Способ кренования судна для определения метацентрической высоты

 

Изобретение относится к судостроению. Целью изобретения является повышение точности определения метацентрической высоты судна у причала в эксплуатационных условиях. Судно накреняют на угол до 1° в сторону причала, принимают этот угол за базовый, ослабляют швартовые концы, продолжают накренять судно в сторону причала с остановками 2 - 3 раза, замеряя при этом значения приращения угла крена от базового и соответствующего кренящего момента. Затем судно накреняют обратно, сохраняя при этом крен в сторону причала, и производят 2 - 3 замера приращений угла крена от базового угла, за который принимают максимальный угол крена, и соответствующих кренящих моментов, после чего определяют метацентрическую высоту. 1 ил.

Изобретение относится к судостроению, в частности к способам кренования судов для определения их метацентрической высоты. Цель изобретения - повышение точности определения метацентрической высоты судна у причала в эксплуатационных условиях. На чертеже представлены последовательные углы накренения судна к причалу, создаваемые с помощью моментов от перемещения крен-балласта. Способ осуществляют следующим образом. Судно, пришвартованное к причалу, накреняют на угол до 1о в сторону причала, после чего ослабляют швартовые концы для избежания их натяжения во время кренования, что может вести к искажению результатов измерений. Производят замеры начального угла крена, водоизмещения судна и, в случае использования балластного танка, делают замер уровня жидкости в этом танке. Далее судно последовательно с остановками (ступенчато) два-три раза накреняют в сторону причала. Во время этих остановок производят замеры приращения угла крена таким образом, что за начальный отсчет каждый раз принимают угол н (т. е. начальный угол крена к причалу). Соответственно углом 1, 2, 3 определяют значения моментов М1, М2, М3. Затем судно накреняют в обратном направлении, сохраняя при этом крен в сторону причала, и производят два-три замера приращений угла крена от базового угла, за который в этом случае принимают максимальный угол крена, и соответствующих кренящих моментов. По полученным данным определяют метацентрическую высоту. Наиболее оптимальным, с точки зрения точности, является максимальное значение приращения угла крена, равное 3-5о, поскольку при малых его значениях (1-2о) сказывается абсолютная ошибка измерения угла крена, а при углах, больше 5о возникает возможность навала судна на причал. За истинное значение метацентрической высоты принимается следующее ее значение: h = - где hi - значение метацентрической высоты по одному кренованию; n - число кренований; - поправка на потерю точности вследствие асимметрии днищевых цистерн, = 0,1 х; х - значение поправки расчетной комбинации из информации об остойчивости для конкретного судна.

Формула изобретения

СПОСОБ КРЕНОВАНИЯ СУДНА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕТАЦЕНТРИЧЕСКОЙ ВЫСОТЫ, включающий в себя операции поперечного перемещения кренбалласта и измерение приращений углов крена, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения метацентрической высоты судна у причала в эксплуатационных условиях, судну придают начальный базовый угол крена в сторону причала и ослабляют швартовые концы, после чего продолжают ступенчато накренять судно и измерять приращения текущих углов крена от базового угла и соответствующих им значений кренящих моментов, затем судно ступенчато кренуют в обратной последовательности до величины угла крена, не превышающего значение начального базового угла крена.

РИСУНКИ

Рисунок 1

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 11-2002

Извещение опубликовано: 20.04.2002        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для кренования судов, преимущественно плавучих кранов

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для использования энергии качки судна и ее успокоителям

Изобретение относится к спортивному и туристскому судостроению, конкретно к парусным судам

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано на парусных судах

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания технических средств успокоения бортовой качки судна на волнении. Предложен активный успокоитель бортовой качки судна с рабочим телом в виде поршня, перемещаемого в трубе-цилиндре, приведена схема успокоителя качки с указанием всех необходимых элементов и связей между ними, обеспечивающих его работу. Предложенное изобретение способствует повышению надежности работы успокоителя в эксплуатационных и аварийных условиях, преимущественно в условиях отрицательных температур, обеспечению безопасности персонала при его использовании на судне и компактности его размещения на палубе судна при одновременном обеспечении возможности его использования в качестве автоматизированной системы контроля поперечной остойчивости - поперечной метацентрической высоты судна. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх