Способ испытания сердечника статора мощной электрической машины на нагревание

 

Изобретение относится к электротехнике и позволяет контролировать качество шихтовки и сборки сердечников статоров. Цель изобретения повышение , производительности и упрощение испытаний. Спос.об испытания заключается в том, что создают магнитный поток требуемой плотности через сердечник статора. Для этого приводят во вращение ротор и возбуждают его постоянным током, регулируя его величину. Создается переменный магнитный поток требуемой плотности, пронизьшающий спинку и зубщ; сердечника . В случае наличия замыканий между сегментами сердечника возникают местные нагревы, которые выявляются с помощью установленных на сердечнике термопар. В случае сборки статора на ГЭС в статор с сердечником до укладки в него обмотки устанавливают ротор, который предварительно фиксируют в подшипниках. При ремонтах и полной замене обМотки статора до выема последней приводят во вращение ротор, причем предварительно демонтируют все или часть воздухоохладителей , а замену обмотки осуществляют после проведения замеров температуры и демонтажа ротора или статора. iC 14 i 4

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 86 А1 (51) 4 G 01 R 31/34

8(Е ° Яо(/ 4 )

П47Б,"у;;;, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР по делАм изОБРетений и ОтнРытий (21) 4153999/07 (22) 09. 12.87 (46) 15.12.88. Бюл. Р 46 (71) Ленинградское производственное электромашиностроительное объединение "Электросила" им. С.M.Êèðîâà (72) А.А.Артемьев, Ю.Б.Васильев, А.А.Дуыптау, Г. Б. Пинский и Б.И.Ступичев (53) 621.313(088.8) (56) Испытания статора гидрогенератора для определения локальных повреждений сердечника. — РЖ "Электротехника", реферат 1И 146, 1978, 9 1.

Кокорев А.С. Контролер сборки электрических машин, аппаратов и приборов. М.: Высшая школа, 1986, с. 136-137. (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ СЕРДЕЧНИКА СТАТОРА МОЩНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ НА

НАГРЕВ АНИЕ (57) Изобретение относится к элект1 ротехнике и позволяет контролировать качество шихтовки и сборки сердечки— ков статоров. Цель изобретения— повышение. производительности и упрощение испытаний. Спос.об испытания заключается в том, что создают магнитный поток требуемой плотности черс ç сердечник "òà-.ора. Для этого приводят во вращение ротор и возбуждают его постоянным током, регулируя его величину. Создается переменный магнитный поток требуемой плотности, пронизывающий спинку и зубцы сердечника. В случае наличия замыканий между сегментами сердечника возникают местные нагревы, которые выявляются с помощью установленных на сердечнике термопар. В случае сборки статора на ГЭС в статор с сердечником до укладки в него обмотки устанавливают ротор, который предварительно фиксируют в подшипниках. При ремонтах и полной замене обмотки с.татора до выема последней приводят во вращение ротор, причем предварительно демонтируют все или часть воздухоохладителей, а замену обмотки осуществляют после проведения замеров температуры и демонтажа ротора или статора.

1444686

Изобретение относится к способам испытаний серденичка статора мощных электрических машин на нагревание, в частности к способам контрольных технологических испытаний сердечника

5 гидро гене р ато ров .

Цель изобретения — повьппение производительности и упрощение испытаний.

Способ осуществляют следующим образом.

В условиях сборки статора на ГЭС по завершении шихтовки и сборки статора на зубцах и спинке и датчика магнитного поля в виде измерительной обмотки, размещенной на элементах сердечника, в статор заводят штатный ротор с обмоткой возбуждения. Ротор центрируют с помощью подшипника и верхней крестовины. Предварительно ротор и узел верхней крестовины с подшипником собирают на монтажной площадке. Затем ротор приводят во вращение от турбины с номинальной или близкой к ней частотой вращения и возбуждают постоянным током. При этом в сердечнике статора появляется переменный магнитный поток, необходимая плотность которого устанавливается путем регулирования тока рото-З0 ра. Как правило, устанавливается плотность магнитного потока в 1,4 Тл (в спинке сердечника). Поскольку это несколько вьппе, чем при холостом ходе машины, ток ротора может составить порядка 1,2 — 1,4 тока возбуж—

35 дения холостого хода или 0,6 - 0,8 номинально го °

В отличие от традиционного способа испытаний, при котором имеет мес- „ то кольцевой магнитный поток только по спинке сердечника, в предлагаемом способе пути магнитного потока те же, что и при номинальной работе машины: магнитный поток пронизывает одновременно и зубцы и спинку сердечника.

Устанавливают расчетный режим, длительность которого регламентиро вана (обычно 45 мин) и в течение которо ro фикс ирует ся темпе р а тура конт- .

50 . ролируемых точек по термопарам, установленным в сердечнике статора.

Измерения производят с интервалом

15 мин. Термопары устанавливают в головках зубцов и на периферии спин-55 ки сердечника в нескольких сечениях, число которых можно выбирать равным удвоенному числу воздухоохладителей.

Б одном сечении число термопар выбираот равным числу проемов между полками корпуса статора. После прекращения испытаний осуществляют дистан.ционный контроль температуры с помощью контактных термопар или тепловизоров.

По окончании режима испытаний производят ощупывание доступных участков поверхности сердечника и сравнивают результаты измерений термопар. Если местных нагревов не обнаружено и если разница в превышениях температуры по термопарам не о превышает t5 С, сердечник считается выдержавшим испытания .

Принципиально возможно провести испытание сердечника статора на наг ревание и с уложенной предварительно в пазы обмогкой. При этом ...роцедура испытаний та же, но вгиду вероятности обнаружения местных нагревав в сердечнике имеется риск, что потребуется демонтаж части обмоток в зонах„ которые потребуют ремонтновосстановительных работ. Кроме того, зубцовая зона практически становится малодоступной для контроля (только по поверхности зубцов на расточке статора) . Однако в случае вывода машины в капитальный ремонт для полной замены обмотки статора, при которой по действующим нормативам требуется испытание сердечника статора на нагревание, целесообразно сначала убедиться в сохранности сердечника статора, а уже потом приступить к ремонту. Для этого испытания необходимо предварительно оснастить сердечник средствами теплового контроля и вывести к регисгрирующим приборам трассы от датчиков . Кроме того, в корпусе статора следует предусмотреть окна и проемы для вывода этих трасс и для осмотра и доступа к сердечнику во время испытания и сразу после его завершения. Удобнее всего это сделать, удалив все или часть воздухоохладителей.

При осуществлении предлагаемого способа не требуются мощный регулируемый источник питания и специальная линия электропередачи, а также исключаются материальные затраты на дополнительное оборудование и материалы, в том числе на кабель (иног да сотни метров), кабельные наконеч14

Составитель В. Никаноров

Редактор А. Лежнина Техред М.Ходанич Корректор М.Пожо

Заказ 6502/44 Тираж 772 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ники, изоляционные коврики и др.

Исключаются работы, связанные с проводкой кабельной трассы, намоткой н удалением затем кабеля ° При осуществлении предлагаемого способа полнос— тью имитируется реальная загрузка магнитопровода, потери есть не только в спинке, но и в зубцах сердечника. Если в сердечнике, например, имеют место два замыкания по обе стороны зубца, а в спинке замьгканий нет, то при обычном испытании этот эффект не обнаруживается (нет контура, пронизываемого магнитным потоком), в предлагаемом способе такой дефект обнаруживается, так как зубцы пронизываются переменным магнитным потоком и любые две точки на их поверхности образуют при замыкании контур для вихревых токов .

Фо рмула из о бре те н ия

Способ испытания сердечника статора мощной электрической машины на

"46q6

4 нагреBàíèå, основа нш,гй пя создании магнитного потока требуемой плотности через серде ник, измерении этого потока с помощью датчиков, контроле

5 наг рев» сердечника в зубцах и спинке те рмода тчик ами и о пределе нгн. ра з-ности между максгг .альным и минимальным показаниями указанных термодатчиков, по которой судят о степени нагревания сердечника, о т л и ч а— ю шийся тем, что, с целью повышения производительности и упрощения испытаний, для создания магнитного потока в сердечнике в его расточку устаггавливают и фиксируют на опорах ротор с обмоткой возбуждения, приводят его во вращение до номинальной частоты, подключают постоянный ток к обмотке возбуждения и регулируют его величину до обеспечения заданной индукции в сердечнике„ и после, завершения испытания сердечник статора или ротор демонтируют.

Способ испытания сердечника статора мощной электрической машины на нагревание Способ испытания сердечника статора мощной электрической машины на нагревание Способ испытания сердечника статора мощной электрической машины на нагревание 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике , а именно к устройствам для контроля электрических машин типа многополюсных вращающихся трансформаторов (ВТ)

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для записи угловой характеристики синхронизируннцего или пускового момента электродвигателей

Изобретение относится к измерительной технике и имеет целью повышение чувствительности датчика трансформаторного типа, предназначенного для измерения осевых и радиальных смещенийоси вращающего или неподвижного вала, например электриче- .ской машины

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при контроле и определении максимальных температур сердечника статора электрической машины, в частности турбогенератора

Изобретение относится к электромашиностроению и предназначено для автоматизированного испытания электродвигателей постоянного тока, быстродействующих следящих электропри - водов

Изобретение относится к электрическим машинам, преимущественно низковольтным коллекторным микромашинам

Изобретение относится к области электротехники

Изобретение относится к измерительной аппаратуре, применяемой в электротехнике, и, в частности, может быть использовано для контроля воздушного зазора синхронной электрической машины, например гидрогенератора

Изобретение относится к диагностированию электрооборудования, а именно к способам определения технического состояния работающих электродвигателей вентиляторов, размещенных в неразборных корпусах, и выявления неисправностей на ранних стадиях их развития

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в электрических машинах, работающих в энергосистемах

Изобретение относится к отводу высокочастотного сигнала ошибки из высокочастотного электромагнитного поля в электрической мощной машине с несущим электрическую обмотку статором

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к способам и устройствам послеремонтного испытания электрических машин постоянного тока и, в частности, на горных предприятиях для послеремонтного испытания двигателей, генераторов экскаваторов, буровых станков и др

Изобретение относится к устройствам для исследования параметров генераторов и может быть использовано при лабораторных и производственных испытаниях синхронных и асинхронных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается способов и устройств для испытаний статора, при осуществлении которых разнообразные испытания, такие, как испытания характеристики сопротивления, характеристики экстратока, направления вращения и выдерживаемого напряжения статора проводят ранее соединения полностью изготовленного статора с ротором

Изобретение относится к диагностическому оборудованию и может быть использовано для диагностирования генераторных установок, работающих совместно с аккумуляторными батареями
Наверх