Зубчатая передача

 

Изобретение относится к машиностроению , к зубчатым передачам.Цель повьтение надежности и долговечности - достигается за счет увеличения прочности зубьев на изгиб профилированием в сечении делительной поверхностью . Профиль зубьев колеса 2 и шестерни 1 в сечении делительной поверхностью - периодический, из выступов и впадин по длине зуба. Выступы (впадины) профилей противоположных сторон каждого зуба расположен друг против друга. Ширины венцов шестерни 1 и колеса 2 рассчитьгеаются из условия размещения на прилегающих к торцам участках противоположных сторон зубьев - выступов. В косоэубом зацеплении соседние выступы одноименных сторон зубьев смещены друг относительно друга в окружном направлении в сторону наклона зубьев, а кривые выстзшов и впадин сопряжены касательными , одинаково наклоненными к плоскости, перпендикулярной оси колеса. При работе вращающий момент передается от шестерни 1 колесу 2. Расположение выступов противоположных сторон зубьев друг против друга повышает их прочность на изгиб. В косозубой передаче равенство наклона касательных исключает осевые силы. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. (Л со О1 У: СО СО

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (,511 4 P 16 Н 55/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАЯ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4081426/25-28 (22) 03.07.86 (46) 07.12.87. Бюл. N 45 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) О.В.Берестнев, В.П.Басинюк, В.С.Цитович и Н. 3.Шевчук (53) 621.833(088.8) (56) Патент Германии М- 340544, кл. 47 В 23, 1918.

1 (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам. Цель— повышение надежности и долговечности — достигается за счет увеличения прочности зубьев на изгиб профилированием в сечении делительной поверхностью. Профиль зубьев колеса 2 и шестерни 1 в сечении делительной поверхностью — периодический, из выступов и впадин по длине зуба. Выс„„SU„„1357639 A 1 тупы (впадины) профилей противоноложных сторон каждого зуба расположен друг против друга. Ширины венцов шестерни 1 и колеса 2 рассчитываются из условия размещения на прилегающих к торцам участках противоположных сто рон зубьев — выступов. В косоэубом зацеплении соседние выступы одноименных сторон зубьев смещены друг относительно друга в окружном направлении в сторону наклона зубьев, а кривые выступов и впадин сопряжены касательными, одинаково наклоненными к плоскости, перпендикулярной оси колеса. При работе вращающий момент передается от шестерни 1 колесу 2.

Расположение выступов противоположных сторон зубьев друг против друга повышает их прочность на изгиб. В косозубой передаче равенство наклона касательных исключает осевые силы.

1 з.п. ф-лы, 3 ил.

2 равными Ь и Ь„ позволяет расположить периодический профиль таким образом, чтобы на прилегающих к торцам участ-. ках противоположных сторон зубьев были выступы. Спрофилированные таким образом зубья обладают повышенной прочностью на изгиб.

Взаимодействие зубьев посредством взаимоогибающих волнистых (вдоль образующей) поверхностей, имеющих увеличенные в 1,2-2,0 раза длину контактных линий и в 1,2-1,56 раз моменты сопротивлений, прилегающих к торцам сечений зубьев, образование во впадинах периодического профиля масляного клина приводит к снижению удельных контактных давлений, повышению контактной прочности и износостойкости зубьев.

Периодический профиль обеспечивает уравновешивание осевых сил, возникающих в передаче. Тем самым повышается долговечность, например, упругих элементов 3 в составных зубчатых колесах.

В косоэубой передаче углы о каса) тельных к одной и той же дуге имеют различный нак (+ 3 и — о ). Такое построение периодического профиля позволяет обеспечить взаимодействие зацепляющихся зубьев практически по нормали к определенному направлению и исключить осевые силы при взаимодействии наклонных зубьев.

35 формулаизобретения

1. Зубчатая передача, содержащая, зацепляющиеся шестерню и колесо, в каждом из них профиль зубьев в сечении делительной поверхностью периодический из выступов и впадин по их длине, в зацеплении выступы профиля зубьев колеса расположены напротив впадин профиля зубьев шестерни и на— оборот, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, выступы (впадины) про— филей противоположных сторон каждого зуба расположены друг против друга, а ширины венцов шестерни Ъ и колеса Ь, выбраны равными:

b, t (и+1,5);

Ьк = t (n+0,5), где t — шаг периодического профиля;

n = 1,2,.3,4...

2. Передача по п.l, о т л и ч а ющ а я с я тем, что в косозубом за135763

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано вв зубчатых передачах.

Целью изобретения является повы5 шение надежности и долговечности передачи. Положительный эффект достигается за счет увеличения прочности зубьев на изгиб:профилированием в се-. чении делительной поверхностью. 1О

На фиг,l изображена зубчатая передача; на фиг.2 — сечение эацепляющихся прямозубых колес делительной поверхностью, на фиг.3 - сечение зацег ляющихся косозубых колес делитель- 15 ной поверхностью.

Зубчатая перецача содержит зацепляющиеся шестерню 1 и колесо 2. В каждом из них профиль зубьев в сечении делительной поверхностью — периодический — из выступов и впадин по длине зуба. В зацеплении шестерни 1 с колесом 2 выступы профиля зубьев колеса 2 расположены напротив впадин профиля зубьев шестерни 1 и наоборот. 25

Выступы (впадины) с профилей противоположных сторон каждого зуба расположены друг против друга (фиг.2 и 3).

1Иирины венцов шестерни 1 и колеса 2 выбраны равными: 30

b t (и+1, 5);

Ъ„= t (n+0,5), где Ь,Ъ „— ширины венцов соответственно шестерни 1 и колеса 2; — ша периодического профиля; и = l,2,3,4...

В косозубом зацеплении (фиг.3) цент-, ры кривых, образующих соседние высту- 4р пы (или впадины) периодических профилей одноименных сторон зубьев смещены в окружном направлении относительно друг друга в сторону наклона зубьев на величину 45

d = t ° cosP, где d — величина смещения;

p — угол наклона зубьев косозубого колеса.

Кривые выступов и впадины сопряже- 5О ны касательными АБ и СД, расположенными под одинаковыми углами о к плоскости, перпендикулярной оси колеса.

Колесо 2 может быть выполнено составным: из венца и ступицы, соединенных упругим элементом 3 (фиг.1).

При работе вращающий момент передается от шестерни 1 колесу 2. Выбор ширин венцов шестерни 1 и колеса 2

Фиг. 2 о

Ь

М

Составитель М.Левинский

Техред М. Ходанич Корректор И.Мусха

Редактор Г.Гербер

Заказ 5981/34 Тираж 804 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие,г,ужгород,ул.Проектная,4

3 1357á39 4 цеплении центры кривых, образующих cosP, где P — угол наклона зубьев соседние выступы (впадины) периоди- косозубого колеса, а кривые выступов ческих профилей одноименных сторон и впадин сопряжены касательными, расзубьев, смещены в окружном направле- положенными под одинаковыми углами нии относительно друг друга в сто- 5 к плоскости, перпендикулярной оси рону наклона зубьев на величину d = колеса.

Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых и кинематических приводах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых и кинематических редукторах для приводов различных машин и станков как в качестве прямозубой, так и косозубой передач

Изобретение относится к усовершенствованию зуба шестерни и к способу его изготовления

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к зубообработке

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в редукторах и трансмиссиях для привода различных машин и оборудования

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых зацеплениях рабочих органов винтовых машин

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к узлам машин и механизмов, предназначенных для вращения изделий, имеющих поперечное сечение в виде правильного многоугольника

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам
Наверх