Разъемное соединение

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве разъемного соединения деталей и углов механизмов, аппаратов, работающих в условиях воздействия агрессивной среды. Цель изобретения - облегчение разъема элементов пары при работе в агрессивной среде и в условиях увеличения натяга за счет изменения линейных размеров. Разъемное соединение включает в себя болт и гайку. На рабочих поверхностях элементов резьбовой пары выполнены одни канавки, соответственно перпендикулярные торцам элементов и доходящие до основания резьб. Оси симметрии поперечного сечения других канавок наклонены к касательным к среднему диаметру резьб в точке их пересечения под углом, не равным 90 . Наибольшая податливость соединения к развинчиванию достигается при наклоне канавок на обоих элементах в сторону, противоположную направлению витков резьб. Эффект стопорения достигается при наклоне канавок на одном из элементов в противоположную сторону. 3 3.п. ф-лы, 3 ил. Q (С (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1. Ео

ГИБЛii".

Б Б.,1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHQMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPbITHRM

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4162868/25-27 (22) 10.12.86 (46) 28.02.89. Бюл. N 8 (71) Научно-техническое общество водного транспорта (72) В.И. Ярош (53) 621.882(088.8) (56) Орлов П.И. Основы конструирования. Кн. 3. М.: Машиностроение, 1977, с. 7, рис. 2-1. (54) РАЗЪЕМНОЕ СОЕДИНЕНИЕ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве разъемного соединения деталей и углов механизмов, аппаратов, работающих в условиях воздействия агрессивнои среды. Цель изобретения— облегчение разъема элементов пары при работе в агрессивной среде и в усло1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в общем и судовом машиностроении для соединения деталей и узлов механизмов и аппаратов, работающих в условиях воздействия агрессивной среды.

Целью изобретения является обеспечение функционирования резьбового соединения в качестве разъемного соединения во всех условиях эксплуатации, в том числе в агрессивной среде, при появлении увеличенного натяга в резьбовом соединении, вызванного изменением линейного размера деталей.

На фиг. 1 представлена резьбовая пара в сборе; на фиг. 2 — сечение

„„SU„„3462029 А1 (51) 4 Р 16 В 29/00 33/06 виях увеличения натяга за счет изменения линейных размеров. Разъемное соединение включает в себя болт и гайку. 11а рабочих поверхностях элементов резьбовой пары выполнены одни канавки, соответственно перпендикулярные торцам элементов и доходящие до основания резьб. Оси симметрии поперечного сечения других канавок наклонены к касательным к среднему диаметру реэьб в точке их пересечео ния под углом, не равным 90 . Наибольшая податливость соединения к развинчиванию достигается при наклоне канавок на обоих элементах в сторону, противоположную направлению витков (D резьб. Эффект стопорения достигается при наклоне канавок на одном из элементов в противоположную сторону.

3 з.п. ф-лы, 3 ил.

2 элементов резьбовой пары при наклоне канавок на обоих элементах в сторону, противоположную направлению витков Ю резьбы; на фиг. 3 — то же, при наклоне канавок в противоположные стороны.

При сборке соединения, например с правой резьбой, вращение как болта 1,; так и гайки 2 осуществляется по часовой стрелке.

Для обеспечения максимальной подат.

3 ливости соединения к развинчиванию канавки 3 и 4 располагают перпендикулярно торцам элементов, выполняют на глубину до основания резьбу 5 и 6 и наклоняют оси симметрии поперечного сечения канавок 7 и 8 против часовой

29 4 резьбы только одного из резьбовых элементов.

Для повышения устойчивости резьбового соединения к самоотвинчиванию в начальный период эксплуатации до образования прочного взаимного сцепления резьбовых поверхностей) целесообразно выполнять наклонные углубления на гайке и резьбовом стержне, направленные в разные стороны.

В случае изменения линейных размеров деталей с резьбой под воздействием внешних условий и появления выз.ванного этим натяга в резьбовом сое" .динении наличие резьбы в виде ряда наклонных балок позволяет использовать возможность деформации (изгиба)

40 этих балок в пределах, допускаемых шириной углублений на резьбовой поверхности. При этом происходит изгиб лепестков резьбы на стержне и гайке, но практически не образуется натяг, Соединение может быть разобрано стан4б дартным инструментом.

Для изделий, функционирующих в парах агрессивных сред (например, морской воды) достаточно выполнить наклонные углубления на поверхности

3 14620 стрелки по отношению к касательной

9 и 10 к среднему диаметру резьбы

11 и 12 (фиг. 2). На фиг. 3 показано то же, но канавки, выполненные на одном из элементов (в частности, на болте), наклонены по часовой стрелке, что обеспечивает эффект стопорения.

Конструкция элементов обеспечивает увеличение податливости соединения 10 при силовом воздействии на гайку.Это объясняется Тем, что на реэьбовай поверхности образуется ряд лепестков, ! представляющих собой как бы наклонные

1 балки с жестко заделанным одним кон цом. Любое усилие, прикладываемое к гайке в направлении, параллельном ее торцам, вызывает появление силы, изгибающей эту балку, и следовательно, при достаточном значении силы вызы вает изгиб балки, приводящий к нару,шению взаимного сцепления резьбовых поверхностей. Это дает возможность отвинчивать гайку стандартным инструментом. Таким образом, легкое обсту- 25 кивание гайки уменьшает сцепление резьбовых поверхностей. Кроме того, при отворачивании гайки стандартным инструментом реализуется воэможность взаимного изгиба лепестков резьбы щ0 гайки и болта, что позволяет осуществлять разборку без затруднений.

Формула изобретения

1. Разъемное соединение, содержащее резьбовую пару в виде стержня с резьбой и гайки, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью облегчения разъема элементов пары при работе в агрессивной среде и в условиях увеличения натяга за счет изменения линейных размеров, на рабочей поверхности по крайней мере одного из элементов резьбовой пары выполнены равномерно размещенные по окружности канавки, доходящие до основания. резьбы и образованные двумя параллельными плоскостями, перпендикулярными торцам резьбового элемента, при этом ось симметрии поперечного сечения канавки расположена по отношению к касательной к среднему диаметру резьбы в точке.их пересечения под углом, не равным 90

2. Соединение по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью максимального облегчения разбррки узла, канавки выполнены на обоих элементах и наклонены в сторону, противоположную направлению витков резьбы.

3. Соединение по п.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью создания эффекта стопорения, канавки выполнены на обоих элементах и наклонены в противоположные стороны.

4. Соединение по п.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью увеличения эффекта стопорения, канавки выполнены на обоих элементах и наклонены в сторону направления резьбы.

1462029

Hanpnbneeue Зращс-, кцн при раз5он ибании

1462029

Составитель Е. Сомова

Техред Л.Сердюкова Корректор Н. Король

Редактор М. Циткина

Заказ 656/33 Тираж 698 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина,101

Разъемное соединение Разъемное соединение Разъемное соединение Разъемное соединение 

 

Похожие патенты:

Гайка // 796489

Болт // 783495

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для предотвращения самоотвинчивания резьбовых крепежных элементов
Наверх