Многопоточный фрикционно-зубчатый вариатор

 

Изобретение относится к машиностроению . Цель изобретения - повышение КПД и надежности путем обеспечения регулирования нажатия в фрикционных передачах в зависимости от передаваемого крутящего момента. Вариатор содержит соосные ведомый вал и ведущзто ось, выполненную с конической частью, С ведущей осью и ведомым валом посредством промежуточных потоков, каждый из которых содержит вал и ролик с механизмом его осевого перемещения, кинематически связан конический кожух. В стенке конического кожуха и в конической части ведущей оси выполнены герметичные полости, размещенные эквидистантно коническим образующим. Ролик одновременно периодически фрикционно взаимодействует с рабочим элементом конического кожуха и рабочим элементом конической части ведущей оси. При перемещении роликов по валам промежуточных потоков нажатие роликов, взаимодействухщих с рабочими элементами , регулируется либо регулировочным приспособлением, включающим эксцентрик,.либо регулировочным приспособлением , включающим трубчатую монометрическую пружину, каждое из которых гидравлически связано с герметичными полостями. 3 ил. Ш (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 (51) 4 F. 16 Н 15/16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСНОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (21) 3915547/25-28 (22) 26.06.85 (46) 07.01.88. Бюл. 1(1 (75) А.З. Султанов (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1320570, кл. F 16 Н 15/16, 1985. (54) МНОГОПОТОЧНЫЙ ФРИКЦИОННО-ЗУБЧАТЫЙ ВАРИАТОР (57) Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения — повышение КПД и надежности путем обеспечения регулирования нажатия в фрикционных передачах в зависимости от передаваемого крутящего момента. Вариатор содержит соосные ведомый вал и ведущую ось, выполненную с конической частью, С ведущей осью и ведомым валом посредством промежуточных потоков, каждый из которых содержит вал и ролик с механизмом его осевого перемещения, кинематически связан конический кожух. В стенке конического кожуха и в конической части ведущей оси выполнены герметичные полости, размещенные эквидистантно коническим образующим. Ролик одновременно периодически фрикционно взаимодействует с рабочим элементом конического кожуха и рабочим элементом конической части ведущей оси.

При перемещении роликов по валам промежуточных потоков нажатие роликов, взаимодействующих с рабочими элементами, регулируется либо регулировочным приспособлением, включающим эксцентрик,,либо регулировочным приспособлением, включающим трубчатую . монометрическую пружину, каждое из которых гидравлически связано с герметичными полостями. 3 ил.

1364794

В конической части 8 выполнены каналы 15, соединяющие герметичные полости 12. С каналами 15 сообщается полость 16, выполненная в цилиндрической части оси 7. В полости 16 размещен подпружиненный поршень 17, предназначенный для взаимодействия

Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционно-зубчатым вариаторам, и может быть исполь-. зовано в качестве элемента трансмиссии для передачи вращения от привода к ведомому валу с изменением передаваемого крутящего момента и частоты вращения, например в автомобилестроении, тракторостроении и т.д.

Целью изобретения является повышение КПД и надежности вариатора путем обеспечения регулирования нажатия ролика в зависимости от передаваемого крутящего момента.

На фиг. 1 представлен предлагаемый вариатор, разрез; на фиг. 2 — механизм осевого перемещения ролика; на фиг. 3 — разрез А-А на фиг.1.

Вариатор содержит конический кожух 1, фрикционный рабочий элемент

2 которого образует в стенке кожуха

1 герметичную полость 3, заполненную рабочей жидкостью. Рабочий элемент 2 может быть выполнен как однослойным, так и многослойным, с различной толщиной слоев и образованием различных по сечению герметичных полостей. На большем основании кожуха 1 выполнен внутренний зубчатый венец 4, а кожух 1 установлен на корпусе с возможностью вращения посредством опоры 5. На меньшем основании кожуха 1 размещена втулка 6. Установленная на корпусе с возможностью возвратно-поступательного перемещения ось 7 имеет коническую часть 8, размещенную внутри кожуха 1. На большем основании конической части 8 выполнены наружные зубчатые венцы 9 и 10, а рабочий элемент 11 выполнен аналогично рабочему элементу -2 кожуха 1 и образует в конической части герметичную полость 12, аналогичную герметичной полости 3. На меньшем основании конической части 8 выполнен наружный зубчатый венец 13. В цилиндрическом конце оси 7, расположенном со стороны меньшего основания конической части 8, выполнено осевое отверстие 14. с эк сцентриком 18, имеющим рукоя ть

19 первого регулировочного приспособления. Давление в полостях конической части 8 контролируется мано— метром 20, соединенным с полостями магистралью 21.

Кинематическая связь между осью

7 и кожухом 1 осуществляется посредством нескольких потоков. Каждый из потоков имеет ролик 22, предназначенный для фрикционного взаимодействия с рабочими элементами 2 и 11.

Ролик 22 выполнен с кольцевой проточкой 23 и двумя кольцевыми высту- пами 24, размещенными на соответствующих торцах ролика 22. Ролик 22 с возможностью осевого перемещения установлен на шлицевом валу 25, который выполнен с цилиндрическими хвостовиками 26 и 27. На шлицевом валу 25 установлены два упора 28. На каждом шлицевом валу 25 потоков установлены подпружиненная шестерня 29, предназначенная для взаимодействия с внутренним зубчатым венцом 4, вторая подпружиненная шестерня 30, предназначенная для взаимодействия с внутренним зубчатым венцом 31, выполненI ным на корпусе 1. На цилиндрическом хвостовике 27 вала 25 закреплена основная шестерня 32.

Механизм осевого перемещения ролика 22 содержит ходовои винт 33, имеющий хвостовики 34 и 35.На хвостовике 34 закреплена сателлитная шестерня

36, взаимодействующая с солнечной шестерней 37. По винту 33 перемещается гайка 38, выполненная с вилкой

39, входяшей в кольцевую проточку

23 ролика 22.

Хвостовики 26 и 27 валов 25 размещены в отверстиях 40 втулок 41, которые установлены в цилиндрических гнездах 42 крышек 43, выполненных с пазами 44 и отверстиями 45 и 46, предназначенными для размещения в них соответствующих хвостовиков шлицевых валов 25 и ходовых винтов 33.

Крышка 47 выполнена с выступами 48, предназначенными для выполнения в них соответствующих отверстий потоков.

Ходовой винт 33 приводится во вращение либо посредством электродвигателя 49, либо посредством рукоятки 50 и шестерни 51, взаимодействующей с шестерней 36.

1364794

Вариатор может приводиться от ва ла двигателя посредством муфты 52 сцепления, вала 53 и шестерни 54, взаимодействующей с зубчатым венцом

9 конической части 8 оси 7.

На промежуточном ведомом валу 55 установлена солнечная шестерня 56, взаимодействующая с основными шестернями 32 потоков.

На промежуточном валу 55 укреплена шлицевая шестерня 57, а хвостовик

58 этого вала размещен в центральном отверстии 14. Второй хвостовик 59 этого вала размещен в центральном отверстии ведомого вала 60.

Втулку 6 и ведомый вал 60 охватывает с возможностью осевого перемещения шлицевая втулка 61, перемещаемая посредством рукоятки 62.

Второе регулировочное приспособление выполнено с манометрической трубчатой пружиной 63, связанной с герметичными полостями 3 и 12 посредством гидромагистрали 64.

Вариатор работает следующим образом.

Вращение от шестерни 54 привода передается посредством венца 9 оси 7 и посредством венца 10 шестерне 29, и соответственно посредством шлицевых валов 25 основным шестерням 32, солнечной шестерне 56 соответственно ведомому валу 60.

При перемещении ролика 22 по шпицевому валу шестерня 29 выходит из зацепления с венцами 4 и 9, и вращение ведомому валу передается уже посредством фрикционной связи ролика 22 с кожухом 1 и конической части 8 оси 7.

Реверсирование вращения осуществляется путем .",осевого перемещения шлицевой втулки 61.

Формула изобретения

Многопоточный фрикционно-зубчатый вариатор, содержащий привод, корпус с центральным отверстием, установленный на корпусе с возможностью вращения конический кожух, выполненный с двумя внутренними зубчатыми венцами, IIpDBblH из которых размещен на большем основании кожуха, ведомый вал, ось, размещенную в центральном отверстии корпуса с возможностью возвратно-поступательного перемещения и соосную ведомому валу, солнечную

50 шестерню, установленную на ведомом валу, кинематически связанные с приводом и ведомым валом промежуточные потоки, каждый из которых включает вал и установленные на нем основную шестерню, предназначенную для взаимодействия с солнечной шестерней, две подпружиненные в осевом направлении шестерни, одна из которых предназначена для периодического взаимодействия с первым внутренним зубчатым венцом, другая — с вторым внутренним зубчатым венцом, два упора, предназначенйые для периодического взаимодействия с соответствующими подпружиненными шестернями, имеющий механизм осевого перемещения и предназначенный для периодического фрикционного взаимодействия с внутренней поверхностью конического кожуха ролик, на одной из торцовых поверхностей которого выполнен кольцевой выступ, предназначенный для периодического взаимодействия с первой подпружиненной шестерней, и механизм реверсирования вращения ведомого вала, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения КПД и надежности путем обеспечения регулирования нажатия ролика в зависимости от передаваемого крутящего мамомента, вариатор снабжен двумя регулировочными приспособлениями, первое из которых включает эксцентрик, предназначенный . для взаимодействия с осью, а второй включает манометрическую трубчатую пружину и гидромагистраль, а в стенке кожуха выполнена герметичная полость, гидравлически связанная с вторым регулировочным приспособлением, ролик выполнен с вторым кольцевым выступом на другой его торцовой поверхности, предназначенным для периодического взаимодействия с вто рой подпружиненной шестерней, ось имеет коническую часть, предназначенную для периодического фрикционного взаимодействия с роликом и имеющую герметичную полость, гидравлически связанную с вторым регулировочным приспособлением и размещенную эквидистантно образующей конуса, тремя наружными зубчатыми венцами, первый из которых размещен на большем осно,вании конической части и предназначен для взаимодействия с приводом, второй размещен на меньшем основании конической части и предназначен для

5 1364794 периодического взаимодействия с вто- венцами и предназначен для периодиРои подпружиненной шестерней, а тре™ ческого взаимодействия с первой подтий размещен между первым и вторым пружиненной шестерней.

1364794

A-М

Составитель А. Жук

Техред Л.Сердюкова

Редактор Г. Гербер

Корректор А. Тяско

Заказ 6553/28 Тираж 784

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно †полиграфическ предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Многопоточный фрикционно-зубчатый вариатор Многопоточный фрикционно-зубчатый вариатор Многопоточный фрикционно-зубчатый вариатор Многопоточный фрикционно-зубчатый вариатор Многопоточный фрикционно-зубчатый вариатор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области приборостроения и предназначено, в частности, для передачи вращения вала через герметичную стенку, разделяющую разнородные среды с различными давлениями, а также редуцирования и плавного изменения передаточного числа, выполнения вычислительных операций или коррекции погрешностей путем перемножения частоты вращения входного вала на необходимые параметры, преобразованные в осевые перемещения элементов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в передачах для изменения скорости ведомого звена, например, в дозаторах или насосах перистальтического действия

Изобретение относится к области механических передач и может быть использовано в качестве элемента трансмиссии в технологическом оборудовании, транспортных, грузоподъемных и сельскохозяйственных машинах. Фрикционный вариатор содержит ведущий (1) и ведомый (2) конусы, прижимаемые пружинами (3) к металлическому промежуточному телу (4). Промежуточное тело (4) имеет возможность перемещаться вдоль поверхностей конусов (4). К конусам (1 и 2) при помощи токосъемных устройств (5) подведено напряжение от источника тока (6). Подчиненная система регулирования состоит из регулятора тока (8), сумматора (9), блока уставки (10) и датчика крутящего момента (11). На регулятор тока (8) поступает сигнал с выхода сумматора (9), на который подается сигнал от блока уставки (10). Сигнал от блока уставки (10) пропорционален заданному крутящему моменту на выходном валу вариатора, а сигнал с датчика крутящего момента (11), в свою очередь, пропорционален действительному крутящему моменту. Обеспечивается уменьшение величины износа ведущего и ведомого конусов и промежуточного тела. 1 ил.
Наверх