Экономометр

 

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано для различных транспортных средств. Цель изобретения - повышение эффективности путем облегчения управления транспортным средством с бензиновым двигателем или дизелем и экономичности транспортных средств. Экономометр содержит датчик 1 частоты вращения, тахометрическйй блок 2 с указателем 6 частоты вращения , блок 5 пороговых ограничителей, блок 9 переключателя по нагрузке, датчик

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (ß) 4 В 60 К 41 04 35 00

» .»

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНЙЙ ... „

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ бб

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИИ И ОТНРЫТИЙ (21) 4050739/31-11 (22) 07.04.86 (46) 07.10.88. Бюл. № 37 (71) Киевский автомобильно-дорожный институт им. 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции и Государственный автотранспортный научно-исследовательский и проектный институт (72) Ю. Ф. Гутаревич, А. И. Ковалев, О. Д. Климпуш и В. A..Ðóáöîâ (53) 629.113 (088.8) (56) Патент США № 4354173, кл. G 08 В 21/00, 1982.

„,Я0„ц 1428610 А 1 (54) Э К О НОМОМ ЕТР (57) Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано для различных транспортных средств. Цель изобретения — повышение эффективности путем облегчения управления транспортным средством с бензиновым двигателем или дизелем и экономичности транспортных средств. Экономометр содержит датчик 1 частоты вращения, тахометрический блок 2 с указателем 6 частоты вращения, блок 5 пороговых ограничителей, блок 9 переключателя по нагрузке, датчик

1428610

10

26 по нагрузке, блок 10 звуковой сигнализации, блок 53 световой индикации. Причем выход датчика 1 частоты вращения подключен к тахометрическому блоку измерения частоты вращения, выход которого подключен к входу блока 5 пороговых orpaHH÷èTåëåé, выход которого соединен с входом блока 9 переключателя по нагрузке, выход которого соединен с входом блока 53 световой индикации. Выход датчика 26 по нагрузке механически соединен с блоком переключателя IIQ нагрузке, один из входов блока звуковой сигнализации соединен

Изобретение относится к оборудованию для транспортных средств, в частности к оборудованию, обеспечивающему экономичное управление транспортным средством.

Цель изобретения — повышение эффективности путем облегчения управления грапспортным средством с бензиновым двиг ггелем или дизелем и повышение эконоМи IIIOCTH.

На фиг. представлена блок-схема экономомстра; на фиг. 2 — электрическая принципиальная схема экономометра.

Экономометр содержит датчик 1 частоты вращения (ДЧВ) коленчатого вала двигателя, предназначенный для подачи электрических импульсов с частотой, пропорциональной частоте вращения коленчатого вала чвигателя, в тахометрический блок 2, который электрически связан с ДЧВ. B качестве ДЧВ могут быть использованы контакты прерывателя, индуктивные датчики на герконе и другие.

Тахометрический блок 2 предназначен для формирования поступающих от ДЧВ импульсов в П-образные импульсы с постояннои шириной и амплитудой, на которые влияют регулировка контактов прерывателя, помехи, кратные измеряемой частоте, и т.п. В тахометрическом блоке 2 применена схема моностабильного мультивибратора, выполненного на транзисторах 3 и 4.

Выход блока 2 связан с блоком 5 пороговых ограничителей и с входом указателя 6 частоты вращения, шкала которого проградуирована в единицах частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Блок 5 пороговых ограничителей предназначен для управления эконотюметром в экономичной скоростной зоне работы двигателя, ограниченной частотами пl и п2 (при этом п2 ) и1) вращения коленчатого вала. Блок 5, работающий в релейном

35 с выходом блока переключателя по нагрузке, второй вход соединен с выходом блока пороговых ограничителей, а выход — с входом блока световой индикации. Блок звуковой сигнализации снабжен генератором звукового сигнала, который имеет регулятор громкости, и излучателем звука. Световые индикаторы блока световой сигнализации снабжены регулятором их яркости. Блок звуковой сигнализации снабжен двухчастотным прерывателем, а генератор звукового сигнала — выходом для подключения головного телефона. 3 з.п. ф-лы, 2 ил. режиме, представляет собой двухпороговый ограничитель, состоящий из двух двухрежимных цепей сравнения, выполненных на базе операционных усилителей (ОУ) 7 и 8 (фиг. 2).

Выход блока 5 соединен с блоком 9 переключателя по нагрузке и блоком 10 звуковой сигнализации.

Блок 9 (фиг. 2) предназначен для управления экономометром в зависимости от нагрузки двигателя. Блок 9 выполнен в виде переключателя, который состоит из центральной контактной пластины (ЦКП) 11 с двумя участками и четырех радиусных контактных пластин 12 — 15, расположенных концентрично ЦКП, и центрального контакта 16. Длина каждой радиусной контактной пластины пропорциональна определенной величине нагрузки двигателя. Контакт 16 при повороте обеспечивает соединение одного из участков ЦКП 11 с одной из радиусных контактных пластин 12 — 15 переключателя.

Контактная пластина 12 соединена с диодом 17 блока 10 и с красным светодиодом 18, а контактная пластина 13 только с зеленым светодиодом 19. Контактная пластина 14 соединена с диодом 20 блока 10 и желтым светодиодом 21, а контактная пластина 15 — только с массой блока 10.

Первый участок ЦКП 11 соединен с коллектором транзисторного ключа 22 (первый порог) блока 5, а второй участок ЦКП 11 через диод 23 — с базой этого же ключа и через диод 24 с коллектором транзисторного ключа 25 блока 5.

Блок 26, являющийся датчиком по нагрузке двигателя, механически связан с блоком 9 и осуществляет в нем поворот подвижного контакта.

Блок 10 звуковой сигнализации предназначен для выработки звукового сигнала различной тональности и частоты прерыва1428610

l0

25

35

45

55

3 ния и состоит из двух мультивибраторов, выполненных на интегральной микросхеме (ИМС), содержащей четыре элемента 2И-НЕ

27 — 30.

Первый мультивибратор, выполненный на элементах 2И-НЕ 27 и 28, управляет работой другого. Генерируемая частота мультивибраторов определяется величинами емкостей конденсаторов 31 — 34 и сопротивлениями резисторов 35 40, входящих в их схему.

Работа блока 10 возможна на трех каналах.

Первый канал — высокая частота прерывания и высокая частота генерирования звука. Включены резисторы 35, 37 и 39, 40.

Второй канал — низкая частота прерывания и низкая частота генерирования звука.

Параллельно резисторам 35 и 38 подключены соответственно резисторы 36 и 39. Третий канал — низкая частота прерывания и высокая частота генерирования звука. Параллельно рез.>стору 35 подключен резистор 36.

Для управления каналами блока 10 в его цепи включены диоды 17, 20, 41 — 44.

Для усиления звуковой частоты применен усилительный каскад, состоящий из транзистора 45, конденсатора 46 и резистора 47.

Выход элемента 2И-НЕ 30 через потенциометр 48 с выключателем соединен с входом усилительного каскада, а выход последнего — с гнездом 49 головного телефона и звукоизлучателем 50. Потенциометр 48 служит для регулирования громкости звука.

Выход блока 10, идущий от элементов 2И вЂ” НЕ 27 и 28, соединен с красным светодиодом 51 через ограничительный резистор 52. При работе прерывателя, который включается транзисторным ключом 25, светодиод 51 включается с частотой прерывател я.

Блок 53 предназначен для подачи водителю световой индикации в зависимости от режима работы двигателя. Блок световой индикации выполнен в виде лицевой панели экономометра, на тыльной стороне которой выполнена печатная плата для электрической схемы этого блока.

На панели размещены указатель 6 частоты вращения, светодиоды 21, 19, 18 и 5.

Для регулирования их яркости свечения они через. потенциометр 54 с выключателем и ограничительный резистор 55 соединены с выключателем 56, который предназначен для включения экономометра в работу. В эту же цепь включен диод 57, предохраняющий электрическую схему при неправильном ее включении. К выключателю 56 через ограничительный резистор 58 подключен зеленый светодиод 59, предназначенный для индикации включения экономометра.

Один из контактов выключателя 56 кабелем с разъемом 60 присоединяется к замку 61 зажигания, который подключен к аккумулятору транспортного средства.

ЗKOHОМОМ(»TI> j> 1<)OT;i(»Т С . IС. !Чl() II!!! <)(> разом.

В OOÍO < j>(.1(ая i(>ll;I работы двигателя, ограilit !с i!11;IH !а "!01()>I вращения коленчатого Вала двигателя 111 п2, разряжением Во Впуск>гом г1>убо!>рс>В0,1, дВ 1! Г а т<"л Я Л 1с < 1 — < j ) да >! () (.< ! 3 !11! 0 В ()1 () i l! i I гателя или положеннс ч рейки топливно><: насоса высокого павле>!ия ХЕ1 ХЕ2 для ди зеля.

Исходя из параметров эко>(омпчной р;1боты двигателя, экономометр обеспсч!1В!!<1 выдачу звуковой сигнализации н световой индикации на следуlol)LHx диапазонах.

Первый диапазон. Экономох!етр, подклк>ченный к бортовой сстн транспор >.но>.0 средства, кнопочным В! !клк)ч!!тсь.!с ч 56 Вк.)к>чается в работу. Прн этом загораетс» з<леный светодиод 59, который с вид< т< л ьствует, что экономометр Вк.>к>че« H

При работе )в)!гатсля il;) x(!.1(>< г >)! ду (п=0,..., и1, »Iti» ) импульсы, 1,<1В ступа>ОT на Bxo,т тахо мс трflH(»(:I<(>I (, !). !()h

КОТОРЫЙ В СX ЩНОСТИ ЯВ. !Я(»ТOЯ !! I>(. ()()РH()oT;IIOIlllljj В релейном режиме. В блоке 5 пороговых с>граничителей аналоговое напряжение Ilo(. туll;I< к входам ОУ 7 и 8. Это напряжc llíс регулируется с помощью делителеи ll illj>HH« нии, собранных на соответстн IOH!ilx резисторах. Если входные напряжения В ОУ со«пада ют, то 0H H включ а ют трапа)готорн ыс ключи 22 и 25. Включение первого 7 н второго 8 порогов ОУ регулируется с помощью резисторов так, что входные напряжения в ОУ равны напряженияч, пропорциональным частотам вра(пения и1 и п2 соответственно. Так как частота вращения на этом диапазоне не более п1, то напряжение на входе ОУ 7 недостаточно для его включения. Тогда транзистор 22 заперт, тхь первый порог выключен, следовательно, отсоединена от массы центральная пластина и отключены электрические цепи блоков 9 н 10, т.е. эти блоки выключены, звуковая и с!1<товая сигнализации выключены.

Второй диапазон. Частота вращения коленчатого вала двигателя увеличивается до п2, мин . В этом нн+ерва.!с частот эко!<0мометр работает на третьем, четвертом lt пятом диапазонах.

Возрастает аналоговое HHIII>B>I« . В блоке 2 и поступает В блок 5, В ко!()j)<))1 оно включает ОУ 7, а ОН, В свою 0>средь, транзисторный кл>оч 22, бла! 0;1

11КП (первый! участок) Hj)!!co<;I« <

В б токе 5. П рн раз ря жсн н н по В!! у< !

1428610 ветствующую второму диапазону (ЛР, = О,..., ЛРк1, кПа, Л(: = О,..., ЛП, мм), в переключателе блока 9 центральный контакт 16 соединяет контактную пластину 12 с массой через транзисторный ключ 22. Тогда включается красный светодиод 18 и звукоизлучатель 50 блока 10 излучает звук высокой частоты с высокой частотой прерывания.

Третий диапазон. При достижении P. в бензиновом двигателе и в дизеле величины, соответствующей третьему диапазону (ag = лР» 1, ..., (), 2, кПа, ьГ= E(, а 2 мм), в переключателе блока 9 центральный контакт соединяет контактную пластину с первым участком ЦКП. Включается зеленый светодиод 19, светодиод

18 выклк)чается. Блок 7 выклк)чен, такжс отключен звукоизлучатель 50. Светящийся светодиод 19 информирует водителя о раб()т(двнгатс IH в экономя )Howl режим(.

Четвертый диапазон. При достижении

1Рк в бензиновом двигателе и ЛЕ в дизеле величины, соответствующей четвертому диапазону ЛРк = ЛРк2,„., ЛРкЗ, кПа, Ль == Л(2,...,Л(3, мм), в переключателе блока 9 центральный контакт соединяет контактную пластину 14 с первым участком ЦКП. Включается желтый светодиод 21, зеленый светодиод 19 отключается. Включается блок 10, одновременно через диоды 43 и 44 соответственно параллельно резисторам 35 и 38 подкл)оч()(отея резисторы 36 и 39, благодаря чему изменяегся частота звукового генераторы. Блок 53 переключается на работу по

l3горому каналу. Звукоизлучатель 50 излучает звук низкого тона с низкой частотой

I I 1)(I) bl на II IIß.

11рп включении пятого диапазона (ЛРк =

== Л("3,..., 1,0, кПа,Л = — Л(3,..., ЛС, мм)

)нуковая сигнализация и световая индикация ан(оматически выключаются, так как в переключателе блока 9 центральный контакт соединяет контактную пластину с вторым участком ЦКП. (I()() включении шестого диапазона (и )

= п2, мм ) первый участок ЦКП отключен л i(;;((I.i. Тогда при любом положении вен грального контакта светодиоды 18 — 20 не i()l) т быть включены. Транзисторный ключ

25 включает блок 53 для работы на третьем канале. Звукоизлучатель 50 излучает звук высокого тона с низкой частотой прерывания. Транзисторный ключ 25 включает на массу красный светодиод 51, который включается прерывисто с низкой частотой включения.

Формула изобретения

1. Экономометр, содержащий датчик частоты вращения, выходом подключенный к входу блока измерения частоты вращения, выход которого через блок пороговых ограничителей подключен к входу блока переключателя по нагрузке, датчик нагрузки, блок световой индикации, причем выход блока переключателя по нагрузке подключен к входу блока световой индикации, а выход датчика нагрузки кинематически связан с блоком переключателя по нагрузке, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности путем облегчения управления транспортным средством с бензиновым двигателем или дизелем повышения экономичности транспортных средств, он снабжен блоком звуковой сигнализации, один из входов которого соединен с другим выходом блока переключателя по нагрузке, другой вход блока звуковой сигнализации соединен с другим выходом блока пороговых ограничителей, а выход блока звуковой сигнализации соединен с другим входом блока световой индикации, при этом блок звуковой сигнализации включает в себя генератор звукового сигнала и прерыватель звука.

2. Экономометр по п. 1, отличающийся тем, что блок световой индикации включает в себя световые индикаторы с регулятором яркости последних.

3. Экономометр по п. 1, отличающийся тем, что блок звуковой сигнализации дополнительно снабжен регуляторами громкости

40 и тональности звука, при этом прерыватель звука выполнен двухчастотным.

4. Экономометр по п. 1, отличающийся тем, что генератор звукового сигнала дополнительно снабжен выходом для подключения головного телефона.

1428610

Составитель А. Барыков

Редактор О. Головач Техред И. Верес Корректор В. Романенко

Заказ 5083/20 Тираж 558 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Экономометр Экономометр Экономометр Экономометр Экономометр 

 

Похожие патенты:

Эконометр // 1426866
Изобретение относится к оборудованию для транспортных средств, в частности к оборудованию, обеспечивающему экономичное управление автомобилем

Изобретение относится к области электроизмерительной техники и предназначено для диагностики и контроля электробезопасности троллейбусов в депо и на конечных станциях

Изобретение относится к области информационного обеспечения водителей транспортных средств

Изобретение относится к автомобильному оборудованию и обеспечивает контроль состояния агрегатов и блоков, адекватное воздействие на них и предотвращение угона

Изобретение относится к области бронетанковой техники

Изобретение относится к транспортной технике
Наверх