Опора скольжения

 

Изобретение относится к опорам скольжения и может быть использовано для турбомашины авиационной, .химической и судостроительной промышленности и др. отраслей народного хозяйства. Цель - повышение надежности. Опора содержит концентрично установленные в корпусе цапфу вала и упругую плавающую втулку, которая выполнена в виде пакета входящих друг в друга Z-образных в сечении ленточных элементов , сквозь зиги которых пропущены упругие стержни, закрепленные на торцах. Конструкция позволяет уменьшить износ вала и втулки, а также нагрев узла, в результате чего повышается надежность опоры и ее несущая способность. 3 з. п. ф-лы, 7 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (584 Г 16 С 17 18

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

RO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4088114/31-27 (22) 07.04.86 (46) 30.07.88. Бюл. № 28 (71) Николаевский кораблестроительный институт им. адм. С. О. Макарова (72) А. Н. Трунов и А. И. Тарабрин (53) 621.822.8 (088.8) (56) Орлов П. И. Основы конструирования. кн. 2, 1977, стр. 404 — 405.

Патент ФРГ № 1010334, кл. 47 в 5, 1957. (54) ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к опорам скольжения и может быть использовано для турЛК„1413314 А 1 бомашины авиационной, химической и судостроительной промышленности и др. отраслей народного хозяйства. Цель — повышение надежности. Опора содержит концентрично установленные в корпусе цапфу вала и упругую плавающую втулку, которая выполнена в виде пакета входящих друг в друга Z-образных в сечении ленточных элементов, сквозь зиги которых пропущены упругие стержни, закрепленные на торцах.

Конструкция позволяет уменьшить износ вала и втулки, а также нагрев узла, в результате чего повышается надежность опоры и ее несущая способность. 3 з. п. ф-лы, 7 ил.

1413314

Формула изобретения

55

Изобретение относится к опорам скольжения и может быть использовано для турбомашин авиационной, химической и судостроительной промышленности и других отраслей народного хозяйства.

Цель изобретения — повышение надежности опоры.

На фиг. 1 представлена радиальная опора, разрез; на фиг. 2 — то же, вид сбоку, с частичным вырывом; на фиг. 3 — осевая опора, разрез; на фиг. 4 — сборка Z-образных и упругих элементов; на фиг. 5 — реверсивная опора; на фиг. 6 — Z-образный элемент реверсивной опоры; на фиг. 7 — крепление упругих стержней к торцовым ограничителям.

Радиальная опора состоит из корпусной втулки 1, снабженной раздающей камерой 2 и системой питания 3, плавающей втулки 4, собранной из двух торцовых колец, соединенных между собой посредством упругих стержней 5 Z-образных элементов 6 и 7, причем элементы 6 выполнены из упругих материалов, а 7 — из пластичных, антифрикционных материалов, вала 8. Элементы

6 и 7 имеют сечение Z-образной формы, набраны в обойму чередующимися, общее число их в обойме четное. Они пригнаны друг к другу и заведены между упругими стержнями 5 с натягом. Z-образные элементы в статическом состоянии имеют форму обращенных к ним поверхностей втулки и вала и при центральном расположении вала образуют с ним зазор. Кольца 4 жестко соединены с ограничителями 9, которые для радиальной опоры ограничивают перемещение втулки в осевом направлении, а для осевой — в радиальном. Роль ограничителей могут выполнять обоймы из лепестков набранные аналогично плавающим втулкам для осевой опоры и плавающим диском для радиальной.

Для реверсивной опоры Z-образные элементы выполнены с отогнутыми внутрь концами 10. Отогнутые концы контактируют с верхней и нижней поверхностями соседних лепестков.

Опора работает следующим образом.

Рабочее тело (возможны и газ и жидкость) подается под давлением в раздающую полость 2 корпусной втулки 1, далее через систему питателей 3 подается в зазор между Z-образными элементами 6 и 7 и корпусной втулкой. Z-образные элементы плавающей втулки со стороны корпусной втулки отделяются от корпусной втулки 1, а со стороны вала они прижаты к валу 8. Создается реакция слоя рабочего тела и вал 8 всплывает со втулкой как единое целое. Опора работает как статический подвес. Далее вал начинает вращаться, после чего возникает в зазоре между лепестками и валом со стороны, обращенной к валу, газодинамический клин. Благодаря этому на лепестки действуют распределенные силы, содержащие нор25

45 мальную и тангенциальную составляющие.

Под действием нормальной составляющей лепестки отделяют от вала, а под действием тангенциальной силы вращаются в сторону вращения вала без контакта с ним и вал отделяется от плавающей втулки под действием гидродинамических сил.

В случае контакта втулка выталкивается из-под вала под действием сил ее упругости, благодаря чему зона тепловыделения перемещается и элементы втулки разогреваются до меньшей температуры, благодаря этому также не прекращается относительное вращение втулки, так как упругие силы действуют в направлении ее вращения.

Ограничители 9 благодаря аналогичному механизму возникновения сил ограничивают перемещение втулки в осевом направлении для радиальной опоры и в радиальном для осевой.

Для реверсивной опоры Z-образные элементы выполнены с отогнутыми внутрь концами 10, которые контактируют с верхней и нижней поверхностями соседних элементов.

Поверхности основания 11 и выступа 12 содержат излом в точках А и А, координата которых рассчитывается из условия равенства воспринимаемых усилий при прямом и обратном вращении (фиг. 6). Излом поверхностей производится по прямой, без изменения формы этих поверхностей по обе стороны от него, образуя угол а между касательными к разделенным линией излома поверхностям. Причем величина его определяется из расчета необходимой несущей способности при прямом и обратном вращении ротора.

Опора может быть выполнена как радиальной цилиндрической, так и осевой двусторонней, упорной, плоской либо конической, либо сферической.

При изменении типа опоры изменяется только форма опорной и верхней поверхности Z-образных элементов в соответствии с формой втулки и вала, а также гребня и пят для упорных и радиальноупорных опор.

Благодаря изложенным конструктивным признакам в опоре возможно уменьшение износа как вала, так и втулки, уменьшение нагрева, в результате чего повышается надежность опоры и ее несущая способность.!. Опора скольжения, содержащая концентрично установленные в корпусе цапфу вала и упругую плавающую втулку, а также систему подвода смазки, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, плавающая втулка выполнена в виде пакета входящих друг в друга Z-образных в сечении ленточных элементов, сквозь зиги которых пропущены упругие стержни, концы ко1413314

Фиг. 7 торых закреплены на размещенных с торцовой поверхности втулки кольцевых ограничителях.

2. Опора по и. 1, отличающаяся тем, что

Z-образные элементы выполнены из упругого антифрикционного и эластичного материалов и установлены в плавающей втулке чередующимися.

3. Опора по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что торцовые ограничители выполнены в виде пакетов входящих друг в друга Z-образных ленточных элементов.

4. Опора по пп. 1 и 2, отлича ощаяся тем, что, с целью обеспечения возможности реверсивного движения, ленточные элементы выполнены с загнутыми внутрь концами.

1413314

1413314

1413314

Фиг. Е

Щиг. b

Составитель Т. Хромова

Редактор И. Сегляник Техред И. Верес Корректор В. Бутяга

Заказ 3758/36 Тираж 757 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для подвеса прецизионных роторных узлов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в тяжелонагруженных узлах трения транспортных и грузоподъемных машин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в тяжелонагруженных узлах трения транспортных и грузоподъемных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть нспользовано в нодшипниковых узлах турбоко ипрессоров

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в обрабатывающем оборудовании с использованием в качестве смазывающей среды как жидкостей, так и газов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в обрабатывающем оборудовании с использованием в качестве смазывающей среды как жидкостей, так и газов

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в радиально-упорных опорах шпиндельных узлов металлорежущих станков и другого оборудования с вращающимися роторами при использовании в качестве смазывающей среды как жидкостей, так и газов

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в качестве опорных элементов шпиндельных узлов металлорежущих станков и другого оборудования при использовании в качестве рабочих сред не только жидкостей, но и газов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам скольжения подвижных звеньев

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в радиально-упорных опорах шпиндельных узлов металлорежущих станков при использовании в качестве смазывающей среды, как жидкостей, так и газов

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в радиальных опорах шпиндельных узлов металлорежущих станков при использовании в качестве смазывающей среды как жидкостей, так и газов

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в радиальных опорах шпиндельных узлов металлорежущих станков при использовании в качестве смазывающей среды как жидкостей, так и газов

Изобретение относится к радиальным опорным узлам

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в радиально-осевых опорах шпиндельных узлов металлорежущих станков при использовании в качестве смазывающей среды как жидкостей, так и газов
Наверх