Силовая установка

 

Изобретение позволяет повысить эко- iiOMHMHOCTb установки путем уменьшения затрат энергии на охлаждение. Контур цир- KyjiHUMM охлаждающей жидкости включает полости охлаждения двигателя, радиатор, установленный в подкапотном пространстве кузова установки, и циркуляционный насос . Вентилятор обдува радиатора кинематически соединен с валом двигателя, выполнен с новоротными лопастями и снабжен механизмом поворота (МП) лопастей. На выхо- ,. - хлаждаюнгей жидкости из полостей ох- iH/iwUMiHH двигателя установлен термостат, .i.io/ксняый электрическим включателем. г радиатором размещены жалюзи, при- K-- t i.ic;. к кузоиу. МП жалюзи выполнены в виде сервопривода с жидкостной полостью 13 и тяги, соединенной с жалюзи и сервоприводом. Кожух радиатора установлен в подкапотном пространстве кузова. Сервопривод с жидкостной полостью 18 при помощи тяги соединен с МП лопастей. В подкапотном пространстве установлено термореле . Исполнительный механизм маслораспределителя 20 выполнен электрическим и соединен с включателем, термореле и источником электрической энергии. Пространство между радиатором и жалюзи сооб- .щено с атмосферой при помощи воздухоотводящего канала, в котором установлена заслонка, МП которой совмещен с МП жалюзи. Маслораспределитель 20 соединен при помощи подающих маслопроводов 22, 23, 24 с жидкостными лопастями обоих сервоприводов и напорной магистралью системы смазки и при помощи сливного маслопровода 21 - с масляным поддоном. При прогреве двигателя воздух обтекает двигатель, нагреваясь, проходит через радиатор и выходит в атмосферу, что приводит к ускорению прогрева двигателя и снижению расхода топлива на прогрев. 3 з. п. ф-лы. 7 ил. (С сл NU ел ГС со со

союз =:зетсних

СО)в д,пИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

<51> 4 Г 01 Р 7/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4234222/25-06 (2 .> ) 13.03.87

1! 6 ) 1 5. 01. 89. Б юл. № 2 (7 1 г1. П. Мартынюк, Г. П. Сандуца, .. I. Мартынюк и Л. Ф. Мартынюк

{5>3) 621.43-713.1 (088.8) (56) Лвторское свидетельство СССР

¹ 750116, кл. F 01 Р 7/02, 1979. (54) СИЛОВЛ>1 УСТАНОВКА (57) Изобретение позволяет повысить экономичность установки путем уменьшения затрат энергии на охлаждение. Контур циркуляции охлаждающей жидкости включает нол Ости охлажден ия двигателя, радиатор, установленный в подкапотном пространстве кузова установки, и циркуляционный насос. Вентилятор обдува радиатора кинематически соединен с валом двигателя, выполнен с ш>воротными лопастями и снабжен меха11и>мом поворота (МП) лопастей. На выхои >хлаждак>щей жидкости из полостей ох:,.:;;д111ия двигателя установлен термостат, b,.ксппый электрическим включат лем. .! и>, 1а> Ор<>>1 паз lеlllPHbl Жа.lюзи, llpH l l< к к,:: .> "..."× П жалюзи выполнены

„„ЯЦ„„1451299 А 1 в виде сервопривода с жидкостной полостью 13 и тяги, соединенной с жалюзи и сервоприводом. Кожух радиатора установлен в подкапотном пространстве кузова. Сервопривод с жидкостной полостью 18 при помощи тяги соединен с МП лопастей. В подкапотном пространстве установлено термореле. Исполнительный механизм маслораспределителя 20 выполнен электрическим и соединен с включателем, термореле и источником электрической энергии. Пространство между радиатором и жалюзи сооб.щено с атмосферой при помощи воздухоотводящего канала, в котором установлена заслонка, МП которой совмещен с МП жалюзи. Маслораспределитель 20 соединен при помо ци подающих маслопроводов 22, 23, 24 с жидкостными лопастями обоих сервоприводов и напорной магистралью системы смазки и при помощи сливного маслопровода 21 — с масляным поддоном. При прогреве двигателя воздух обтекает двигатель, нагреваясь, проходит через радиатор и выходит в атмосферу, что приводит к ускорению прогрева двигателя и снижению расхода топлива на прогрев. 3 з. и. ф-лы. 7 ил.

1451299

5 !

О

1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к силовым установкам.

Цель изобретения — повышение экономичности путем уменьшения затрат энергии на охлаждение.

На фиг. 1 показано место установки электрического включателя; на фиг: 2 — механизм поворота лопастей вентилятора; на фиг. 3 — механизм поворота жалюзи; на фиг. 4 — гидравлическая схема подключения сервоприводов; на фиг. 5 — электрическая схема управления исполнительным механизмом маслораспределителя; на фиг. 6 — сечение А — А на фиг. 2; на фиг. 7— сервопривод механизма поворота лопастей вентилятора.

Силовая установка содержит двигатель внутреннего сгорания, контур циркуляции охлаждающей жидкости, включающий полости 2 охлаждения двигателя 1, радиатор 3, установленный в подкапотном пространстве кузова 4 силовой установки, и циркуляционный насос (не показан), вентилятор 5 обдува радиатора 3, кннематически связанный с валом (не показан) двигателя 1, выполненный с поворотными лопастями

6 и снабженный механизмом 6 лопастей поворота, термостат 7, установленный на выходе охлаждающей жидкости из полостей 2 охлаждения двигателя 1 и снабженный электрическим включателем 8, соединенным при помощи штанг 9 с подвижной частью термочувствительного элемента !0 термостата 7, жалюзи 11, прикрепленные к кузову 4 силовой установки и размещенные перед радиатором 3 по ходу движения потока воздуха, механизм поворота жалюзи 11, выполненный в виде сервопривода 12 с жидкостной полостью 13 и тяги 14, соединенной с жалюзи 11 и сервоприводом 12, напорную магистраль 15 системы смазки и масляный поддон 16. Силовая установка снабжена дополнительным сервоприводом !7 с жидкостной полостью 18 и тягой 19, при помощи которой дополнительный сервопривод 17 соединен с механизмом поворота лопастей 6 вентилятора 5, маслораспределителем 20 с электрическим исполнительным механизмом, сливным и по меньшей мере тремя подающими маслопроводами, соответственно, 21, 22, 23 и 24, термореле 25, установленным в подкапотном пространстве силовой установки, воздухоотводящим каналом 26 и заслонкой 27 с поворотным механизмом. Радиатор 3 снабжен кожухом 28, установленным в подкапотном пространстве кузова 4 силовой установки.

Маслораспределитель 20 соединен при помощи подающих маслопроводов 22, 23 и 24 соответственно с напорной магистралью 15 системы смазки и жидкостными полостями 13 и 18 сервоприводов 12 и 17, а при помощи сливного маслопровода 21 — с масляным поддоном 16. Исполнительный ме20

2 ханизм маслораспределителя 20 соединен электрическим включателем 8, термореле 25 и источником 29 электрической энергии.

Пространство 30 между жалюзи 11 и радиатором 3 сообщено с атмосферой при помощи воздухоотводящего канала 26, в котором установлена заслонка 27, механизм поворота которой совмещен с механизмом поворота жалюзи 11.

Жидкостная полость 13 и 18 каждого сервопривода 12 и 17 может быть выполнена в виде по меньшей мере одного упругодеформируемого рукава 31. Исполнительный механизм маслораспределителя 20 может быть выполнен в виде по меньшей мере двух электромагнитных клапанов 32 и 33 двухстороннего действия. Воздухоотводящий канал 26 может быть выполнен в виде бокового зазора между кожухом 28 радиатора 3 и кузовом 4 силовой установки, а заслонка 27 выполнена в виде крайних элементов жалюзи 11. Механизм 6 поворота лопастей в вентиляторе 5 может быть выполнен в виде зубчатого колеса 34, прикрепленного к элементу 35 крепления лопастей 6, и подвижной рейки 36, соединенной с тягой 19 дополнительного сервопривода 17.

Силовая установка работает следующим образом.

При работе прогретого двигателя 1, термочувствительный элемент 10 термостата 7 открывает выход жидкости из полостей 2 охлаждения двигателя 1 и размыкает контакты электрического включателя 9. При этом охлаждающая жидкость поступает в радиатор 3, где охлаждается просасываемым через него воздухом. Лопасти 6 вентилятора 5 в этом случае находятся в исходном положении.

При охлаждении жидкости в системе охлаждения двигателя 1 или при его прогреве термочувствительный элемент 10 термостата 7 закрывает выход жидкости из полости 2 и замыкает контакты включателя 9, который замыкает цепь питания исполнительного механизма маслораспределителя 20, сообщающего напорную магистраль 15 системы смазки с жидкостными полостями 13 и 18 сервоприводов 12 и 17. Последние приводят в действие механизмы 6 поворота лопастей вентилятора 5 и жалюзи 11.

Лопасти 6 поворачиваются перпендикулярно оси вращения вентилятора 5 который не создает разряжение за радиатором 3, и мощность на привод вентилятора 5 снижается, а жалюзи 11 перекрывают проход потоку воздуха из атмосферы к радиатору 3. Эти меры приводят к снижению рассеивания теплоты в атмосферу.

При прогреве двигателя 1 после нагрева воздуха в подкапотном пространстве до заданной температуры срабатывает, термореле 25, подключающее источник 29 питания к исполнительному механизму маслораспределителя 20, который подает допол1451299 нительное количество масла в жидкостную полость 18 дополнительного сервопривода 17, который поворачивает лопасти 6 вен тилятора 5 таким образом, что вентилятор 5 создает обратный поток воздуха через ра- S диатор 3. При этом воздух обтекает двигатель 1, нагреваясь, проходит через радиатор 3, отдавая часть тепла находящейся в нем жидкости, и выходит через воздухоотводящий канал 26 в атмосферу. Заслонка 27 1О при закрытых жалюзи открыта. Эти меры приводят к ускорению прогрева двигателя 1, снижая расход топлива на прогрев.

Формула изобретения

l. Силовая установка, содержащая двигатель внутреннего сгорания, контур циркуляции охлаждающей жидкости, включающий полости охлаждения двигателя, радиатор, установленный в подкапотном - пространстве кузова силовой установки, и циркуляционный насос, вентилятор обдува радиатора, кинематически соединенный с валом двигателя, термостат, установленный на выходе охлаждающей жидкости из полостей охлаждения двигателя, жалюзи, при- 25 крепленные к кузову силовой установки и размещенные .перед радиатором, механизм поворота жалюзи, выполненный в виде сервопривода с жидкостной полостью и тяги, соединенной с жалюзи н сервоприводом, напорную магистраль системы смазки и масляный поддон, отличающаяся тем, что, с целью повышения экономичности путем уменьшения затрат энергии на охлаждение, она снабжена дополнительным сервоприводом с жидкостной полостью и тягой, термореле, электрическим включателем, маслораспределителем с исполнительным механизмом, сливным и подающими маслопроводами, воздухоотводящим каналом и заслонкой с поворотным механизмом, вентилятор выполнен с поворотными лопастями и снабжен механизмом их поворота, а радиатор снабжен кожухом, установленным в подкапотном пространстве кузова силовой установки, причем дополнительный сервопривод соединен посредством дополнительной тяги с механизм-поворота лопастей вентилятора, термореле установлено в подкапотном пространстве силовой установки, исполнительный механизм маслораспределителя выполнен электрическим и соединен с электрическим включателем и термореле, пространство между радиатором и жалюзи сообщено с атмосферой при помощи воздухоотводящего канала, в котором установлена заслонка, механизм поворота которой совмещен с механизмом поворота жалюзи, маслораспределитель соединен при помощи подающих маслопроводов с жидкостными лопастями обоих серпоприводов и напорной магистралью системы смазки и при помощи сливного маслопровода с масляным поддоном, а электрический включатель установлен

Ь термостате.

2. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что жидкостная полость каждого сервопривода выполнена в виде по меньшей мере одного упругодеформируемого рукава.

3. Установка по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что исполнительный механизм маслораспределителя выполнен в виде по меньшей мере двух электромагнитных клапанов двустороннего действия.

4. Установка по пп. 1-3, отличающаяся тем, что воздухоотводящий канал выполнен в виде бокового зазора между кожухом радиатора и кузовом силовой установки, а заслонка выполнена в виде крайних элементов жалюзи.

1451299

1451299

Составитель Л. Черный

Реда кт ор А. Дол и ни ч Техред И. Верес Корректор Л. Патай

Заказ 7047/27 Тираж 456 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Силовая установка Силовая установка Силовая установка Силовая установка Силовая установка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к теплообменным аппаратам с устройствами для регулирования потока о.хлаждающего воздуха

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам охлаждения двигателя внутреннего сгорания и очистки охлаждающего воздуха

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, более конкретно - к автомобильным воздухозаборникам с переменной геометрией, предназначенным для охлаждения двигателей спортивных автомобилей

Изобретение относится к управлению конфигурацией воздушного потока охлаждающего вентилятора транспортного средства

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для принудительного воздушного охлаждения блоков пуско-тормозных резисторов (БПТР) электровоза с коллекторными тяговыми электродвигателями (ТЭД), работающими от высоковольтной контактной сети постоянного тока с напряжением 3000 В

Изобретение относится к транспортному, строительному и сельскохозяйственному машиностроению, в частности к устройству двигателей внутреннего сгорания, а именно к устройствам регулирования потока воздуха, обдувающего охладительное устройство жидкостной системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано на транспортных машинах и стационарных установках

Изобретение относится к машиностроению и позволяет усовершенствовать регулирование охлаждения двигателя внутреннего сгорания с воздушным охлаждением для повышения надежности и упрбстить сборку

Изобретение относится к автоматическим системам регулирования транспортных средств
Наверх