Муфта автоматического изменения угла опережения впрыска топлива
Изобретение позволяет повысить надежность и точность изменения угла опережения впрыска топлива в дизель, Туфта содержит ведущую полумуфту 1 с прямыми и ведомую полумуфту 3 с косыми шлицами 2 и 4 соответственно. Регулирующее устр-во выполнено в виде электродвигателя 7 постоянного тока, кинематически связанного с понижающим редуктором, включающим ведущую и ведомую шестерни 8 и 9,
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU„„137 4
А1 (51) 4 Р 02 М 59/20
3,FVAtA?5i Я
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ,13. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4!37017/25-06 (22) 25.07.86 (46) 07 ° 03.88. Бюл. N 9 (71) Ярославский завод дизельной аппаратуры и Московский завод автотракторного электрооборудования
"АТЭ-1" (72) В.В.Курманов, В.Р,Лаптев, С.Б.Усков, Г.А.Азатьян и В.В.Еремеев (53) 621,436.038(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 808678, кл. F 02 M 59/20, 1981. (54) МУФТА АВТОМАТИЧЕСКОГО ИЗ, ВМЕНЕНИЯ
УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ВПРНСКА ТОПЛ1!ВА (57) Изобретение позволяет повысить надежность и точность изменения угла опережения впрыска топлива в дизель.
Муфта содержит ведущую полумуфту 1 с прямыми и ведомую полумуфту 3 с косыми шлицами 2 и 4 соответственно.
Регулирующее устр-во выполнено в виде электродвигателя 7 постоянного тока, кинематически связанного с понижающим редуктором, включающим ведущую и ведомую шестерни 8 и 9, 1379487
1О взаимодействующим через винт 10, его бурт 11 и шарнирно закрепленный на оси 12 рычаг 13 с подпружиненной вт лкой 6. Все детали регулирующего устр-ва размещены н корпусе 14 с крышкой, жестко связанной с топливным насосом 16, В качестве электродвигателя 7 может быть использован либо шаговый, либо моментный электродвигатель. Между рычагом !.3 и втулкой 6 установлен подшипник 29. В полумуфте 1 выполнена расточка 32, н
Изобретение относится к двигателестроению, н частности к устройствам для автоматического изменения угла опережения впрыска топлива в дизель.
Цель изобретения — повышение надежности и точности изменения угла опережения впрыска топлива, что обеспечивается путем устранения влияния обратных угловых BoçäåéñòBèé в пери— од впрыска топлива и включения дополнительной регулировки угла опережения в зависимости от ряда параметров рабочего процесса дизеля.
На чертеже представлена муфта, разрез.
Муфта автоматического изменения угла опережения впрыска топлива содержит ведущую полумуфту 1 с прямыми
2 и ведомую олумуфту 3 с косыми 4 шпицами, нагруженную пружиной 5 и подвижную в осевом направлении втулку 6, связанную с ведущей 1 и ведомой 3 полумуфтами соответственно через прямые 2 и косые 4 шлицы, и регулирующее устройство, выполненное в виде электродвигателя 7 постоянного тока, кинематически связанного с понижающим редуктором, включающим
30 ведущую 8 и ведомую 9 шестерни, взаимодействующим через нинт 10, его бурт ll и шарнирно закрепленный на оси 12 рычаг 13 с подпружиненной втулкой 6. Все детали регулирующего устройства размещены в корпусе 14 35 с крышкой 15, жестко связанной с топливным насосом 16. которой размещена полумуфта 3, а на наружной поверхности 33 полумуфты 1 установлен своим внутренним кольцом подшипник 34, наружным кольцом закрепленный в крышке 15. Изменение угла опережения впрыска производится регулирующим устр-вом системы 28 управления, которая получает информацию от датчиков параметров. Сигналы передаются на электродвигатель
7 и далее в систему. 4 з.п, ф — лы, 1 ил.
Ведомая шестерня 9 своей ступицей размещена в стакане 17, неподвижно закрепленном в крышке 15, и снабжена кананкой 18, в которой установлен штифт 19, и внутренней резьбой, в которой размещен винт 10. Противоположный конец винта 10 ныполнен гладким с продольным пазом 20 и подвижно расположен в глухом отверстии
2l корпуса 14, в котором установлен штифт 22, входящий в продольный паз
20. Ось 12 рычага 13 размещена в проушине 23 корпуса 14. Ведомая полумуфта 3 зафиксирована на кулачковом валу 24 топливного насоса 16 при помощи сегментной шпонки 25 и закреплена гайкой 26 с опорой на шайбу 27.
Муфта снабжена системой 28 управления, электрически связанной с регулирующим устройством и включающей в себя блок позиционирования (не показан).
В варианте муфты в качестве электродвигателя 7 регулирующего устройства использован шаговый электродвигатель, в другом варианте использован моментный электродвигатель, напрямую беэ понижающего редуктора взаимодействующий через шарнирно закрепленный рычаг 13 с подпружиненной втулкой 6.
KGK шаговый, так и моментный электродвигатели могут осуществлять управление углом опережения нпрыска при помощи ЗВМ.
Муфта дополнительно снабжена упорным подшипником 29, устанонленным между рычагом 13 и подпружиненной
1379487 втулкой 6, причем на нижнем конце рычага 13 закреплена ось 30 с размещенным на ней роликом 31.
В ведущей полумуфте 1 выполнена расточка 32, в которой размещена ве5 домая полумуфта 3, а на наруж»»ой поверхности 33 ведущей полумуфты 1 установлен своим внутренним кольцом подшипник 34, наружным кольцом закрепленный в Kpb»IIIKP 15 корпуса 14, причем снаруки подшипник 34 уплотнен млнжетой 35, предотвращающей вытекание масла из корпуса 14 муфты, имеющей
Общую си с тему смазки с топливным нл- 1 5 сосом 16.
Муфта работает следующим образо.i.
Крутящий моме)»т при работе дви— гателя передается от ведущей по:»умуфты I через прямые 2 и косые 4 1»спи †цы втучк)» 6 ведомой полумуфте 3 и далее кулачковому н l:iy 24 топливного насоса 16. Пруж)»1»а 5 обес»»еч)»влет постоянный контакт упорного подши«ника
29 с роликом 31 и )3eðõttet î кош.,а рь»-25 чага 13 с буртом ll винта 10.
Ilзменеш»е угла опережения впрыскл нроиэводится регулирующим уст»)ойством системы 28 управления, ко горля получает ин(1>срмаци»в от датчиков» )»е пока- 30 за»»ы) о действительном stfavetf)I)» угля опережения, частоте нращения, нагрузке, ряде других плрлметров и далее путе 1 сравнения ео значением угла опережештя, sa>tailltbf«w»oi npasb»ep»nt»
35 .оптимизиронаш»ой харак.герис-тикой, пе( редгет импульсы управленц» II;I электродвигатель 7 постоя)шого тока. При срлблтывании электродвигателя 7 винт
10 переме»»»лется в осевом I»at»pa»3tiet«fi» 40 и через рычаг 13 устлнлвливае г подпружиненную втулку 6 в по.".otf При увеличении частоты нращен)»я 45 рьгчлг )3 поворачивается против члсоной стрелки и перемещает втулку 6 вправо, сжимля пружину 5, в результате чего куллчковый вал 24 поворачивается относительно коленчатого вала двигателя н сторону увеличения угла опережения впрыскл. При уменьшении частоты вращения винт 10 регулирующего устройства смещается вправо, освобождая рычаг 13 и втулку 6, а ку55 лачковыи вал 24 то,»ливного насоса 16 под действием силы прчж)»ны 5 и момента сопротивлс«ия поворачивается относительно влз»л двигателя н сторону уменьшения угла опереже»1»я. Втулка 6 при этом смещается влево. Осевая реакция на втулке 6 от момента сопротивления )3patlfetl)»t» )t yet»лие пружины 5, приложеш»с с- к втулке 6, воспринимаются нл еех режимах рабогы через pbtwai 13 самс;тормозя»»ейся нинтО))ой плРО)» 13 (ДОГ!л Я (11(r г Р13 :Я 9 — винт 10". 3То повышает г.»«ость регулирования и исключает обрат»»ые угловые ноздействия во время »»ериодов впрыскл топлива Использование 13 предлаг лс:.мой муфге регулирующего устройства в ниде электродвигателя псс i < «нц: » v тс кл с редуктором и системой упрлвпе»1»1» позволяет повысить н()деж)»ость муфты, л также увеличить бь»строде«-.- вие и улучшить качествеf«lble хлрл» тор»»е Tiil..è егулнронания угла опережеп)»я и л— в)»симости от ряда плрлметр, 3 p;»б(ты дниглте.»я, что обеспе «»влет е«1»г(ен)»е УДЕЛЬНОГО РЛСХОДа т(«ЛИВЛ И УCTPrtffßет дымность работ») д)»геля при пуске и разогреве. Ф о р м у л (I и э о б р е т е I! Ii я I .Муфта автоматического изь»О1»е»»)»я УГЛЛ ОПЕРЕЖЕНИЯ НПРЫСКЛ Tntfr;rtt<.a, (,— держащая ведущую полумуфту (i p ».я;;.и It»»3(донpÞ Г»олумуфту С i Се "l>lli trtrtttf»(1>11» ttnQItpужиненную и подвижную .3 (сег»ом »ц»прлвле»пш втулку, свя:чttfff t > с ведущей и ведомой полу..»уфтл»li еоот (тствеш»о через прямые ii косые юлины, и регу:п»рующее устройство, о г л и ч а ю щ л я с я тем, что, с целью повышения надежности If точности изменеиия угла опережения вцрыскл т(и лива, муфта снабжена системой упрлпления, включающей в себя блок позиЦИОИИРОВаНИЯ И ЭЛЕКтРИЧЕС bt» e!»ri « tf. »Ой С РЕГУЛИРУЮЩИМ УСтРО te i ra;:, Н11полненным в виде электнод«иглтс»я ПОСТОЯННОГО тОКа, КИ»»ЕМЛт»ГЧ Ctrtt ЕВЯ— занного с понижающим рсдук гором, взаимодействующим через ш Iptft»p tin злкрег»ленный рьгчаг с подпр, t»fettt»ott втулкой, причем все детали ре» у;и»рук.— щего устройства размеще»»ы в кор:Iyce, ;.<ЕСтКО СвязаННОМ С тОПЛИВНЬ»» tf(ICnr-r3t». 2.Муфта по п.l, о т л и ч л ю щ л я с я тем, что в качестве элек-.родвигателя регулиругощего устройства использован шаговый электрсдвиглтель . 1379487 Составитель П.Покровский Техред g.дидык Корректор С. Черни Заказ 959/35 Тираж 505 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Редактор П.Гереши Производственно-полиграфическое предприятие, r, Ужгород, ул, Проектная, 4 З.Муфта по и.1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что в качестве электродвигателя регулирующего устройства использован моментный электродвигатель, напрямую взаимодействующий через шарнирно закрепленный рычаг с подпружиненной втулкой. 4.Муфта по пп.1-3, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что она дополнительно снабжена упорным подшипником, установленным между рычагом и подпружиненной втулкой. 5.Муфта по пп.1-4, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что в ведущей полумуфте выполнена расточка, в которой размещена ведомая полумуфта, а на наружной поверхности ведущей полумуфты установлен своим внутренним кольцом 10 подшипник, наружным кольцом закрепленный в корпусе.