АИ или на базе трансформаторов.

Благодаря управлений, когда сигнаРяы управления формируются с приоритетом, например, для управления скорость1о вращения и моментом и напря20 жение возбуждения ipH этом не превышает потолочного значения, обеспечивается наиболее полное использование установленной мощности, тиристорного преобразователя частоты, в регулиру2 -> емом режиме расширяется диапазон скольжения путем перевода машины в режим потребления реактивной мощности, что повышает эксплуатационную надеж,ость устройства. Последнее осо :0 б" íí. î ва:ж;;но на приводах собственных нужц электростанций, где зачастую нет проблемы реактивной мощности.

Предлагаемое устройство позволяет достичь заданного качества регулирования машины двойного питания без

36 введения в систему регулирования элементов, формирующих компенсирующие связи, вследствие чего не требуется осуществления точной настройки указанных элементов и повышается наде кность системы управления машины двойного питания.

Ф о р и у л а изобретения

Устройство для управления машиной ,цвойного питания, содержащее тиристорный преобразователь частоты, выход которого через датчик тока ротора предназначен для подключения к выводам роторной обмотки машины двойного питания, питающий вход тиристорного преобразователя частоты подключен к вто-ичной обмотке согласующего трансформатора, первичная обмотка которо" го предназначена дпя подключения к

1н точнику питания управляющий вход тиристорного преобразователя частоты подключен к выходу блока управления

1356172 тиристорным преобразователем частоты, вход которого подключен к выходу регулятора фазных токов ротора. первый вход которого подключен к

5 датчику тока ротора, второй вход регулятора фазных токов ротора подключен к выходу блока преобразования координат с четырьмя входами, два из которых соединены с первым и вторым 10 выходами блока преобразования параметров режима, входы которого годключены соответственно к датчикам тока статора„ напряжения статора и углового положения ротора, последовательно соединенные между собой задатчик реактивной мощности, первый и второй регуляторы реактивной мощности, третий и четвертый выходы блока преобразованчя параметров режима соединены 20 соответственно с вторыми входами первого и второго регуляторов реактивной мощности, последовательно соединенные между собой задатчик частоты вращения ротора, первый и второй регуляторы частоть1 вращения, вторсй вход второго регулятора частоты вращения соедио нен с пятым выходом блока преобразования параметров режима, шестой выход которого соединен - вторым 30 входом первого регулятора ча тоты вращения, датчик напряжения истсчника возбуждения, о т л и : а ю— щ е е с я тем, что, с целью расширения диапазона регулирования частот вращения„ в него введены два блока регулируемого ограничения, два блока суммирования, задатчик потолочного значения напряжения возбуждения, блок перемножения, блок извлечения корня квадратного, блок модуля сколь40 жения, задатчик уровня скольжения, компаратор и два диода, выход второго регулятора реактивной мощности соединен с первым входом первого блока регулируемого ограничения, втсрой вход которого соединен с выходом блока извлечения корня квадратного, выход первого блока регулируемого ограничения соединен с третьим входом блока преобразования координат, выход второго регулятора частоты вращения соединен с первым входом второго блока регулируемого ограничения, второй вход которого соединен с входом задатчика потолочного значения напряжения возбуждения и с выходом датчика напряжения источника возбуждения, выход второго блока регулируемого сграничения соединен с четверTbM BxGpoM блока преобразования координат и с блоком перемножения, вы-. ход которого соединен с первым входом Ъ первого блока суммирования, второй вход которого соединен с выходом задатчика потолочного значения напряжения возбуждения, выход первого блока суммирования через первый диод соединен с входом блока извлечения корня квадратного, седьмой вьг;.од блока преобразования параметров режима соединен с первым входом второго блока суммирования, второй вход кс .орого соединен с вторым входом первого регулятора частоты вращения, выхс.j; второго блока суммирования соединен с входом блока модуля скольжения, выход которого соединен с первым входом компаратора, второй вход которого подкл.очек к выходу задатчика уровня скольжения, выход компаратора через второй диод подключен к входу задатчика реактивной мощности.

1356172

Составитель Е.Перемыслова

Техред Д. Сердюкова

Корректор А.Зимокосов

Редактор A.Ìàêoâñêàÿ

Заказ 5808/52

Тираж 659

ВНИИПИ Гасударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Раушская наб. д. 4/5

Подписное

В У 9 9

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для управления машиной двойного питания Устройство для управления машиной двойного питания Устройство для управления машиной двойного питания Устройство для управления машиной двойного питания Устройство для управления машиной двойного питания Устройство для управления машиной двойного питания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления асинхронными электродвигателями с короткозамкнутым ротором

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано на газомазутных тепловых электростанциях

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для автоматического управления электроприводами , построенными по систеуме преобразователь частоты - асинх ронный электродвигатель

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах общепромышленного назначения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в горно-металлургической промьппленности, в механизмах, требующих, высоких динамических свойств и повьшенной надежности

Изобретение относится к области электротехники и может быть исf f 7 пользовано в электроприводах различного назначения для регулирования угла поворота вала асинхронного электродвигателя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в асинхронных электроприводах для управления частотой вращения электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в лифтах, шахтных подъемных машинах

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в металлорежущих станках, моделирующих стендах

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и непосредственно касается асинхронных тяговых приводов локомотивов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования частоты вращения m-фазного электродвигателя переменного тока

Изобретение относится к управляемым электроприводам переменного тока с преобразователями частоты

Изобретение относится к электротехнике, а именно к силовой преобразовательной технике, и может быть применено в частотно-регулируемых приводах с асинхронными двигателями для управления трехфазным непосредственным преобразователем частоты с естественной коммутацией, содержащим по меньшей мере восемнадцать управляемых вентилей (УВ), связывающих фазы источника питания (ИП) частотой f1 с выходными фазными выводами (ФВ) преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах регулирования скорости или углового положения нагрузки
Наверх