Многополюсная электрическая машина постоянного тока

 

Изобретение относится к области электромтаиностроения. Целью изобретения является повышение технико-экономических показателей. Электрическая машина содержит индуктор 1 с полюсами 2 чередующейся полярности, якорь 3 с неперекрещивающейся обмоткой , состоящей из спирально навитых секций 4, подсоединенных к равномерно распределенным по окружности пластинам 5 коллектора 6. Щеточно-коллекторный узел состоит из траверсы 7 и щеток 8,9 Дополнительно установлена траверса 10, сочлененная с валом 11 через подшипники 12. На траверсе 10 установлены пара диаметрально размещенных гцеток 13,14, контактирующих с коллекторными пластинами 5, и (

СОЮЗ СОБЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) 111) (б1) 1 Н 02 К 23/54 т

А Ы1:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4091573/24-07 (22) 14.07.86 (46) 15.02.88. Бюл.№ 6 (71) Львовский политехнический институт им. Ленинского комсомола (72) В.Д.Завгородний, M.Â.×åðåïàíÿê и Ю.И.Чучман (53) 621.313.2(088.8) (56) Патент СИА - 4315178, кл. 310-154, 1982.

Авторское свидетельство СССР

¹ 1175004, кл. Н 02 К 13/14, 1983. (54) МНОГОПО1ДОСНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ

МАШИНА ПОСТОЯННОГО ТОКА (5/) Изооретение относится к области электромашиностроения. Целью изобре4 тения является повышение технико-экономических показателей. Электрическая машина содержит индуктор 1 с полюсами 2 чередующейся полярности, якорь 3 с неперекрещивающейся обмоткой, состоящей из спирально навитых секций 4, подсоединенных к равномерно распределенным по окружности пластинам 5 коллектора 6. Щеточно-коллекторный узел состоит из траверсы 7 и щеток 8,9. Дополнительно установлена траверса 10, сочлененная с валом 11 через подшипники !2. На траверсе 10 установлены пара диаметрально размещенных щеток 13,14, контактирующих с коллекторными пластинами 5, и

1374355 пара контактных колец 15,16, контактирующих со щетками 8,9, установленными на индукторе 1. На второй траверсе установлена шестерня 17 с числом зубьев к,. На индукторе I соосно шестерне 17 расположена шестерня 18 с числом зубьев к . На якоре 3 в дополнительных подшипниках 19 параллельно оси вала 1.1 установлен вал,цс 20, на концах котоРого жес":ко закреплены две шестерни 21, 22 с числом зубьев z и z+ соответственно. !!!естерня 21 сцеплена с шестерней 17, а шестерня

22 — с шестерней 18. Такое выполнение позволяет увеличить число пар полвсон индуктора и число сек ций обмотки якоря. 4 ил., 1 табл.

Изобретение относится к электромашиностроенив и может быть использовано в моментных двигателях постоянного тока инфранйзких частот вращения с повышенными требованиями по обеспеченив постоянства частоты вра.— щения в пределах одного оборота или его части.

Цель изобретения — улучшение технико-экономических показателей элек10 трической машины.

На фиг.l показана конструкция предлагаемой электрической машины для случая 2р 30, з = 21 и = 4, m = --1

1 . = 3; иа фиг.2 —;,азрез А-А на фиг,l; на фиг.3 — конструкция якоря и дополнительной траверсы; на фиг.4— электрическая схема подсоединения секций обмотки к коллекторным пластинам, при этом для удобства чтения схемы изменен порядок размещения,сек ций показанный на фиг 3

Электрическая машина содержит ин,дуктор 1 с 2р = 6 (2т + 2п) = 3-(2 ° 1+ 25 +2 4) = 30 полвсам 2 чередувщейся полярности, якорь. 3 с неперекрещивающейся обмоткой, состоящей из s =

= 3(2n-1) = 3 ° (2 4 - 1) = 21 спирально навитых секций 4 (фиг.4, lс-21с), 30 подсоединенных к s равномерно расположенным по окружности пластинам 5 (фиг.4, Ik-21k) коллектора 6, выпол- ненным с угловой шириной

2». 2» — — Я = -- — Ц» где- Ц вЂ” угловая . 35 з 21 ширина изоляции между коллекторными пластинами. Щеточно- коллекторный узел г состоит из траверсы 7 и щеток 8 и 9, кроме того, электрическая машина снабжена траверсой 10, сочлененной 40 с валом II через подшипники 12. На траверсе 10 установлены пара диаметрально размещенных щеток !3 и 14, контактирувщих с коллекторными пластинами 5, и пара контактных колец

15 и 16, контактирувщих со щетками

8 и 9, установленными на индукторе l.

Щетки 8,9, 13 и 14 имевт одинаковое сечение. Минимальное число коллекторных пластин 5, контактирувщих со щеткой 13 или 14 при любом угловом положении коллектора 6, равняется 8

На второй траверсе установлена шесстерня 17 с числом зубьев z на индукторе 1 соосно шестерне 17 расположена шестерня 18 с числом зубьев к, на якоре 3 в дополнительных подшипниках 19 параллельно оси вала 11

I установлен валик 20, на котором закреплены две шестерни 21 и 22 с числом зубьев соответственно z и 7.

Иестерня 21 сцеплена с шестерней 17, а шестерня 22 — с шестерней 18. Отношение числа зубьев удовлетворяет условии - - — — — = р + I = 15 + 1

zq. э

z g 7» — 16, что, например, реализуется при

z = к = 40, z = 240 и z = 15.

Секции Ic-21с обмотки якоря 3 подклвчены к коллектору 6 следувщим образом. Начала секцЖ Ic -2lc с порядковыми номерами ь = 1,2,3,...,19, 20,21 поцклвчены к коллекторйым пластинам с номерами -, например для машины, показанной на фиг. I — 4, в случае. когда = 3, II = 4 начало секции с номером i = 3 подсоединено к коллекторной пластине с номером 1 — 10.

Концы секций Ic-21с с порядковыми номерами i = 1,2.3...,,19,20,21 подклвчены R коллекторным пластинам с

l374355

Конец

Секi-u ция с носекции подсоединен к колром

1 лекторной плас70 тине +у

5

16 2

17 1

Конец .— Р

Сек18 0

19 2

20 1

21 () екции подсоединен с номе21 ром

)5

25 лекторной

) 2 плас— тине

2 2

4 0

5 2

19

13

6 1

16

7 0

8 0

17

10 1

11 0

12 2

2

13 1

17

14 0 номерамН -) + у, например конец секции с номером i = 3, начало которой подкл(учено к коллекторной пластине с номером = ),0,1 подключен к пластине с номером 1 + у =- 10 + 3 = 13.

Для машины с = 3= схема которой показана на фиг.4, порядок подсоединения секций с номерами i ()с-2)с) к коллекторным пластинам )К-2)k и величины чисел d. и с, при которых определены номера коллекторных пластин, приведены в таблице.

Порядок подсоединения секций обмотки. якоря к коллекторным пластинам при в — 21, 2р = 30, и = 4, ш = 1, ! = 3 указан в таблице.

Начало -й секции подсоединено к коллекторной пластине ) при з:ычени.:: чисел и и с!

)родолже ни(та блицы

Начало -й секции подсоединено к коллекФорной пластине при значенйях чисел d. и с

При подаче напряжения на цетки 8 н

9 ток протекает по цепи: щетка 9, контактное кольцо 16, дополнительная щетка 13, пластины коллектора 1 =., 2k, 21k, шесть параллельных ветвей обмотки якоря, первая из которых состоит из последовательно соединен— ных секций lс, 5с, 2с; вторая — из секций 4с, 7с, Зс; третья — из секций 8с, 12с, 9с, 13с; четвертая из секций 1)с, 14с, 10с; пятая — из секций 19с, 16с, 20с, шестая — из секций 15с, 18с, 21с, !7с, пластины коллектора 10k, ilk, 12k, дополнительная цетка 14, контактное кольцо

15, цетка 8. В результате взаимодействия тока, протекающего по секциям

)с-21с, с магнитным полем полюсов индуктора 1 возникает электромагнитный момент, под действием которого якорь вращается.

При вращении якоря 3 шестерни 21, 17, 22 и 18 обеспечивают вращение дополнительной траверсы 10 относительно .коллектора 6 со скоро . ью, в р раз большей скорости якоря 3 относительно индуктора 1. При этом в каждой из секций за один оборот якоря направление тока изменяется 2р раз, 1374355 что обеспечивает функционирование предлагаемой машины как машины постоянного тока. Для рассматриваемого случая минимальное число коллекторных 5 пластин 5, контактирующих с дополнительной щеткой 13 или 14, равняется трем, что исключает возможность обесточивания одной или нескольких параллельных ветвей обмотки. 10

Технико-экономическая целесообразность использования предлагаемого технического решения по сравнению с прототипом определяется следующим.

Увеличение числа пар полюсов при сохранении перегрузочной способности электрической малины позволяет уменьшить высоту магнитов. Это обусловлено тем, что высота постоянных магнитов в машинах рассматриваемого класса 20 выбирается из условия устойчивости к размагничивающему действию реакции якоря, величина которой определяется формулой

А. Ьм

25 где А — линейная нагрузка машины;

1 „ — ширина магнита.

Уменьшение величины реакции якоря при увеличении числа пар полюсов р и уменьшении ширины магнита Ъ„ позволяет уменьшить высоту магнита, а следовательно, расход материала постоянных магнитов.

Увеличение числа секций обмотки 35 якоря при условии сохранения активной длины проводников и среднего диаметра якоря постоянным позволяет уменьшить вылет лобовых частей обмотки за счет уменьшения ширины катушки 40 секции, при этом уменьшаются габаритные размеры двигателя.

Кроме того, увеличение числа полюсов и числа секции приводит к увеличению количества коллекторных плас- 45 тин, при этом повышается частота и снижается уровень пульсаций электромагнитного момента двигателя и выходного напряжения генератора.

Предлагаемое выполнение электрической машины в значительной степени снимает ограничепия на величины чисел р и з в малине заданного габарита за счет применения механической редукции частоты переключения в секциях обмотки якоря, что обеспечивает дальнейшее улучшение ее технико-экономических показателей путем увеличения чисел р и s, Усложнение конструкции за счет установки дополнительных щеток, контактных колец и .механической передачи компенсируется уменьшением затрат активных материалов индуктора и якоря, уменьшением габаритных размеров двигателя, снижением уровня коллекторных пульсаций электромагнитного момента, упрощением технологии изготовления коллектора за счет снижения требований к точности изготовления и установки коллекторных пластин, уменьшением количества щеток, снижением требований к точности установки щеток на нейтраль за счет уменьшения количества щеток, контактирующих с коллектором, с ?р до двух. формула изобретения

Многополюсная электрическая машина постоянного тока, содержащая индуктор с 2р = (?ш + 2n) полюсами чередующейся полярности, установленный на валу якорь с неперекрещивающейся обмоткой, состоящей из s

k (2n — 1) секций, подсоединенных к равномерно расположенным по окружности коллекторным пласТинам коллектора, и щеточный узел, состоящий из траверсы и щеток, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью поьышения технико-экономических показателей, она снабжена второй траверсой, сочлененной через подшипник с валом электрической малины, контаКтными кольцами, шестернями и валиком, на второй траверсе установлены пара диаметрально размещенных щеток, контактирующих с коллекторными пластинами, пара контактных колец, контактирующих со щетками, расположенными на индукторе, и шестерня второй траверсы с числом зубьев к,, на индукторе соосно с шестерней второй траверсы установлена шестерня индуктора с числом зубьев к, на якоре в дополнительных подшипниках параллельно оси вала машины размещен валик, на концах которого жестко закреплены две шестерни с числом зубьев к и z<

9 шестерня с числом зубьев z сцеплена з с шестерней второй траверсы, а шестерня с числом зубьев к сцеплена с шестерней индуктора, отношение числа зубьев шестерен удовлетворяет

1374355 з. 1+ Е

У=- — =P

k=1,2,3 — шаг обмотки; условии

i 1

3° - c+zt — -+1

4 ?2„

i=1,7,3 и1 =1 ъ — p + 1, при этом

z4 начало секции с номером i подсоединено к коллекторной пластине с номером 5 а конец секции с. номером i подсоеди— нен к коллекторной пластине с номером 4 + у, i-1 (2n-1)d+i-1-z t,2й-1 где с— — целое

У число при любом наименьшем

d = О,1,2)..., наименьшее число, обеспечиваищее вмполнение е условия ---: — равное р целому числу; у ° e ° у Б ,2,3,...,s — соответственно, номера секций и номера коллекторных пластин в порядке их расположения по окружности якоря, начиная с произвольно взятой.

Фиа 3

ВНИИПИ Заказ 614(52 "- чРа 665 Подпксвое

Прсизв.-пслигр. лр-тие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Многополюсная электрическая машина постоянного тока Многополюсная электрическая машина постоянного тока Многополюсная электрическая машина постоянного тока Многополюсная электрическая машина постоянного тока Многополюсная электрическая машина постоянного тока Многополюсная электрическая машина постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и касается конструкции универсальных электрических машин модульного типа, предназначенных для использования в любых отраслях народного хозяйства в качестве генератора постоянного тока, однофазного или многофазного генератора переменного тока, машины постоянного тока или однофазного, многофазного двигателя переменного тока, питающегося от генератора частот

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения бесколлекторных электрических машин, предназначенных для использования в качестве двигателей или генераторов переменного или постоянного тока

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к тихоходным электрическим машинам

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электрическим машинам, и касается усовершенствования конструкции синхронных генераторов, которые могут быть использованы преимущественно для получения электрической энергии в ветроагрегатах

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам постоянного тока с магнитоэлектрической системой и регулируемым воздушным зазором между магнитами

Изобретение относится к области электротехники, в частности к вентильным электроприводам

Изобретение относится к области электротехники, в частности к вентильным электроприводам

Изобретение относится к области электротехники и касается конструкции универсальных электрических машин модульного типа, предназначенных для использования в любых отраслях народного хозяйства в качестве генератора постоянного тока, однофазного или многофазного генератора переменного тока, машины постоянного тока или однофазного, многофазного двигателя переменного тока

Изобретение относится к области электротехники, а именно к конструкциям универсальных электрических машин модульного типа, предназначенных для использования в любых отраслях народного хозяйства в качестве генератора постоянного тока, однофазного или многофазного генератора переменного тока, машины постоянного тока, однофазного или многофазного двигателя переменного тока, сварочного аппарата переменного или постоянного тока
Наверх