Способ контроля взаимного расположения осей поверхностей цилиндрической линзы

 

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля взаимного расположения осей поверхностей цилиндрической линзы. Целью изобретения является повышение производительности контроля расположения оптических поверхностей цилиндрической линзы , которая достигается за счет одновременного контроля всех параметров.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (l9> (11) (594 С 01 В 11 275

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

H ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3866938/24-28 (22) 07.03.85 (46) 30.09.88. Бюп. М 36 (72) Ю.А. Степин (53) 531.715(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 407187, кл. G 01 В 11/27, 1974. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ВЗАИИНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ОСЕЙ ПОВЕРХНОСТЕЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ЛИНЗЫ

I (57) Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля взаимного расположения осей поверхностей цилиндрической линзы. Целью изобретения является повышение производительности контроля расположения оптических поверхностей цилиндрической линзы, которая достигается за счет одновременного контроля всех параметров, 14271 характеризующих взаимное расположение осей контролируемой линзы без перестройки аппаратуры. Устройство, реализующее предлагаемый способ, содержит базовую плиту 1, установленное на базовой плите 1 базировочное устройство 2, состоящее из поворотного стола 3 с установленной на нем юстировочной подставкой 4, кареткой 5, установленной на базовой плите 1 так, что направление ее перемещения перпендикулярно оси вращения поворотного стола 2, первым 6 и вторым 7 автоколлимационными устройствами, установленными на каретке 5 так, что их оптические оси в исходном положении совмещены с осью вращения поворотного с гола 3. Первое 6 и второе 7 устройства содержат соответственно окуля75 ры 8 и 9, в каждом из которых установлены точечные диафрагмы 10 и 11 и шкалы 12 и 13. Объективы первого 6 и второго 7 автоколлимационных устройств состоят калдый из двух половинок, которые можно рассматривать как самостоятельные объективы 14 и 15, а также 16 и 17. Объективы 14 и 15 соответственно в первом 6 и втором 7 автоколлимационных устройствах установлены так, что точечные диафрагмы

10 и. 11 в соответствующих автоколлимационных устройствах расположены в передних фокальных плоскостях этих объективов ° Объективы 16 и 17 выполнены с возможностью смещения вдоль оптических осей каждого из соответственно первого 6 и второго 7 автоколлимационных устройств. 4 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля взаимного расположения осей поверхностей цилиндри5 ческой линзы, 1

Цель изобретения — повышение производительности контроля расположения осей поверхностей цилиндрической линзы за счет одновременного контроля 10 всех трех параметров, характеризующих расположение осей.

На фиг. 1 представлено устройство для реализации способа; на фиг. 2— разрез А-А на фиг . 1; на фиг. 3 — 15 поле зрения окуляра первого автоколлимационного устройства; на фиг. 4 поле зрения окуляра второго автоколлимационного устройства.

Устройство содержит (фиг. 1) базо- 20 вую плиту 1, установленное на базовой плите 1 базировочное устройство 2, состоящее из поворотного стола 3 с установленной на нем юстировочной подставкой 4, кареткой 5, установленной на базовой плите 1 так, что направление ее перемещения перпендикулярно оси вращения поворотного стола 3, первым 6 и вторым 7 BBTQKQJIJIHMBIIHoH ными устройствами, установленными на ЗО каретке 5 так, что их оптические оси в исходном положении совмещены с осью вращения поворотного стола 3. Первое

6 и вто1 ое 7 автоколлимационные устройства содержат соответственно автоколлимационные окуляры 8 и 9, в каждом из которых уСтановлены точечные диафрагмы 10 и 11 и шкалы 12 и 13.

Объективы первого 6 и второго 7 автоколлимационных устройств состоят каждый из двух половинок, которые можно рассматривать как самостоятельные объективы 14 и 15, а также 16 и 17.

Объективы 14 и 15 соответственно в первом 6 и втором 7 автоколлимационных устройствах установлены так, что точечные диафрагмы 10 и 11 в соответствующих автоколлимационных устройствах расположены в передних фокальных плоскостях этих объективов.

Объективы 16 и 17 выполнены с возможностью смещения вдоль оптических осей каждого из соответственно первого 6 и второго 7 автоколлимационных устройств.

На выходе пучков лучей из первого

6 и второго 7 автоколлимационных устройств установлены поворотные зеркала 18.

Контролируемую линзу. 19 с первой

20 и второй 21 цилиндрическими поверхностями устанавливают на юстиро1427175 вочную подставку так, что ось кривизны первой цилиндрической поверхности 20 перпендикулярна оси вращения поворотного стола 3 и параллельна направлению перемещения каретки 5, а середина линзы 19 совпадает с осью вращения поворотного стола 3.

Контроль взаимного расположения осей цилиндрических поверхностей контролируемой линзы 19 сводится к измерению их взаимного смещения (С), наклона (о ) и разворота (j5) .

Устройство работает следующим образом. 15

Объективы 16 и 17 соответственно первого 6 и второго 7 автоколлимационных устройств перемещают вдоль

его оптической оси в такое положение, при котором точечные диафрагмы 10 20 и 11 изображаются в плоскости, проходящей через оси соответственно первой 20 и второй 21 цилиндрических поверхностей контролируемой линзы 19.

Пучки лучей, отражающиеся от контроли- 25 руемых.поверхностей 20 и 21, формируют в плоскостях шкал 12 и 13 первого

6 и второго 7 автоколлимационных устройств изображения точечных диафрагм 10 и 11 в виде линий, параллель- З0 ных осям цилиндрических поверхностей

20 и 21. Параллельные пучки лучей после объективов 14 и 15 соответственно первого 6 и второго 7 автоколлимационных устройств отражаются от первой 20 и второй 21 цилиндрических поверхностей контролируемой линзы 19 и формируют в плоскостях шкал 12 и

13 первого 6 и второго 7 автоколлимационных устройств иэображения точечных диафрагм 10 и 1 1 в виде линий, перпендикулярных осям цилиндрических поверхностей 20 и 21. На шкале 12 первого автоколлимационного устройства 6 будут два иэображения

22 и 23 (фиг. 3) точечной диафрагмы

10, сформулированные соответственно объективами 14 и 16, совмещенные с пер екр естием шкалы 12.

После этого базировочное устрой50 ство 2 и автоколлимационные устройства 6 и 7 смещают по каретке 5 одно относительно другого на величину В, не превышающую половину длины контро-, лируемой линзы 19, при этом положения изображений 22 и 23 точечной диаграммы |0 на шкале 12 не изменится.

На шкале 13 второго автоколлимационного устройства 7 будут два изображения 24 и 25 (фиг. 4а) точечной диафрагмы 11, сформированные соответственно объективами 15 и 17, смещенные относительно перекрестия шкалы 13 на расстояние а, и Ь<.

После этого поворотный стол 3 поо ворачивают на 180, при этом на шкале

12 первого автоколлимационного устройства 6 положение изображений 22 и 23 (фиг ° 3) точечной диафрагмы

10 не изменится, а изображения 24 и

25 (фиг. 4б) точечной диафрагмы 11 займут новое положение на расстоянии а и Ь относительно перекрестия шкалы 13.

Угол наклона К оптических осей цилиндрической линзы рассчитывают по формуле где У, — цена деления шкалы 13.

Смещение оптических осей С цилиндрической линзы рассчитывают по формуле где 8 — цена деления шкалы 13.

Угол разворота . оптических осей цилиндрической линзы рассчитывают по формуле а, +а р

Способ контроля взаимного расположения осей позволяет одновременно беэ перестройки аппаратуры проконтролировать все величины, характеризирующие взаимное расположение осей цилиндрической линзы.

Ф о р м у л а, и з о б р е т е н и я

Способ контроля взаимного расположения осей поверхностей цилиндрической линзы, заключающийся в том, что контролируемую линзу устанавливают первой поверхностью на базировочное устройство и формируют первый и второй автоколлимационные блики, параллельные осям поверхностей контролируемой линзы, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения точности и производительности контроля, дополнительно формируют

14271

Фиг. у

Составитель Н. Захаренко

Техред М.Ходанич Корректор Л.Пилипенко

Редактор М. Петрова

Заказ 4841/35 Тираж 680 Подписное

ВНИИИИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r, Ужгород, ул. Проектная, 4 третий и четвертый автоколлимационные блики, перпендикулярные осям поверх" ностей контролируемой линзы, смещают базировочное устройство вместе с контролируемой линзой на расстояние не превыв1ающее половины длины контролируемой линзы, а затем поворачи75 6 вают его на 180, прн каждом и.<:этих положений базировочного устройства определяют положение второго и четвертoI о автоколлимационных бликов и рассчитывают взаимные смещения, разворот и наклон осей поверхностей контролируемой линзы.

Способ контроля взаимного расположения осей поверхностей цилиндрической линзы Способ контроля взаимного расположения осей поверхностей цилиндрической линзы Способ контроля взаимного расположения осей поверхностей цилиндрической линзы Способ контроля взаимного расположения осей поверхностей цилиндрической линзы 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к автомобильному транспорту и может быть использовано, в частности, при ремонте автомобилей как в условиях мастерских, станций технического обслуживания, так и непосредственно владельцами автомобилей

Изобретение относится к средствам контроля углов установки колес 61 автомобилей

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в оптическом приборостроении при изготовлении и аттестации линз

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к оптическому приборостроению, в частности к оптической записи информации на программоносителях типа компакт-диск

Изобретение относится к способам определения параметров колес автомобиля

Изобретение относится к машиностроению , в частности к технологическому оборудованию станций технического обслуживания автомобилей, а именно к стендам диагностики транспортных средств

Предложен способ определения углов установки колес транспортного средства, которое содержит, по меньшей мере, одну колесную ось (12, 13, 14), имеющую конец оси с, по меньшей мере, одним колесным элементом (2а-b, 3а-b, 4а-b) на соответствующей продольной стороне транспортного средства. Способ содержит этапы определения отклонения от перпендикулярности колесной оси по отношению к продольной геометрической осевой линии транспортного средства. Также предложена система для выполнения способа. Достигается создание таких способа и системы, которые позволяют с большей легкостью определять отклонения от перпендикулярности колесных осей транспортного средства. Также достигается создание таких способа и системы, которые позволяют определять отклонение от перпендикулярности и другие угловые параметры установки колес быстро и с высокой точностью. Также достигается создание таких способа и системы, с помощью которых отклонение от перпендикулярности колесной оси может быть определено без необходимости прикрепления сеток или других реперных приспособлений к корпусу или шасси транспортного средства. 2 н. и 11 з. п. ф-лы, 3 ил.
Наверх