Способ испытаний ступени многоступенчатого центробежного насоса

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (s)) 4 F 04 В 51/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИИ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,,:,-.—

И А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ ! (2!) 3991675/25-06 (22) 15.1!.85 (46) 30.03.88. Бюл. )1- 12 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт горной механики им. M.М.Федорова (72) Э.И.Антонов, В.В.Пак и О.В.Адам (53) 621.671(088.8) (56) Михайлов A.Ê., Малюшенко В.В.

Лопастные насосы. М.: Машиностроение, 1977, с.279-284, рис.152,153.

Горгиджанян С.А., Дягилев А.И.

Погружные насосы для водснабжения и водопонижения. Л.: Машиностроение, 1968, с.42-56. (54)(57) СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ СТУПЕНИ

МНОГОСТУПЕНЧАТОГО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА, включающий измерение подачи, напора и мощности на валу насоса со штатным рабочим колесом, а также с макетом рабочего колеса при подводе жидкости от вспомогательного источника давления и определение энергетических показателей и объемных и дисковых потерь в передней и задней пазухах ступени, о т л и ч а ю щ и и " с я тем, что, с целью повышения точности испытаний на всех режимах работы насоса путем уточнения экспериментально выделяемых внутренних механических потерь, испытание ступени с макетом рабочего колеса осуществляют при нулевом расходе жидкости через пазухи ступени, а перед определением энергетических показателей дополнительно проводят испытания ступени со штатным рабочим колесом при нулевом расходе жидкости поочередно через заднюю и переднюю пазухи ступени.

1384828

Изобретение относится к гидромашиностроению, а конкретно — к балансовым испытаниям центробежных насосов.

Цель изобретения — повышение точ5 ности испытаний на всех режимах работы насоса путем уточнения экспериментально выделяемых внутренних механических потерь.

На фиг ° 1 представлен блок экспери- 10 ментального насоса с испытываемой ступенью; на фиг.2 — схема испь<тываемой ступени, оснащенной макетом рабочего колеса; на фиг.3 — - испытываемая ступень устройства, оснащенного штат- 15 ным рабочим колесом с обеспечением нулевых расходов в ее пазухах; на фиг.4 — схема испытываемой ступени, позволяющая выделить потери холостого хода; на фиг.5 — схема испытатель- 20 ного стенда; на фиг.6 — схема, поясняющая способ выделения мощности дискового трения в передней пазухе °

Блок экспериментального насоса (фиг.l) включает рабочее колесо 1, 25 закрепленное на валу 2, переднюю и заднюю крышки 3 и 4 корпуса, образующие соответственно переднюю и заднюю пазухи 5 и 6 ступени, герметизированные передним и межступенным щелевыми уплотнениями 7 и 8, лопаточный отвод

9. Блок содержит на входе дополнительный отвод 10 и конфузорный подвод ll. На выходе из блока установлен отвод 12. При входе в блок вал 2 герметизирован узлом 13 уплотнения. Ко.-.

35 лесо 1 закреплено с помощью гайки 14.

Для измерения напора ступени в крышках 3 и 15 выполнен ряд приемных отверстий 16 и 17, соединенных с помощью выравнивающих кольцевых полостей 18 и 19 с каналами 20 и 21 отбора давления. Крышка 3 снабжена двумя рядами отверстий 22 и 23, размещенных по окружности на входе и выходе из переднего щелевого уплотнения 7 и снабженных выравнивающими кольцевыми камерами 24 и 25, сообщенных с каналами 26 и 27 отбора давления. Точно также крышка 4 снабжена рядами отверстий 28 и 29 на входе и выходе межступенного уплотнения 8, камерами 30 и 31 и каналами 32 и 33. Дпя измерения статических давлений на выходе из колеса 1 в крышках 3 и 4 соответственно предусмотрены ряды отверстий

34 и 35, кольцевые камеры 36 и 37 и каналы 38 отбора, Отличием устройства (фиг.2) является установка вместо рабочего колеса 1 его макета 39 и вставки 40 ° Кроме того, на нижней части (фиг.2) показаны кольцевые проточки 3 и 4 с уплотнительными кольцами 41 и 42 круглого сечения.

На фиг.3 показана испытываемая ступень с установкой рабочего колеса

При этом верхняя часть соответствует положению, когда передняя пазуха 5 герметизирована кольцом 41 круглого сечения, а нижняя — положению, когда кольцом 42 герметизирована задняя пазуха 6. На валу 2 (фиг.4) вместо рабочего колеса 1 установлена дистанционная втулка 43. Стенд (фиг.5) состоит из экспериментального блока

44, узла 45 подшипников, балансирного электродвигателя 46 и бака 47.

Последний сообщен с блоком 44 подводящим трубопроводом 48 с задвижкой 49 и мановакууметром 50 и нагнетательным трубопроводом 51 с задвижкой 52, расходомерным устройством 53 и манометром 54. Блок 44 снабжен подводящими.гидролиниями 55 и 56 от вспомогательного источника давления (не показан). При этом гидролиния 55 подведена к отводу 12, а 56 — к подводящему трубопроводу 48 между задвижкой 49 и блоком 44, Для измерения перепадов давления в переднем и межступенном уплотнениях 7 и 8 предназначены манометры

57 и 58. Для измерения осредненного статического давления на выходе иэ рабочего колеса 1 предназначен манометр 59, подключенный к каналам 38.

Измерению давления на входе и выходе из испытываемой ступени служат манометры 60 и 61, подключенные соответственно к каналам %0 и 21. Утечки через уплотнительный узел измеряют с помощью бачка 62, число оборотов— тахометром 63, Гидролиния 55 снабжена расходомерным устройством 64 °

На фиг.6 приняты следующие обозначения: А — напорная кривая при наличии утечек g (Н< = f(Q)); Б — напорная кривая при отсутствии утечек;

 — напорная кривая, полученная из кривой А путем добавления утечек (Н, = f(g +. g<)); à — кривая мощности при наличии утечек g<, Д вЂ” кривая мощности при отсутствии утечек.

Способ испытаний ступени многоступенчатого центробежного насоса включает измерение подачи, напора и мощности на валу насоса со штатным рабо1 384828 чим колесом,. а также с макетом рабочего колеса при подводе жидкости от ! вспомогательного источника давления и определение энергетических показателей и объемных и дисковых потерь

5 в передней и задней пазухах ступени, Испытания ступени с макетом рабочего колеса осуществляют при нулевом расходе жидкости через пазухи ступени, 1р а перед определением энергетических показателей дополнительно проводят испытания ступени со штатным рабочим колесом при нулевом расходе жидкости поочередно через заднюю и переднюю пазухи ступени.

Предлагаемый способ реализуется в устройстве следующим образом.

Вначале выполняют специальный эксперимент для определения утечки g 20

I через переднее уплотнение 7 и g т через уплотнение 8 при установке бандажированного макета 39 рабочего колеса (фиг.2). При этом между полостью ступени и направляющим аппаратом гер- 25 метично закрепляют вставку 40. В таком виде насос приводят во вращение с помощью балансирного электродвигателя 46 ° Частота вращения должна соответствовать частоте при балансовых испытаниях. Далее включают вспомогB тельный источник давления (не показан) и по гидролинии 55 (фиг.5) через отвод 12 подают жидкость в насос ° Из отвода 12 она поступает в межступенное уплотнение 8, проходит через заднюю пазуху 6, через зазор между поверхностью колеса на наружном диаметре и вставкой 40, через переднюю пазуху 5, переднее щелевое уплотнение

7, дополнительный отвод 10 и трубопровод 48 в бак 47. Регулируя давление в гидролинии 54, изменяют расход жидкости и перепады Ь Р, и Ь Р на уплотнениях 7 и 8. При этом расход измеряют с помощью расходомерного устройства 64, а перепады ЬР, и аРд манометрами 57 и 58, В итоге устанавливаются зависимости g, = f,(6Р, ) и

g, = f,(ЬР,) °

После выполнения описанной операЯ ции, не выключая всей установки из работы, герметично перекрывают все под" .ключенные к внутренней полости блока 44 гидролинии, в частности трубопровод

48 с помощью задвижки 49. С помощью балансирного электродвигателя 16 определяют потребляемую мощность >па насосом. Таким путем выделяют дисковые потери в испытываемой ступени, но при этом обеспечивают нулевой расход через внутреннюю ее полость, а значит и через пазухи 5 и 6 и уплотнения 7 и 8.

Далее полученный результат N исправляют, вычитая из него мощность, определенную расчетом N

Аоу затраченную на трение добавочных поверхностей, получившихся вследствие закрытия на входе и выходе колеса. Кроме того, определяют его мощность холостого хода 0««, расходуемую на трение, в подшипниковом узле 45, уплотнении 13.

Для определения N„„ выполняют переборку блока 44 и вместо макета 39 устанавливают втулку 43 (фиг.4), В этом положении вращают вал при заполненной полости блока 44 водой (из бака 47).

Потребляемая при этом мощность N Ä больше N„ на величину N 1 потерь

«» Ф диского трения на участках вала в пределах длины ступени Ь (фиг.4).

Величину N 1 определяют расчетом.

Таким образом, мощность дискового трения в непроточной воде определится, как пррн»с»р и NдоБ 11«»» где 1«х

После этого выполняют следующий этап испытаний. Для этого в блоке 44 на валу 2 монтируют непосредственно штатное рабочее колесо 1. При выполнении испытаний гидролинии 55 и 56 должны быть перекрыты, а задвижка

49 открыта. В процессе выполнения испытаний жидкость из бака 47 по трубопроводу 48 поступает в блок 44, где получает приращение энергии в колесе 1. Далее через отвод 12 и трубопровод 5 1 она снова поступает в бак

47. Подача насоса регулируется задвижкой 52 и измеряется расходомерным устройством 53. Напор испытываемой ступени измеряется с помощью манова-. кууметра 50 и манометра 61, а в целом напор блока — с помощью мановакууметра 50 и манометра 54. Потребляемая мощность N определяется с помощью балансирного электродвигателя 46. В процессе определения рабочих характеристик ступени и блока 44 на каждом исследуемом режиме работы .измеряют давление на выходе иэ колеса 1 мано1384828 метром 59 и одновременно фиксируют с помощью манометров 57 и 58 перепады дР, и h P на уплотнениях 7 и: 8, что дает воэможность определить утеч5 ки g и я через последние с использованием зависимостей g, = f,(dP,) и

- g,(dP ), полученном на первом этапе.

Для выполнения дальнейших этапов испытаний осуществляют две новые сборки блока 44, в результате которых поочередно испытываемая ступень дополняется уплотнительными кольцами

42 и 41, устанавливаемых в проточках крышек 3 и 4 в области уплотнения 7 и 8 (фиг.3).

Благодаря установке кольца 42, которое препятствует перетоку жидкости через щелевое уплотнение 8, обеспечи- 2р вают нулевой расход жидкости в задней пазухе 6 (т.е. g = О; я .Ф О).

В таком положении установку вводят в работу и выполняют полный цикл измерений. Одновременно измеряют перепады давления на переднем и межступенном уплотнениях 7 и 8. Значения

I последнего обозначено dP . Иными при одинаковых подачах ступени будут значения потребляемой мощности N „

Экспериментально полученная разница между 11„„ и М „ выражается через отдельные ее составляющие следующим образом: где d N — изменения потерь мощности на дисковое трение, обусловленное исключением протечек в задней пазухе 40 от оси к периферии;

dN . — потери мощности на трение в узле 42 уплотнения;

d N>« — восстановленная часть мощности дискового трения (соответствующая по45 вышению напора вследствие ее восстановления). Аналогично предыдущему путем установки кольца 41, обеспечивают нулевой расход жидкости в передней па3ухе 5 (g < = О; g р О). В таком положении снова установку вводят в работу и выполняют полный цикл измерений. Одновременно измеряют перепады давления hP, на переднем и Ь Р на межступенном уплотнениях. Экспериментально получаемую разницу между потребляемыми мощностями Я„„ и N„n можно выразить вляюшие чере э ее состаNnn 11нп = dNn + А 1qnn п р (2) где dN — изменение потребляемой колесом мощности, обусловленное исключением утечек g через переднюю пазуху; 4 И „„„— потери мощности на трение в узле 41 уплотнения °

Для того, чтобы определить составляющие Ь И щ„ и d М 1„„ „ входящие в (1) и (2), вновь выполняют переборку блока 44. При этом снова устанавливают макет 39 и проводят специальные испытания при поочередной установке колец 41 и 42.

При испытаниях с установкой кольца 42 в полость ступени, подают давление с помощью вспомогательного источника давления по гидролинии 56.

Одновременно с другой стороны уплотнения, т.е. через отвод 12 с помощью гидролинии 55 также поддерживают давление таким образом, чтобы на кольце

42 создавался перепад давления йР (При этом восстанавливают также вставку 40 и герметично перекрывают задвижку 49). Запуская в таком положении блок 44 и создавая соответствующие значения dÐ, определяют потребI ляемую при .этом мощность N nnp, (dPz).

Разница между последней и N „ ð „

const и дает величину 411 „„, (ЬР ) °

Аналогично определяют величину !

dNgnn „(dP< )р находя разницу между

Nnnp nn (Рф ) и 11„д n = cons tå í этого проводят испытания с установкой кольца 41 и созданием перепада ( давления d Р, также с помощью гидролиний 55 и 56 и дополнительных источников давления.

В процессе испытаний макета рабочего колеса 39 (фиг.2) при исключении проточности (расхода) через ступень и пазухи 5 и 6, получают величину дисковых потерь И„ „ в пазухах

5 и 6 при нулевом расходе в них. Эта величина практически от режима работы насоса не зависит и принимается поэтому для всей рабочей характеристики насоса постоянной, Далее, обеспечивая непосредственно в реальном насосе нулевую утечку в одной из пазух

5 или 6, приводят условия работы и потери в них к тем, которые имеют в ней при вращении макета рабочего колеса 39. Ксли теперь определить разницы в потребляемой мощности реаль1384828

11н.< (N,òð + Н )rx ) лмюию r t

ФивЛ ной ступенью N „„ H o i HoA pa6oте и N „и N» при герметизированных пазухах (поочередно передней 5 и задней 6), то в соответствии с (1) и (2) они позволят определить величины

5N и b N» которые необходимо затем алгебраически сложить с величиной

N „ „, чтобы получить полную величину дисковых потерь в ступени (в эави- 10 симости от расхода), т.е.

Повышение КПД колеса за счет повышения действительного напора на вели- 15 чину Ь Н „ определяется непосредственно с использованием экспериментальных данных в соответствии с фиг.б. Чтобы получить значение h Н „ необходимо взять разницу между значениями иапо- 20 ра ступени, полученного в эксперименте с g = О, и таковым, полученным при нормальных испытаниях. При этом напорная характеристика, полученная во втором случае, корректируется пу- 25 тем добавления к подаче Q насоса его утечек g (Í), что поясняется с помощью графиков на фиг,6.

Восстановление небольшой части мощности дискового трения, приводит 3(1 к повышению напора ступени на величину ЬН, . Предлагаемый способ позволяет эту величину определить экспериментально путем непосредственного. определения разницы между напорными характеристиками, прлученными при нормальных испытаниях и в эксперименте g = О.

Определив величину Н „,, можно найти значение где — удельный вес жидкости; „

КПД отвода на участке между рабочим колесом и местом у= ановки манометра 54 (определяется по результатам испытаний с использованием показаний манометров 59 и 54 и расчетом осредненных скоростей в сечениях мест отбора давления) в зависимости от Ц.

Имея последнюю зависимость и значение N„„ находят гидравлическую мощность

Далее, вычисляют теоретический напор, тормозную мощность N, КПД колеса и ступени и т,д. ° В результате составляют полный баланс для мощнос" ти, подведенной к валу насоса.!

384828

1384828

57 Я 82

Фиг.5

Способ испытаний ступени многоступенчатого центробежного насоса Способ испытаний ступени многоступенчатого центробежного насоса Способ испытаний ступени многоступенчатого центробежного насоса Способ испытаний ступени многоступенчатого центробежного насоса Способ испытаний ступени многоступенчатого центробежного насоса Способ испытаний ступени многоступенчатого центробежного насоса Способ испытаний ступени многоступенчатого центробежного насоса 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к холо- i ; дильной технике и касается методов испытаний компрессоров на холодопроизводительиость

Изобретение относится к компрессоростроению и позволяет сократить время испытания клапанов и уменьшить габариты и металлоемкость устройства

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии и контролю испытаний гидромашин, двигателей внутреннего сгорания и их элементов, и может быть использовано для ускорения ресурсных и обкаточных (приемо-сдаточных) испытаний

Изобретение относится к области диагностики штанговых насосных установок и может быть использовано для предупреждения аварий при использовании этих установок на нефтедобывающих помыслах

Изобретение относится к области компрессоростроения и может быть использовано при создании компрессорных машин, применяемых для сжатия чистых газов

Изобретение относится к области нефтедобычи, в частности к исследованию процессов, происходящих в скважинных и винтовых насосах, и может быть использовано для испытания и обкатки

Изобретение относится к области нефтедобычи, в частности к исследованию процессов, происходящих в скважинных штанговых и винтовых насосах, и может быть использовано для испытаний и обкатки

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для испытания гидравлических машин
Наверх