Устройство для защиты асинхронного электропривода от аварийных токов

 

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите . Цель изобретения - Повышение чзгвствительности и быстродействия завщты при пуске асинхронного электропривода. Устройство защиты содержит датчики тока 1,2, включенные фазы трехфазной сети, соединенные первыми выходами между собой и подключенные выходами к входу трехфазного мостового выпрямителя 3, источник питания 8, соединенный с вьшодами первого и второго резисторов 10, 11 - общим вьтодом устройства, со вторыми выводами третьего резистора 13 и первого потенциометра 5. Выход блока управления защиты 9, соединен с входами двух ключевых элементов 20, 21. При возникновении КоЗ. в защищаемой сети на выходе компаратора 6 устанавливается логическая единица, что приводит к срабатыванию исполнительного элемента 7. При перегрузке работающего асинхронного двигателя привода ток возрастает, а частота вращения падает и это приводит к исчезновению логической единшда на выходе компаратора 24. Уставка запреты остается на нижнем уровне,причем , повьшение тока двигателя выше этого уровня уставки приводит к срабатыванию защиты. 3 ило § (Л 4 СП 00 :п 00 . Фи.1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК цц 4 Н 02 Н 7/08

OllHGAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4306976/24-.07 (22) 21.09.87 (46) 23 ° 01,89. Бюл. У 3 (71) Донецкий политехнический институт (72) И Т.Сидоренко, К.Н.Харенич, С.В.Дзюбан и В.Б.Шевчик (53) 621. 316 ° 925 (088. 8) (56) Шуцкнй В.И. Злектропривод и электрификация подземных горных работ. — М.; Недра, 1981, с. 194-195.

Волотковский С.А. Электрификация горных. работ. -. Киев: Высшая школа, 1980, с. 194-198. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ АСИНХРОННОГО ЭЛККТРОИРИВОДА ОТ АВАРИЙНЫХ ТОКОВ (57) Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите. Цель изобретения — повышение чувствительности и быстродействия. защиты при пуске асинхронного электропривода.

Устройство защиты содержит датчики тока 1,2, включенные фазы трехфазной *

„SU„„1453513 А1 сети, соединенные первыми выходами между собой и подключенные выходами к входу трехфазного мостового выпрямителя 3, источник питания 8, соединенный с выводами первого и второго резисторов 10, 11 - общим выводом устройства, со вторыми выводами третьего резистора 13 и первого потенциометра 5 ° Выход блока управления защиты 9, соединен с входами двух ключеных элементов 20, 21. При возникновении К.З. в защищаемой сети на выходе компаратора 6 устанав" ливается логическая единица, что приводит к срабатыванию исполнительного элемента 7. При перегрузке работающего асинхронного двигателя привода ток возрастает, а частота вращения падает и это приводит к исчезновению логической единицы на выходе компаратора 24. Уставка защиты остается на нижнем уровне причем,повьппение тока двигателя выше этого уровня уставки приводит к срабатыванию защиты. 3 ил.

1453513

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты от токов короткого замыкания а также замыкания через сопро5 тивление, например, электрической дуги сетей, содержащих асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым

Ротором, для защиты этих электродвигателей от опрокидывания, перегрузки, затянувшегося или несостоявшегося пуска, кроме того, для защиты асинхронного электропривода шахтных машин и механизмов от аварийных токов.

Цель изобретения — повышение чувствительности и быстродействия защиты при пуске асинхронного электропривода.

На фиг.1 изображена функциональная схема устройства; на фиг.2— диаграммы изменения уставки защиты при вращающемся роторе двигателя привода; на фиг. 3 — диаграммы изменения уставки защиты при несостоявшемся пуске электродвигателя.

Устройство содержит два датчика 1 и 2 тока, включенные в разные фазы трехфазной сети и подключенные выходами к входу трехфазного мостового выпрямителя 3. При этом впервые выводы датчиков тока соединены между собой. Выход выпрямителя 3 нагружен соединенными параллельно конденсатором 4 и потенциометром 5. Средний вывод потенциометра 5 подключен к неинвертирующему входу компаратора 6, выход которого саединен с входом исполнительного элемента 7 защиты.

Устройство содержит источник 8 питания, соединенный выходом с входом блока 9 управления защиты. Положительный вывод источника 8 питания соединен с первыми выводами первого 10 и второго 1 1 резисторов. Отрицательный вывод источника питания являет- 45 ся общим выводом 12 устройства и подключен к вторым выводам третьего резистора 13 и первого потенциометра

14 а также к общим анодам диодов мостового выпрямителя 3 ° Первые точ- 50 ки резистора 13 и потенциометра 14 соединены с вторыми выводами резисторов соответственно 10 и 11 и подключены к анодам диодов соответственно 15 и 16. Катод диода 16 соеди- 55 нен с анодом третьего диода 17. Между катодом диода 16 и общим выводом

12 устройства включены соединенные параллельно первый конденсатор 18 и четвертый резистор 19. Параллельно резистору 13 включен первый ключевой элемент 20. Между средним выводом первого потенциометра 14 и общим выводом 12 устройства подключен второй ключевой элемент 21. Входы ключевых элементов 20 и 21 соединены с выходом блока 9 управления защиты.

Блок 9 управления защиты содержит датчик 22 тока привода, соединенный вторым выводом с общим выводом 12 устройства. Первый вывод датчика 22 скорости соединен через диод 23 с неинвертирующим входом первого компаратора 24 блока 9 управления и через интегрирующую цепь 25 с неинвертирующим входом второго компаратора

26 блока 9 управления. Выходы обоих компараторов 24 и 26 через логический элемент ИЛИ 27 подключены к выходу блока 9 управления. При этом выход компаратора 24 соединен с его неннвертирующим входом через диод

28 и резистор 29. Инвертирующие входы компараторов 24 и 26 соединены со средними выводами потенциометров соответственно 30 и 31, крайние выводы которых подключены к выходу источника 8 питания. При этом величины сопротивлений резисторов 10 и 11 равны между собой. Потенциометр 14 выбирается из расчета, что сопротивление соединенных параллельно резистора 19 и потенциометра 14 равно сопротивлению резистора 13.

Устройство работает следующим образом.

При включении устройства на резис-: торе 13 устанавливается напряжение

13, соответствующее верхнему уровню установки. На конденсаторе 18 напряжение 0 18 экспоненциально повышается до уровня U 13 по мере ааряда конденсатора 18. Поскольку устройство включается одновременно с включением защищаемого электропривода, то при состоявшемся пуске датчик 22 скорости формирует импульсы, амплитуда и час тота которых пропорциональны частоте вращения ротора электродвигателя защищаемого привода. Эти импульсы подеются на анод диода 23 и на вход интегрирующей цепи 25. (В качестве интегрирующей цепи 25 может служить цепь, состоящая из соединенных последовательно резистора и конденсатора; при этом параллельно конденсатору з 145351 подсоединен ключевой транзистор, база которого является входом интегрирующей цепи). Положительные полуволны выходного напряжения датчика 22 ско5 рости сбрасывают интегрирующую цепь

25. В результате, на ее выходе формируются пилообразные импульсы U 25, которые сравниваются компаратором

26 с напряжением U 31, снимаемым с потенциометра 31. При вращающемся роторе двигателя величина импульсов

U 25 не достигает напряжения U 31, поскольку амплитуда их обратно пропорциональна частоте вращения ротора.

В результате, на выходе компаратора

26 установлен "0".

Положительные полуволны выходных напряжений датчика скорости (U 23) с катода диода 23 подаются. на неинвертирующий вход компаратора 24, где сравниваются с напряжением U 30, снимаемым с выхода потенциометра 30.

Величина напряжения U 30 устанавливается соответствующей такой ско- 25 рости привода, начиная с которой пусковой ток двигателя (при пуске) начинает интенсивно снижаться до величины номинального тока. При достиже-.. нии импульсами U 23 величины напряжения U 30 на выходе компаратора 24 устанавливается "1" и этот компаратор самоблокируется по цепи: резистор 29 — диод 28. Выходное напряжение компаратора 24 включает ключевые элементы 20 и 21. При этом ключ 20 шун35 тирует резистор 13, а ключ 21 шунтирует часть потенциометра 14 (между средним и вторым его выводами). В результате конденсатор 18 начинает разряжаться через резистор 19 до величины падения напряжения на потенциометре 14 (между первым и средним его выводами). Интенсивность разряда конденсатора 18 определяется сопро45 тивлением резистора 19 и не зависит от сопротивления потенциометра 14, поскольку конденсатор 18 подключен к нему через диод 16, Напряжения, снимаемые с резистора 13 и конденсатора 18 (U 13 и U 18), совместно формируют уставку срабатывания защиты. При этом на начальной стадии пуска привода, в зоне пусковых токов, уставка формируется напряжением на резисторе 13 (верхний уровень уставки). С появлением сигнала на выходе блока 9 управления уставка формируется напряжением на конденса3 а торе 18. При этом она экспоненциально снижается до величины падения напряжения на незашунтированной части потенциометра 14 (фиг.2, нижний уровень уставки).

Предлагаемое устрокство позволяет изменять уставку защиты в соответствии с изменением тока исправного электродвигателя привода. Напряжение

U 5, снимаемое с потенциометра 5, пропорционально реальному току двигателя (привода). Оно сравнивается с уставкой U, посредством компаратора 6. При отсутствии аварийной ситуации уставка U, вьппе напряжения U 5 и защита не срабатывает.

Закон изменения уставки, реализуемый предлагаемым устройством, позволяет поддерживать примерно одинако-, вым превьппение напряжения U>,> над напряжением U 5 в течение всего времени работы привода.

При возникновении замыкания в защищаемой сети электропривода напряжение U 5 превьппает уставку. На выходе компаратора 6 устанавливается

"1", что приводит к срабатыванию исполнительного элемента 7 защиты.

При перегрузке работающего асинхронного двигателя привода его ток возрастает, а частота вращения (амплитуда напряжения, снимаемого с датчика 22 скорости падает). Но это не приведет к исчезновению "1" на выходе компаратора 24, поскольку он самоблокирован. Поэтому уставка защиты (U ) остается на никнем уровне. Повышение тока двигателя вьппе этого уровня уставки приводит к срабатыванию защиты.

В случае несостоявшегося пуска при включении двигателя, импульсы на выходе датчика скорости привода не формируются. Интегрирующая цепь при этом не сбрасывается и формирует возрас-. тающее во времени напряжение U 25 (фиг.3),,которое, достигнув значения напряжения U 31, приводит к срабатыванию комнаратора 26. его выходное напряжение через элемент HJIH 27 включает ключевые элементы 20 и 21, чем изменяет уставку защиты до нижнего уровня, соответствующего номинальному рабочему току электродвигателя, Поскольку электродвигатель при этом обтекается повьппенными (пусковыми) токами, понижение уставки приводит к срабатыванию защиты;

5 14535 Положительный эффект предлагаемого устройства в сравнении с иэвестным заключается в повышении чувствительности и быстродействии защиты при пуске привода. Уставка предлагаемого

5 устройства защиты изменяется не скачкообразно, а плавно. При этом закон изменения уровня уставки приближен к закону изменения тока электродвига- 10 теля (привода) при выходе его на естественную характеристику. В отли. чие от известного устройства1уровень уставки изменяется не по команде реле

: времени (через 6-10 с с момента нача- 15 ла пуска привода), а при достижении

; скорости привода при пуске определен ного значения, начиная с которого ток двигателя интенсивно снижается.

: Это понижает зону низкой чувствитель- 20, ности защиты при пуске, позволяет реагировать на относительно невысокие . величины аварийных токов„ вызванных,, например, замыканиями через электрическую дугу (что представляет опас- р5 ность взрыва или пожара в угольной пихте) .

Формула изобретения

Устройство для защиты асинхронного электропривода от аварийных токов, содержащее датчики тока с выводами для включения в фазы трехфазной сети и соединенные первыми выводами между собой два резистора, исполнительный . элемент, блок управления защиты, подключенный входом к выходу источника питания, а выходом — к входу двух ключевых элементов, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повыше40 ния быстродействия и чувствительности защиты во время пуска электропривсща, оно дополнительно снабжено двумя потанциометрами, двумя конденсаторами, третьим и четвертым резисторами, тремя диодами, компаратором и трехфазным мостовым выпрямителем, при этом первые выводы первого и второго резисторов соединены между собой и подключены к положительному выводу источника питания, вторые выводы третьего резистора и первого потенциометра подсоединены 1 к отриl

13 6 цательному выводу источника питайия, являющемуся общим выводом устройства, первые выводы третьего резистора и первого потенциометра соединены с вторыми выводами соответственно первого и второго резисторов и анодамн соответственно первого и второго диодов, катод второго диода соединен с анодом третьего диода, катод которого соединен с катодом первого диода и подключен к инвертирующему входу компаратора, соединенного выходом с входом исполнительного элемента, параллельно третьему резистору подключен первый ключевой элемент, между средним выводом первого потенциометра и общим выводом устройства подключен второй ключевой элемент, между катодом второго диода и общим выводом устройства включены соединенные параллельно первый конденсатор и четвертый резистор, при этом выводы датчиков тока подключены к входу мостового выпрямителя, общие аноды диодов которого соединены с общим выводом устройства, на выходе выпрямителя включены соединенные параллельно вто рые конденсатор и потенциометр, подключенный средним выводом к неинвертирующему входу компаратора, а блок управления защиты выполнен в виде датчика скорости электропривода,двух диодов, резистора, двух потенциометров, интегрирующей цепи и двух компараторов, которые подключены выходами к логическому элементу ИЛИ, два потенциометра подключены к выходу источника питания, а их средние выводы соединены с инвертирующими входами соответствующих компараторов, при этом первый вывод датчика скорости соединен с общим выводом устройства, второй его вывод подключен через первый диод к неинвертирующему входу первого компаратора блока управления и через. интегрирующую цепь к неинвертирукицему входу второго компаратора, выход первого компаратора соединен с его неинвертирукицим входом через резистор и второй диод, при этом выход логического элемента

KIH является выходом блока управления.

1453513

Vgg

Составитель Т.Щеголькова

Техред И.Дидык Корректор Н.Король

Редактор Н.Лазаренко

Заказ 7294/51

Подписное

Тираж 605

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для защиты асинхронного электропривода от аварийных токов Устройство для защиты асинхронного электропривода от аварийных токов Устройство для защиты асинхронного электропривода от аварийных токов Устройство для защиты асинхронного электропривода от аварийных токов Устройство для защиты асинхронного электропривода от аварийных токов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике , в частности к устройствам защиты тяговых двигателей электроподвижного состава при рекуперативном или реостатном торможении

Изобретение относится к электротехнике , в частности к устройствам для защиты электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для.использования в цепях питания трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к области автоматизации технологических процессов и защиты электродвигателей для прессования строительных материалов и может быть использовано в производ cjBe силикатного кирпича, керамической плитки

Изобретение относится к области автоматизации технологических процессов и защиты электродвигателей для прессования строительных материалов и может быть использовано в производ cjBe силикатного кирпича, керамической плитки

Изобретение относится к электротехнике , в частности к защите злектродвигателей от перегрузки и перегрева при заклинивании или обрьгее в цепях электродвигателей пленкопротяжного тракта и охлаждающего блока в кинопроекционной аппаратуре

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в схемах контроля и автоматики

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для защиты трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты тяговых электродвигателей (ТЭД) городского электротранспорта от перегрузок, связанных с толчками напряжения, возникающими в момент разрыва питающей электрической цепи, например, при прохождении подвижной единицей пересечек, нарушения контакта токоприемника с контактной сетью и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах защиты системы генератор-нагрузка, питающейся от трехфазных сетей с изолированной нейтралью, в частности, для путевого электроинструмента

Изобретение относится к защите трехфазного электродвигателя от асимметричного режима работы и работы при пониженном напряжении сети

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах защиты трехфазных электрических нагрузок, в частности электродвигателей
Наверх