Система управления запуском четырехдвигательной силовой установки летательного аппарата

 

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам управления запуском двигателей. Цель изобретения состоит в улучшении условий эксплуатации системы путем сокращения времени подготовки при запуске четырехдвигательной силовой установки летательного аппарата на земле. Система содержит две подсистемы управления, включающие программые устройства 1 и 2, соединенные через блок переключателей 3 с блоками коммутаторов двигателей 5 8, а также блок 8 ускореннего запуска и пульт управления, при этом схема блока ускоренного запуска содержит четырнадцать элементов И, четыре элемента ИЛИ и одиннадцать элементов ЗАПРЕТ. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам управления запуском двигателей. Цель изобретения улучшение условий эксплуатации системы путем сокращения времени подготовки при запуске четырехдвигательной силовой установки летательного аппарата на земле. На фиг.1 представлена структурная схема системы запуска четырехдвигательной силовой установки летательного аппарата; на фиг.2 то же, блока ускоренного запуска. Система запуска состоит из левой и правой подсистем. В левую подсистему входит программное устройство 1, а в правую устройство 2, соединенные с общим блоком 3 переключателей, при этом в левую подсистему входит блок 4 коммутаторов первого двигателя и блок 5 коммутаторов второго двигателя, а в правую подсистему блок 6 коммутаторов третьего двигателя и блок 7 коммутаторов четвертого двигателя. Система имеет блок 8 ускоренного запуска, пульт 9 управления запуском и агрегаты запуска, установленные на каждом двигателе, сигнализатор 10 давления воздуха, клапан 11 подачи воздуха, клапан 12 пускового топлива, агрегат 13 зажигания, кран 14 прекращения подачи топлива, сигнализатор 15 предельных оборотов воздушного турбостартера и формирователь управляющих сигналов 16. Устройства 1 и 2 имеют по восемь выходов 17 24 на блок 3, имеющий соответствующие им входы, соединенные с шиной источника постоянного тока. Пульт 9 имеет выходы 25 на блоки 1 и 2, выходы 26 и 27 на блок 3, выходы 28 (команда "Прекращение запуска"), 29 (команда "Запуск"), 30 (команда "Готовность ускоренного запуска"), а также вход 31 (команда "Готов ускоренный") на блок 8, который имеет входы 32-35 (команда "Готов"), выходы 36-39 (команды "Запуск"), выходы 40-43 (команды "Контроль оборотов), 44 (сигнал "Работа блока 1"), 45 (сигнал "Работа блока 2"), 46 (сигнал "Контроль давления от блока 1") и 47 (сигнал "Контроль давления от блока 2"). Каждый блок коммутаторов двигателей 4-7 состоит из логических элементов: И 48-50, ИЛИ-НЕ 51, ЗАПРЕТ 52, И 53, ЗАПРЕТ 54, И 55-57, повторитель 58. Блок 8 содержит элементы И 61, 62, ЗАПРЕТ 63, ИЛИ 64, И 65-67, ЗАПРЕТ 68, ИЛИ 70, И 71, 72, ЗАПРЕТ 73-76, И 77, 78, ИЛИ 79, И 80-82, ЗАПРЕТ 83-85, ИЛИ 86, И 87-89, ЗАПРЕТ 90, 91. Блоки 4-7 коммутаторов каждого двигателя состоят из элементов И 48, второй, третий, четвертый и пятый входы которого подсоединены к пульту 9, а выход соединен с входом элемента И 49 и входом 32 блока 8. первый вход элемента И 48 соединен с первыми входами блоков 4 и 5. Второй вход элемента И 49 соединен с пультом 9, а выход элемента И 49 соединен с входами элементов ЗАПРЕТ 52, И 50, И 55-57 и входом 36 блока 8. Второй вход элемента ЗАПРЕТ 52 соединен с выходом элемента ИЛИ-НЕ 51, один из входов которого соединен с сигнализатором 10, а второй вход соединен с пятыми входами блоков 4 и 5 и входом 46 блока 8. Выход элемента ЗАПРЕТ 52 соединен с четвертыми входами блоков 4 и 5, входом 44 блока 8 и с входом элемента И 53. Второй вход элемента И 56 соединен с седьмыми входами блока 4 и 5, а выход с агрегатами 13. Выход элемента 53 соединен с вторыми входами блоков 4 и 5, а его второй вход с выходом элемента ЗАПРЕТ 54, один из выходов которого соединен с сигнализатором 15, а другой вход с формирователем 16 и входом 40 блока 8. Второй вход элемента И 50 соединен с третьими входами блоков 4 и 5, а его выход соединен с клапаном 11. Второй вход И 55 соединен с восьмыми входами блоков 4 и 5, а его выход с клапаном 12. Второй вход элемента И 57 соединен с шестыми входами блоков 4 и 5, а его выход с краном 14. Аналогичные выходы блоков 5, 6 и 7 соединены с соответствующими входами блока 8 и пульта 9. Первый, второй, третий, четвертый и пятый входы базового элемента И 61 соединены с входами 30 34 и 35 блока 8, а его выход с первыми входами элементов ИЛИ 64, 70, 79 и 86 соответственно. Вторые входы этих элементов соединены соответственно с выходами элементов И 62, 71, 81 и 88, а их третьи входы с выходами элементов И 77, 78, 82 и 89 соответственно, при этом выходы элементов ИЛИ соединены с входами элементов И 65, 72, 80 и 87 соответственно. Второй вход элемента И 65 соединен с входом 40, второй вход элемента И 72 соединен с входом 41. Второй вход элемента И 80 соединен с входом 42, а второй вход элемента И 87 соединен с входом 43 блока 8. Выходы элементов И 65, 72, 80 и 87 соединены соответственно с первым, вторым, третьим и четвертым входами командного элемента И 66, и с входами элементов ЗАПРЕТ 74, 75, 91, 68, 84, пятый вход элемента И 66 соединен с входом 28 и входами элементов ЗАПРЕТ 63, 73, 83 и 90 соответственно, при этом выход элемента И 66 соединен с входами элементов И 67 и ИЛИ 69, а выход элемента ЗАПРЕТ 75 с входом элемента ЗАПРЕТ 76. Второй вход элемента И 67 соединен с входом 29, а его выход с выходом 36, первый вход элемента И 77 соединен с выходом элемента И 66. Второй вход элемента И 77 соединен с первым входом элемента И 78 и входом 44 блока 8, при этом второй вход элемента И 78 соединен с выходом элемента ЗАПРЕТ 76, вторым входом элемента ЗАПРЕТ 85 и входом 37. Выход элемента ЗАПРЕТ 84 соединен с входом элемента ЗАПРЕТ 85, а выход элемента ЗАПРЕТ 85 соединен с выходом 39 блока 8 и с входом элемента И 88, при этом второй вход элемента И 88 соединен с входом 45 блока 8 и с первым входом элемента И 81, причем второй вход элемента И 81 соединен с выходом элемента ЗАПРЕТ 68, вторым входом элемента ЗАПРЕТ 76 и входом 38 блока 8. Выход элемента ИЛИ 69 соединен с первыми входами элементов И 62, 71, 82 и 89, а также с входом 31 блока 8. Второй вход элемента И 62 соединен с выходом элемента ЗАПРЕТ 63, второй вход которого соединен с входом элемента ЗАПРЕТ 74 и входом 46 блока 8, причем выход элемента ЗАПРЕТ 74 соединен с вторым входом элемента ЗАПРЕТ 73, при этом выход этого элемента ЗАПРЕТ 73 соединен с вторым входом элемента И 71. Второй вход элемента ЗАПРЕТ 91 соединен с входом 47 блока 8 и вторым входом элемента ЗАПРЕТ 83, при этом выход элемента ЗАПРЕТ 91 соединен с вторым входом элемента ЗАПРЕТ 90, выход которого соединен с вторым входом элемента И 89, а выход элемента ЗАПРЕТ 83 с вторым входом элемента И 82. Система работает следующим образом. При раздельном одиночном запуске одного из двигателей (первого) с пульта 9 на второй, третий, четвертый и пятый входы элемента И 48 поступают сигналы исправности блока 1 электронной системы управления 16 положения рычага управления "Земной малый газ" и команда подготовки к запуску первого двигателя. После выбора режима работы блока 1 "Запуск" холодная прокрутка "Ложный запуск" с пульта 9 на первый вход элемента И 48 блока 4 через блок 3 поступает сигнал готовности блока 1. При наличии сигналов высокого уровня (сигналов) на входе элемента И 48 есть сигнал на первом входе элемента И 49 и есть сигнал "Готов 1 двигатель" на пульте 9. При выдаче команды "Запуск" с пульта 9 подается сигнал на второй вход элемента И 49. Сигнал с выхода элемента И 49 поступает на вход элемента ЗАПРЕТ 52 и на входы элементов И 50, 55, 56, 57, а также на выход 36 блока 8. Так как инверсный сигнал на входе элемента ЗАПРЕТ 52 отсутствует, потому что на выходе элемента ИЛИ-НЕ 51 сигнала нет в связи с отсутствием давления воздуха перед СВ, на выходе элемента ЗАПРЕТ 52 сигнал есть и он поступает через блок 3 на блок 1, а также на вход элемента И 53, на четвертый вход блока 5 и на выход 44 блока 8. На первом входе элемента ЗАПРЕТ 54 имеется сигнал, поступающий с формирователя 16, так как обороты ротора компрессора высокого давления равны нулю, а значит ниже оборотов режима "Земной малый газ", а на втором входе элемента ЗАПРЕТ 64 сигнал отсутствует так как нет сигнала на выходе сигнализатора предельных оборотов воздушного турбостартера 15. В результате появляется сигнал на выходе элемента ЗАПРЕТ 54 и на втором входе элемента И 53, а значит и на выходе элемента И 53, который поступает далее на второй вход блока 5 и через блок 3 на вход 18 блока 1. При выдаче сигналов на входы 18 и 20 блока 1, он включается в работу по отработке заданной временной циклограммы запуска. Циклограмма запуска двигателя формируется устройством (блоком) 1 начиная с момента нажатия на кнопку "Запуск" на пульте 9, т.е. с момента получения сигнала на выходе элемента И 49 блока 4, 5, 6 и 7 коммутаторов одного из двигателей. С момента включения в работу блока 1 на его выходе 19 есть рабочий сигнал, который поступает на вход элемента И 50 первого двигателя и через третий вход блока 5 второго двигателя на аналогичный элемент И. На выходе элемента И 50 имеется сигнал, который поступает на клапан 11 и через повторитель 58 на входы элементов И 50, 55, 56, 57 и ЗАПРЕТ 52. На выходе элемента И блока 5 второго двигателя аналогичного элемента И 50 блока 4 сигнала нет, так как нет сигнала на выходе элемента И 48 блока 5 "Подготовка второго двигателя", нет сигнала на выходе элемента И 48 и на входе И 49 блока 5 второго двигателя, нет сигнала на выходе И 49 и на входе элемента И 50 блока 5. На восьмой секунде на выходе 21 блока 1 есть рабочий сигнал, который через блок 3 поступает на вход элемента ИЛИ-НЕ 51, на втором входе которого имеется сигнал, так как есть сигнал на выходе сигнализатора 10. В результате чего на выходе элемента ИЛИ-НЕ 51 и инверсном входе элемента ЗАПРЕТ 52, сигнал отсутствует, а есть сигнал на выходе элемента ЗАПРЕТ 52 и на входе 20 блока 1. В случае отсутствия сигнала на выходе сигнализатора 10 нет сигнала на втором входе элемента ИЛИ-НЕ 51, есть сигнал на выходе элемента ИЛИ-НЕ 51 и на входе элемента ЗАПРЕТ 52, в результате чего нет сигнала на выходе элемента ЗАПРЕТ 52 и на входе 20 входа блока 1. Цикл запуска прекращается, если на тринадцатой секунде есть сигнал на выходе 23 блока 1 и есть сигнал на втором входе элемента И 56, в результате рабочий сигнал поступает на агрегаты зажигания 13 первого двигателя и одновременно сигнал есть и на седьмом входе блока 5. На пятнадцатой секунде есть рабочий сигнал на выходе 24 блока 1 и есть сигнал на входе и выходе элемента И 55, в результате чего появляется сигнал на восьмом входе блока 5 и сигнал на входе клапана 12 первого двигателя. До 22-й секунды есть сигнал на выходе 22 блока 1 и есть сигнал на входе крана 14. На 22-й секунде снимается рабочий сигнал с выхода 22 блока 1, нет сигнала на входе и выходе элемента И 57 и нет сигнала на входе крана 14 первого двигателя, в результате в камеру сгорания подается основное топливо. На 32-й секунде снимаются рабочие сигналы с выходов 23 и 24 блока 1, нет сигналов на входах и выходах элементов И 56, 55 и нет сигналов на входе клапана 12 и агрегатов 13 зажигания. При достижении ротором компрессора высокого давления частоты вращения nтк43% снимается сигнал с выхода формирователя 16, в результате нет сигнала на входе и выходе элемента ЗАПРЕТ 54, и на входе и выходе элемента И 53 и нет сигнала на входе 18 блока 1, в результате чего снимаются сигналы с выходов 19, 21, 22, 23 и 24 блока 1 и с входов клапана 10, клапана 12, агрегатов зажигания 13. Цикл запуска заканчивается. В случае nтк < 43% до 50 секунды с момента запуска, то на 50-й секунде снимается сигнал с выхода 19 блока 1 и с входа элемента И 50, нет сигнала на входе и выходе повторителя 58, на входах элементов ЗАПРЕТ 52 и И 50, 55, 56, 57 и нет сигнала на входах клапана 10, клапана 12, агрегатов зажигания 13 и крана 14. Нет сигнала также на выходе элемента ЗАПРЕТ 52, на выходе 20 блока 1, в результате снимаются сигналы с выходов 21, 22, 23 и 24 блока 1. Цикл запуска закончен по времени на 50-й секунде согласно циклограммы запуска. В случае достижения в процессе запуска предельно допустимой частоты вращения турбостартером появляется сигнал на выходе сигнализатора 15 и на инверсном входе элемента ЗАПРЕТ 54, нет сигнала на входе элемента И 53, так как нет сигнала на выходе элемента ЗАПРЕТ 54 и на выходе элемента И 53 и нет сигнала на входе блока 18 блока 1. В результате снимаются рабочие сигналы с входом 19, 21, 22, 23 и 24 блока 1 и цикл запуска прекращается. Для обеспечения сокращения количества операций при запуске четырех двигателей в заданной последовательности 1-3-2-4 используется блок 8 ускоренного запуска, при этом система работает следующим образом. При выдаче сигнала с пульта 9 "Подготовка ускоренного запуска" происходит одновременная подготовка четырех двигателей и на выходе элементов И 48 блоков коммутаторов 4-7 есть сигнал, а значит есть сигналы на входах 32-35, 30 блока 8, есть сигналы на первом, втором, третьем, четвертом и пятом входах базового элемента И 61, есть сигналы на его выходе и на первых входах элементов ИЛИ 64, 70, 79 и 86 блока 8. При неработающих двигателях есть сигналы на выходе формирователей 16 каждого двигателя, есть сигналы на входах 40-43, блока 8 и на входах элементов 69, 72, 87 и 80 соответственно. На выходах 21 блоков 1 и 2, на входах 46 и 47 блока 8 и на инверсных входах элементов ЗАПРЕТ 83, 76, 63 и 90 сигнал отсутствует. С пульта 9 через замкнутую кнопку "Прекращение запуска" сигнал поступает на вход 28 блока 8 и появляется далее на входе командного элемента И 66 и на входах элементов ЗАПРЕТ 63, 73, 83 и 90, а так же на выходе командного элемента И 66, так как есть сигналы на выходе элементов ИЛИ 64, 70, 79 и 86, на выходе элементов И 65, 72, 80, 87, на первом, втором, третьем и четвертом входах элементов И 66 и входах элементов ЗАПРЕТ 74, 75, 91, 68, 84, 87, так как есть сигнал на выходе И 66 и на входе элемента И 77, на входе и выходе элемента ИЛИ 69, то есть сигнал на выходе 31 блока 8, на входах элементов И 62, 71, 82, 89, 67, на выходе элемента ЗАПРЕТ 63, на втором входе и выходе элемента И 62 и на входе элемента ИЛИ 64. Когда нет сигнала на выходе элемента ЗАПРЕТ 74 и на инверсном входе элемента ЗАПРЕТ 73, есть сигнал на втором входе и выходе элемента И 71, и на входе и выходе элемента ИЛИ 70. Есть сигнал на выходе элемента ЗАПРЕТ 83, на втором входе и выходе элемента И 82, на входе и выходе элемента ИЛИ 79. Нет сигнала на выходе элемента ЗАПРЕТ 91 и входе ЗАПРЕТ 90, есть сигнал на выходе элемента ЗАПРЕТ 90, на втором входе и выходе элемента И 89, на входе и выходе элемента ИЛИ 86 и на входе элемента ИЛИ 69. При выдаче сигнала "Запуск" с пульта 9 появляется сигнал на входе 29 блока 8 и на втором входе и выходе элемента И 67, есть сигнал на выходе 36 блока 8 и на входе "Запуск" блока 4 первого двигателя, на выходе элемента И 49. Блок 4 первого двигателя совместно с блоком 1 отрабатывает программу запуска первого двигателя аналогично раздельному поочередному запуску как описано выше. В результате чего появляется сигнал на выходе 20 блока 1, на входе 44 блока 8, на входах элементов И 77 и 78, есть сигнал на выходе элемента И 77, и на входе и выходе элемента ИЛИ 64. На восьмой секунде цикла запуска первого двигателя появляется сигнал на выходе 21 блока 1, на входе 46 блока 8 и на входе элементов ЗАПРЕТ 63 и 74, нет сигнала на выходе элементов ЗАПРЕТ 74, 63, на входе и выходе элемента И 62, нет сигнала на входе элемента ИЛИ 64, но есть сигнал на выходе элемента ИЛИ 64, так как есть сигнал на выходе элемента И 77. После окончания цикла запуска первого двигателя снимается сигнал на выходе элемента И 65, так как нет сигнала на выходе формирователя 16, на входе элемента И 65, И 77, на входе и выходе элемента ИЛИ 64 и на входе элемента И 65, потому что нет сигнала на девятом выходе блока 4, на входе 32 блока 8 и первом входе базового элемента И 61 и на его выходе, а также на первых входах элементов ИЛИ 64, 70, 79, 86. Но при этом есть сигналы на выходах элементов И 72, 80, 87, так как нет сигнала на входах и выходе элемента ЗАПРЕТ 74, есть сигнал на выходе элемента ЗАПРЕТ 73 и есть сигналы на входах и выходе элемента И 71, есть сигналы на одном из входов и на выходе элемента ИЛИ 70, есть сигнал на выходе элемента И 82, на одном из входов и выходе элемента ИЛИ 79, есть сигнал на выходе элемента И 89, на одном из входов и выходе элемента ИЛИ 86 на входах элементов ИЛИ 69 и И 87. Так как нет сигнала на выходе элемента И 65, то нет синала на входе элемента ЗАПРЕТ 68, есть сигнал на выходе элемента ЗАПРЕТ 68 и на входе элементов ЗАПРЕТ 76, И 81 и выходе 38 блока 8, есть сигнал на выходе "Запуск" блока 6 третьего двигателя и выходе элемента И 49 блока 6. В результате блок 6 коммутаторов третьего двигателя совместно с блоком 2 отрабатывает программу запуска аналогично описанному циклу запуска первого двигателя. В течении цикла запуска третьего двигателя формируется сигнал на входе 45 блока 8, на входе элементов И 81, 88, на выходе элемента И 81, на входе и выходе элемента ИЛИ 79, на входе и выходе элемента И 80. На восьмой секунде появляется сигнал на входе 47 блока 8, на входе элементов ЗАПРЕТ 83, 91, при этом нет сигнала на выходе элемента ЗАПРЕТ 83, на входе и выходе элемента И 82, на входе элемента ИЛИ 79, но есть сигнал на его выходе, так как есть сигнал на выходе элемента И 81. Нет сигнала на выходе элемента ЗАПРЕТ 91, на входе элемента ЗАПРЕТ 90, есть сигнал на его выходе, на входе и выходе элемента И 89, и на входе и выходе элемента ИЛИ 79. При завершении цикла запуска третьего двигателя снимается сигнал на выходе элемента И 80, так как исчезает сигнал на выходе электронной системы 16 третьего двигателя, а значит на входе 42 блока 8 и на входе элемента И 80, или на выходе 20 блока 2 (аналогично запуску первого двигателя), а значит исчезает сигнал на входе 45 блока 8, на выходе элемента И 81, на входе и выходе элемента ИЛИ 79 и нет сигнала на входе и выходе элемента И 80. Тогда нет сигнала на входах элементов ЗАПРЕТ 68, 75, на выходе элемента ЗАПРЕТ 68, на выходе 38 блока 8, на входе элементов И 81, и ЗАПРЕТ 76, но есть сигнал на выходе элементов ЗАПРЕТ 75 и 76, значит есть сигнал на входе элемента И 78 и ЗАПРЕТ 85, на выходе 37 блока 8, на входе "Запуск" блока 5 второго двигателя и на выходе элемента И 49 блока 5. Блок коммутаторов второго двигателя 5 совместно с блоком 1 начинает отрабатывать цикл запуска второго двигателя (аналогично циклу первого), при этом имеется сигнал на четвертом выходе блока 5, на входе 44 блока 8, на втором входе и выходе элемента И 78, на входе и выходе элемента ИЛИ 70. На восьмой секунде запуска появляется сигнал на пятом выходе блока 5 и на входе 46 блока 8, есть сигнал на входе и выходе элемента ЗАПРЕТ 74, на входе элемента ЗАПРЕТ 73, но нет сигнала на его выходе и входе элемента И 71, нет сигнала на выходе элемента И 71 и на втором входе элемента ИЛИ 70, но есть сигнал на его выходе, так как есть сигнал на выходе элемента И 78. После окончания цикла запуска второго двигателя нет сигнала на выходе формирователя 16 второго двигателя, или на выходе 20 блока 1, в результате нет сигнала на входе 41 или 44 блока 8, на входе и выходе элемента И 78, и на входе и выходе элемента И 72 блока 8, при этом отсутствует сигнал на входе элементов ЗАПРЕТ 91, 84, 75, нет сигнала на выходе элемента ЗАПРЕТ 75, на входе и выходе элемента ЗАПРЕТ 76, на втором входе элемента И 78 и на входе элемента ЗАПРЕТ 85, но есть сигнал на выходе элемента ЗАПРЕТ 84, на втором входе и выходе элемента ЗАПРЕТ 85, на входе элемента И 88 и на выходе 39 блока 8. В результате чего появляется сигнал на входе "Запуск" блока 7 четвертого двигателя и на выходе элемента И 49 блока 7. Начинается отработка цикла запуска четвертого двигателя. На восьмой секунде запуска четвертого двигателя появляется сигнал на выходе 21 блока 2 и на входе 47 блока 8, на входе и выходе элемента ЗАПРЕТ 91, есть сигнал на входе элемента ЗАПРЕТ 90, нет сигнала на входе и выходе элемента И 89, на втором входе элемента ИЛИ 86, но есть сигнал на его выходе, так как сигнал на выходе элемента И 88. После окончания цикла запуска четвертого двигателя снимаются сигналы с формирователя 16 четвертого двигателя или с выхода 20 блока 2. В результате чего нет сигналов на входах 43, 45 блока 8, на входе и выходе элемента И 88, на входе и выходе элемента И 87, а значит нет сигнала на входе и выходе элементов ЗАПРЕТ 84, 85, нет сигнала на входе и выходе элементов ЗАПРЕТ 84, 85, на первом входе элемента И 88 и элемента ИЛИ 69, на выходах 31, 39 блока 8, снимаются сигналы с пульта 9 "Запуск идет" и "Ускоренный готов", система запуска возвращается в исходное состояние. Такое построение системы позволяет сократить время подготовки при запуске четырехдвигательной силовой установки летательного аппарата на земле, что улучшает условия ее эксплуатации.

Формула изобретения

1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАПУСКОМ ЧЕТЫРЕХДВИГАТЕЛЬНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащая первое программное устройство, соединенное с входами блока переключателей, четыре блока коммутаторов двигателей с выходами "Готов" и "Контроль оборотов" и входом "Запуск", вторые входы которых соединены с выходом сигнализатора давления воздуха, вторые выходы соединены с входами клапана подачи воздуха, клапана пуска топлива, агрегата зажигания, крана прекращения подачи топлива, третьи входы соединены с выходами сигнализатора предельных оборотов турбостартера силовой установки, формирователя управляющих сигналов, а также пульт управления, связанный с источником питания и соединенный через переключатели с выходами "Запуск", "Прекращение запуска", "Готовность ускоренного запуска" и с сигнализатором "Готов", при этом выходы пульта управления соединены с входами блоков коммутаторов двигателей, отличающаяся тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации системы путем сокращения времени подготовки при запуске четырехдвигательной силовой установки летательного аппарата на земле, в нее введены второе программное устройство и блок ускоренного запуска, при этом выход первого программного устройства через блок переключателей соединен с входами блоков коммутаторов первого и второго двигателей, выход второго программного устройства через блок переключателей с входами блоков коммутаторов третьего и четвертого двигателей, выходы блоков коммутаторов двигателей соединены с соответствующими входами блока ускоренного запуска, а выходы "Запуск" блока ускоренного запуска соединены с соответствующими входами блоков коммутаторов двигателей. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что блок ускоренного запуска содержит четырнадцать элементов И, пять элементов ИЛИ и одиннадцать элементов ЗАПРЕТ, при этом первый, второй, третий и четвертый входы тринадцатого логического элемента И соединены с выходами "Готов" блока коммутаторов каждого двигателя, его пятый вход соединен с командой "Готовность ускоренного запуска", выход с первыми входами первого, второго, третьего и четвертого элементов ИЛИ, вторые входы которых соединены с выходами первого, второго, третьего и четвертого логических элементов И, а их третьи входы соответственно с выходами пятого, шестого, седьмого и восьмого элементов И, при этом выходы первого, второго, третьего и четвертого элементов ИЛИ соответственно соединены в первыми входами девятого, десятого, одиннадцатого и двенадцатого элементов И, вторые входы которых подключены к выходам "Контроль оборотов" блока коммутаторов соответствующего двигателя, а выходы соответственно соединены с первым, вторым, третьим и четвертым входами четырнадцатого элемента И, выход девятого элемента И с первыми входами первого и третьего логического элемента ЗАПРЕТ, выход десятого элемента И с первыми входами второго, четвертого и пятого элементов ЗАПРЕТ, выход одиннадцатого элемента И с вторыми входами второго, третьего элементов ЗАПРЕТ, выход двенадцатого элемента И с вторым входом четвертого элемента ЗАПРЕТ, пятый вход командного элемента И с выходом "Прекращение запуска" и с первыми входами шестого, седьмого, восьмого и девятого элементов ЗАПРЕТ, выходы которых соединены с вторыми входами первого, второго, седьмого и восьмого элементов И, вторые входы первого и шестого элементов ЗАПРЕТ соединены с выходами первого программного устройства, выход первого элемента ЗАПРЕТ соединен с вторым входом седьмого элемента ЗАПРЕТ, выход первого программного устройства с вторыми входами пятого и шестого элементов И, первый вход пятого элемента И соединен с выходом командного элемента И, и с первым входом тринадцатого элемента И, второй вход которого соединен с выходом "Запуск" пульта управления, а выход подключен к входу "Запуск" блока коммутаторов первого двигателя, вход "Запуск" блока коммутаторов третьего двигателя подключен к выходу третьего элемента ЗАПРЕТ, к первому входу третьего элемента И и первому входу десятого элемента ЗАПРЕТ, второй вход которого соединен с выходом второго элемента ЗАПРЕТ, а выход подключен к входу "Запуск" блока коммутаторов второго двигателя, к первому входу шестого элемента И и к первому входу одиннадцатого элемента ЗАПРЕТ, второй вход которого соединен с выходом четвертого элемента ЗАПРЕТ, а выход подключен к входу "Запуск" блока коммутаторов четвертого двигателя и к второму входу четвертого элемента И, первый вход которого соединен с вторым входом третьего элемента И и выходом второго программного устройства, выход которого соединен с вторым входами пятого и восьмого элементов ЗАПРЕТ, выход пятого элемента ЗАПРЕТ соединен с вторым входом девятого элемента ЗАПРЕТ, выход четырнадцатого элемента И соединен с вторым входом пятого элемента ИЛИ, первый вход которого соединен с выходом четвертого элемента ИЛИ, а выход с первым входом первого, второго, седьмого, восьмого элементов И и сигнализатором "Готов" пульта управления.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, более конкретно, к тактильным системам предупредительной сигнализации для вертолетов

Изобретение относится к системам управления силовыми газотурбинными установками

Изобретение относится к электродистанционным автоматическим системам запуска двигателей летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам управления турбореактивными двигателями с реверсом тяги

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам управления газотурбинными двигателями с реверсивными устройствами

Способ управления самолетом с двумя и более двигателями заключается в дифференциальной подаче топлива в двигатели. Подача осуществляется наряду с основными топливными насосами двигателей еще и от дополнительной топливной системы, приводимой в действие от приводной рессоры одного из основных двигателей или от электродвигателя и управляемой от гироскопической системы стабилизации-управления электрического или пневматического типа. Устройство для осуществления способа состоит из системы дифференциальной подачи топлива, системы стабилизации-управления по направлению и/или тангажу и блока гироскопических датчиков. Группа изобретений направлена на управление по крену в режиме висения. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к информационно-измерительной технике и может найти применение в составе бортовых систем управления общесамолетным или вертолетным оборудованием. Технический результат заключается в обеспечении встроенного контроля входящих в предлагаемое устройство элементов, что ведет к сокращению времени на техническое обслуживание. Устройство содержит входную цепь формирования сигнала, включающую датчик тока и дифференциальный усилитель, аналого-цифровой преобразователь, источник питания датчиков, n-входных цепей формирования сигналов, блок формирования контрольного сигнала, коммутатор, блок нормализации сигнала, причем каждая из n-входных цепей формирования сигналов включает в себя датчик тока, связанный с дифференциальным усилителем, входы n-входных цепей формирования сигналов подключены к выходу блока формирования контрольного сигнала, а выходы соединены с входами коммутатора, подключенного к входу блока нормализации сигнала, соединенного с входом аналого-цифрового преобразователя, причем коммутатор имеет вход для приема первого контрольного напряжения и вход управления, являющийся первым входом управления устройства, блок формирования контрольного сигнала имеет вход для приема второго контрольного напряжения и вход управления, который соединен с входом управления источника питания датчиков, являющимся вторым входом управления устройства. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх