Привод вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение позволяет повысить экономичность двигателя путем включения и выключения вентилятора и разгрузки гидронасоса при отключении вентилятора. Двухпозиционный гидрораспределитель 15 привода выполнен в виде цилиндрического корпуса 16 и плунжеров 17 и 18, расположенных на общем штоке 19. Плунжерами в корпусе отделяются торцовые полости 20 и 21 и центральная полость 22. Полости 20

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) ш 4 F 0 1 P 7 / 08 5 / 04

4 »

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ь (21) 3985827/25-60

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (22) 03.12.85 (46) 23.01.88. Бюл. Р 3 (71) Московский автомеханический институт (72) Б.Б.Некрасов, В.К.Соковиков, В.Г.Макарихин и А.В.Лепешкин (53) 621.43-712.8(088.8) (56) Системы автоматического регулирования теплового состояния двигателей: Обзор. Сер. "Тракторы, самоходные шасси и двигатели". — M., ЦНИИТЭИТракторосельхоэмаш, 1972. (54) ПРИВОД ВЕНТИЛЯТОРА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить экономичность двигателя путем включения и выключения вентилятора и pasгрузки гцдронасоса при отключении вентилятора. Двухпозиционный гидрораспределитель 15 привода выполнен в виде цилиндрического корпуса 16 и плунжеров 17 и 18, расположенных на общем штоке 19. Плунжерами в корпусе отделяются торцовые полости 20 и 21 и центральная полость 22. Полости 20

1368456, и 21 подключены к патрубкам 11 и 12 отвода внешних объемов 28 и 29 управляющего гидрораспределителя 7. Полость 22 подключена к заклапанной по. лости 24 дифференциального клапана

23. Предклапанная полость 25 последнего подключена к магистрали 6 слива жидкости из напорной магистрали 5.

: Привод работает в релейном режиме с зоной нечувствительности по ходу плунжера управляющего гидрораспределителя 7. Этот режим работы привода обеспечивает разгрузку гидронасоса

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, в частности к системам охлаждения ! ,,:двигателей внутреннего сгорания тяжелых транспортных машин.

Цель изобретения — повышение экономичности путем включения и выключения вентилятора и разгрузки гидронасоса при отключении вентилятора.

На чертеже представлена схема привода вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннеro сгорания.

Привод вентилятора системы охлаждения двигателя 1 внутреннего сгорания содержит гидронасос 2, связанный с валом двигателя 1, гндромотор 3, связанный с вентилятором 4 и подключенный к напорной магистрали 5 гидронасоса 2, магистраль 6 слива жидкости из напорной магистрали 5 гидронасоса

2, управляющий гидрораспределитель 7 с впускным отверстием 8, двумя сливными отверстиями 9 и 10, двумя патрубками 11 и 12 отвода жидкости н перемещающимся в корпусе 13 подпружиненным плунжером 14, двухпозиционный гидрораспределитель 15, выполненный в виде цилиндрического корпуса 16 и двух плунжеров 17 и 18, расположенных на общем штоке 19 и отделяющих в корпусе 16 две торцовые 20 и ?1 и одну центральную 22 полости, и дифференциальный клапан 23 с закла панной 24 и предклапанной 25 полостями. Плунжер 14 управляющего гидро:распределителя 7 выполнен в виде

2 в заданном диапазоне т-р двигателя 1 от t„„„до t„„„, что высвобождает мощность двигателя, идущего на привод вентилятора 4 в этом диапазоне, и значительно снижает затраты на охлаждение. Это обеспечивается тем, что гидрораспределитель 15 удерживает клапан 23 в одном из двух положений до тех пор, пока плунжер 14 гидрораспределителя 7 не пройдет зону нечувствительности, определяемую расстоянием между регулировочными кромками поясков 26 и 27 плунжера 14. 1 ил. двух поясков 26 и 27, каждый из которых выполнен с двумя регулировочными кромками, разделяющими внутреннюю полость управляющего гидрораспределителя 7 на два внешних 28 и 29 и один . внутренний 30 объемы. В каждом внешнем объеме вдоль образующей расположены патрубок 11 отвода жидкости и сливное отверстие 9 для внешнего объ10 ема 28 и патрубок 12 и сливное отверстие 10 для внешнего объема 29, а впускное отверстие 8 сообщено с внутренним объемом 30 управляющего гидро16 распределителя 7. Торцовые полости

20 и 21 двухпозиционного гидрораспределителя 15 подключены соответственно к патрубкам 11 и 12 отвода жидко сти из управляющего гндрораспредели2О теля 7. Центральная полость 22 двухпозиционного гидрораспределителн 15 подключена к заклапанной полости 24 дифференциального клапана 23 и сообщена перекрываемым плунжером 17 со слнвным каналом 31, а предклапанная полость 25 дифференциального клапана

23 подключена к магистрали 6 слива жидкости из напорной магистрали 5, Датчик 32 температуры охлаждающей жидкости установлен в контур системы охлаждения двигателя 1 и соединен с плунжером 14 управляющего гидрораспределителя 7, Привод работает следующим образом.

Датчик 32 температуры, выполненный, например, в виде термосилово-о

1368456 датчика с поршнем, перемещающимся пропорционально изменению температуры, установлен в блоке двигателя 1 и перемещает плунжер 14 управляющего гидрораспределителя 7. При температуре двигателя 1, соответствующей нижнему пределу заданного диапазона температур, термочувствительное вещество, например парафин с включени- 10 ем медного порошка, в датчике 32 температуры уменьшает свой объем и плунжер 14 за счет пружины смещается вправо. При этом напорная магистраль

5 через магистраль 6 слива жидкости 15 и управляющий гидрораспределитель 7 соединяется с торцовой полостью 21 двухпозиционного гидрораспределителя

15, а его вторая торцовая полость

20 соединяется со сливным каналом 31, 20 после чего плунжеры двухпозиционного распределителя 15 перемещаются влево и соединяют заклапанную полость 24 дифференциального клапана 23 со сливным каналом 31. При этом давление в заклапанной полости 24 уменьшается и давление магистрали 6 слива, преодолевая силу пружины дифференциального клапана 23, поднимает его, разгружая гидронасос 2 на слив. Гидромотор 30

3, приводящий в движение вентилятор

4 системы охлаждения двигателя 1, останавливается, После этого температура двигателя 1 начинает возрастать, термочувствительное вещество в датчи- З5 ке 32 температуры увеличивает свой объем, перемещая плунжер 14 управляющего гидрораспределителя 7 влево. При достижении температурой двигателя 1 верхнего допустимого предела заданно- 40

ro диапазона управляющий гидрораспределитель 7 соединяет правую торцовую полость 21 двухпозиционного гидФ рораспределителя 15 с сливным отверстием 10, а левую — с впускным отвер- 45 стием 8 управляющего гидрораспределителя, вследствие чего плунжеры 17 и 18 двухпозицинного гидрораспределителя 15 сдвигаются вправо и перекрывают сливной канал 31 от заклапанной полости 24, после чего дифференциальный клапан 23 закрывается, слив прекращается и весь поток жидкости направляется на гидромотор 3.

Особенностью привода является то, что он работает в релейном .режиме с зоной нечувствительности по ходу плунжера управляющего гидрораспределителя 7. Этот режим работы привода обеспечивает разгрузку гидронасоса 2 в заданном диапазоне температур двио о гателя 1 от г.„„„до t„... что высвобождает мощность двигателя 1, идущую на привод вентилятора 4 в этом диапазоне, и значительно снижает затраты на охлаждение. Это обеспечивается тем, что в привод введен двухпозиционный гидрораспределитель 15, кото-, рый удерживает дифференциальный клапан 23 в одном из двух положений (открыто, закрыто} до тех пор, пока плунжер 14 управляющего гидрораспределителя 7 не пройдет зону нечувствительности, определяемую расстоянием между регулировочными кромками поясков 26 и 27 плунжера 14 управляющего гидрораспределителя 7.

Такой режим работы привода позволяет уменьшить затраты мощности на охлаждения в диапазоне температур от до й, „„, равном 5-6 С и больше, причем с увеличением этого диапазона эффективность привода возрастает, Формул а из о бр е т е н ия

Привод вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащий гидронасос, связанный с валом двигателя, гидромотор, связанный с вентилятором и подключенный к напорной магистрали гидронасоса, магистраль слива жидкости из напорной магистрали гидронасоса и установленный в ней управляющий гидрораспределитель с впускным и сливным отверстиями в корпусе и перемещающимся в корпусе подпружиненным плунжером, датчик температуры охлаждающей жидкости, соединенный с плунжером управляющего гидрораспределителя, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения экономичности, привод дополнительно снабжен двухпозиционным гидрораспределителем в виде цилиндрического корпуса и двух плунжеров, расположенных на общем штоке и отделяющих в корпусе две торцовые и одну центральную полости, и дифференциальным клапаном с заклапанной и предклапанной полостями, а управляющий гидрораспределитель дополнительно снабжен двумя патрубками отвода жидкости и дополнительным сливным отверстием, его плунжер выполнен в виде двух поясков, каждый из которых выполнен с двумя

13б8456 е

Составитель Л.Черный

Редактор И.Николайчук Техред Л.Олийнык

Корректор Л. Патай

Заказ 229/30 Тираж 492 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж"35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

1 регулировочными кромками, распределяющими внутреннюю полость управляющего гидрораспределителя на три объема, . два внешних и один внутренний, причем ,, в каждом внешнем объеме вдоль образу-! ющей расположены патрубок отвода жид! кости и сливное отверстие, а впускное отверстие сообщено с внутренним объеt мом, торцовые полости двухпозиционноI го гидрораспределителя подключены к патрубкам отвода жидкости из управляющего гидрораспределителя, центральБ ная полость двухпозиционного гидрораспределителя сообщена с заклапанной полостью дифференциального клапана, а предклапанная полость последнего подключена к магистрали слива жидкос10 ти из напорной магистрали,

Привод вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания Привод вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания Привод вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания Привод вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет повысить эффективность охлаждения путем увеличения расхода воздуха и оптимального его распределения по поверхности радиатора

Изобретение относится к области транспортного двигателестроения, в частности к системам охлаждения

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для принудительного воздушного охлаждения блоков пуско-тормозных резисторов (БПТР) электровоза с коллекторными тяговыми электродвигателями (ТЭД), работающими от высоковольтной контактной сети постоянного тока с напряжением 3000 В

Изобретение относится к системам автоматического регулирования теплового состояния двигателя
Наверх