Устройство для управления приводом шахтной подъемной машины

 

Изобретение относится к технике управления шахтным подъемом, может быть использовано для управления тормозом шахтных подъемных машин и лебедок и позволяет повысить надежность и безопасность эксплуатации подъемной машины. Для этого в устройство, содержащее подъемную машину (ПМ) 1, датчик 2 скорости, регуляторы рабочего 3 и предохранительного 4 торможения , механический тормоз 24, задатчики максимально возможного ускорения 13 и заданного замедления 14, блок 17 ручного управления тормозом, сумматор 16, приводы рабочего 18 и предохранительного 23 торможения , электромеханический переключатель 19 и контакт 20 реле предохранительного торможения, дополнительно введены два нелинейных элемента 15 и 22 и второй сумматор 21. С датчика 2 сигнал поступает на регуляторы 3 и 4, в которых обрабатывается в зависимости от соотношения с сигналами задатчиков 13 и 14. В режиме рабочего торможения контакт 20 замкнут. Поэтому управление тормозом 24 идет как от регулятора 3 через элемент 15, ограничивающий скачок управляющего сигнала, сумматор 16, привод 18 и переключатель 19, так и от блока 17 путем уменьшения его выходного напряжения, поступающего на один из входов сумматора 16. В режиме предохранительного торможения контакт 20 разомкнут, что обеспечивает переключение переключателя 19. Управление тормозом 24 происходит от регулятора 4 через элемент 22, ограничивающий скачок управляющего сигнала , сумматор 21, привод 23 и переключатель 19. 1 з.п.ф-лы, 2 ил. (Л 4 4ik 4 СО

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„Я0„„1447743 А1 (5!) 4 В 66 В 5/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 3 3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4274502/29-03 (22) 01.07.87 (46) 30.12.88. Бюл. № 48 (71) Киевский политехнический институт им. 50-летия Великой Октябрьской Социалистической революции (72) В. И. Васильев, В. Г. Дубовик и В. М. Чермалых (53) 621.864 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 643412, кл. В 66 В 15/00, 1962.

Авторское свидетельство СССР № 1296500, кл. В 66 В 5/00, 1985. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

ПРИВОДОМ ШАХТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ

МАШИНЫ (57) Изобретение относится к технике управления шахтным подъемом, может быть использовано для управления тормозом шахтных подъемных машин и лебедок и позволяет повысить надежность и безопасность эксплуатации подъемной машины. Для этого в устройство, содержащее подъемную машину (ПМ) 1, датчик 2 скорости, регуляторы рабочего 3 и предохранительного 4 торможения, механический тормоз 24, задатчики максимально возможного ускорения 13 и заданного замедления 14, блок 17 ручного управления тормозом, сумматор 16, приводы рабочего 18 и предохранительного 23 торможения, электромеханический переключатель

19 и контакт 20 реле предохранительного торможения, дополнительно введены два нелинейных элемента 15 и 22 и второй сумматор 21. С датчика 2 сигнал поступает на регуляторы 3 и 4, в которых обрабатывается в зависимости от соотношения с сигналами задатчиков 13 и 14. В режиме рабочего торможения- контакт 20 замкнут.

Поэтому управление тормозом 24 идет как от регулятора 3 через элемент 15, ограничивающий скачок управляющего сигнала, сумматор 16, привод 18 и переключатель 19, так и от блока !7 путем уменьшения его Ж выходного напряжения, поступающего на один из входов сумматора 16. В режиме +) предохранительного торможения контакт 20 у разомкнут, что обеспечивает переключение переключателя 19. Управление тормозом 24 происходит от регулятора 4 через элемент 22, 2 ограничивающий скачок управляющего сигнала, сумматор 21, привод 23 и переклю- р чатель 19. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

1447743

Изобретение относится к управлению шахтным подъемом и может быть использовано для управления тормозом шахтных подъемных машин и лебедок.

Цель изобретения — повышение надежности и безопасности эксплуатации подъемной машины.

На фиг. 1 приведена структурная схема устройства для управления приводом шахтной подъемной машины; на фиг. 2— диаграммы скорости, ускорения и рывка (приняты обозначения U," — напряжение на а выходе -го блока).

Устройство для управления приводом шахтной подъемной машины (фиг. 1) содержит подъемную машину 1, соединенной с датчиком 2 скорости, выход которого соединен с входами регулятора 3 рабочего торможения и регулятора 4 предохранительного торможения. Регулятор 3 рабочего торможения содержит сумматоры 5 и 6, нелинейный элемент 7, сумматор 8, нелинейный элемент 9, интеграторы 10 и ll и пропорциональный усилитель 12.

Кроме того, устройство содержит задатчик 13 максимального ускорения и задатчик 14 замедления. Выход регулятора 3 рабочего торможения подключен через нелинейный элемент 15 со вторым входом сумматора 16, первый вход которого соецинен с блоком 17 ручного управления тормозом, а выход — через привод 18 рабочего торможения с первым входом электромеханического переключателя 19, управляющий вход которого соединен через контакт 20 реле предохранительного торможения с источником постоянного напряжения, а также первым входом сумматора 21, второй вход которого через нелинейный элемент 22 соединен с выходом регулятора 4 предохранительного торможения, а выход — через привод 23 предохранительного торможения со вторым входом электромеханического переключателя 19, выход которого соединен с механическим тормозом 24, который воздействует на подъемную машину 1. Регулятор 4 предохранительного торможения, как и регулятор 3, содержит аналогичные сумматоры 25 и 26, нелинейный элемент 27, сумматор 28, нелинейный элемент 29, интеграторы 30 и 31, пропорциональный усилитель 32, Поскольку элементы 5 — 15 регулятора 3 аналогичны соответствующим элементам

25 — 32 регулятора 4, то для упрощения описания 1 аботы устройства рассматривается работа элементов 5 — 12 регулятора 3.

Устройство работает следующим образом.

В установившемся режиме подъемной машины 1 напряжение Uz с выхода датчика 2 скорости подается на регулятор 3 рабочего торможения 3 и регулятор 4 предохрани.тельного напряжения, а именно на сумматор

5 с характеристикой У =С4 — Ul I. На выходе сумматора 5 напряжение Uo будет равно нулю, так как напряжение действительной скорости U и заданной скорости Ul примерно равны. Напряжение Us через сумматор 6 с характеристикой U = Us — Ul; поступает на нелинейный элемент 7 с характеристикой

g UIB при Uo)0

0 при UIo=O

UI4 при Uo 0

Задатчиком 13 максимального ускорения устанавливается напряжение UIq, пропорциональное максимально возможному ускорению а подъемной машины 1, UI>=

=а, задатчиком 14 заданного замедления устанавливается напряжение UI4, пропорциональное заданному замедлению, необходимому по условиям технологии работы подъемной машины 1, UI4=az. В процессе работы Ulo и UI4 для принятой подъемной машины практически не изменяются. На20 пряжение (l через сумматор 8 с характеристикой (/8=07 — Ulo подается на нелинейный элемент 9 с характеристикой

+Ug при UII.)0 э Оо при (/8=0

Уо при У8(0

Напряжение Uo пропорционально величине ограничиваемого рывка (У =р ), которое выбирается в зависимости от параЗ0 метров подъемной машины 1 по условиям минимальных динамических нагрузок.

В процессе работы напряжение U> не изменяется для данной подъемной машины, оно подается на интегратор 10 с характеристикой UIo=KloUot, где Klo — коэффициент передачи интегратора 10, Klo ==

Pò ц U 1 0m» максимально Воз(бlîmax К 1 можное напряжение на выходе интегратора 10, и пропорционально максимальному ускорению Ulo.,=Уд, Kl I — коэффициент передачи интегратора 11.

Напряжение UIo, пропорциональное заданному ускорению, подается на интегратор

11 с характеристикой UII=KII(UIO, KII=

Ui3

Пропорциональный усилитель 12 имеет характеристику Ulq=UIoKIp, где Кы — коэффициент передачи усилителя 12, Кд= — -, X„

2KIo

Как видно регуляторы 3 и 4 обеспечивают формирование заданного закона изменения скорости в виде напряжения Ull c ограничением величин ускорения и рывка.

В установившемся режиме с блока 17 ручного управления тормозом снимается напряжение UI>, которое через сумматор 16 с характеристикой UIq=UI +UIs подается на

1447743

30

I привод 18 рабочего торможения с характеристикой Uie=Ui5A i5, Кie — коэффициент передачи привода 18, а далее на электромеханический переключатель 19 с характеристикой

p «, 0)8 при 020= U„

pU23 при 020=0, U„ — напряжение на контакте 20 реле предохранительного торможения, обеспечивающее работоспособность электромеханического переключателя 9, U„=UP .

Привод 23 предохранительного торможения имеет характеристику U23= U2I К2з, К2з — коэффициент передачи привода 23.

Сумматор 21 имеет характеристику, аналогичную сумматору 16 U2i=U20+U22

Нелинейные элементы 15, 22 имеют идентичные характеристики

И5К15 при — ЛУ5(У5(0

rs Ui5 пРи U5(— ЛИ5тах

О при U5)0

К 5 — коэффициент передачи элемента 15

ПРИ U5) ЛU5max 5тах 25

A l 5= та» > U5max= U2max 1, " U5max

U2max НаПряжЕНИЕ На ВЫХОДЕ датЧИКа 2, пропорциональное максимально допустимой скорости подъемной машины 1. 5К22 при — AU5max(U5(0

»22 ПРИ 05(— ЛИ5тах

0 при U5)0

К22 — коэффициент передачи элемента 22 при U5) — A 5тах 35

U5max

К22= — — —. 5тах

U22=U15 — напряжение, пропорциональное перемещению приводов !8, 23 для растормаживания подъемной машины 1.

49

При воздействии машиниста подъемной машины 1 на блок 17 ручного управления тормозом с целью осуществления замедления напряжение Uis устанавливается меньше напряжения Ui При этом умень- 45 шается напряжение на выходе сумматора 16, что приводит к перемещению привода 18, который через электромеханический переключатель 19 воздействует на механический тормоз 24, который имеет обратную зависимость от входного сигнала Ущ и обеспечивает торможение подъемной машины 1.

При этом напряжение U2 датчика 2 скорости уменьшается, что приводит к появлению отрицательного напряжения U5 на выходе сумматора 5, которое подается на нелинейный элемент 15, а с его выхода напряжение Ui5 подается на сумматор 16 и увеличивает выходное напряжение, что приводит к уменьшению воздействия механического тормоза

24 на подъемную машину 1. В начале замедления отрицательное напряжение Usrsoдается на сумматор 6, на выходе которого напряжение U, становится отрицательным и нелинейный элемент 7 переключается с нуля до — U 4 (U = — U ) .

Это напряжение через сумматор 8 подается на нелинейный элемент 9, который также переключается с нуля до — U9 по линии КЕ (фиг. 2). При этом напряжение на выходе интегратора 10 начинает изменяться по линии е, а на выходе соединенного с ним интегратора 11 — по линии ab.

При достижении равенства входных напряжений сумматора 8 на его выходе напряжение станет равным нулю и нелинейный элемент 9 переключится в нуль (линия AfN).

Напряжение на выходе интегратора 0 перестанет изменяться, а на выходе интегратора 11 будет уменьшаться по прямой bc.

Это напряжение U«, воздействуя на сумматор 5, будет изменять его выходное напряжение и в итоге тормозное воздействие на подъемную машину 1. На выходе сумматора 5 напряжение сначала уменьшится до нуля, а далее станет положительным. На выходе сумматора 6 напряжение U5 станет положительным, нелинейный элемент 7 переключится и на его выходе установится напряжение Ui5, станет при этом также положительным напряжение на выходе сумматора 8, и нелинейный элемент 9 переключится (линия РР„фиг. 2) и на его выходе установится напряжение +U9, а на выходе интегратора 1О напряжение будет уменьшаться по линии дЬ, а на выходе интегратора 11 по линии cd (фиг. 2). При остановке подъемной машины 1 на выходе датчика 2 напряжение U2 становится равным нулю, такое же напряжение будет на выходе сумматора 5, происходит стопорение подъемной машины 1 напряжением Ui; блока 17 ручного управления тормозом (точка d, фиг. 2). При этом на выходе элементов регуляторов 3 и 4 устанавливаются нулевые напряжения.

В режиме предохранительного торможения контакт 20 реле предохранительного торможения размыкается, что обеспечивает переключение электромеханического переклю чателя 19 и управление режимом торможения происходит от регулятора 4 предохранительного торможения. Привод 23 предохранительного торможения по сигналу от регулятора 4 предохранительного торможения воздействует на механический тормоз 24, который замедляет подъемную машину I в режиме с ограничением ускорения и рывка до полной остановки.

Работа регулятора предохранительного торможения происходит аналогично рассмотренному для случая рабочего торможения.

Формула изобретения

1. Устройство для управления приводом шахтной подъемной машины, содержащее

1447743 и, г =o .rp09= Р

QlV7. Z

Составитель В. Чуприн

Редактор А. Долинич Техред И. Верес Корректор С. Черни

3а к аз 6799/23 Тираж 691 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 механический тормоз, воздействующий на привод подъемной машины, с которым соединены датчик скорости, выход которого подключен к первым входам регуляторов рабочего и предохранительного торможения, блок ручного управления тормозом, выход которого соединен с первым входом первого сумматора, выход которого соединен через привод рабочего торможения с первым входом электромеханического переключателя, второй вход которого соединен с выходом привода предохранительного торможения, выход — с входом механического тормоза, а управляющий вход — с одним контактом реле предохранительного торможения, другой контакт которого соединен с источником постоянного напряжения, выходы задатчиков максимально возможного ускорения и заданного замедления подъемной машины соединены соответственно с вторыми и третьими входами регуляторов рабочего и предохранительного торможений, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и безопасности эксплуатации подъемной машины, оно снабжено двумя нелинейными элементами и вторым сумматором, причем выходы регуляторов рабочего и предохранительного торможений соответственно через первый и второй нелинейный элементы соединены с вторыми входами первого и второго сумматоров соответственно, первый вход последнего соединен с управляющим входом электромеханического переключателя, а выход — с входом привода предохранительного торможения.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что каждый из регуляторов рабочего и предохранительного торможений содержит три сумматора, два нелинейных элемента, два интегратора и пропорциональный усилитель, причем входы сложения первых сумматоров являются первыми входами регуляторов, вторыми и третьими входами которых являются соответственно первые и вторые входы первых нелинейных элементов, а выходами— выходы первых сумматоров, входы вычитания которых соединены с выходами вторых интеграторов, а выходы — с входами сложения вторых сумматоров, выходы которых соединены с управляющими входами первых нелинейных элементов, выходы которых соеди2О иены с входами сложения третьих сумматоров, выходы которых соединены с управляющими входами вторых нелинейных элементов, выходы которых соединены с входами первых интеграторов, выходы которых соединены с входами вторых интеграторов, входами вычитания третьих сумматоров и через пропорциональные усилители с входами вычитания вторых сумматоров.

Устройство для управления приводом шахтной подъемной машины Устройство для управления приводом шахтной подъемной машины Устройство для управления приводом шахтной подъемной машины Устройство для управления приводом шахтной подъемной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горнорудным подъемным установкам и позволяет повысить достоверность вэдачи путевых команд (ПК) путем автоматического диагностирования

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к предохранительным устройствам

Изобретение относится к технологическому оборудованию для работы с канатами

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению

Изобретение относится к предохранительным устройствам монорельсовых шахтных подъемников и проходческих полков

Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию

Изобретение относится к шахтным и рудничным подъемным установкам и может быть использовано в автоматизированных системах управления подъемниками для автоматической остановки подъемной машины

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и позволяет повысить безопасность работ лифта за счет резкого сокращения времени отключения лифта в аварийных ситуациях

Изобретение относится к лифтостроению, в частности к концевым предохранительным устройствам, используемым при проведении работ под кабиной лифта

Изобретение относится к шахтным и рудничным подъемным установкам, снабженным тормозными канатами, и может быть использовано в угольной и горнорудной промышленности

Изобретение относится к установкам, осуществляющим перемещение грузов и людей в сосудах по наклонным и вертикальным направляющим

Изобретение относится к аварийному тормозу для тележки подъемника

Изобретение относится к подъемному транспорту, а именно к средствам безопасности, используемым на пассажирских лифтах с автоматическим приводом дверей

Изобретение относится к средствам безопасности, используемым на пассажирских лифтах с автоматическим приводом дверей
Наверх