Бесступенчатая коробка передач

 

Изобретение относится к автомолибестроению. Цель изобретения - повышение эффективности путем увеличения КПД на низшей и заднего хода передачах и снижение весовых показателей . Бесступенчатая коробка передач состоит из конуса 1, выполненного со съемным элементом 2 с рабочей поверхностью 3. Основание корпуса 1 оканчивается наружным зубчатым венцом 4, а его вершина - солнечной шестерней 5 и выходным валом 6, на котором выполнены шлицевое кольцо 7 и J9H Фие. f гнездо 8. Конусный барабан 9 выполнен с рабочим элементом 10 с рабочей поверхностью 11 и кольцевой опорной поверхностью, а внутри него выполнены наружный зубчатьЕЙ венец 13, а также цилиндрический отросток 14 с шлицами 15. На шлицевой вал 16 насажены шестерня 17 первой передачи и подпружиненная шестерня 18 прямой передачи. Ролик 19 выполнен с рабочим элементом и передним и задним кольцевыми выступами 20 и кольцевой выточкой 21. Левый конец шлицевого вала 16 оканчивается шлицевым отростком 22 и на него насажена шестерня 23 заднего хода. Передний конец шлицевого вала 16 оканчивается шестерней 24 н опорными гайками 25. В радиальных торцах крышки 26 выполнены цилиндрические гнезда с пазами, взаимодействующими с опорными шейками 25. 3 з.п. ф-лы, 9 ил. 17 г /L с (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„136992 (51) 4 В 60 К 17/04 gfpp ьщыъq g g

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4035704/27-11 (22) 07.03.86 (46) 30,01.88, Бюл. и 4 (75) А.З, Султанов (53) 629.113(088.8) (56) Патент Германии N- 189065, кл. 63с9, 1907 ° (54) БЕССТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к автомолибестроению. Цель изобретения — повьппение эффективности путем увеличения КПД на низшей и заднего хода передачах и снижение весовых показателей. Бесступенчатая коробка передач состоит из конуса 1, выполненного со съемным элементом 2 с рабочей поверхностью 3. Основание корпуса 1 оканчивается наружным зубчатым венцом 4, а его вершина — солнечной шестерней 5 и выходным валом 6, на котором выполнены шлицевое кольцо 7 и гнездо 8. Конусный барабан 9 выполнен с рабочим элементом 10 с рабочей поверхностью 11 и кольцевой опорной поверхностью, а внутри него выполнены наружный зубчатый венец 13, а также цилиндрический отросток 14 с шлицами 15. На шлицевой вал 16 насажены шестерня 17 первой передачи и подпружиненная шестерня 18 прямой передачи.

Ролик 19 выполнен с рабочим элементом и передним и задним кольцевыми выступами 20 и кольцевой выточкой 21, Левый конец шлицевого вала 16 оканчивается шлицевым отростком 22 и на него насажена шестерня 23 заднего хода. Передний конец шлицевого нала

16 оканчивается шестерней 24 и опорными гайками 25. В радиальных торцах крышки 26 выполнены цилиндрические гнезда с пазами, взаимодействующими с опорными шейками 25, 3 з.п, ф-лы, 9 ил.! 369928

Изобретение относится к автомобилестроению, тракторостроению, маши— ностроению, т ° е, где требуется передача переменного момента и частоты вращения от ведущего вала к. выходному валу.

Целью изобретения является повышение эффективности, путем увеличения

КПД на низшей и заднего хода передачах и снижение весовых показателей.

На фиг. 1 представлена бесступенчатая коробка передач, продольный разрез; на фиг. 2 — узел прижатия конусного барабана; на фиг. 3 — сечение А-А на фиг, 1 (конусный барабан со съемным элементом); на фиг. 4 узел одного потока со стяжным болтом; на фиг. 5 — плоскость размещения шестерни первичного вала с шестернями потоков; на фиг, 6 — узел равномерного движения роликов (конечное положение ролика); на фиг. 7 — то же, начальное положение ролика; на фиг.8узел равномерного движения в сборе; на фиг. 9 — то же, вид сбоку.

Бесступенчатая коробка передач состоит из корпуса 1, выполненного со съемным элементом 2 с рабочей поверхностью 3. Поверхность конуса (фиг. 3) выполнена со шлицами зходящими в шлицы съемного элемента 2.

Ширина а и высота Ь шлица, боковые зазоры е и радиальный зазор е,, толщина е съемного элемента 2 выпол2 няются в зависимости от мощности назначения коробки. Основание конуса

1 оканчивается наружным зубчатым венцом 4, а его вершина оканчивается солнечной шестерней 5 и выходным валом 6, на котором выполнены шлицевое кольцо 7 и гнездо 8. Конусный барабан 9 выполнен с рабочим элементом

10 с рабочей поверхностью 11 и кольцевой опорной поверхностью 12, а внутри него выполнен наружный зубчатый венец 13, имеется цилиндрический отросток 14, выполненный с шлицами

15. На шлицевой вал 16 насажены шестерня 17 первой передачи и подпружиненная шестреня 18 прямой передачи.

Ролик 19 выполнен с рабочим элементом как конус 1 и с передним и задним кольцевыми выступами 20 и кольцевой выточкой 21, Левый конец шлицевого вала 16 оканчивается шлицевым отростком 22 и на него насажена шестерня 23 заднего хода. Передний конец шлицевого вала 16 оканчивается шес5 !

О ! г

55 терней 24, опорными шейками 25. В радиальных торцах крышки 26 выполнены цилиндрические гнезда с пазами, взаимодействующими с опорными шейками 25 (фиг. 4). B цилиндрические гнезда ставятся подпружиненные цилиндрические втулки 27 с отверстиями, взаимодействующими с опорными шейками 25. Цилиндрические гнезда закрываются крышками. Крышки 26 жестко закрепляются стяжными болтами 28, проходящими между роликами 19 и шестернями 24, 17 и 18.

Гидравлический цилиндр 29 имеет поршень 30 со штоком 31, на конце которого крепится вилка 32, входящая в кольцевую выточку 21 ролика 19. На левом конце первичного вала 33 крепят» ся солнечная шестерня 34 и сцепление

35. На отросток 14 (фиг. 2) надета вилка 36, оканчивающаяся ручкой (вилка вращается вокруг оси О, фиг. 2) и имеющая зксцентрик 37.

Узел заднего хода содержит муфту

38 со шлицами, насаженную на выходной вал 6, оканчивающуюся трубкой, Между правым концом трубки и шестерней 23 заднего хода имеется зазор. Вырез ручки 39 входит со скользящей посадкой в кольцевой выступ муфты 38, Картер 40 с направляющей трубкой 41 размещен на валу 33.

Коробка имеет четыре ролика 19 работающих около 30 времени при ускоренном движении автомобиля (за минусом работы шестерни 17 зубчатого венца 4), а шестерни 17 и 18 первой и прямой передач работают около 30 времени и около 40 времени автомобиль движется накатом и торможением.

Узел синхронизации содержит ушко

42 с отверстием, соединительный болт

43, тягу 44 с плоскими концами, в которых выполнены отверстия (фиг. 8), крестовину 45, трубку 46.

Ушко 42 с пазами крепится на вилке 32 и на конце крестовины 45, размещенной на трубке 46.

Коробка передач работает следующим образом.

До начала работы посредством механизма осевого перемещения ролики

19 шлицевых валов 16, воздействуя на подпружиненные шестерни 17 своими кольцевыми выступами 20, вводят их в зацепление с наружным зубчатым венцом 4 конуса 1, выполненного со съемным элементом 2. Затем конус 1 по1369928 ку. средством солнечной шестерни 34 привода, взаимодействующей с шестернями 24 шлицевых валов 16, приводится во вращение, которое через наружный зубчатый венец 4, шестерни 17 передается выходному валу 6. Затем ролики 19 шлицевых валов 16 потоков при помощи механизма их осевого перемещения двигаются вдоль шлицевых валов 1ð

16 потоков и вступают во взаимодействие с рабочими поверхностями 3 и 11 съемных элементов 2 и 10 конуса 1 и конусного барабана 9. При этом шестерни 17 посредством пружин выво- 15 дятся из зацепления с наружным зубчатым венцом 4. Прижатие роликов 19 к съемному элементу 2 конуса 1 осуществляется съемным элементом 10 конусного барабана 9 за счет осевого пе- 2р ремещения конусного барабана эксцентриком 37.

При дальнейшем перемещении роликов

19 вдоль шлицевьгх валов, кольцевые выступы 20 роликов 19 вступают во 25 взаимодействие с подпружиненными шестернями 18, которые вводятся в зацепление с солнечной шестерней 5 выходного вала 6. В это время ролики

19 выходят из фрикционного зацепле- 30 ния с рабочими поверхностями 3 и 1 1 съемных элементов 2 и 10, а крутящий момент на выходной вал 6 передается непосредственно солнечной шестерней

5, зацепленной с шестернями 18, При необходимости изменения направления вращения выходного вала 6 посредством муфты 38 вводят в зацепление с внутренними шлицами муфты 38 шлицы 15 цилиндрического отростка 14 40 конусного барабана 9 и шлицы кольца 7 выходного вала 6, а конец трубки муфты 38 вводит в зацепление подпружиненные шестрени 26 с зубчатым венцом 13 конусного барабана 9. Тогда крутя- 45 щий момент передается от шестерни 34 привода через шестерни 24, шлицевые валы 16, зубчатый венец 13, конусный барабан 9, цилиндрический отросток

14, его шлицы 15 и шлицы муфты 38, шлицевое кольцо 7 к выходному валу 6. формула изобретения

1, Бесступенчатая коробка передач, содержащая установленные в корпусе входной вал, соосно ему размещенный выходной вал, по крайней мере один фрикционный ролик, установленный с возможностью осевого перемещения и введенный в контакт с внешней поверхностью конусного барабана прижимным устройством, по крайней мере один промежуточный вал с шестерней, зацепленной с шестерней выходного вала, механизм заднего хода, муфты сцепления и систему управ. пения, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности путем увеличения КПД на низшей и заднего хода передачах и снижения весовых показателей, она снабжена дополнительными парами шестерен постоянного зацепления, ведуая одной пары из которых установлена на входном валу, а ведомая закреплена на промежуточном валу, на котором с возможностью осевого перемещения установлена подпружиненная ведущая шестерня другой пары шестерен постоянного зацепления, зацепленная с ведомой шестерней, смонтированной на конусном барабане со .стороны его основания, при этом конусный барабан размещен между входным и выходным валами и выполнен заодно с выходным валом, а указанный ролик

Расположен на шпицах на установленном параллельно образующей конусного барабана промежуточном валу, 2, Коробка передач по п.1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что внешние поверхности конусного барабана и ролика выполнены съемными.

3, Коробка передач по п.1, о т— л и ч а ю щ а я с я тем, что прижимное устройство выполнено в виде полого конуса с внутренней рабочей поверхностью, охватывающего ролики с контактом рабочих поверхностей, и кулачкового механизма для прижима внутренней поверхности конуса к роли4. Коробка передач по п.1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что система управления включает в себя но числу роликов тяги, одними концами связанные с вилками, размещенными н пазах роликов, а другими — шарнирно с осями крестовины, свободно уст;шовленной на входном валу.

1369928

1369928 д иг У

Составитель С. Белоусько

Редактор Л. Повхан Техред А.Кравчук Корректор А. Ильин

Заказ 348/13 Тираж 558 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-.35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Бесступенчатая коробка передач Бесступенчатая коробка передач Бесступенчатая коробка передач Бесступенчатая коробка передач Бесступенчатая коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к ведуш,им мостам транспортных, строительных и дорожных машин, преимуш.ественно к автогрейдерам

Изобретение относится к мотор-редукторам (МР) приводов колес транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве бесступенчатой трансмиссии электромобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается создания трансмиссий транспортных машин высокой проходимости

Изобретение относится к балансирным тележкам колесных транспортных средств, используемых в лесной промышленности

Изобретение относится к области автомобильного машиностроения, а именно к конструктивным особенностям компоновочной схемы трансмиссии автомобиля

Изобретение относится к области автомобильного машиностроения

Изобретение относится к сельскохозяйственному трактору, главным образом для внедорожного применения

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано в конструкции транспортных средств, предназначенных для движения как по ровной, так и по неровной поверхности
Наверх