Узел стопорения резьбового соединения

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к стопорению резьбовых соединений. Цель - повышение надежности стопорения. Узел содержит вал 1 с продольнами торцовыми пазами 4 и гайку 2 с торцовыми пазами. В совмещенных пазах вала 1 и гайки 2 установлен П-образный фиксатор 5. Фиксатор 5 удерживается от осевого перемещения посредством упругого стержня 15. Концы упругого стержня 15 расположены в кольцевой канавке гайки 2 по обе стороны фиксатора 5. Бурт 10 фиксатора 5 препятствует перемещению упругого стержня 15 в радиальном направлении. При сборке конец упругого стержня вводится в кольцевую канавку гайки 2 поверх боковой поверхности 11 бурта 10 фиксатора 5, обращенной к дну кольцевой канавки гайки 2. Изобретение обеспечивает высокую надежность стопорения в устройствах, подверженных большим нагрузкам. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к соединениям конструктивных элементов посредством резьбовых крепежных средств.

Цель изобретения повышение надежности стопорения соединений, подверженных воздействию больших центробежных нагрузок, при обеспечении высокой технологичности изготовления и сборки с возможностью многократного использования.

На фиг.1 представлен узел стопорения резьбового соединения, выполненного в узле опоры газотурбинного двигателя; на фиг.2 вид А на фиг.1; на фиг.3 показано пространственное изображение П-образного фиксатора с буртом, направленным противоположно боковинам; на фиг.4 пространственное изображение проволочного упорного стержня.

Узел стопорения резьбового соединения содержит резьбовой вал 1 с навинченной гайкой 2 для удержания пакета деталей опоры. Гайка 2 имеет торцовые пазы 3, а на валу 1 имеются продольные торцовые пазы 4. В совмещенных пазах вала 1 и гайки 2 установлен П-образный фиксатор 5, образованный параллельными боковинами 6 и 7 и перемычкой 8. Боковины 6 и 7 фиксатора 5 охватывают гайку 2 в продольном сечении. При этом боковина 7 расположена в пазу 4 вала 1, перемычка 8 в торцовом пазу 3 гайки 2, а боковина 6 на наружной поверхности 9 гайки 2. На перемычке 8 фиксатора 5 выполнен бурт 10, направленный противоположно боковинам 6 и 7. При этом боковины 6 и 7 и бурт 10 являются частями концентричных цилиндров. Цилиндрической боковой поверхностью 11 бурт 10 устанавливается на цилиндрическую внутреннюю поверхность 12 двух соседних выступов 13, образованных пазом 3 на гайке 2. На цилиндрической внутренней поверхности 12 гайки 2 в зоне пазов 3 и выступов 13 выполнена кольцевая канавка 14. Фиксатор 5 удерживается в совмещенных пазах 3 и 4 гайки 2 и вала 1 посредством проволочного упругого стержня 15, который своей средней частью контактирует с перемычкой 8 фиксатора 5 и боковой поверхностью 11 его бурта 10, обращенной к дну кольцевой канавки 14. При этом фиксатор 5 размещен в кольцевой канавке 14 гайки 2 таким образом, что его конец 16 расположен в выступе 13, а другой конец 17 в выступе гайки по обе стороны фиксатора 5. Чтобы при сборке устройства стержень 15 занимал определенное оптимальное положение в донной части кольцевой канавки 14, в одном из выступов выполнено отверстие 18, в которое установлен отогнутый конец 19 стержня 15. Для упругости стержня и удобства его в работе в зоне его перехода в отогнутый конец 19 противоположно последнему выполнен профильный участок 20, высота которого превышает глубину кольцевой канавки 14 гайки 2.

Устройство собирают следующим образом.

Гайку 2 навинчивают на вал 1 для закрепления пакета деталей узла опоры и затягивают таким образом, чтобы паз 4 вала 1 располагался напротив паза 3 гайки 2, и затем в совмещенные пазы вводят П-образный фиксатор. При этом перемычку 8 фиксатора размещают между выступами 13, боковину 6 располагают по наружной поверхности 9 гайки 2, а боковину 7 фиксатора 5 устанавливают в пазу 4 вала 1. При этом фиксатор 5 имеет подвижность параллельно оси резьбового соединения. Фиксатор 5 закрепляют в месте установки при помощи упругого стержня 15, который концом 16 поверх боковой поверхности 11 бурта 10 фиксатора 6, обращенной к дну кольцевой канавки, вводят в данную кольцевую канавку 14 гайки 2. Затем конец 17 стержня 15 с некоторым преодолением упругости заводят в отверстие 18. Профильный участок 20 на стержне 15 выполнен для преодоления его упругости при монтаже-демонтаже. Таким образом сообщают узел стопорения резьбового соединения. Разборку осуществляют в обратном порядке. Конструкция узла проста как в изготовлении, так и в сборке разборке. Изобретение обеспечивает повышение надежности стопорения в большеразмерных узлах, подверженных воздействию больших центробежных нагрузок.

1. УЗЕЛ СТОПОРЕНИЯ РЕЗЬБОВОГО СОЕДИНЕНИЯ, содержащий резьбовой вал и навинченную на него гайку, выполненные с торцовыми пазами, а также образованный боковинами и перемычкой П-образный фиксатор, закрепленный в совмещенных пазах вала и гайки, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности стопорения, он снабжен проволочным упругим стержнем, на перемычке фиксатора противоположно его боковинам и концентрично последним выполнен бурт, на внутренней поверхности гайки в зоне пазов выполнена кольцевая канавка, в которой установлен упомянутый проволочный стержень, причем средняя часть стержня контактирует с перемычкой фиксатора и с соответствующей боковой поверхностью его бурта, обращенной к дну кольцевой канавки.

2. Узел по п.1, отличающийся тем, что в донной части кольцевой канавки выполнено по крайней мере одно отверстие, а проволочный упругий стержень выполнен с отогнутым концом, размещенным в отверстии.

3. Узел по пп.1 и 2, отличающийся тем, что, с целью облегчения монтажа-демонтажа, на стержне в зоне его перехода в отогнутый конец противоположно последнему выполнен профильный участок, высота которого превышает глубину кольцевой канавки гайки.

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Извещение опубликовано: 27.12.2002        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, к стопорению резьбовых соединений

Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть использовано в механизмах, работающих в условиях вибрации

Изобретение относится к машиностроению , в частности к крепежным элементам

Болт // 1425368
Изобретение относится к мащиностроению и м.б

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соеди-- нениям деталей резьбовыми крепежными элементами

Гайка // 1375873
Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в резьбовых соединениях механизмов и машин преимущественно при переменных нагрузках

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в других областях народного хозяйства для стопорения резьбовых соединений, подвергающихся вибрационным и знакопеременным нагрузкам

Изобретение относится к области машиностроения, а точнее к крепежным средствам, и наиболее эффективно может быть использовано для соединения и надежного стопорения деталей с односторонним доступом

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в тяжелонагруженных резьбовых соединениях.Цель изобретения - повышение надежности резьбового соединения и обеспечение стопорения

Изобретение относится к машиностроению , в частности к стопорению болтов и гаек

Изобретение относится к машиностроению , к резьбовым соединениям

Изобретение относится к изготовлению и эксплуатации резьбовых соединений в машиностроении, в частности, в машиностроении для тепловых и атомных электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к нарезным крепежным деталям машины

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, для стопорения резьбовых соединений крепления герметизирующих крышек контейнеров для транспортировки и/или хранения радиоактивных материалов

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено в верхнем строении пути с железобетонными шпалами для раздельного клеммно-болтового скрепления КБ-65

 

Наверх