Регулятор частоты вращения двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение позволяет повысить точность регулирования. Источник 1 задающего сигнала, измеритель 2 рассогласования с двумя входами, корректирующее устройство 3, сумматор 4 с двумя входами, блок умножения (БУ) 5, исполнительный элемент 6 топливодозирукяцего органа, двигатель 7 и датчик

СООЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1408095 А 1 (sg 4 Р 02 П 41/14

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4148437/25-06 (22) 18, 11.86 (46) 07.07.88. Бюл. 11 25 (71) Челябинский политехнический институт им. Ленинского комсомола (72) А.А.Ахматов, С.Н.Курносова и Д.А.Курносов (53) 621.43-55 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 1271988, кл. F 02 D 41/00, 1985. (54) РЕГУЛЯТОР ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить точность регулирования. Источник 1 задающего сигнала, измеритель 2 рас" согласования с двумя входами, корректирующее устройство 3, сумматор 4 с двумя входами, блок умножения (БУ) 5, исполнительный элемент 6 тонливодозирующего органа, двигатель 7 и датчик

1408095

8 частоты вращения вала. двигателя установлены последовательно. При этом выход датчика 8 соединен с первым входом БУ 13, с входом дифференцирующего звена 11, первым входом БУ 22, йервым входом БУ 27 и вторым входом измерителя 2. Выход элемента 6 соединен с входом датчика 9 перемещения топливодозирующего органа, выход которого подключен к входу дифференцирующего звена 10, первому входу БУ 18 и первому входу .БУ 15. Выход звена 10 соединен с первым входом БУ 16 и вторым вхоцом БУ 13, выход которого подключен к первому входу сумматора !

4. К второму входу сумматора 14 подключен выход БУ 15. Выход звена 11 подключен к вторым входам БУ 15 и 16, ! к входу дифференцирующего звена 12 и, к двум вхоцам БУ 20. Выход сумматора

14 связан с первым входом блока 23

, деления, с вторым входом блока 19 де, ления и входом двухпорогового компара»

Изобретение относится к машино-.. строению, в .частности двигателестрое нию, а именно к регуляторам частоты

1 вращения двигателя внутреннего сгора-! ния.

Целью изобретения является повыше-! ние точности.

На фиг.! представлена функциональная схема регулятора частоты вращения; на фиг.2 — структурная схема регуля10 тора частоты вращения.

Регулятор частоты вращения ДВС содержит источник 1 задающего сигнала, измеритель 2 рассогласования с двумя входами, корректирующее устройство 3, сумматор 4 с двумя входами, блок 5 умножения, исполнительный элемент 6 топливодозирующего органа, двигатель 7, датчик 8 частоты вращения вала двигателя, датчик 9 перемещения топливодозирующего органа, дифференцирующие звенья 10-12, блок 13 умножения, сумматор 14, блоки 15 и 16 умножения, сумматор 17, блок 18 умно- 25 жения, блок 19 деления, блок 20 умножения, сумматор 21, блок 22 умножетора 26. При этом выход БУ 16 подключен к первому входу сумматора 17, выход которого связан с первым входом блока 19, с которым последовательно соединены схема 25 фиксации уровня и bY 27, подключенный выходом к второму входу сумматора 4. Выход звена

12 связан с вторым входом БУ 18 и вторым входом БУ 22, подключенного выходом к второму входу сумматора 21.

Выход последнего связан с вторым входом блока 23. Схема 24 установлена последовательно с блоком 23 и своим выходом подсоединена к второму входу

БУ 5. Выход компаратора 26 связан с вторыми входами схем 24 и 25 фиксации уровня. При таком выполнении система регулирования частоты вращения . двигателя 7 становится нечувствительной к изменению рабочей точки двигателя при работе последнего в нестационарных условиях. 2 ил. ння, блок 23 деления, схемы 24 и 25 фиксации уровня, двухпоро говый компаратор 26, блок 27 умножения. Часть элементов регулятора функционально объединена в два блока: блок 28 идентификации параметров двигателя и блок 29 режимов регулирования.

Блок 28 идентификации параметров двигателя содержит три дифференцирующих звена 10-12, шесть блоков 13,15, 16,18,20 и 22 умножения,.три сумматора 14, 17 и 21 и два блока 19 и 23 деления.

Блок 29 режимов регулирования содержит две схемы 24 и 25 фиксации уровня и двухпороговый компаратор 26.

Выход источника 1 задающего сигнала связан с неинвертирующим входом измерителя 2 рассогласования, выход которого связан с входом корректирующего устройства 3. Выход корректирующего устройства 3 связан с первым неинвертирующим входом сумматора 4, выход которого связан с первым входом блока 5 умножения. Выход блока 5 умножения связан с входом исполнительсоответственно вторым и третьим входасации уровня являются соответственно

20 вторым и первым выходами блока 29 режимов регулирования.Регулятор работает следующим образом.

На структурной схеме (фиг.2) при2Б няты обозначения. U — выходной задающий сигнал источника 1; U — сигнал, пропорциональный ошибке отработки задающего сигнала; M (S) - передаточная функция корректирующего устз 1408095

4 ного элемента 6 топливодозирующего тирующий вход которого связан с выхооргана, выход которого связан с дви- дом блока 15 умножения, а выход — с гателем 7 и датчиком 9 перемещения вторыми входами блоков 19 и 23 делетопливодознрующего органа. цатчик 8 .ния, и является первым выходом блока .

Ф частоты вращения связан с валом дви- 28 идентификации. Вторым и третьим гателя 7. Выход датчика 9 перемещения входами блока 28 идентификации явля-. ! топливодозирующего органа связан с ются соответственно выходы блоков 19 пеРвым входом блока 28 идентификации и 23 деления, параметров двигателя, второй вход ко-;0 Первым входом блока 29 режимов реторого связан с выходом датчика 8 гулирования является вход двухпорогоV частоты вращения. Первый второй и ного компаратора 26, выход которого третий выходы блока 28 идентификации связан с первыми входами первой и параметров двигателя связаны с пер- второй схем 25 и 24 фиксации. Вторые вым, вторь1м и третьим входами блока 1Б входы схем 25 и 24 фиксации являются:

29 режимов регулирования, первый вы-. ход связан с вторым входом блока 5 мн блока режимов регулирования, а выумножения, а второй выход — с первым ходы первой и второй схем 25 и 24 фиквходом блока 27 умножения, второй вход которого связан с выходом датчика 8 частоты вращения, а выход - с вторым инвертирующим входом суммато; ра 4.

Первым входом блока 28 идентификации параметров двигателя является вход дифференцирующего звена 10, к входу которого подключены первый вход блока 15 умножения и первый вход бло" ка 18 умножения. Выход дифференцирующего звена.10 связан с первым вхо- 30 ройства; Ид (S) — передаточная функция дом блока 13 умножения и первым вхо". исполнительного элемента топливодозидом блока 16 умножения. Второй вход рующего органа; h — перемещение топблока 13 умножения является вторым ливодоэирующего органа; а и Ъ - паравходом блока 28 идентификации пара- метры двигателя, эквивалентные по фиметров двигателя. К второму входу зическому смыслу соответственно факблока 13 умножения подключены вход тору устойчивости и эффективности дифференцирующего звена 11 и первый топливоподачи двигателя;.I — момент вход блока 22 умножения. Выход диффе- инерции вращающихся масс, приведенный ренцирующего звена 11 связан с вто- к валу двигателя; о — частота враще" рым входом блока 15 умножения и -BTQ 0 ния двигателя; U выходной сигнал рым входом блока 16 умножения, первым датчика перемещения топливодозирующеи вторым входами блока 20 умножения го органа; U> — выходной сигнал дати входом дифференцирующего звена 12, чика частоты вращения; U„ сигнал, выход которого связан с вторым входом пропорциональный скорости перемещения блока 18 умножения и .вторым входом 4Б топливодозирующего органа; U — сигблока 22 умножения., Выход блока 18 нал, пропорциональный угловому уско .умножения связан с первым неинверти-,.- рению вращения вала двигателя; Б рующим входом сумматора 17, второй сигнал, пропорциональный второй йроиивертирующий вход которого связан с изводной частоты вращениями S/(1+SÒ) выходом блока 16 умножения, а выход — <> передаточная функция дифференцируюс первым входом блока 19 деления. щего. звена с малой постоянной време"

Л

Выход блока 22 умножения связан с ни Т; а и Ъ вЂ” - оценки параметров -двипервым инвертирующим входом сумматора гателя.

21, второй неинвертирующий вход кото- В процессе работы двигателя 7 в рого связан с выходами блока 20 ум- нестационарных условияк меняются паножения, а выход — с первым .входом раметры двигателя а и Ь . Оценивание блока 23 деления. Выход блока 13 ум-,параметров производится на основании ножения связан с первым инвертирующим. информации с датчиков 8 и 9 частоты входом сумматора 14, второй неинвер-.. вращения и перемещения топливодоэиру-

1408095 ющего органа. Оценки параметров двигателя 7 получаются при решении системы двух уравнений сд аы+ЬЬ

° (1)

5 д амФЬЬ. (2)

Разрешал уравнения (1) и (2) относительно а и Ь и заменяя h, й1 и их производные на пропорцйональные им измеренные и вычисленные величины, 10 получим следующие выражения для

, оценок параметров двигателя 7:

° ° ° ° л Urdu -цици (3)

Цо 4 % д и

Uu -V u

Ь Й---.М. (4).

Ц„Ц, -Ц„Б„

Как следует из выражений дпя оце..

Иок .(3) и (4), оценки вырощцаются,,если знаменатель равен нулю. С целью 20, обеспечения надежной работы регулято ра с блоком 28 идентификации параметров двигателя 7; в регулятор дополни тельно включен блок 29 режимов pery" лирования, состоящий из первой и второй схем 25 и 24 фиксации уровня и двухпорогового компаратора 26.

При f dl .< Бо, где Ео — некоторый заданный малый уровень, блок 28 иденiтификации отключен от блока 29 режи- 30 мов регулирования.и на выходах схем 24 и 25 фиксации уровня устанавлива,ются, оценки параметров, соответствую щие моменту времени, для которого справедливо равенство fdt=Eо. В случае, когда td 1.> Е, ключи в схемах 25 и 24 фиксации уровня, управляемые от двухпорогового компаратора 26, замкнуты и на выходах схем 25 и 24 фиксации уровня устанавливаются теку- 40 щие оценки параметров двигателя.

Совместное, включение в регулятор блока идентификации„параметров двигателя, Длока режимов регулирования и восьмого блока умножения, за счет их 46 точной настройки и быстродействия исполнительного элемента 6 топливодозирующего органа, датчика частоты вращения и датчика перемещения топливодозирующего органа, превышающих быст- 60 родействие контура регулирования частоты вращения, т.е. при Ид (S)з 1; . M (S) э 1, Ъ „(Я) ж1, что справедливо практически для всех двигателей, позволяет скомпенсировать вариации пара- 55 метров двигателя, обусловленные изменением режимных координат и условий внешней среды, и получить передаточную функцию выход корректирующего устройства — частота вращения двигателя в виде интегрирующего звена:

w(s) (s) 1

v(s)

Таким образом, система регулирования частоты вращения двигателя 7 становится нечувствительной к изменению рабочей точки двигателя 7 при работе двигателя в нестационарных условиях.

Формула и э о б р е т е н и я

Регулятор частоты вращения двига-., теля внутреннего сгорания, содержащий источник задающего сигнала, измеритель рассогласования с двумя входами, первый вход которого связан с выходом источника задающего сигнала, корректирующее устройство, вход которого связан с выходом измерителя рассогласования, сумматор, первый вход которого связан с выходом корректирующего устройства, первый блок умножения с двумя входами, первый вход которого .Ф связан с выходом сумматора, исполнительный элемент топливодозирующего

/ органа, вход которого связан с выходом первого блока умножения; датчик перемещения топливодозирующего органа, связанный с исполнительным элементом топливодоэирующего органа, и датчик частоты вращения, выход которого связан с вторым входом измерителя рассогласования и через линию обратной связи соединен с вторым входом сумматора, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, регулятор дополнительно снабжен блоком идентификации параметров двигателя с двумя входами и тремя выходами, блоком режимов регулирования с тремя входами и двумя выходами и вторым блоком умножения с двумя входами, причем блок идентификации параметров двигателя включен в линию обратной связи и его первый вход связан с выходом датчика перемещения топливодоэирующего органа, а второй вход — с выходом датчика частоты вращенИя, первый, второй и третий выходы блока идентификации параметров двигателя связаны соответственно с первым, вторым и третьим входами блока, режимов регулирования, блок режимов регулирования также включен в линию обратной связи и его первый выход связан"с вторым входом первого блока умноже-..

7 14080 ния, а второй выход — с первым входом второго блока умножения, второй вход которого связан с выходом датчика частоты вращения, а выход второго

/ блока умножения связан со вторым входом сумматора, блок идентификации параметров двигателя снабжен тремя дифференцирующими звеньями, шестью блоками умножения с двумя входами, тремя 1р сумматорами с двумя входами и двумя блоками деления с двумя входами, причем первый вход блока идентификации параметров двигателя выполнен в вице входа первого дифференцирующего 15 звена, к входу которого подключены первые входы первого и второго блоков

Ъ умножения, а выход связан с первыми входами третьего и четвертого блоков умножения, второй вход блока иденти- рб фикации параметров двигателя выполнен в виде входа второго дифференцирующего звена, к входу которого подключены второй вход третьего блока умножения и первый вход пятого блока умножения, 25 а выход связан с вторыми входами первого и четвертого блоков умножения, первым н вторым входами шестого блока умножения и входом третьего дифференцирующего звена, выход которого свя- 30 зан с вторыми входами второго и пятого блоков умножения, выход второго блока умножения связан с первым входом первого сумматора, второй вход которо95 8

ro связан с выходом четвертого блока умножения, а выход — с первым входом первого блока деления, выход пятого блока умножения связан с первым входом второго сумматора, второй вход которого связан с выходом шестого блока умножения, а выход — с первым входом второro блока деления, выход третьего блока умножения связан с первым входом третьего сумматора, второй вход которого связан с выходом первого блока умножения, а выход— с вторыми входами первого и второго блоков деления,и выполнен в виде первого выхода блока идентификации параметров двигателя, второй и третий выходы которого выполнены соответственно в виде выходов первого и второго блоков деления, а блок режимов регулирования снабжен двумя схемами фиксации уровня с двумя входами и двухпороговым компаратором, вход которого выполнен в виде первого входа блока режимов регулирования, а выход связан с первыми входами первой и второй схем фиксации уровня, вторые входы которых соответственно выполнены в виде вто-, рого и третьего входов блока режимов регулирования, а выходы первой и второй схем фиксации уровня выполнены соответственно в виде второго и первого выходов блока режимов регулирования. 1408095

Составитель П.Мурашев

Техред Л.Сердюкова Корректор М.Щароши

Редактор А. Ворович

Заказ 3285/35 Тираж 505 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113935, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Регулятор частоты вращения двигателя внутреннего сгорания Регулятор частоты вращения двигателя внутреннего сгорания Регулятор частоты вращения двигателя внутреннего сгорания Регулятор частоты вращения двигателя внутреннего сгорания Регулятор частоты вращения двигателя внутреннего сгорания Регулятор частоты вращения двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам и устройствам управления работой двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с непосредственным впрыскиванием бензина

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способу и устройству управления работой двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способу управления двигателем внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способу и устройству для управления работой двигателя внутреннего сгорания, прежде всего транспортного средства

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам управления многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам и устройствам управления силовым агрегатом

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам и устройствам управления силовым агрегатом

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам подготовки топливной смеси в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к области автоматики и может быть использовано в силовых установках для управления механизмами с переменным подъемом, переменными фазами и в регуляторах соотношения воздух/топливо

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к регулированию и управлению подачей топлива в двигатель внутреннего сгорания локомотива
Наверх