Способ наладки зубошлифовального станка

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к шлифованию зубчатьк изделий на зубоишифовальных станках, не имеющих делительного диска . Цель изобретения - повышение качества обработки за счет равномерной загрузки рабочих поверхностей инструмента . Обрабатьшаемое зубчатое колесо предварительно ориентируют по сторонам впадин зубьев (СВЗ) относительно измерительного -инструмента, центрируют , измеряют припуск по обеим СВЗ и определяют размахи отклонений припуска (РОП) и максимальные величины припусков разноименных СВЗ. Затем производят коррекцию углового положения зубчатого колеса в направлении СВЗ с наибольшим РОП на величину от Гк1 - V до iRi, есди R V, и в противоположном на величину от iRi до IRI + V, если R нуля, где R - пЪлуразность максимальных припусков СВЗ с наибольшим и наименьшим РОП, iRl - абсолютная величина, V - полуразность наибольшего и наименьшего РОП. 3 ил. с (О

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (!9! Ж (!!! (51)4 В 23 F 1 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4199901/31-08 (22) 25.02,87 (46) 30.08.88. Вюл. И 32 (72) Э.Н. Перов и B.À. Плохой (53) 621.924.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

И 1177089, кл. В 23 Р 1/02, 1983. (54)- CrrOCOS НАЛА 1КИ ЗУВО111ПИфОВА1П НОГО СТАНКА (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к шлифованию зубчатых иэделий на зубошлифовальных станках, не имеющих делительного диска. Цель изобретения - повышение качества обработки за счет равномерной загрузки рабочих поверхностей инструмента. Обрабатываемое зубчатое колесо предварительно ориентируют по сторонам впадин зубьев (СВЗ) относительно измерительного .инструмента, центрируют, измеряют припуск по обеим

СВ3 и определяют размахи отклонений припуска (РОП) и максимальные величины припусков разноименных СВЗ, Затем производят коррекцию углового положения зубчатого колеса в направлении СВЗ с наибольшим РОП на величину от t Rl — V до IR1, есди R Ъ Ч, и в противоположном на величину от

IRI до IRI+ 7, если R <нуля, где

R — полураэность максимальных припусков CB3 с наибольшим и наименьшим

РОП, 1R! — абсолютная величина, Ч - а

® полуразность наибольшего и наименьшего РОП. 3 ил.

1419829

Изобретение относится к машиностроению, в частности к шлифованию зубчатых изделий на зубошлифовальных станках, не имеющих делительного диска.

Цель изобретения — повышение качества обработки за счет равномерной загрузки рабочих поверхностей ин.струмента. 10

На фиг. 1 изображена принципиаль ная схема устройства для измерения припуска и коррекции углового поло.жения зубчатого колеса; на фиг. 2 ! совмещенные диаграммы отклонений при- 15

lIIjjcKoB IIo разноименным сторонам

;зубьев контролируемого колеса после, его предварительной ориентации; на

;фиг. 3 — то же, после коррекции уг,лового положения. 20

На фиг. 1-3 приняты следующие

, :обозначения: А, Б, В, С, Д, Г—

,впадины между зубьями колеса; Y- уг ловое положение впадин колеса; Z—

:припуск на шлифование; П, Л вЂ” кривые

;отклонения припуска соответственно по правым и левым сторонам зубьев; N, L — кривые отклонения припусков по разноименным сторонам зубьев ко.,; леса соответственно после его пред- 30 ,варительной ориентации и после кор-. рекции углового положения;,R<, R>1 значение размахов отклонений припус ка, соответственно наибольшего и ,;наименьшего; М,, M z — значения мак симальных припусков по сторонам зубьев соответственно с наибольшим и с наименьшим размахом отклонений припуска; W — угловое расстояние меж,ду одновременно шлифуемыми впадина- 40 ми колеса; 7 - разность между наибольшим припуском по колесу и припуском одновременно шлифуемых разноименных сторон зубьев колеса с наименьшим различием в припуске. 45

Способ реализуется следующим образом.

Обрабатываемое зубчатое колесо 1 устанавливают с зазором на посадочную поверхность Р планшайбы 2 устройства для измерения припуска и коррекции углового положения зубчатого колеса с расположением одной из его впадин в зоне измерения и предварительно закрепляют прижимами 3 (фиг.1).55

Угловое положение планшайбы,2 на делительном диске 4 перед установкой колеса фиксируют винтами 5, закреп-, ленными в кронштейне 6 и упирающимися в расположенный на делительном диске упор 7. После установки колесо при расфиксированном делительном диске выверяют по его баэовой поверх-, ности с точностью, регламентируемой техническими условиями на операцию зубошлифования, и окончательно закрепляют на планшайбе 2.

Затем в зону измерения подводят любую иэ впадин колеса, например А, фиксируют угловое положение делительного диска 4 фиксатора 8 и за счет перемещения в радиальном направлении к оси колеса 1 до жесткого упора измерительного блока 9, состоящего из измерительных наконечников !

О, отсчетных устройств 11 и датчиков линейных перемещений (не показаны), вводят измерительные наконечники 10 во впадину А.

После этого путем разворота планшайбы 2 относительно делительного диска 4 при помощи винтов 5 по отсчетным устройствам 11 выравнивают припуск по обеим сторонам этой впадины, одновременно регистрируя величину припуска на ленте регистрирующего прибора (не показан), к которому датчики линейных перемещений подключаются поочередно.

Настройка отсчетных устройств из-. мерительного блока и регистрирующего прибора на нулевое положение производится по эталонному (прошлифованному на нижний предельный размер толщины зуба ) зубчатому колесу. Поэтому после измерений всех впадин колеса на ленте регистрирующего прибора будет вычерчена совмещенная диаграмма отклонений припуска по левой и правой сторонам зубьев .контролируемого колеса 1 (фиг.2).

По диаграмме припуска определяют наибольший размах отклонений припуска (R = 0,3 мм), наименьший размах (R = 0,2 мм), величины максимальных припусков стороны зуба с наибольшим размахом отклонений припуска (правой) - M = 0,48 мм и стороны зуба с наименьшим размахом отклонений припуска (левой) - М = 0,3 мм.

Затем вычисляют V — полуразность наибольшего и наименьшего размахов отклонений припусков правой и левой

К . Кх 0 3-0 2 сторон зубьев (V = — — — =

2 2

= 0,05 мм) и R — полураэность максимальных припусков сторон зубьев с

1419829 наибольшим и наименьшим размахами от-, Мч — Мя клонений припуска (R =

048-.030

2 — = О 09 мм). После

2 l

5 этого вычисляют Х вЂ” абсолютную величину R (Х = /R/ = 0,09 мм). Далее в зависимости от значения R определяют величину коррекции углового положения зубчатого колеса и ее направление.

При R ) Ч величину коррекции Q выбирают в интервале от (X — V) до

Х, а при R (Π— в интервале от Х до (Х + V). Если О

= О.

Коррекцию производят в направлении сторон зубьев с наименьшим размахом отклонений припуска, если R (О, и в противоположном направлении, если

R ) V. Так как в данном примере R > V, то коррекцию производят в направлении стороны зубьев с наибольшим размахом отклонений припуска, а величину коррекции выбирают в интервале от (Х вЂ” Ч) до Х. Наименьшая величина коррекции Й равна 0,04 мм, а наибольшая 0,09 мм. Например, назначают среднюю величину коррекции Й =

= 0,065 мм, которая обеспечивает рав- 30 ный суммарный съем припуска с разноименных аторон зубьев колеса.

Затем разворачивают зубчатое колесо в направлении правой стороны зубьев на величину 0,065. Окончание раз- 35 ворота колеса фиксируют по отсчетным устройствам измерительных блоков.

После корректировки углового положения контролируемого колеса повторно измеряют и регистрируют припуск 40 по обеим сторонам его зубьев и строят новую совмещенную диаграмму отклонений припуска (фиг.3), по которой определяют наладочные впадины— .впадины, одновременно шлифуемые разноименные стороны зубьев которых имеют наименьшее различие в припуске.

На,циаграмме припусков (фиг.3) в качестве наладочных впадин выбирают . при расположении инструмента в одной 50 впадине колеса (11 = О) — впадину С или Д, а при расположении инструмента в разных впадинах колеса — впадины Б и В.

После выбора наладочных впадин 55 определяют разность Y между наибольшим припуском по колесу во впадине

Г и припуском одновременно шлифуемых сторон зубьев налад<,нных впадин. Лттестованное зубчатое колесо устанавливают на эубошлнфовальном станке, где центрируют, закрепляют и ориентируют по сторонам зубьев наладочных впадин относительно режущего инструмента, После ориентации колеса инструмент отводят от сторон зубьев наладочных впадин на величину S вычисленную па формуле

S = K-Y, где К вЂ” коэффициент, учитывающий направление подачи инструмента на врезание (К = 1 — если подача производится в тангенциальнам направлении, К =

1/з п с(— если подача в радиальном направлении к оси колеса, где a(— угол профиля зуба по окружности измерения, град.).

Отвод инструмента на величину S предотвращает увеличение глубины резания на первом проходе в секторах зубчатого венца с припуском большим, чем в наладочных впадинах колеса.

Затем устанавливают заданную технологией подачу инструмента на врезание и шлифуют колесо по автоматическому циклу, Использование изобретения обеспечивает уменьшение припуска и его неравномерности съема при эубошлифовании, .а также вероятности появления шлифовочных дефектов, что повышает производительность и качество шлифования зубчатых венцов колес с большими погрешностями от предшествующей обработки.

Фо р мул а и э о б р е т е н и я

Способ наладки зубошлифовального станка путем коррекции углового положения изделия относительно инструмента с использованием информации о величине припуска на каждой из сторон зубьев, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения качества обработки за счет равномерной загрузки рабочих поверхностей инструмента, перед коррекцией углового положения изделия определяют размахи отклонений припусков и максимальные величины припусков разноименных сторон зубьев изделия, при этом неличи5 1419829 6 ну коррекции и ее направление опре- мальных припусков сторон зубьев с деляют в соответствии с зависимостя- наибольшим и наименьшим размахами ми: от I RI до1К! + V при К < Π— в о клонений припуска, IR I — абсолютсторону зубьев с наименьшим размахом ная величина à V - полуразность на5

Ф отклонений припуска; от )RI — Ч до ибольшего и наименьшего размахов отIkI при R>V " в противоположном на- клонений припуска. правлении, где R — полуразность максиЩ1 870 ЯРУ,град

М фиг. 2

1419829

04

Составитель И. Кузнецова

Техред И.Верес Корректор H. Король

Редактор И. Касарда

Заказ 4274/15 Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изо6ретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул . Проектная, 4

Я ад

4Г бС8

270 М гр г

Способ наладки зубошлифовального станка Способ наладки зубошлифовального станка Способ наладки зубошлифовального станка Способ наладки зубошлифовального станка Способ наладки зубошлифовального станка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к шлифованию методом единичного деления зубчатых колес и многопшицевых валов, зубчатые венцы которых имеют значительные погрешности от предшествующей обработки

Изобретение относится к области формообразующих технологий металлов, в частности зубчатых колес

Изобретение относится к области формообразующих технологий металлов, изготовлению зубчатых колес

Изобретение относится к инструментальному производству и может быть использовано при обработке зубьев реечных накатников, применяющихся для холодной накатки мелкомодульных эвольвентных и треугольных шлицев на валах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при обработке мелких профилей на накатных роликах, конических, цилиндрических и сферических зубьев шестерен, расположенных под углом к оси

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано при производстве станков для шлифования внутренних аксиально проходящих профилей, в частности боковых поверхностей шлицевых втулок и зубчатых зацеплений

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при шлифовании поверхностей высокой точности профильным абразивным инструментом, например при шлифовании зубьев цилиндрических шестерен топливного насоса на зубошлифовальном станке методом прерывистого профильного шлифования

Способ предназначен для правки инструмента зубошлифовального станка, который содержит приспособление для крепления обрабатываемой детали и приспособление для крепления инструмента. При этом приспособление для крепления инструмента приводится во вращение вокруг первой оси вращения и расположено на рабочей головке, которая может поворачиваться по оси поворота и линейно перемещаться по первой линейной оси перемещени. При этом зубошлифовальный станок дополнительно имеет правильный блок с приспособлением для крепления правильного инструмента, который приводится во вращение вокруг второй оси вращения, при этом правильный инструмент, размещенный в приспособлении для крепления правильного инструмента, используют для правки инструмента, зажатого в приспособлении для крепления инструмента. При этом предусмотрено, что рабочую головку в процессе правки, в зависимости от изготавливаемого профиля инструмента, поворачивают вокруг оси поворота и линейно перемещают посредством первой линейной оси перемещения, при этом необходимые для изготовления желаемого профиля относительные перемещения между правильным инструментом и инструментом создаются по меньшей мере частично за счет взаимного наложения движений оси поворота и первой линейной оси перемещения. Достигается улучшение правки инструмента и повышение точности обрабатываемой детали. 3 н. и 13 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх