Устройство для соединения ступицы с концом вала

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для передачи крутящего момента между валом и колесом, установленным на его конце. Целью изобретения является повьшение надежности крепления ступицы на конце вала малого диаметра и упрощение конструкции. Передача крутящего момента обеспечивается шпонкой (Ш) 7, установленной в совмещенных торцовых пазах 2 и 5 вала 1 и ступицы 4. Ш 7 выполнена с хвостовиком 8 для ее центрирования, размещенным в отверстии гайки (Г) 6, осуществляющей осевой поджим ступицы к валу. Упругие части 3 вала I, разведенные в свободном состоянии, СТО порят Г 6, а также облегчают установку Ш 7 . Выступы 10 на упругих лепестках 9 хвостовика 8, взаимодействуя со свободным торцом Г 6, облегчают демонтаж Ш 7. Клиновые поверхности 11, выполненные на боковых поверхностях концевых участков лепестков 9, взаимодействуя с упругими частями 3, дополнительно стопорят Г 6 и осуществляют поджим Ш 7 к торцовой поверхности Г 6. Цель достигается за счет то- g го, что передача крутящего момента и стопорение гайки осуществляется ff одним элементом - Ш 7 без применения дополнительных средств. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4032106/25-27 (22) 04.02.86 (46) 23.01.88. Бюл. Р 3 (72) И. В. Копкарев (53) 621.825(088 ° 8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 513181, кл, F 16 D 1/08, 1974. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ СТУПИЦЫ С КОНЦОМ ВАЛА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для передачи крутящего момента между валом и колесом, установленным на его конце. Целью изобретения является повышение надежности крепления ступицы на конце вала малого диаметра и упрощение конструкции.

Передача крутящего момента обеспечи« вается шпонкой (Ш) 7, установленной в совмещенных торцовых пазах 2 и 5 вала 1 и ступицы 4. Ш 7 выполнена с

ÄÄSUÄÄ 1368510 А 1 (1) 4 F 16 В 3/06 Р 16 D 1/04 хвостовиком 8 для ее центрирования, размещенным в отверстии гайки (Г) 6, осуществляющей осевой поджим ступицы к валу. Упругие части 3 вала 1, разведенные в свободном состоянии, сто порят Г 6, а также облегчают установку Ш 7. Выступы 1О на упругих лепестках 9 хвостовика 8, взаимодействуя со свободным торцом Г 6, облегчают демонтаж Ш 7. Клиновые поверхности

11, выполненные на боковых поверхностях концевых участков лепестков 9, взаимодействуя с упругими частями 3, дополнительно стопорят Г 6 и осуществляют поджим Ш 7 к торцовой поверхности Г 6, Цель достигается за счет того что передача крутящего момента и стопорение гайки осуществляется одним элементом — Ш 7 беэ применения дополнительных средств. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.

1368510

Изобретение относится к машиностроению.и может быть использовано в устройствах для передачи крутящего момента между валом и колесом, установленным на его конце.

Цель изобретения — повышение надежности при креплении ступицы на конце вала малого диаметра и упроще,ние конструкции. 10

На фиг. 1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — то же, вид сбоку; на фиг. 4 — устройство со шпонкой, хвостовик которой выполнен с упругими лепестками, снабженными радиально направленными выступами и клиновыми поверхностями; на фиг, 5 — вид А на фиг. 4> на фиг. 6 - вариант выполнения клиновой поверхности. 20

Устройство содержит вал 1 с торцовым шпоночным пазом 2, делящим резьбовой конец вала на упругие час ти 3, разведенные в свободном состояступицу 4 прикрепляемой детали, 25 например, зубчатого колеса с торцовым шпоночным пазом 5, совмещенным с па зом 2, насаженную на центрирующий участок вала 1 и поджатую гайкой 6 к упорному бурту последнего, и торцо- ЗО ! вую шпонку 7, установленную в указанных пазах, с центрирующим хвостовиком 8, размещенным в реэьбовом отверстии гайки 6 и пазу вала 1, Хвостовик

8 шпонки.7 может быть выполнен с упругими лепестками 9, радиально разведенными в свободном состоянии от оси вала, с выступами 10, взаимодействующими со свободным торцом гайки 6.

На периферийных участках выступов 10 4п может быть выполнена резьба„ идентич. ная резьбе гайки 6. На боковых поверхностях концов лепестков 9 могут ( быть выполнены клиновые поверхности

11, которые также могут быть образованы отогнутыми концевыми участками упругих элементов 9. При этом отогну" тые концевые участки могут быть выполнены упругими.

Устройство собирается и работает следующим образом.

Ступица 4 насаживается на центрирующий участок вала 1 и после совмещения торцовых пазов 2 и 5 в последние вводится торцовая шпонка 7, обе= спечивая передачу крутящего момента между валом и ступицей. При этом расширение паза 2 к торцу вала 1, обраэованное разведением п.ружинящих частей 3, облегчает прохождение шпонкой

7 нерабочих участков паза 2 и достижение конечного положения, Гайка 6, преодолевая сопротивление упругих частей 3, навинчивается на резьбовой конец вала 1, и, войдя в контакт с торцом ступицы 4, поджимает послед" нюю к упорному элементу вала. Шпонка

7 при этом размещается между торцовой поверхностью гайки и дном паза

5 ступицы с минимальным зазором, обеспечиваемым размерными допусками, а хвостовик 8 шпонки располагается с минимальным гарантированным зазором в отверстии гайки 6, чем достигается симметричное относительно оси вала положение шпонки 7 и исключается самовыпадение последней при ослаб-лении натяга по ее боковым граням.

Упругие части 3, стремясь возвратиться в исходное положение, вызывают радиальный натяг в резьбе, что обеспечивает стопорение гайки 6 на валу 1.

Демонтаж устройства производится в обратном порядке Для облегчения извлечения шпонки 7, особенно при выполнении паза 5 глухим относительно наружной поверхности ступицы 4, хвостовик 8 шпонки выполняется с упругими лепестками 9, которые выступами 10, заскакивая на свободный торец гайки 6, при свинчивании последней с вала, обеспечивают осевое перемещение шпонки,из паза 5 вслед за гайкой и разборку соединения. Для увеличения полезной площади контакта выступов 10 с торцом гайки и для облегчения сборки последней со шпонкой

7 на периферийных участках указанных выступов выполняется резьба, идентичная резьбе гайки. При сведении лепестков 9 гайка 6 навинчивается на выступы 10 и после выхода иэ контакта резьбовых поверхностей выступы заскакивают íа свобоцный торец гайки. Елиновые поверхности 11., выпол/ ненные на боковых поверхностях концевых участков лепестков 9, в завершающей фазе поджима гайки к ступице вступают в контакт с боковыми погерхностями паза 2 и шпонка 7 в завершающий момент описываемого поджима оказывается прижатой к рабочему торцу гайки, что устраняет осевые перемещения шпанки при ослаблении натяга по боковым ".pàíà шпоночного

3 1368 соединения и появление вибраций при работе устройства, а также усиливает стопорящий эффект дополнительным разжимом упругих частей 3 клиновыми

5 поверхностями I l . .Клиновые поверхности могут быть образованы отогнутыми концевыми участками лепестков 9, выполнение которых упругими позволяет за счет изгиба последних скомпенси- 10 ровать неточности изготовления продольных размеров элементов конца вала и хвостовика шпонки ответственных за создание необходимой величины деформации пружинящих частей 3 клиновы- 15 ми поверхностями 11.

Применение предлагаемого устройства позволит производить надежное соединение вала малого диаметра с деталью типа колеса со ступицей малой 20 толщины без применения дополнительных стопорных устройств. формула изобретения

1. Устройство для соединения ступицы с концом вала, содержащее вал с упорным элементом, торцовую шпонку, установленную в совмещенных пазах вала и ступицы, и крепежный резьбо- З0 вой элемент, выполненный в виде центральной гайки и установленный на конце вала с возможностью контактирования со шпонкой и торцовой поверхностью ступицы, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения надежности крепления ступицы на конце вала малого диаметра и упрощения з

510 констр укции, шпонка р асположена между взаимообращенными торцовыми поверхностями гайки и паза ступицы и выполнена с центрирующим хвостовиком, размещенным в отверстии гайки и пазу вала, а образованные пазом части вала выполнены упругими и радиально разведены в свободном состоянии.

2. Устройство по п. !, о т л ич а ю щ е е с я тем, что хвостовик шпонки выполнен с упругими лепестками, радиально разведенными в свободном состоянии от оси вала и снабжен ными радиально направленными выступами, расположенными с возможностью контактирования со свободным торцом гайки.

3. Устройство по п. 2, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что на периферийных участках выступов выполнена резьба, идентичная резьбе гайки.

4. Устройство по пп. 2 и 3, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что.концы упругих лепестков выполнены в виде клиновых поверхностей, расположенных с возможностью контактирования со стенками паза вала.

5 ° Устроиство по и е 4 у о T л и ч а ю щ е е с я тем, что клиновые поверхности образованы отогнутыми концевыми участками упругих элементов.

6. Устройство по п. 5, о т л ич а ю щ е е с я тем, что отогнутые концевые участки лепестков выполнены упругими.

1368510

Составитель В. Иванов едактор В. Бугренкова Текред A.КРавчук Корректор М, Щароши

Заказ 259/32

Тираж 757 Подписное

ВНИИПИ Государственного комигета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул.. 11роектная, 4

Устройство для соединения ступицы с концом вала Устройство для соединения ступицы с концом вала Устройство для соединения ступицы с концом вала Устройство для соединения ступицы с концом вала 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения валов двух механизмов, требующих частого разъединения

Муфта // 1222923

Муфта // 1206521

Изобретение относится к машиностроению , в частности к соединениям, передающим вращающий момент

Изобретение относится к отрасли приборостроения

Муфта // 2193465
Изобретение относится к прокатному оборудованию, но может быть использовано и в других отраслях промышленности, где требуется передача значительных крутящих моментов и частая разборка соединяемых валов и где при наличии зазоров в соединяемых деталях могут возникать значительные динамические нагрузки

Изобретение относится к соединению вала
Наверх