Коробка передач

 

Предлагаемая коробка передач относится к машиностроению может быть использована в качестве узла кинематической настройки в металлорежущих станках и отличается от известных тем, что, с целью расширения кинематических возможностей, в качестве каждого содержащегося в коробке дифференциала с двумя входными и одним выходным звеньями использован дифференциал,, прямое и обратное значение передаточного отношения между выходным и первым входным звеньями которого равно целому числу -1 К +1 а кинематическая связь между вторым входным звеном каждого дифференциала и входным валом коробки выполнена в виде ряда переключаемых зубчатых передач , совокупность значений передаточных отношений которого представлена арифметическим рядом, а число значений и диапазон регулирования передаточного отношения равны К-1, Предлагаемое изобретение позволяет существенно расширить возможность автоматизации настройки замкнутых кинематических связей в зубообрабатывающих и резьбообрабатывающих станках, повышая их гибкость, и открывая возможность их применения в гибких автоматизированных производствах. 4 з.п. ф-лы, 12 ил. (Л 4 N5 СП Ч

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4180050/25-28 (22) 12.01. 87 .(46) 07 . 12. 88. Бюл. Ф 45 (71) Литовское научно-производственное объединение по комплексному проектированию станкостроительных предприятий (72) С.Б. Фраймович (53) 621.833.6(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 953301, кл. P 16 Н 3/63, 1978. (57) Предлагаемая коробка передач относится к машиностроению, может быть использована в качестве узла кинематической настройки в металлорежущих станках и отличается от известных тем, что, с целью расширения кинематических возможностей, в качестве каждого содержащегося в коробке дифференциала с двумя входными и одÄÄSUÄÄ 1442757 д1 (51)4 P 16 Н 3/64 ним выходным звеньями использован дифференциал„прямое и обратное значение передаточного отношения между выходным и первым входным звеньями которого равно целому числу -1 ) К )+1 а кинематическая связь между вторым входным звеном каждого дифференциала и входным валом коробки выполнена в виде ряда переключаемых зубчатых передач, совокупность значений переда« точных отношений которого представлена арифметическим рядом, а число значений и диапазон регулирования передаточного отношения равны К-1. Предлагаемое изобретение позволяет существенно расширить возможность автомати- а зации настройки замкнутых кинематических связей в зубообрабатывающих и резьбообрабатывающих станках, повышая их гибкость.и открывая возможность их применения в гибких автоматизированных производствах. 4 a,ï. ф-лы, 12 ил. lae4

4:в

Ю

Сп

1442757

Изобретение относится к машино; строению и может быть использовано в качестве узла кинематической настрой,ки в металлорежущих станках.

Целью изобретения является расширение кииематических возможностей коробки передач., На фиг. 1-12 представлены кинематические схемы коробок передач с раз- 10 личными значениями передаточных отношений между центральными колесами при остановленном водиле i (н четных фигурах представлены ускоряющие, а на нечетных фигурах — защемляющие ва- 15 рианты исполнения коробки передач).

Каждая коробка передач содержит последовательно связанные дифференциалы, в состав каждого из которых входит по два центральных колеса 1п 29 и 2п, водило 3п и одновенцовые или двухвенцовые сателлиты 4п, управляемые тормозы Sk и муфты 6k и зубчатые передачи 7k для кинематической связи дифференциалов с входным валом 8 25 коробки передач, параллельному выходному валу 9, rpe индексы и и k обозначают соответственно номера дифференциала и степень члена полинома, представляющего передаточное 30 отношение коробки.

Передаточное отношение между выходным и первым входным звеном каждого использованного в коробке пере. дач дифференциала нри условно заторможенном втором входном звене (со ,стороны предыдущего дифференциала)

I 1 равно +К нли +

В коробках передач, показанных на фиг. 1-8, центральное колесо 1, начиная с второго дифференциала, связано с водилам 3 предыдущего дифференциала, а центральное колесо 2 каждого дифферейциала связано с управ- 45 ляемым тормозом 5 и через ряд переключаемых муфтами 6 зубчатых передач

7 с входным валом 8.

В ускоряющих коробках передач (фиг. 1 и 3) центральное колесо 1, первого дифференциала соединено с выходным валом коробки, а водило Зп последнего дифференциала связано с тормозом 5п и через переключаемые зубчатые передачи 7п с входным валом

8, а на фиг. 3 и 4 колесо. 1, связано . e тормозом 5п и валом 8, а водило

Зп соединено с выходным валом. В saмедляющих коробках передач (фиг. 2 угловые скорости соответственно 1-ro и 2-го центральных колес; угловая скорость водила 3, передаточное отношение между центральными колесами при условно заторможенном водиле 3. ГДЕ Ы„И Ю2Любое из трех конечных звеньев дифференциала может быть использовано в качестве выходного (ведомого) и тогда два других будут входными

{ведущими) .

Из формулы (1) получаем три выражения для каждого их трех звеньев (2) и 4) центральное колесо 1, заторможена, а водило 3„ соединено с выходным валом, а на фиг. 6 и 8 колесо 1 сое-, динено с выходным валом, а водило

3 заторможена.

В коробках передач, показанных на фиг. 9-12, центральное колесо t, начиная со второго дифференциала, связано с центральным колесом 2 предыдущего дифференциала, а водило 3 каждого дифференциала связано с управляемым тормозом 5 и через ряд переключаемых муфтами 6 зубчатых передач 7 с входным валом 8. В ускоряющих вариантах на фиг. 9 и 11 центральное колесо 1, соединено с выходным валом коробки, а центральное колесо 2n — с тормозом 5п и через зубчатые передачи

7п с выходным валом 8. В замедляющих вариантах на фиг. 10 и 12 центральное колесо 1, заторможено, а центральное колесо 2 соединено с выходным валом.

Коробка передач работает следующим образом.

Вращение с входного вала 8 через зубчатые передачи 7 передается на дифференциалы и далее на выходной вал. Передаточное отношение коробки зависит от комбинации включенных тормозов 5 или зубчатых передач 7.

Угловые. скорости звеньев каждого содержащегося в коробке передач дифференциала связаны формулой Виллиса

1442797

+ 1 t z " г > (3) (1 — - - z ) з

Ы

f 2 (4) В корсбке передач, изображенной на фиг. 1, передаточное отношение между центральным колесом 1 и водилом

3 при условно заторможенном колесе

М, 2 i + К, а передаточное

"в отношение между центральными колесами из формулы (1) i, = 1-К. Кине—

15 матика этого исполнения коробки описывается формулой (3), которая после подстановок приобретает вид

К ы + (1 — К)ш (5)

Для п таких дифференциалов, связанных между собой так, что центральное колесо 1, начиная с второго дифференциала, соединено с водилом 3 предыдущего дифференциала, угловая скорость первого центрального колеса первого дифференциала 1,, являющегося выходным звеном ускоряющей коробки передач, определяется выражением

25 ю,= К (;„+ (1 — К) (К Uz+

+ К ы (,+ ... + Kw z+w,)>(6) а передаточное от. - .ошение коробки 35 ("ц

11 = — =.к 1 +

Зь

n-z

+ К 1 ° (и 1) +

1z +

° ° ° +

40 (7) +

W8I где i8„„= О, 1, 2, wz,(1 — К ) с" в

ized

8 (К вЂ” 1), (К-1), 19 29 ° ° е9

45 (- (1-К) О 1 в

9 9

2, ..., (К вЂ” 1), О 1 2 (>

9 9 9 ° ° ° 9 в

7. (ь- 1

50 (К вЂ” 1) 55 передаточные отношения кинематических связей между соответственно водилом 3п, вторыми центральными колесами 2,, 2(„ „ 9 ...9 2, и Входным валом 8, выполненных в виде ряда переключаемых зубчатых передач.

Пс пином (7) отражает кинематическую структуру коробки передач (фиг ° 1) и представляет ее передаточное отношение в виде цифрового кода, основанием счисления является целое положительное число К, а количество разрядов кода равно n + 1.

Набор заданной цифры в каждом разряде кода осуществляется включением тормоза 5 или одной из муфт 6 в соответствующей кинематической связи с входным валом. Набор кода заданного передаточного отношения осуществляется включением соответствующей коду комбинации тормозов 5 и муфт 6.

В конкретном примере исполнения коробка передач, заменявшая гитару деления зубофрезерного станка, может содержать два пятеричных дифференциала. Для осуществления i = К = 5 и i = -4 зубчатые колеса, содержащиеся в каждом дифференциале, могут быть выполнены, например, со следующими количествами зубьев: первое центральное — Z, = 20, второе центральное внутреннего зацепления

Z z = 80.

Структурная формула настройки коробки передач в этом конкретном примере исполнения имеет вид

L °

+ 51г + 1г где i,, i zz, i >., принимают значение

О, 1, 2, 3, 4, a i <= 1 — 124. Для настройки коробки, например, на

82 нужно сначала перевести число

82 из десятеричной в пятеричную систему счисления, а затем, получив — 312, включить в кинематических связях дифференциалов с входным валом 8 соответствующие муфп 6, а именно в связи водило 3, — муфта, замыкающей зубчатую передачу, i 3z = 3, а в связях вторых центральных колес второго и первого дифференциалов муфты, замыкающих зубчатые передачи, соответственно i zz -- 1 и 1 „ = 2.

Коробка передач, изображенная на фиг. 2, отличается от исполнения на фиг, 1 только тем, что водило последнего дифференциала 3 соединего с выходным валом коробки, а первое центральное колесо первого дифференциала 1„ заторможено. В нем используются m таких же, как и в коробке

1442 7

15 (+К) 1 2»+

1Ь (К) 1 3»

»-2

1 2 (»-т

+ ... + (+К)1«+ (10) = К

+ К

ГДЕ 111 (К вЂ” 1) .

5 на фиг. 1, дифференциалов. И связаны они между собой, их вторые центральные колеса — с входным валом 8 также, как и в исполнении на фиг. 1.

Вследствие указанного отличия водило

3 каждого используемого в данном исполнении дифференциала становится выходны(г звеном, а первое центральное колесо 1 — первым входным, что в 10 свою очередь означает изменение передаточного отношения между выходным и первым входным на число, обратное

1 з 1

К т. е. i = . = = — с 1 °

3-1 1 (1 К

1-3 1

Иначе говоря, направление кинематического потока в коробке изменяется на противоположное, вследствие чего коробка передач при том же

1 — K становится замедляющей.

Из (2) следуе т

ы = К (1 — К (1 — К) (112. (8) Передаточное отношение коробки 25 описывается следующим полиномом

» Ъ вЂ” m+1

12 + K 122+ ° ° ° + — 1

2(-(+К (9)

30 (л) Z< — (1-K) =О, 1, 2, (К- 1), 122.= — — „, (1 — K) =- О, 1, 2, (22 ..., (К вЂ” 1), (" ъ (1-К) =0, 1, 2, 8

Коробка передач этого исполнения позволяет настраивать передаточные отношения, меньшие единицы 1,представленные и ниде кода с основанием 45 . счисления К и количеством разрядов m.

В конкретном примере исполнения коробка передач может содержать три таких же, как в рассмотренном выше примере,. "пятеричных" дифференциала. 50

Структурная формула такой коробки получит нид:

iZS i2Z i Z1

1 т 5з 5 5 °

+ + Ф

Коробка передач в этом примере исполнения может настраиваться на ряд передаточных отношений i = 0,008—

0,992 с шагом 0,008, а диапазон ре57 6 гулиронания, как и н предыдущем исполнении на фиг. 1, равен 124, Для настройки коробки, например, на i = 0,816 нужно перевести его в пятеричную систему счисления и, получив i« = 0,402, набрать его н виде кода путем включения соответствующей комбинации муфт 6 и тормозов 5, а именно i 2> = 2, i22 = О, 1 2 = 4.

В изображенной на фиг. 3 коробке передач использованы дифференциалы, Ю, для которых i „= = -К, з

1 + К.

Передаточные отношения для схем фиг. 3 и 4 имеют вид

-mt 1

14 (+() 121 + (+K) 12

+ ... + (+K) i (+ (+К) iz,„„,(11) Из (10) и (11) следует, что члены полинома для нечетных разрядон будут отрицательными, что несколько изменяет структуру кода передаточного отношения.

В конкретном примере исполнения коробка передач на фиг. 3 может содержать, как и в примере исполнения на фиг. 1,.два "пятеричных" дифференциала, характеризующихся i „ = -5 и

112 =

Структурная формула этого примера исполнения имеет вид

2.

i> = 5 1„- 512 + i« °

А пятеричный код для набора передаточного отношения, например, 82 имеет вид

4(-4) 2 = 5 4 — 5 -4 + 2

В коробке передач, изображенной на фиг. 4 могут быть использованы три таких же "пятеричных" дифференциала, что и в предыдущем примере, но с противоположным направлением кинематического потока. Структурная формула этого примера

1 . 1 . 1

1 = - — 1 + — 1, — — 1

5Ь z 52 2" 5 z1

7 14427 а передаточное отношение i = -0,816 набирается кодом (-4) 0 (-2)

1 44 1 0-12

5 5 5 5

В коробках передач, представлен-, ных на фиг. 5-8 использованы диффеоенциалы, характеризующиеся тем, что

10 они выполнены с

При этом

> 5 (y) (-К) 11 (-К) > 2

+ (+К) + ... + (+К) 1(„„+ (12)

Ill - tn41 <))) (- ) " () ("" 2

+ ... + (+К) (13)

Итак, в коробках передач на фиг.57 противоположная, по сравнению с фиг. 1-4, последовательность разрядов в коде.

И, наконец, для исполнений коробки, где i, = +K (фиг. 9-12) имеем

57 8 лов выполнены в виде зубчатых передач внешнего зацепления с передаточ-, ными отношениями, равными — "1" . Тогда знаки перед членами структурных полиномов меняются через один, что может быть учтено при наборе кода или скомпенсировано выполнением кинематических связей между дифференциалами и входным валом 8 коробки через одну отрицательными. Эти исполнения дают дополнительные воэможности при выборе конкретных конструктивных исполнений коробки передач.

И, наконец, в исполнениях с реверсивнйми кинематическими связями между соседними дифференциалами или между каждым дифференциалом и входным валом при заданном ряде передаточных отношений может быть сокращено количество зубчатых передач в кинематических связях между дифференциалами . и входным валом (кроме связи высшего

К разряда) до —, если К вЂ” четное чисК вЂ” 1 ло или до 2, если К вЂ” четное

К-1 число или до

2 если К вЂ” нечет з((+К) + (+К) з + 30

+ ... + (+K)i „+ (14) — 1Т\ -Фб1 «(2) — (К) з, + (+К) з, +

° (К),(.,)+(К),.(15) з5

Варианты исполнений коробки, использующие дифференциалы с i „ = 1+

+ К; 1 + —; +К, равноценны по своим

К 40 кинематическим возможностям, но каждый из них может дать те или иные преимущества при выборке конкретного конструктивного решения.

Возможны исполнения, в которых 45 выходные и первые входные звенья соседних дифференциалов связаны, например, с помощью зубчатых передач. На-: личие этих передач в коробке учитывается в структурных формулах (10)- щ .(15) вводом перед каждь)м членом полинома коэффициента, равного произ- ведению передаточных отношений зубчатых передач между всеми дифференциалами, предшествующих данному. Возможны, например, исполнения, в которых передаточные отношения всех связей между выходными и первыми входными звеньями соседних дифференцианое число.

В конкретном примере исполнения

"пятеричной ускоряющей трехразрядной коробки передач кинематические связи 1-ro и 2-ro разрядов могут быть выполнены реверсируемыми, передаточные отношения каждый из которых могут принимать значения + 1 илй +2.

Передаточное отношение, например, i = 62 в таком примере исполнения коробки набирается, как код

222 = 5 2 + 5 2.+ 2, а, например, i = 63 — как код

3(2) (2) = 5 3 — 5 2 —.2

При том же диапазоне регулирования 124 такая коробка содержит в кинематических связях с входным валом 8 зубчатых передач против 12 в исполнениях с нереверсируемыми связями, а общее количество коммутирующих устройств 13 против 15 . (Коробка передач за счет возможности увеличения внутреннего передаточного отношения дифференциалов (основания счисления кода). при заданном

9 14427 арифметическом ряде передаточных отношений значительно упрощает ее кинематическую структуру и конструкцию.

С увеличением заданного диапазона регулирования преимущества коробок

5 передач с большими основаниями счисления становятся более ощутимыми.

Изобретение позволяет существенно расширить возможности автоматизации

- настройки замкнутых кинематических связей в зубообрабатывающих и резьбообрабатывающих станках, повышая их гибкость и открывая возможность их применения в гибких автоматизированных производствах.

Формула изобретения

1. Коробка передач, содержащая входной и выходной валы, управляемые муфты сцепления, тормоза, последовательно соединенные дифференциалы, первое входное звено каждого из которых жестко связано с выходным зве- 25 ном последующих, вторые входные звенья дифференциалов связаны посредством управляемых муфт с тормозами или кинематически с входным валом, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей, прямое или обратное значение передаточного отношения межды выходным и первым входным звеньями каждого дифференциала при заторможенном втором входном звене равно целому числу К, первое входное звено последнего дифференциала связано посредством управляемых муфт с тормозом или кинематически с входным

57 10. валом, каждая кинематическая связь выполнена в виде ряда переключаемых зубчатых передач, число которых равно К - 1, где К вЂ” целое число, кроме единицы.

2. Коробка передач по п. 1, о т— ли чающаяся тем, чтов качестве связанного с входным валом коробки второго входного звена каждого дифференциала использовано од" но из его центральных колес, а пер— даточное отношение между центральными колесами каждого дифференциала

1 равно 1 К или 1 +

К

3. Коробка передач по п. 1, о тличающаяся тем, чтовкачестве связанного с входным валом коробки второго входного звена каждого дифференциала использовано его водило, а передаточное отношение между центральными колесами каждого дифференциала равно +К.

4. Коробка передач по п. 1, о т— л и ч а ю щ а я с я тем, что кинематические связи между дифференциалами и входным валом коробки имеют через одну отрицательное передаточное отношение, а передаточное отношение кинематических связей между соседними дифференциалами равно -1.

5. Коробка передач по и. 1, о т— л и ч а ю щ а я с я тем, что кинематические связи между соседними дифференциалами или между входным валом и дифференциалом, кроме кинематической связи последнего дифференциала, реверсируемы.

1442757

1442757

1442757

7п

Составитель В.Апархов .Техред Л.Сердюкова Корректор Г.Решетник

Редактор И.Лазаренко

Тираж 784

Заказ 6372!34

Подписное

ВИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1)3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах различных машин в качестве инерционной муфты с плавно регулируемой скоростью

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах ступенчатого переключения скоростей

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам ступенчатого переключения скоростей, и может быть использовано в транспортном, сельскохозяйственном машиностроении, станкостроении и других отраслях

Изобретение относится к станкостроению, машиностроению и может использоваться для построения коробок передач преимущественно для автомобилей, большую часть времени работающих на пониженных передачах

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к приводу ведущего колеса

Изобретение относится к коробкам передач. Модульная многоступенчатая коробка передач состоит из двух четырехступенчатых двухвальных несоосных коробок передач, имеющих по три пары зацепленных шестерен, двух простых трехзвенных планетарных механизмов, согласующего редуктора, состоящего из пары шестерен, и 13-ти муфт переключения передач. Достигается обеспечение более 100 вариантов передач в широком диапазоне (95,07/0,063>1500) при невысоком интервале передаточных чисел, что позволяет выбрать оптимальный эксплуатационный режим движения и обеспечивает удобство переключения передач. 3 ил.
Наверх