Способ виброакустического контроля износа зубчатых колес

 

Способ виброакустнческого контроля итноса зубчатых колес относится к контрольно-измерительной технике и может быть использован при оценке локального износа рабочих поверхностей зубчатых колес. Целью изобретения является расширение динамического диапазона за счет использования критерия локального износа в виде произведения, одним из сомножителей которого является произведение оборотной частоты на сачтоту лифтрации, а другим - отношение центральной частоты селекции к зубцовой частоте. По уменьшению значения критерия судят об увеличении величины износа поверхности зубчатых колес. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

А1 (191 (11) (51)4 G 01 М 13 02

ВСЕГОН1ЗНА%

13,,, 13

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ВЯЕ.(1 ИОТ1.Ф А.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИЯЕТЕПЬСТВУ (2 1) 4079396/24-28 (22) 27.06.86 (46) 07.03.88. Бюл. Н 9 (71) Научно-исследовательский институт интроскопии (72) К.А. Ыес териков, Л.A. Гречинский, В.Г. Рыгалин и В.А. Клочко (53) 620.178 ° 5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1252673, кл. G 01 И 13/02, 1984. (54) СПОСОБ ВИБРОАКУСТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ИЗНОСА ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Способ виброакустического контроля износа зубчатых колес относится к контрольно-измерительной технике и может быть использован при оценке локального износа рабочих поверхностей зубчатых колес. Целью изобретения является расширение динамического диапазона за счет испопьзования критерия локального износа в виде произведения, одним иэ сомножителей которого является произведение оборотной частоты на сачтоту лиФтрации, а другим — отношение центральной частоты селекции к зубцовой частоте.

По уменьшению значения критерия судят об увеличении величины износа поверхности зубчатых колес. 1 ил, 1379669

25 разом.

Сигналы с измерительного преобра55 эователя 1 усиливаются измерительным усилитепем 2 и подаются на вход анализатора 3 спектральной плотносИзобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использов".íî при оценке локального износа рабочих поверхностей зубча5 тых колес.

Цель изобретения — расширение динамического диапазона за счет определения критерия локального износа в виде произведения, одним из сомножителей которого является произведение оборотной частоты на сачтоту лифтрации,, а вторым — отношение центральной частоты селекции к эубцовой частоте. 15

На чертеже представлена структурная схема устройства, реализующего предлагаемый способ ° устройство содержит последовательно соединенных измерительный преоб- 20 разователь 1, измерительный усилитель 2, анализатор 3 спектральной плотности мощности„ Выход анализатора 3 спектральной плотности мощности подключен к последовательно соединенным блоку 4 логарифмирования, анализатору 5 спектральной плотности мощности, узкополосному гребенчатому лифту 6,, Выход анализатора 3 спектральной плотности мощности под- 30 ключен к сигнальному входу следящего гребенчатого фильтра 7, первый и второй выходы которого подключены к соответствующим входам блока 8 выделе.ния максимального сигнала. Выход блока 8 подключен к первому входу блока 9 отношения, выход которого соединен с первым входом умножителя 10. Второй вход последнего подключен к выходу умножителя 11, первый вход которого соединен с выходом узкополосного гребенчатого лифтра 6. Второй вход умножителя 11 сое- . динен с вторым входом умножителя 12 и выходом тахометра 13. К первому входу умножителя 12 подключен выход блока 14 масштабирования, а выход умножителя 12 соединен с вторым входом блока 9 отношений. Выход умножителя 10 соединен с регистратором

15. Измерительный преобразователь 1

50 и тахометр 13 установлены на объекте

16 контроля.

Спос об ос уществляют следующим обти мощности. С выхода анализатора

3 спектральной плотности мощности сигнал подается на сигнальный вход следящего гребенчатого фильтра 7 и через блок 4 логарифмирования на вход анализатора 5 спектральной плотности мощности. Сигнал с выхода анализатора 5 спектральной плотности мощности, представляющий собой кепстр мощности, поступает на вход узкополосного гребенчатого лифтра 6.

Сигнал с выхода узкополосного гребенчатого лифтра 6, представляющий собой центральное значение сачтоты лифтрации, поступает на первый вход умножителя 11, на второй вход которого поступает сигнал с тахометра

13, представляющий собой значение оборотной частоты. Сигнал с выхода умножителя 11, представляющий собой произведение сачтоты лифтрации и оборотной частоты зубчатой пары, поступает на второй вход умножителя 10.

Сигнал с первого выхода полосового следящего гребенчатого фильтра 7 поступает на первый вход блока 8 выделения максимального сигнала, где запоминается значение центральной частоты полосы фильтрации, имеющее максимальную величину. После прохождения всего диапазона частот с второго выхода следящего гребенчатого фильтра 7 подается стробирующий импульс на второй вход блока 8 выделения максимального сигнала, и значение центральной частоты полосы селекции поступает на первый вход блока 9 отношений, на второй вход которого поступает значение зубцовой частоты, сформированной путем умножения оборотной частоты, поступающей с выхода тахометра 13 на второй вход умножителя 12, на масштабирующий коэффициент, равный числу зубьев ведущего колеса, задаваемый блоком

14 масштабирования и поступающий на первый вход умножителя 12, Сигнал с выхода блока 9 отношений при малом износе равен единице, а с увеличением износа он постепенно уменьшается.

Этот сигнал подается на первый вход умножителя 10. Сигнал с. выхода умножителя 10, представляющий собой произведение двух критериев, один из которых чувствителен к изменению малых и средних величин износа поверхностей зубчатых колес, а другой — к средним и большим величинам

13796б9 износа, поступает на регистратор 15.

По уменьшению этой характеристики судят об увеличении величины износа поверхностей зубчатых колес. ра мощности, сачтоты лифтрации и определении произведения оборотной частоты контролируемой пары колес и сачтоты лифтрации, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью расширение динамического диапазона, до полнительно фильтруют спектр мощности сигнала, определяют критерий, 10 пропорциональный отношению оборотной частоты к частоте фильтрации, и по произведению полученного критерия и величины, пропорциональной произведению оборотной частоты и сачтоты лифтрации, судят о степени износа зубчатых колес. формула изобретения

Способ виброакустического контроля износа зубчатых колес, заключающийся в получении сигнала с измерительного преобразователя, усилении

его, определении его спектральной плотности мощности, получении путем ее логарифмирования и анализа кепстСоставитель А.Шароватов

Редактор М.планар Техред А.Кравчук Корректор С.Черни

Заказ 973/14

Тирах 847 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул, Проектная, 4

Способ виброакустического контроля износа зубчатых колес Способ виброакустического контроля износа зубчатых колес Способ виброакустического контроля износа зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к виброизмерительной технике и может быть использовано для контроля состояния узлов машин и механизмов, содержащих зубчатые колеса

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной .технике, и может быть использовано при диагностике состояния и работоспособности колес зубчатых передач

Изобретение относится к испытательной технике и предназна чено для проведения ресурсных испытаний вентильных головок

Изобретение относится к области машиностроения и может быть -использовано преимущественно для испытания и настройки центробежных муфт бензиномоторных.пил при изготовлении и ремонте последних

Изобретение относится к измерительной технике и позволяет расширить область использования способа

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при ресурсных испытаниях транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при ресурсных испытаниях трансмиссий транспортных машин с двумя ведущими мостами

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для диагностирования технического состояния механизмов, например редукторов, в процессе их испытаний и эксплуатации

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх