Устройство для обучения игре в шахматы

 

Изобретение относится к обучающим устройствам и позволяет повысить удобство пользования. Устройство для обучения игре в шахматы, содержащее игровое поле с комплектом шахматных фигур и приспособление для контроля правильности игровых ходов, включающее корпус со смонтированными окнами. блок информационных карточек, установленных в корпусе, механизм перемещения карточек, содержащий толкатель, установленный в корпусе, и привод дискретного перемещения толкателя, содержащий барабан с заводным механизмом , заводные ключи и храповой механизм с клавишей, при этом барабан установлен в корпусе и связан полиспастом с толкателем, а блок карточек подпружинен относительно корпуса . Нажимая на клавишу, воздействуют на храповой механизм, при этом барабан проворачивается на одно деление храпового механизма и посредством полиспаста перемещает на нужное расстояние толкатель, а следовательно, и карточку. 3 ил. (Л со Э5 35 О о:

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

COLIHAËÈÑÒÈ×ЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

А1 (19) (И) а) 4 G 09 В 19/22

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАН ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4109917/28-12 (22) 11.08.86 (46) 23.12.87. Бюл. Ф 47 (75) А.И.Пташенко (53) 685.841 (088.8) (56) Патент США Ф 3792186, кл. 35-8, 1974. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В

ШАХМАТЫ (57) Изобретение относится к обучающим устройствам и позволяет повысить удобство пользования. Устройство для обучения игре в шахматы, содержащее игровое поле с комплектом шахматных фигур и приспособление для контроля правильности игровых ходов, включающее корпус со смонтированными окнами, блок информационных карточек, уста" новленных в корпусе, механизм перемещения карточек, содержащий толкатель, установленный в корпусе, и привод дискретного перемещения толкателя, содержащий барабан с заводным механизмом, заводные ключи и храповой механизм с клавишей, при этом барабан установлен в корпусе и связан полиспастом с толкателем, а блок карточек подлружинен относительно корпуса. Нажимая на клавишу, воздействуют на храповой механизм, при этом барабан проворачивается на одно деление храпового механизма и посредством полиспаста перемещает на нужное рас е стояние толкатель, а следовательно, и карточку. 3 ил.

13616

Изобретение относится к обучающим устройствам.

Цель изобретения — повышение удобства пользования.

Б

На фиг. 1 изображено приспособление для контроля, общий вид;на фиг.2— механизм перемещения (клавиша условно пе показана), общий вид и вид сбоку; на фиг. 3 — блок информационных карточек.

Устройство для обучения игре в шахматы содержит игровое поле с комплектом шахматных фигур и приспособление для контроля правильности игро- 15 вых ходов, включающее корпус 1 со смотровыми окнами для игры за белые или черные фигуры, блок информационных карточек 2, установленных в корпусе 1, при этом приспособление име- 20 ет механизм перемещения карточек 2, содержащий толкатель 3, установленный в корпусе 1. Приспособление имеет также привод дискретного перемещения толкателя 3, состоящий из барабана 4 25 с заводным механизмом 5, заводного ключа 6, храпового механизма 7, ключа 8 возврата и клавиши 9 с выступом, взаимодействующим с храповым механизмом 7, при этом барабан 4 установлен 30 в корпусе 1 и связан с толкателем 3 полиспастной системой 10.

Блок карточек 2 подпружинен относительно корпуса 1, причем толкатель

3 взаимодействует с карточкой 2, 35

Устройство работает следующим образом.

Перед началом игры в шахматы играющий должен изучить определенный дебют, например дебют испанской пар- g0 тии с выигрышем белых фигур и запомнить его, насколько это возможно.

Fla шахматной доске играющий делает первый ход белыми фигурами и записывает его в блокнот.

Нажимая на клавишу 9, воздействуют на храповой механизм 7, при этом барабан 4 под действием заводного механизма 5 проворачивается на одно деление храпового механизма 7 и посредством полиспастной системы 10 перемещает на нужное расстояние толкатель 3, а следовательно, и карточку 2, совмещая информацию, записанную на ней, со смотровым окном в корпусе

i. После прочтения информации вторично нажимают на клавишу 9 и процесс повторяется. По прочтении всей информации на карточке ее вынимают из кор06 2 пуса 1. Посредством ключа 8 возврата толкатель 3 перемещают в исходное положение, а за счет подпружинивания следующая карточка 2 блока занимает место предыдущей и начинает взаимодействовать с толкателем 3, после чего процесс повторяется.

Фактический ход белых фигур, сделанный играющим, сравнивается с ходом белых фигур, указанным на изображении. На шахматной доске играющий делает ход за черные фигуры, записывает его в блокнот, продумывает второй ход за белые фигуры, делает его на доске, записывает в блокнот и нажимает на клавишу 9.

Ниже приводится в качестве примера сыгранная шахматистом-любителем второго разряда партия при помощи устройства.

За основу взята ранее сыгранная по переписке в 1962 году партия между мастерами Беломестных и Бетином.

Результат игры изложен в блокноте шахматиста-любителя: "Партия Р ИсП.

Б-01-01».

1. е2 — е4 е7 — e5

2. Kgi — f3 КЬ8 - С6

3. Cf1 — Ь5 f7 — f5

4. (е4:Х5)КЬ1-СЗ f5 †. е4

5. Кс3 : е4 Й? — Й5

6. Kf3 : е5 d5 — е4

7. (Фй1-h5+)Ke5:С6 Фй8 — d5

8. С2 — С4 Фй5 — g5?

9. d2 — d4! Ф85 : g2

10. ФЙ1 - h5+ g7 — 86

11. ФЬ5 — е5+ Kg8 — е7

12. Ксб: е7+ Кре8 — f?

13. СЬ5 — е8+ 1 Черные сдались

Время белых фигур — 1 ч 15 мин.

Пояснения к сыгранной партии.

1. Для достижения определенных результатов необходимо изучить и запомнить дебют испанской партии, создать благоприятные условия для игры, сосредоточив максимум внимания.

2. Шахматисту-любителю известно следующее: кто с кем играл; кто и каким цветом фигур выиграл; за кого он играет; название дебюта; максимальное количество ходов — до 25; контрольный ход белых фигур (»Ход белых") в процессе игры; ответ черных фигур (»Ответ черных") в процессе игры.

3. Для усиления интереса к игре в карточке против соответствующих

1361606 а: Ь» 5, са:Ьс5

) (2) (3) 3 а: Ьа4, 13: 2>5, ходов проставляют восклицательные и вопросительные знаки.

4. В процессе игры каждый удачный ход белыми фигурами вызывает значительный интерес (занимательность) и желание сыграть как можно лучше.

5. Если белые Фигуры допустили ошибки (такой ход берется в круглые скобки), то рядом записывают ход, который изложен в карточке и корректирует его на шахматной доске.

6. Если ошибочный ход белыми фигурами известен играющему по теории или он оговорен комментарием к данной партии, то такой же ход подчеркивается и не считается ошибочным, например: было 4. (е4:f5)Kb1-C3...; стало 4. (е4:f5)Kb1-C3...

7. Несмотря на допущенные неточности в партии такая игра дает возможность проследить органическую связь между дебютом, миттельшпилем, эндшпилем и прочувствовать усиление атакующего потенциала за белые фигуры.

8. Предлагается количественная оценка сыгранной партии, учитывающая естественные и бесчисленные разветвления в игре: а) одна ошибка в среднем на пять ходов дает оценку "отлично": б) одна ошибка в среднем на четыре хода — "хорошо": в) одна ошибка в среднем на три хода"удовлетворительно":

В формулах (1), (2) и (3) указано: а — количество ходов в данной партии;

Ъ вЂ” количество ошибок, допущенных играющим.

9 ° В данной партии шахматист-любитель сыграл на "отлично": где 13 — количество ходов в данной партии;

2 — количество допущенных ошибок;

5 — оценка сыгранной партии— отлично .

10. После этого карточка 2 вынимается из корпуса 1.

11. При переходе игры к второй партии толкатель 3 возвращают в исходное положение при помощи ключа 8 возврата.

Эффективность использования устройства заключается в том, что массоному шахматисту-любителю предоставляется уникальная возможность сыграть как бы заочно против выдающихся шахматных мастеров, гроссмейстеров и чемпионов мира, проникнув в их творческую "лабораторию", ощутить радость удачно сыгранных партий, оценить фактическую силу игры,.потенциальные возможности на перспективу и повысить свою квалификацию.

Простота конструкции устройства,, его доступность для массового шахматиста-любителя, дает возможность использовать это устройство при трени 0 ровочной, учебной или развлекательной игре в шахматы с ограниченным (с часами) или неограниченным (как по переписке) временем в условиях быта, на природе и транспорте, в школах и учебных заведениях, в клубах

35 и кружках.

Формула изобретения

Устройство для обучения игре в шахматы, содержащее игровое поле с комплектом шахматных фигур и приспособление для контроля правильности игровых ходов, включающее корпус со смотровыми окнами и блок инфбрмаци45 онных карточек, установленный в корпусе, отличающееся тем, что, с целью повьппения удобства пользования, приспособление имеет меха. низм перемещения карточек, содержа50 щий толкатель, установленный в корпусе, и привод дискретного перемещения толкателя, при этом блок карточек подпружинен относительно корпуса, а толкатель взаимодействует по меньшей мере с одной карточкой.

1361606

Фиг,2 1361606

Составитель Н. Бочарова

Редактор Е.Папп Техред А.Кравчук Корректор И.Муска

Заказ 6295/51 Тираж 433 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.,д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãîðoä, ул.Проектная,4

Устройство для обучения игре в шахматы Устройство для обучения игре в шахматы Устройство для обучения игре в шахматы Устройство для обучения игре в шахматы Устройство для обучения игре в шахматы 

 

Наверх