Устройство для установки и фиксации откидной спальной полки пассажирского вагона

 

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается механизма для откидывания спальной полки пассажирского вагона, например верхней полки в пассажирских купе вагона дальнего следования , в вертикальное дневное и горизонтальное ночное положения, а также для фиксации названной полки в упомянутых и промежуточных положениях. Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение безопасности для пассажиров в эксплуатации. Согласно изобретению устройство с обеих торцовых сторон полки снабжено прикрепленными к перегородке купе кронштейнами для установки зубчатых элементов, а также устройством для фиксации полки в различных положениях, причем зубчатые элементы расположены на полке и соответственно на кронштейнах. Для этой цели расположенные со стороны полки элементы выполнены в виде зубчатого кругового сегмента 3 с цапфой и опираются внутри кронштейнов 17 на зубчатые рейки 16 так, что полка, скатываясь с круговыми сегментами 3, подобно шарниру с трением качения и кругообразно, перемещается по зубчатым рейкам 16 в направлении к перегородке купе или к центру пассажирского помещения и одновременно располагается откидывающейся вверх и вниз вокруг параллельной к перегородке поворотной оси. Кроме TCiro, полка оборудована задними упорами 18, взаимодействующими с опорой 19, расположенной на перегородке, при откидывании спальной полки вниз. 1 3. п. ф-лы, 5 ил. $ (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1418141

À1 (Я) 4 В 61 D 31 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

79

78

Фиг. 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Н АBTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (89) DD 225592 (21) 7773064/27-11 (22) 20.07.83 (31) WPB 61 D 243077 (32) 08.09.82 (33) DD (46) 23.08.88. Бюл. № 31 (71) ФЕБ Вагонбау Аммендорф (DD) (72) Бейер Альфред и Герлитц Вольфганг (DD) (53) 625.2.042 (088.8) (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСТАНОВКИ

И ФИКСАЦИИ ОТКИДНОЙ СПАЛЬНОЙ

ПОЛКИ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА (57) Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается механизма для откидывания спальной полки пассажирского вагона, например верхней полки в пассажирских купе вагона дальнего следования, в вертикальное дневное и горизонтальное ночное положения, а также для фиксации названной полки в упомянутых и промежуточных положениях. Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение безопасности для пассажиров в эксплуатации. Согласно изобретению устройство с обеих торцовых сторон полки снабжено прикрепленными к перегородке купе кронштейнами для установки зубчатых элементов, а также устройством для фиксации полки в различных положениях, причем зубчатые элементы расположены на полке и соответственно на кронштейнах. Для этой цели расположенные со стороны полки элементы выполнены в виде зубчатого кругового сегмента 3 с цапфой и опираются внутри кронштейнов 17 на зубчатые рейки 16 так, что полка, скатываясь с круговыми сегментами 3, подобно шарниру с трением качения и кругообразно, перемещается по зубчатым рейкам 16 в направлении к перегородке купе или к центру пассажирского помещения и одновременно располагается откидывающейся вверх и вниз вокруг параллельной к перегородке поворотной оси. Кроме того, полка оборудована задними упорами 18, взаимодействующими с опорой 19, расположенной на перегородке, при откидывании спальной полки вниз. 1 з. и. ф-лы, 5 ил.

1418141

25

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается механизма для откидывания вверх и вниз, например для откидывания верхних полок вверх в дневное положение в спальных вагонах поездов дальнего следования и для приведения в горизонтальное или другие промежуточные положения, и для фиксации спальных полок в названных положениях, который облегчает пассажирам пользование верхними полками и предотвращает опасность получения травм.

Известны простые механизмы для откидывания верхних полок в купе пассажирских вагонов дальнего следования вверх в вертикальное дневное положение и вниз в горизонтальное ночное положение, а также механизмы для фиксации спальных полок в указанных конечных положениях. Названные спальные полки подвешены с возможностью откидывания вниз и вверх вокруг поворотной оси, расположенной параллельно к перегородке купе, при помощи неподвижно прикрепленных на полках поворотных цапф и поворотных опор или кронштейнов, закрепленных на перегородке купе. В горизонтальном спальном положении каждая полка удерживается и предохраняется от падения вниз при помощи простых звеньевых цепей.

Промежуточные положения спальной полки между обоими конечными положениями фиксируются при помощи отдельных упорных и фиксирующих устройств, расположенных на стенках, установленных поперек продольной оси полки. Указанное решение имеет тот недостаток, что эти упругие подвески мешают лежащим на верхней полке пассажирам, а отдельные упорные и фиксирующие элементы, расположенные на стенках, находящихся поперек продольной оси спальной полки, нарушают архитектурный вид купе в этой области.

Известна шарнирная оправа для кресел автомашин (патент ФРГ & 2238899, кл. В 60 N 1/06, 1978), которая имеет неподвижно связанный с рамой кресла элемент оправы и поворотный, прикрепленный к раме спинки элемент оправы, у которой эти рамы могут быть связаны одна с другой при помощи поворотной оси с возможностью регулировки и фиксации и у которой при поворачивании поворотного элемента оправы принудительно вращающаяся ось зацепляет неподвижно, по меньшей мере один храповик, и на неподвижном элементе оправы подвижно закреплена блокировочная защелка. На неподвижной части оправы неподвижно прикреплена ось, которая неподвижно зацепляет малую шестерню, которая находится в зацеплении с расположенным на подвижной части оправы внутренним зацеплением. К этой же оси неподвижно прикреплен храповик.

g0

Указанный механизм действует как зубчатая передача, которая при поворачивании регулируемой спинки кресел легковой машины принимает движение стопорного устройства. Поворотная точка малой шестерни, которая при этом скатывается по внутреннему зубчатому сегменту, выполняет кругообразное поворотное движение вокруг поворотной оси и позволяет фиксацию спинки в различных положениях при помощи блокировочного механизма.

Указанное известное решение имеет недостаток: его можно использовать только для фиксации поворачиваемой вокруг поворотной оси спинки в различных положениях по отношению к поверхности сидения.

Откидывание спинки вниз в горизонтальное положение для лежания невозможно, а смещение точки опоры такой спинки, служащей спальным местом, в направлении кабины машины или купе вагона также исключено.

Горизонтальная часть кресла с одной частью оправы расположена в машине стационарно, а другая часть оправы, расположенная на спинке, подвижно крепится на неподвижной части оправы кресла и допускает поворачивание вокруг неподвижной поворотной оси.

Шарнир с трением качения описан (Фолмер Й. Техника передач.: Справочник, 2-ое изд. — Карл-Маркс-Штадт, 1978, с. 331, фиг. 917), однако это относится только к известному принципу, а не к примеру применения.

Цель изобретения — создание устройства для установки и фиксации спальной полки, например верхней полки в спальных вагонах поездов дальнего следования, при помощи которого откидывание полки вверх в вертикальное дневное положение, в горизонтальное ночное положение и промежуточные положения, а также фиксация конечных и промежуточных положений полки значительно облегчаются, кроме того, улучшается внутренний вид пассажирских купе вагона.

В основу изобретения положена задача создать устройство для установки и фиксации откидной спальной полки пассажирского вагона, например для откидывания верхних полок пассажирских спальных вагонов вверх в вертикальное дневное положение, вниз в горизонтальное ночное положение и в различные промежуточные положения, а также для надежной фиксации полок в названных положениях, которое позволяет в горизонтальном ночном положении полки отказаться от мешаюших пассажирам некрасивых гибких подвесок над верхней полкой, а также от видных боковых фиксирующих кронштейнов на перегородках купе, и, тем не менее, обеспечить надежную фиксацию верхней спальной полки, свободно выходящей

14!8141

55 в купе и значительно нагруженной весом лежащего на полке пассажира.

Устройство для установки и фиксации откидной спальной полки пассажирского вагона состоит из установленных с обеих торцовых сторон полки кронштейнов, внутри которых смонтированы зубчатые элементы, а также устройства для фиксации полки в различных положениях, причем зубчатые элементы частично относятся к спальной полке, а частично к кронштейнам. Предусматриваются выполнение расположенных со стороны полки зубчатых элементов в качестве кругового сегмента с цапфой, имеющего зубчатые зацепления, и крепление последних в области поворотной оси полки на ее торцах так, что центры круговых сегментов совпадают с проходящей через цапфы поворотной осью.

При помощи круговых сегментов полка опирается на зубчатые рейки, неподвижно расположенные внутри кронштейнов. Вследствие этого полка может перемещаться вдоль неподвижно установленных на перегородке кронштейнов или в направлении к перегородке, или в направлении к центру пассажирского помещения, причем перемещение полки осуществляется подобно шарниру с трением качения или колесообразно, а одновременно полка может ограниченно откидываться вверх и вних вокруг проходящей через центры сегментов расположенной параллельно к стене поворотной оси цапфы.

Другой признак изобретения заключается в том, что на спальной полке установлены упоры с соответствующими опорами на перегородке. Во время кругообразного или подобного шарниру с трением качения движения полки при помощи круговых сегментов по зубчатым рейкам кронштейнов перемещаются с обеих сторон точки опоры спальной полки при откидывании вниз последней в горизонтальное положение в сторону центра купе, и одновременно происходит зацепление упоров полки и расположенных на перегородке купе опор, что обеспечивает надежную фиксацию полки, а от дополнительной подвески полки при помощи звеньевых цепей можно отказаться.

Таким образом, вся поверхность полки для лежания является свободно доступной для пассажира без всяких мешающих ему элементов.

Выход зубчатых секторов круговых сегментов из зацепления зубчатых реек под вертикальной нагрузкой спальной полки вследствие веса лежащего на ней пассажира предотвращается при помощи расположенных непосредственно над цапфой полки параллельно по отношению к зубчатым рейкам кронштейнов направляющих.

Кроме того, предусматривается устройство для фиксации полки в различных положениях. Для этой цели дополнительная зубчатая рейка, снабженная пилообразными пазами, подвижно крепится по меньшей мере на одном из кронштейнов, вблизи места его закрепления на стене, с возможностью поворачивания вверх и вниз вокруг расположенной предпочтительно параллельно к стене оси.

Эта зубчатая рейка в направлении к стене упруго подтягивается пружиной кручения.

Дополнительным признаком изобретения является то, что каждое приспособление, включая зубчатую рейку фиксирующего устройства, расположено за обшивкой стены и каждая обшивка прикреплена к соответствующему кронштейну. За этой обшивкой пользование зубчатой рейкой вручную было бы исключено. По этой причине на свободном конце зубчатой рейки предусмотрена рукоятка и соответственно в обшивке выполнен предпочтительно кругообразный паз для закрепления рукоятки.

Обшивка защищает не только от пыли и грязи, но и защищает пассажиров от получения травм при откидывании полки вверх или вниз. Кроме того, обеспечивается архитектурный вид спальной полки, так как элементы механизма откидывания размещены за обшивкой и не видны.

Устройство работает следующим образом.

В дневном положении, которое является исходным, спальная полка находится в вертикальном откинутом к перегородке купе положении, в котором ее поверхность обращена к перегородке. Расположенные с обеих сторон поворотные цапфы находятся в этом конечном положении полки в своем самом близком к стене положении, при котором одна нз поворотных цапф зацепляется за тот паз зубчатой рейки, который расположен ближе всего к стене.

Зубчатая рейка своим пазом остается в контакте с поворотной цапфой благодаря действующей снизу вверх в направлении к стене силе натяжения, которая упруго действует на зубчатую рейку.

Рукоятка находится в своем верхнем конечном положении.

Нсподвижно прикрепленные к двусторонним поворотным цапфам круговые сегменты находятся своими последними, самыми близкими к стене зубьями зубчатых секторов в зацеплении с зубчатыми зацеплениями предпочтительно прямых зубчатых реек вдоль кронштейнов и удерживают, действуя вместе с зубчагой рейкой, спальную полку в дневном положении. Для откидывания вниз спальной полки в горизонтальное ночное положение необходимо сначала приподнять зубчатую рейку фиксирующего устройства при помощи ее рукоятки, причем она поворачивается вниз вокруг своей расположенной параллельно к стене поворотной оси, преодолевая упругуK) силу пружины кручения, тем самым освобождает поворотную цапфу.

14

Спальная полка откидывается вниз при помощи ее круговых сегментов, например при помощи зубчатых сегментов колесообразно или подобно шарниру с трением качения по зубчатым рейкам, в горизонтальное ночное положение до тех пор, пока упоры полки со стороны стены не зацепятся за неподвижные на перегородке купе опоры.

Одновременно с этим движением скатывания спальной полки при помощи ее кругообразных сегментов по зубчатым рейкам кронштейнов в сторону центра пассажирского купе происходит прямолинейное перемещение поворотных цапф вдоль кронштейнов из самого близкого к стене конечного положения в другое конечное положение, которое находится ближе всего к центру купе, т. е, в конечное положение — дальше всего от стены с относительно небольшой свободно выходящей в помещение купе частью спальной полки, за находящиеся с обеих сторон спальной полки опорные поворотные цапфы и круговые сегменты, которыми спальная полка опирается на зубчатые рейки кронштейнов.

Благодаря своей пилообразной конфигурации зубчатая рейка фиксирующего устройства имеет на своей верхней части множество зубчатообразных пазов, которыми можно войти в зацепление поворотной цапфой. B результате этого возможна фиксация спальной полки в различных промежуточных положениях, и исключается опасность непредвиденного падения вниз.

При откидывании спальной полки из горизонтального ночного положения вверх в вертикальное дневное положение при отпущенной рукоятке происходит автоматическое зацепление поворотной цапфы за отдельные пазы под воздействием упругой силы пружины кручения. Это обеспечивает повышенную надежность в отношении непредвиденного откидывания спальной полки вниз в горизонтальное положение и предотвращает, тем самым, возможные при этом травмы пассажиров.

На фиг. 1 показан правый прикрепленный к перегородке купе кронштейн с верхней полкой и устройством для установки и фиксации полки в обоих конечных положениях, вид сбоку; на фиг. 2 — правый кронштейн и верхняя полка (сплошная линия), а также устройство для установки и фиксации полки в горизонтальном положении и зубчатая рейка фиксирующего устройства (пунктирная линия); на фиг. 3 — то же, однако спальная полка в одном из промежуточных положений между обоими конечными положениями; на фиг. 4 — сечение А — А на фиг. 2; на фиг. 5 — сечение Б — Б на фиг. 2.

На фиг. 1 показана верхняя полка 1 в горизонтальном ночном положении сплош18141

6 ной линией и в вертикальном конечном, близком к перегородке положении пунктирной линией.

Цапфа 2 и круговой сегмент 3 показаны слева в горизонтальном положении и справа в вертикальном конечном, близком к перегородке купе положении спальной полки пунктирной линией. Имеется прямолинейная горизонтальная, образующая направляющую 4 зубчатая рейка 16 вдоль кронштейна 5, который съемно крепится на стене 6 при помощи болтов 13.

Этот кронштейн 5 и вместе с ним спальная полка 1 выходят свободно в купе 7 пассажирского вагона без всякой дополнительной подвески для спальной полки.

На кронштейне 5 также видна направляющая 10, которая расположена непосредственно над поворотной цапфой 2 и параллельно к зубчатой рейке 16 для кругового сегмента 3, и предотвращает ослабление последнего от зубчатой рейки 16.

Зубчатые зацепления 8 и 9 кругового сегмента и зубчатой рейки 16 показаны на фиг. 2.

На фиг. 2 и 4 центр сегмента х совпадает с поворотностью осью у поворотной цапфы. Упор 18 на заднем конце спальной полки имеет контропору 19, которая неподвижно прикреплена к кронштейну 5, но и может быть расположена непосредственно на стене с тем, чтобы ограничивать круговое движение спальной полки вокруг ее поворотной оси до горизонтального ночного положения.

Снабженная пазами 11 и 11 пилообразная зубчатая рейка фиксирующего устройства 12 показана в горизонтальном поворотном положении (фиг. 2) и в промежуточном положении (фиг. 3), которое расположено примерно в середине между двумя конечными положениями верхней спальной полки l.

Скос 14 на зубчатой рейке 12 прилегает к поворотной цапфе 2.

Дальнейшее откидывание вниз спальной полки вокруг ее поворотной оси у в результате действия ее собственного веса предотвращается упором 18 и контропорой 19 на стене.

На фиг. 3 поворотная цапфа 2 зацеплена за средний паз ll, è зубчатая рейка 12 в этом положении предотвращает горизонтальное смещение поворотной цапфы 2 в направлении к середине купе 7 и тем самым соскальзывание кругового сегмента 3 с его зацеплением 8 по зубчатой рейке 16, выполненной в виде направляющей 4, т. е. препятствуют дальнейшему откидыванию вниз спальной полки в горизонтальное ночное положение (фиг. 2) .

Соединение на шарнирах зубчатой рейки

12, возможность поворачивания последней вокруг поворотной оси z, рукоятка 21

1418141

Формула изобретения

1 на свободном конце 20 зубчатой рейки, пружина 15 кручения и расположение элементов устройства за обшивкой 17, а также паз 22 для рукоятки показаны на фиг.2,4 и 5.

1. Устройство для установки и фиксации откидной спальной полки пассажирского вагона, содержащее прикрепленные к стенке с двух поперечных сторон полки кронштейны, внутри которых смонтированы зубчатые элементы, один из которых расположены на полке, а другие — на кронштейнах, и механизм фиксации полки в различных положениях, отличающееся тем, что зубчатые элементы образованы жестко связанным с полкой 1 зубчатым сегментом 3 с цапфой 2 и зубчатой рейкой 16, закрепленной на кронштейне 15, при этом на последнем параллельно зубчатой рейке 16 над цапфой смонтирована направляющая 10 для цапфы 2, взаимодействующей с указанным механизмом фиксации, а на полке смонтирован упор 18 для взаимодействия с закрепленной на стене опорой 19.

2. Устройство по п. 1. отличающееся тем, что механизм фиксации выполнен в виде шарнирно прикрепленной к стене с возможностью поворота в вертикальной поперечной плоскости и поджатой пружиной 15 кручения зубчатой рейки 12 со скосом 14 на свободном конце 20, на котором с возможностью перемещения в пазу 22 закреплена рукоятка 21.

1418141

1418141

1418141

Б-Б

17

Составитель Е. Макрович

Редактор И. Горная Техред И. Верес Корректор М. Пожо

3а каз 4108/17 Тираж 464 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для установки и фиксации откидной спальной полки пассажирского вагона Устройство для установки и фиксации откидной спальной полки пассажирского вагона Устройство для установки и фиксации откидной спальной полки пассажирского вагона Устройство для установки и фиксации откидной спальной полки пассажирского вагона Устройство для установки и фиксации откидной спальной полки пассажирского вагона Устройство для установки и фиксации откидной спальной полки пассажирского вагона Устройство для установки и фиксации откидной спальной полки пассажирского вагона Устройство для установки и фиксации откидной спальной полки пассажирского вагона 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транс1И)рту и может применяться li пассажирски.х железнодорожных вагонах

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к поворотным устройствам для полок

Изобретение относится к мебели пассажирских вагонов

Изобретение относится к вагоностроению

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается оборудования спального места пассажира в железнодорожном вагоне

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к откидным предохранительным устройствам спальных полок пассажирских вагонов

Изобретение относится к конструкции мебели транспортного средства

Изобретение относится к внутреннему оборудованию пассажирского вагона, в частности к конструкциям спальных полок и диванов
Наверх