Устройство для дистанционной защиты автотрансформатора тяговой сети переменного тока

 

Изобретение относится к электротехнике . Цель изобретения - повышение селективности работы защит. Устройство содержит датчики тока и напряжения, подключаемые к тяговой сети в месте установки автотрансформатора, логические элементы И, ИЛИ, нуль-индикаторы . При коротком замыкании, за счет реализации заданной логики, обеспечивается селективное отключение поврежденного участка контактного (питакяцего) провода тяговой сети. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) (51) 4 Н 02 Н 3/40

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ASTOPCHGMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4090645/24-07 (22) 14.07. 86 (46) 15. 01.88. Бюл. У 2 (71) Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) Б.Е.Дынькин (53) 621.319.925(088.8) (56) Белов В.В. и др. Совершенствование защиты фидеров контактной сети переменного тока. Микроэлектроника в электротяговых устройствах. Труды

ВНИИЖТ, 1982, вып. 650, с. 31-43.

Федосеев А.M. Релейная защита электрических систем. М.: Энергия, 1976, 506 с. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОЙ

ЗАЩИТЫ АВТОТРАНСФОРМАТОРА ТЯГОВОЙ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электротехнике. Цель изобретения — повышение селективности работы защит. Устройство содержит датчики тока инапряжения, подключаемые к тяговой сети в месте установки автотрансформатора, логические элементы И, ИЛИ, нуль-индикаторы. При коротком замыкании, за счет реализации заданной логики, обеспечивается селективное отключение поврежденного участка контактного (питающего) провода тяговой сети. 2 ил.

-1367089

Изобретение относится к релейным защитам -тяговой сети железнодорожного транспорта, а именно к защитам тяговой сети переменного тока с авто5 трансформаторами (система 2 25 кВ) и может быть использовано для защиты тяговой сети переменного тока с постами секционирования и пунктами параллельного соединения без автотрансформаторов (система 25 кВ).

Цель изобретения — повышение селективности работы защит.

На фиг. 1 приведена структурная. схема предлагаемого устройства, на фиг. 2 — варианты короткого замыкания в защищаемой сети.

Устройство для дистанционной защиты автотрансформатора тяговой сети переменного тока содержит первый дат- 20 чик 1 тока и датчик 2 напряжения, подключаемые к защищаемой линии, соединенные с соответствующими входами направленного реле 3 сопротивления, выход которого подключен к входу ре- 2б ле 4 времени с времязадающей RC-цепью, выход реле 4 времени соединен с первыми входами первого 5 и второго

6 логических элементов И, выходы которых подключены к входам соответственно первого 7 и второго 8 исполнительных элементов. К вторым входам первого 5 и второго 6 логических элементов подключены выходы соответственно первого логического элемента

ИЛИ 9 и инвертора 10, Выходы второго

11 и третьего 12 датчиков тока отключаемых секций тяговой сети подключены к входам первого 13, второго 14 и третьего 15 сумматоров. Причем, выход 40 второго датчика 11 тока подключен к первым входам первого 13 и третьего

15 сумматоров и к второму входу второго сумматора 14. Выход третьего датчика 12 тока подключен к первому входу второго сумматора 14 и к вторым входам первого 13 и третьего 15 сумматоров. Выходы первого 13, второго 14 и третьего 15 сумматоров подключены к входам соответственно первого 16, второго 17 и третьего 18 нуль-индикаторов.

Выход первого нуль-индикатора 16 подключен к первым входам первого 9 и второго 19 логических элементов ИЛИ.

Выход второго нуль-индикатора 17 подключен к второму входу второго логического элемента ИЛИ 19. Выход третьего нуль-индикатора 18 подключен к второму входу первого логического элемента ИЛИ 9 и к входу инвертора

10. Выход второго логического элемента ИЛИ 19 через блок 20 управления ключом соединен с управляемым ключом

21. Выход управляемого ключа 21 подключен параллельно резистору 22, включенному последовательно в цепь конденсатора 23 времязадающей цепи реле

4 времени.

На фиг. 2 приняты следующие обозначения: первая 24 и вторая 25 секции тяговой сети; контактный и питающий провода 26 и 27 тяговой сети, точки 28-32 возможных коротких замыканий в защищаемой сети; автотрансформаторы 33, подключаемые к контактному и питающему проводам и средней точкой подключаемые к рельсу 34.

При коротком замыкании на первой секции 24 тяговой сети, вблизи места установки защиты, в точке 28 срабатывают направленное реле 3 сопротивления, первый нуль индикатор 16, остается в несработанном состоянии второй нуль-индикатор 17 и срабатывает третий нуль-индикатор 18. С выхода инвертора 10 сигнал низкого потенциала поступает на второй вход второго логического элемента И 6 и блокирует его. С выхода второго логического элемента ИЛИ 19 сигнал высокого уровня поступает на вход блока 20 управления ключом, который замыкает управляемый ключ 21 и тем самым шунтирует резистор 22 в цепи конденсатора 23 времязадающей цепи реле 4 времени. В результате конденсатор 23 заряжается с другой постоянной времени, при достижении уставки реле 4 времени срабатывает с минимальным временем. Сигнал высокого уровня с выхода реле 4 времени поступает на первые входы первого 5 и второго 6 логических элементов И. При этом на второй вход первого логического элемента И 5 поступает сигнал высокого уровня с выхода пер- вого логического элемента ИЛИ 9. В результате сигнал высокого уровня с выхода первого логического элемента

И 5 поступает на вход первого исполнительного элемента 7 и вызывает его срабатывание.

Второй логический элемент И 6 не срабатывает, так как на его второй вход с выхода нуль-индикатора 18 через инвертор 10 поступает сигнал низкого уровня, соответственно, не сра1367089 батывает второй исполнительный элемент 8.

При коротком замыкании на первой секции 24 тяговой сети вдали от месЭ

5 та установки защиты, в точке 29 срабатывает направленное реле 3 сопротивления, не срабатывают первый 13 и второй 14 нуль-индикаторы. Третий нуль-индикатор 18 срабатывает, и сиг- 10 нал высокого уровня поступает на вход инвертора 10 и второй. вход первого логического элемента ИЛИ 9. Сигнал низкого уровня с выхода инвертора 10 поступает на второй вход второго логического элемента И 6 и блокирует

его. В связи с отсутствием на выходе второго логического элемента ИЛИ 19 сигнала высокого уровня блок 20 управления ключом не срабатывает, и уп- 20 равляемый ключ 21 остается в разомкнутом состоянии. В результате конденсатор 23 времязадающей цепи заряжается с большей постоянной времени и при достижении уставки реле 4 времени 25 срабатывает с максимальным временем.

Время срабатывания реле 4 времени в этом случае больше, чем его время срабатывания при близком коротком замыкании за счет более медленного 30 заряда конденсатора 23 из-за наличия в цепи заряда резистора 22. Сигнал высокого уровня с выхода первого логического элемента ИЛИ 9 поступает на второй вход первого логического элемента И 5, который срабатывает после поступления на его первый вход сигнала высокого уровня от реле 4 времени, и соответственно вызывает срабатывание первого исполнительного 4О элемента 7. Второй логический элемент И 6 не срабатывает, соответственно не срабатывает второй исполнительный элемент 8.

При коротком замыкании на второй 45 секции 25 тяговой сети, вблизи места установки защиты, в точке 30 срабатывает направленное реле 3 сопротивления, не срабатывает первый нуль-индикатор 16„ срабатывает второй нуль-ин- 50 дикатор 17 и не срабатывает третий нуль-индикатор 18. С выхода инвертора t0 сигнал высокого уровня поступает на второй вход вторсго логического элемента И 6. С выхода второ- 5 го логического элемента ИЛИ 19 сигнал высокого уровня поступает на вход блока 20 управления ключом, который замыкает управляемый ключ 21 и тем

/ самым шунтирует резистор 22 в цепи конденсатора 23 времязадающей цепи реле 4 времени. Конденсатор 23 времязадающей цепи заряжается с малой постоянной времени, и реле времени срабатывает с минимальным временем. В связи с отсутствием сигналов высокого уровня на входах первого логичеСкого элемента ИЛИ 9 сигнал низкого уровня поступает на второй вход первого логического элемента И 5 и блокирует его, в результате он не срабатывает и, соотственно, не срабатывает первый исполнительный элемент

7. После срабатывания реле 4 времени сигнал высокого уровня поступает на первый вход второго логического элемента И 6, который срабатывает и вызывает срабатывание второго исполнительного элемента 8.

При коротком замыкании на второй секции 25 тяговой сети, вдали от места установки защиты, в точке 31 срабатывает только направленное реле сопротивления, не срабатывают первый

16, второй 17 и третий 18 нуль-индикаторы. Сигнал высокого уровня с выхода инвертора 10 поступает на второй вход второго логического элемента И 6. В связи с отсутствием на выходе второго логического элемента

ИЛИ 19 сигнала высокого уровня блок

20 управления ключом на срабатывает, и управляемый ключ 21 остается в разомкнутом состоянии.

Конденсатор 23 времязадающей цепи заряжается с большей постоянной времени, и при достижении уставки реле

4 времени срабатывает с максимальным временем. С выхода первого логического элемента ИЛИ 9 сигнал низкого уровня поступает на второй вход первого логического элемента И 5 и блокирует его, в результате чего он не срабатывает и, соответственно, не срабатывает первьп» исполнительный элемент 7. После срабатывания реле 4 времени сигнал высокого уровня поступает на первый вход второго логического элемента И 6, которьп» срабатывает и вызывает срабатывание второго исполнительного элемента 8.

Таким образом осушествляется селективное отключение поврежденной секции тяговой сети с автотрансформаторами.

1367089

Формула изобретения

Устройство для дистанционной защиты автотрансформатора тяговой сети

5 переменного тока, содержащее первый датчик тока и датчик напряжения, подключаемые к защищаемой линии, соединенные с соответствующими входами направленного реле сопротивления, вы- 1О ход которого подключен к входу реле времени с времязадающей цепью, и.исполнительный элемент, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повьппения селективности работы защиты, в устройство дополнительно введены второй и третий датчики тока, подключаемые к защищаемой линии, первый, второй и третий суммаФоры, первый, второй и третий нуль-индикаторы, первый и второй логические элементы И, первый и второй логические элементы ИЛИ, инвертор, блок управления ключом и управляемый ключ, причем выход реле времени соединен с первыми входами Zg первого и второго логических элементов И, выходы которых подключены к входам соответственно первого и второго исполнительных элементов, к вторым входам первого и второго логических элементов И подключены выходы соответственно первого логического элемента ИЛИ и инвертора, выход второго датчика тока подключен к первым входам первого и третьего сумматоров и к второму входу второго сумматора, выход третьего датчика тока подключен к второму входу первого и третьего сумматоров и к первому входу второго сумматора, а выходы первого, второго и третьего сумматоров подключены к входам соответствующих нуль-ипдикаторов, выход первого нуль-индикатора подключен к первым входам первого и второго логических элементов ИЛИ, выход второго нуль-индикатора подключен к второму входу второго логического элемента ИЛИ, выход которого соединен через блок управления ключом с управляемым ключом, выход управляемого ключа соединен с времязадающей цепью реле времени, выход третьего нуль-индикатора подключен к инвертору и к второму входу первого логического элемента ИЛИ.

1367089

>> 78 (p4l& Я

Составитель В.Белов

Редактор Т,Парфенова Техред М.Ходанич Корректор A.Òÿñêî

Заказ 6847/52 Тираж 649 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r.ужгород,ул.Проектная, 4

Устройство для дистанционной защиты автотрансформатора тяговой сети переменного тока Устройство для дистанционной защиты автотрансформатора тяговой сети переменного тока Устройство для дистанционной защиты автотрансформатора тяговой сети переменного тока Устройство для дистанционной защиты автотрансформатора тяговой сети переменного тока Устройство для дистанционной защиты автотрансформатора тяговой сети переменного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, а именно к релейной защите, и предназначено для направленных защит высоковольтных линий электропередачи

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите

Изобретение относится к электротехнике , в частности к дистанционным защитам линий от коротких замыканий

Изобретение относится к электротехнике , а именно к релейной за1тите и автоматике энергосистем

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах

Изобретение относится к электроэнергетике, а именно к релейной защите линий электропередач от несимметричных коротких замыканий

Изобретение относится к релейной защите и может применяться, в частности, для дистанционной быстродействующей защиты линий электропередач

Изобретение относится к релейной защите и автоматике электрических систем и повышает адаптируемость дистанционной защиты и локаторов повреждений к нагрузочному режиму линии электропередачи, предшествовавшему короткому замыканию

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к релейной защите электических сетей, к классу реле сопротивления, в которых отдельно определяется величина сопротивления и его угол

Изобретение относится к электротехнике и электроэнергетике и может быть использовано для линий электропередачи, генераторов, трансформаторов и тому подобное

Изобретение относится к релейной защите и автоматике электрических систем

Изобретение относится к электрической защите энергосистемы, а именно к способу электрической защиты линии электропередачи (ЛЭП) на дистанционном принципе действия

Изобретение относится к электротехнике и электроэнергетике, конкретно к релейной защите, и может быть применено вне зависимости от состава информационной базы защиты и вида энергообъектов

Изобретение относится к области электротехники и электроэнергетики и связано с обучением релейной защиты
Наверх