Подводная буксируемая поисковая система

 

Изобретение относится к техническим средствам для поиска затонувших объектов и проведения аварийно-спасательных работ. Цель - повышение эффективности работы поисковой системы. Система содержит поисковый аппарат 6, который в режиме поиска объекта 17 находится в углублении 10 коммутационного блока и образует совместно с последним удобообтекаемое тело в направлении движения. Носовая надстройка 13 и кормовая надстройка 14 коммутационного блока сопряжены по диаметральной плоскости соответственно с носовым пазом и кормовым пазом подводного аппарата 6. С помощью захвата 8 подводный аппарат 6 зафиксирован на трос-кабеле 2, которым судно 1 буксирует коммутационный блок. Повысить маневренность поисковой системы удается движителями подводного аппарата 6 за счет уменьшения момента остойчивости связки последнего с коммутационным блоком. После обнаружения затонувшего объекта 17 подводный аппарат 6 отстыковывается от коммутационного блока и уточняет цель устройством 7 в режиме самодвижения. 4 ил.

Изобретение относится к техническим средствам исследования и освоения Мирового океана, а именно для поиска затонувших объектов, проведения подводно-технических и аварийно-спасательных работ. Цель изобретения повышение эффективности работы. На фиг. 1 изображена подводная буксируемая поисковая система, вид сбоку в момент поиска затонувшего объекта; на фиг. 2 то же, вид спереди; на фиг. 3 развертывание системы при обследовании объекта; на фиг. 4 поисковый аппарат, вид сверху. Подводная буксируемая поисковая система содержит надводное судно 1, к которому с помощью трос-кабеля 2 прикреплен балластный коммутационный блок 3, на котором закреплена лебедка 4 с кабелем 5 нейтральной плавучести, соединяющим поисковый аппарат 6 с коммутационным блоком 3. На поисковом аппарате 6 установлено устройство 7 обнаружения затонувших объектов, захват 8 и движители 9. В верхней части коммутационного блока 3 выполнено углубление 10, спрофилированное по форме днищевой части поверхности 11 поискового аппарата 6 так, что при соединении блока 3 и аппарата 6 оба образуют удобообтекаемое тело, симметричное относительно диаметральной плоскости 12. В носовой кормовой частях блока 3 по диаметральной плоскости 12 выполнены надстройки 13 и 14, а в носовой и кормовой частях аппарата 6 выполнены соответствующие надстройкам пазы 15 и 16, сопрягаемые с ними в момент стыковки аппарата и коммутационного блока при поиске затонувшего объекта 17. Поисковая система работает следующим образом. В районе проведения поисковых работ система доставляется надводным судном 1, с которого на трос-кабеле 2 опускают коммутационный блок 3, имеющий отрицательную плавучесть, что способствует устойчивому заглублению связки. При выходе блока 3 на заданный подводный горизонт включают поисковые приборы, например устройство 7 обнаружения затонувших объектов, и сообщают судну 1 передний ход. При этом поисковый аппарат 6 находится в углублении 10 и образует совместно с блоком 3 удобообтекаемое тело в направлении движения. Носовая настройка 13 и кормовая надстройка 14 блока 3 сопряжены по диаметральной плоскости 12 соответственно с носовым пазом 15 и кормовым пазом 16 поискового аппарата 6, который с помощью захвата 8 прочно зафиксирован на блоке 3. В этом состоянии систему буксируют судном 1 до момента обнаружения затонувшего объекта 17. После получения информации об объекте 17, поступающей от устройства 7 через кабель 5, находящийся на лебедке 4, блок 3 и трос-кабель 2, судно 1 останавливают. Затем подают команду управления на захват 8, движители 9 и лебедку 4. В результате поисковый аппарат 6 выходит из углубления 19, отстыковывается от блока 3 и, разматывая кабель 5 с лебедки 4, отходит от трос-кабеля 2. После чего с помощью устройства 7 аппарата 6, направленного на объект 17, уточняют особенности последнего. Свертывание подводной буксируемой поисковой системы производят в обратной последовательности. Для чего аппарат 6 направляют на трос-кабель 2. С помощью носовой щели 15 трос-кабель 2 проникает до захвата, где происходит неплотное закрытие захвата с возможностью скольжения по трос-кабелю 2. После чего с помощью движителей 9 поворачивают аппарат 6 до совмещения пазов 15 и 16 с надстройками 13 и 14, вводят его в углубление 10 и прижимают днищевой поверхностью 11 к коммутационному блоку 3. Затем плотно фиксируют аппарат 6 на трос-кабеле 2 с помощью захватов и возобновляют буксирование системы судном 1 для поиска очередного объекта. При этом достигаемая повторно строгая фиксация корпуса поискового аппарата 6 на корпусе балластного коммутационного блока 3 по диаметральной плоскости 12 позволяет не только сократить гидродинамические потери за счет лучшей обтекаемости системы, но и ускорить поиск очередного затонувшего объекта. После окончания поисковых работ на дне аппарат 6 состыковывают с коммутационным блоком 3, подматывают плавучий кабель 5 на лебедку 4 и, сматывая трос-кабель 2, выбирают систему на судно 1. В этом положении связка аппарата и блока испытывает наименьшее гидродинамическое сопротивление, что позволяет значительно повысить скорость подъема всей системы. После подъема поисковую систему закрепляют на палубе судна 1. 1

Формула изобретения

Подводная буксируемая поисковая система, содержащая связанный трос-кабелем с надводным судном коммутационный блок, на котором закреплена лебедка с кабелем нейтральной плавучести, соединяющим поисковый приборный аппарат, имеющий в своих носовой и кормовой частях в районе диаметральной плоскости пазы, а также содержащий захват для трос-кабеля и движители, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности работы, коммутационный блок снабжен расположенными в его носовой и кормовой частях выступающими фиксирующими надстройками, входящими в упомянутые пазы, при этом верхняя часть коммутационного блока выполнена с углублением и спрофилирована по форме поверхности днищевой части поискового аппарата.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 36-2000

Извещение опубликовано: 27.12.2000        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике освоения океана

Изобретение относится к измерительной гидрофизической технике

Изобретение относится к техническим средствам исследования и освоения Мирового Океана, а именно для поиска затонувших объектов, проведения подводно-технических работ

Изобретение относится к области судостроения

Изобретение относится к техническим средствам исследования и освоения мирового океана, а именно для поиска затонувших объектов, проведения подводно-технических работ

Изобретение относится к транспортировке грузов водным путем и может быть использовано для транспортировки любых грузов

Изобретение относится к судостроению, в частности к транспортному устройству для транспортировки, преимущественно, экологически опасного груза водным путем

Изобретение относится к техническим средствам изучения и освоения морей и океанов, в частности к устройствам стабилизации подводных носителей измерительной аппаратуры

Изобретение относится к судостроению, в частности к оборудованию, специально предназначенному для буксировки объектов или судов, находящихся под водой

Изобретение относится к области подводной техники, а более конкретно к подводным необитаемым самоходным или буксируемым аппаратам

Изобретение относится к морской технике и может быть использовано при эксплуатации буксируемых подводных аппаратов, опускаемых платформ и при проведении работ в скважинах нефте- и газодобычи

Изобретение относится к судостроению, в частности к спускоподъемным устройствам для постановки/выборки буксируемых линий
Наверх