Способ определения жесткости упругих элементов исполнительного механизма

 

Изобретение относится к исследованию упругих свойств узлов МИШИН, в частности к способам определения жесткости элементов исполнительных механизмов, и предназначено для определения жесткости привода наведения высокоточного телескопа. Цель изобрете ния - повышение точности за .счет учета люфта механизма. Способ определения жесткости упругих элементов исполнительного механизма заключается в том, что предварительно расчетцо-экспериментальным путем определяют люфты для элементов 6, и приводят их к входному валу механизма 7. Нагружают входной вал нарастающтнМ) моментом до начала движения исполнительной оси 4 сначала в одну, а затем в другую сторону, фиксируют величину момента и угол поворота входного вала между крайними его положениями , а затем определяют угол упругой деформации по формуле , ( О --у-; где |5 - угол упругдй деформации; Cf - угол поворота входного вала между крайними положениями; J - люфт в звеньях кинематической цепи, а по величине угла упругой деформации судят о жесткости упругих элементов механизма. 2 ил. S (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИ4ЕСНИХ

РЕСПУБЛИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

flO-ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4236911/24-10 (22) 29,04.87. (46) 23.11.88. Бюл. У 43 (72) О.С.Нев-и Ю.А.Бердинских ,{53) 531.781 (088.8) „ (56) Патент Франции ll 2115811, кл. G 01 М 5/00, 1972.

Авторское свидетельство СССР

В 823929, кл. G 01 M 5/00, 1981. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖЕСТКОСТИ . УПРУГИХ ЭЛЕМЕНТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО

МЕХАНИЗМА (57) Изобретение относится к исследованию упругих свойств узлов машин, в частности к способам определения жесткости элементов исполнительных механизмов, и предназначено для определения жесткости привода наведения высокоточного телескопа. Цель изобретения — повышение точности за .счет учета люфта механизма. Способ

„„SU„„1439430 А1 (5D 4 G 01 М 5/00, G 01 L 25/00 определения жесткости упругих элементов исполнительного механизма заключается в том, что предварительно расчетно-экспериментальным путем определяют люфты для элементов 6, и приводят их к входному валу механизма 7. Нагружают входной вал нарастаюп им1моментом до начала движения исполнительной оси 4 сначала в одну, а затем в другую сторону, фиксируют величину момента и угол поворота входного вала между крайними его положениями, а затем определяют угол упругой деформации по формуле

Ч 3 г с — где P — - угол упругой дефор- @ мацив; ГГ - угол поворота входного ва- Щ ла между крайними положениями; люфт в звеньях кинематической цепи, ( а по величине угла упругой деформа™ ции судят о жесткости упругих элементов механизма. 2 ил.

1>а ь9»

1439430

Изобретение относится к исследованию упругих свойств узлов машин, в ча"тности к способам определения жесткости элементов исполнительных механизмов, и предназначено для определения жесткости привода наведения высокоточного телескопа.

Цель изобретения — повышение точности за счет учета люфта механизма.

На фиг.1 представлена схема механизма для осуществления способа; ! на фиг.2 — схема, поясняющая определения угла упругой деформации.

Испытываемый исполнительный механизм состоит из редуктора 1 с ко— ронной шестерней 2, находящейся в ( зацеплении с зубчатым ободом 3 на исполнительной оси 4 телескопа. Ре-! дуктор содержит элементы 5 с люфто- 20 выбиранием и элементы 6 без люфтовыбирания. Зацепление коронной шестерни

2 с ободом 3 также выполнено с люфтовыбиранием. С входным валом 7 ре-! дуктора соединено стрелочное углоиз-- 25 мерительное устройство 8, а на испол— нительнсй оси 4 установлена многогранная (16-24-гранная) призма 9, наблюдаемая через теодолит 10, Способ осуществляется следующим образом.

Предварительно для элементов 6 (зубчатые зацепления, муфты и т.n., не имеющие устройств люфтовыбирания) экспериментальным путем определяются люфты. Определение производится с помощью технологических измерительных стендов„ обеспечивающих замеры люфтов в соединениях известными методами.

Фактическая величина люфта для каждо- 40 го элемента заносится в паспор".. Затем по паспортным данным расчетным путем люфты всех элементов 6 приводят, с учетом передаточного отношения к входному Валу 7> cуммируют и 45 пслучак т приведенный к входному валу люфт 2I . Затем медленно нагружают испслнительный механизм, прикладывая к входному валу 7 нарастающий крутящий момент до начала вращения исполнительной оси 4. Угол поворота входного вала определяется по углоизмерительному устройству 8. Для редуктора привода телескопа с. передаточным соотношением 500 тыс. и более при указан55 ных люфте и упругой деформации, приведенных к исполнительной оси, угол поворота входного вала составит сотни градусов и длн его точного измеренин достаточно простого углоизмерительного устройства. Начало движения исполнительной оси фиксируется с очень высокой точностью наблюдением за призмой 9 через теодолит 10.

При определении угла упругой деформации Р необходимо учитывать следующее (фиг.2). В начале вращения входной вал находится в промежуточном положении, для перевода иэ которого в одно из крайних положений (до начала вращения исполнительной оси) необходимо выбрать часть люфта

6 и упругую деформацию Pi ° При переброске вала из этого крайнего положения в другое крайнее сначала проис" ходит раскрутка на угол упругой деформации P,,затем выбор люфта Р и снова закрутка на угол . Угол поворотаЧ входного вала. 7 между крайними положениями можно выразить следующим образом: ч * p+ It + p *2 p + g

Тогда угол упругой деформации определится как

1 Р -б

1= — ——

Затем по величине момента M который необходимо приложить к входному валу для начала вращения исполнительной оси, и углу определяют жест" кость упругих элементов исполнительного механизма

M (3 1 где С вЂ” жесткость;

M — - крутящий момент; (3 — угол упругой деформации.

Форму-ла из обретенйя

Способ определения жесткости упругих элементов исполнительного механизма, заключающийся в нагружении входного вала исполнительного механизма и измерении деформации упругих элементов, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, перед нагружением вала расчетно-экспериментальным путем определяют люфты в звеньях кинематической цепи и приводят их к входному валу механизма, затем нагружают входной вал нарастающим моментом до начала движения исполнительной оси сигнала в одну, потом в другую сторону, фиксируют величину момента и угол поворота входиг. 2

Составитель Э.Шумилова

Техред А.Кравчук

Корректор Л.Патай

Редактор А.Козориз

Заказ 6067/40 Тираж 847 !1оцписное

ВНИИПИ Г осударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, -, Ужгород, ул. Проектная, 4

1 ного наля между его крайними положениями, а затем определяют угол упругой деформации Р по формуле — 11

Э

2 .где f — люфт в звеньях кинематической цепи;

Ч" — угол поворота входного вала между его крайними положениями затем по величинам момента угла

5 упругой деформации судят о жест кости упругих элементов механизма.

Способ определения жесткости упругих элементов исполнительного механизма Способ определения жесткости упругих элементов исполнительного механизма Способ определения жесткости упругих элементов исполнительного механизма 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к способам определения прогибов конструкций балочного типа при их изгибе

Изобретение относится к испытательным стендам и может быть использовано для испытания балок на выносливость

Изобретение относится к области строительства, в частности к испытаниям строительных конструкций

Изобретение относится к области испытаний образцов материалов, конструктивных элементов и конструкций на статическую и усталостную прочность, вибропрочность, надежность и позволяет повысить точность испытаний

Изобретение относится к области строительства в частности к испытаниям строительных конструкций
Изобретение относится к испытаниям материалов, в частности остекления летательных аппаратов, и может быть использован для ускоренного определения ресурса работы деталей остекления на основе органических стекол

Изобретение относится к области машиностроения и позволяет повысить точность измерений крутящего момента двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к силоизмерительной технике и позволяет повысить точность калибровки

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для градуировки маятниковых систем измерения импульса силы

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для градуировки и j поверки образцовых рычажных сштозадающих машин

Изобретение относится к силоизмерительной технике, в частности к метрологическому обеспечению силоизмерительных устр-в

Изобретение относится к скпоизмерительной технике и позволяет повысить плавность и точность задания нагрузки

Изобретение относится к силоизмерительной технике

Изобретение относится к экспериментальной гидродинамике, связанной с исследованием характеристик взаимодействия гребного виита и корпуса судна

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано в электронных весах, динамометрах и других измерительных устройствах с датчиками силы
Наверх