Способ регулирования частоты вращения электродвигателя переменного тока

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в общепромышленных механизмах. Целью изобретения является расширение диапазона регулирования частоты вращения электродвигателя переменного тока. С этой целью в способе регулирования частоты вращения электродвигателя переменного тока с помощью тиристоров 1-18 непосредственного преобразователя частоты осуществляют циклическую подачу напряжения питающей сети к фазам статорной обмотки электродвигателя 22 переменного тока через равные интервалы времени с последовательным сдвигом фазы подводимого напряжения на каждом интервале на угол 2П/3. Контролируют с помощью датчиков тока 25-27 токи в фазах статорной обмотки электродвигателя 22, определяют с помощью формирователя 24 сигнала отсутствия тока момент равенства тока во всех фазах нулю и осуществляют под действием сигнала с системы управления 23 одновременную подачу напряжения сети во все фазы статорной обмотки с прямым чередованием фаз питающей сети в диапазоне частот вращения от 0 до ω<SB POS="POST">он</SB> и с обратным чередованием фаз питающей сети в диапазоне частот вращения от *89о<SB POS="POST">он</SB> до 2 ω<SB POS="POST">он</SB>, где ω<SB POS="POST">он</SB> - частота вращения холостого хода. Регулирование величины питающего напряжения осуществляют изменением угла отпирания тиристоров 1-18. 5ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (д1) 4 Н 02 P 7/42

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4207280/24-07 (22) 06.03.87 (46) 07.04.89. Бюл. № 13 (71) Белорусский политехнический институт (72) А.А. Семченко, С.Ю. Должников и Б.И. Фираго (53) 621.313.333.072,9(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1223323, кл. Н 02 Р 7/42, 1983.

Авторское свидетельство СССР № 1339864, кл. Н 02 P 7/42, 1986. (54) СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ

ВРАЩЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в общепромышленных механизмах. Целью изобретения является расширение диапазона регулирования частоты враще.ния электродвигателя переменного тока. С этой целью в способе регулирования частоты вращения электродвигателя переменного тока с помощью тиристоров 1-18 непосредственного преи <

„„ЯО„„НЛ 277 А1 образ ователя частоты осуществляют циклическую подачу напряжения питающей сети. к фазам статорной обмотки электродвигателя 22 переменного тока через равные интервалы времени с последовательным сдвигом фазы подводимого напряжения на каждом интервале на угол 24/3. Контролируют с помощью датчиков тока 25-27 токи в фазах статорной обмотки электродвигателя

22, определяют с помощью формирователя 24 сигнала отсутствия тока момент равенства тока по всех фазах нулю и осуществляют под действием сигнала с системы управления 23 одновременную подачу напряжения сети во все фазы статорной обмотки с прямым чередованием фаз питающей сети в диапазоне частот вращения от О до ц „ и с обратным чередованием фаз питающей сети в диапазоне частот вращения от

Ыон до 2аочф где ион частота вращения холостого хода. Регулирование величины питающего напряжения осуществляют изменением угла отпирания тиристоров 1-18. 5 ил. д С

1471277

Изобретение относится к электротехнике, а именно к области частотного управления электродвигателями переменного тока, и может быть использовано в электроприводе общепромьпп5 ленных механизмов.

Цель изобретения — расширение диапазона регулирования частоты вращения электродвигателя переменного тока.

На фиг. 1 приведена схема электропривода с 18-ти вентильным преобразователем (m = 3); на фиг. 2 — схема. системы управления электроприводом; на фиг. 3 — вариант исполнения устройства формирования сигнала отсутствия тока в фазах статорной обмотки электродвигателя; на фиг. 4 и 5 — временные диаграммы напряжений и сигналов, иллюстрирующие способ регулирования частоты вращения электродвигателя переменного тока, а также работу устройства, реализующего этот способ.

Устройство, реализующее способ регулирования частоты вращения электродвигателя переменного тока, содержит непосредственный преобразователь частоты, составленный из встреч- но-параллельно соединенных пар тиристорон 1-18, которые объединены в три группы 19-21 таким образом, что при одновременном включении всех тиристоров одной группы обеспечивается прямое подключение статора двигателя 22 к питающей сети, напряжения фаз которой сдвинуты между собой последовательно на угол 2 й/3.

Управляющие электроды тиристоров под-, ключены к выходам системы 23 управления, первые три входа которой соединены с фазами питающей сети,.а чет-: вертый - с выходом формирователя 24 сигнала отсутствия тока в статорной обмотке двигателя 22. Входы формиро- . вателя 24 подключены к датчикам 2527 фазных токов электродвигателя 22.

Система 23 управления содержит. системы импульсно-фазового управления (СИФУ) 28-30 (фиг. 2), блок 31 задания напряжения, блок 32 задания частоты вращения, преобразователь

33 напряжение-частота, кольцевой . регистр 34 сдвига, логические элементы И 2,35 и 36, логические эле- 55 менты ЗАПРЕТ 37 и 38, логические элементы ИЛИ 2 39 и 40, RS-триггер 41, .логические элементы.И 3 42-59, усилители-формирователи 60-77, элемент

78 задержки.

При этом первые входы СИФУ 28-30 соединены соответственно с фазами

А, В и С питающей сети, а вторые входы подключены к выходу блока 31 задания напряжения. Первый выход СИФУ

28 соединен с первыми входами элементов И 3 42, 48 и 54, второй выход

СИФУ 28 соединен с первыми входами элементов И 3 43, 49 и 55. Первый выход СИФУ 29 соединен с первыми входами элементов И 3 44, 50 и 56, а второй выход СИФУ 29 соединен с первыми входами элементов И 3 45, 51 и 57. Первый выход СИФУ 30 соединен с первыми входами элементов И 3, 46, 52 и 58, а второй выход СИФУ 30 соединен с первыми входами элементов

И 3 47, 53 и 59. Первый выход блока

32 задания частоты поцключен к входу преобразователя 33 напряжение— частота, выход которого соединен с входом кольцевого регистра 34 сдвига и с R-входом RS-триггера 41, Sвход которого подключен через элемент 78 задержки к выходу формирователя 24. Первый выхоД кольцевого регистра 34 сдвига соединен с вторыми входами элементов И 3 42-47. Второй выход кольцевого регистра 34 сдвига соединен с первым входом элемента

И 2 35 и прямым входом элемента ЗАПРЕТ 37. Третий выход регистра 34 соединен с первым входом элемента

И 2 36 и прямым входом элемента ЗАПРЕТ 38. Вторые входы элементов И 2

35 и 36, а также инверсные входы элементов ЗАПРЕТ 37 и 38 с.оединены между собой и подключены к второму выходу блока 32 задания частоты.

Выходы логических элементов 35 и 37 подключены соответственно к первому и второму входам элемента ИЛИ 2 39, выход которого соединен с вторыми входами логических элементов И 3

48-53. Выходы логических элементов

36 и 38 подключены соответственно к первому и второму входам элемента ИЛИ 2 40, выход которого соединен с вторыми входами элементов И .3 5459. Третьи входы логических элементов И 3 42-59 подключены к прямому выходу RS-триггера 41. Выходы элементов И 3 42-59 соединены соответственно с входами усилителей -формирователей 60-77, выходы которых со1471277

55 ответственно подключены к управляющим электродам тиристоров 1-18, Формирователь 24 сигнала отсутствия тока содержит формирователиограничители 79-81 (фиг. 3), входы которых соединены с выходами датчиков 25-27 тока, а выходы подключены соответственно с входами двухполупериодных вьп|рямителей 82-84, выходы которых соединены с входами логического элемента ИЛИ-НЕ 3 85.

Выход элемента 85 является выходом формирователя 24 сигнала отсутствия тока.

На фиг. 1-4 обозначены: U U

U — напряжения фаз питающей сети;

А, В, С-.фазы питающей сети; а, Ь, с — фазы статора двигателя ?2;

T> — сигнал .отсутствия тока в фазах

ДвигателЯ; I, I1, ip - выхоДные сигналы датчиков 25 в ; Х вЂ” логический сигнал задания диапазона ре.— гулирования скорости электропривода;

U — потенциальный сигнал задания скорости электропривода; Q< — выходной сигнал преобразователя 33 напряжение-частота; Q<, Q, Q+ — выходные сигналы кольцевого регистра 34 сдвига;.Яз, Q<; — выходные сигналы соответственно логических элементов

ИЛИ 2. 39 и 40; Q - — сигнал на прямом выходе R-S-триггера 41; Н, П, Бо — напряжения на фазах двигателя

22; Яв — сигнал на выходе элемента

78 задержки, — продолжительность единичных значений сигналов Q<...Q@, Способ осуществляется следующим образом.

Напряжения UA, Uz U питающей сети поступают на входы СИФУ 28-30, которые формируют широкие импульсы. управления тиристорами, длящиеся от момента открывания тиристора до момента перехода синусоиды напряжения данной входной фазы через ноль.

Передний фронт этих импульсов сдвигают относительно сетевого напряжения с помощью потенциального сигнала„ поступающего с блока 31 задания напряжения на вторые входы СИФУ 28-30. Сигналы на первых выходах СИФУ .

28-30 соответствуют положительным полуволнам сетевых напряжений и через соответствующие элементы И 3 и усилители-формирователи поступают на уп- равляющие электроды тиристоров, подключенных анодами к фазам питающей сети. Сигналы на вторых выходах

СИФУ 28-30 соответствуют отрицательным полуволнам сетевых напряжений и через соответствующие элементы И 3 и усилители-формирователи поступают на управляющие электроды тиристоров, подключенных катодами к фазам сети.

На вход кольцевого регистра 34 сдвига поступают с выхода преобразователя 33 напряжение-частота импульсы, частота которых определяется аналоговым выходным сигналом блока 32 задания частоты. Регистр

34 сдвига предварительно устанавливают в состояние, которому соответствуют потенциальные сигналы логического нуля на втором и третьем его выходах, Сигналы логической единицы на первом выходе регистра 34 сдвига разрешают при этом работу шестерки группы 19 тиристоров. Сигнал Х на втором выходе блока 32 задания частоты может принимать значение логической единицы, соответствующей диапазону регулирования скорости 0 (G3,( и значение логического нуля, оц соответствующее диапазону регулирования скорости он (о (- 2 он Рас смотрим работу устройства при Х

1 (фиг. 4) . В этом случае Оэ и Ч = Q с поступлением

5 4 очередного импульса Q< в момент времени t < состояние кольцевого регистра 34 сдвига изменяется и единичный потенциал переходит на второй выход, проходит через элементы 35 и 39 и поступает на вторые входы элементов 48-53, что соответствует включенному состоянию тиристорной группы 20. Одновременно с переключением регистра 34 сдвига выходной импульс блока. 33 устанавливает в нулевое состояние RS-триггер 41, находившийся до этого момента в единичном состоянии. Сигнал Я на прямом выходе триггера 41 принимает нулевое значение и запрещает прохождение управляющих импульсов на тиристоры 1-18. Однако ток протекающий

) по фазам статора двигателя 22 в течение интервала времени t<-t удерживает соответствующие тиристоры группы 19 в открытом состоянии. Для упрощения временных диаграмм, иллюстрирующих работу устройства, электродвигатель заменен активно-индуктив ной нагрузкой, угол еС открывания вен< тилей равен нулю. В момент времени, ток во всех фазах, двигателя 22

5 147 спадает до нуля и выходной сигнал

I блока 24 принимает единичное зйачение. Элемент 78 задержки сдви<гает передний фронт сигнала Х таким образом, что на интервале обеспечивается бестоковая пауза, достаточная для восстановления запирающих свойств тиристоров. В момент времени t выходной сигнал Q эле9 мента задержки принимает единичное значение и устанавливает RS-триггер

41 в единичное состояние. При этом сигнал Qg принимает единичное значение и разрешает поступление управляющих импульсов на тиристоры 1-18.

В соответствии с единичным значением сигнала открываются тиристоры группы 20 и по фазам электродвигателя 22 начинает протекать ток. В результате сигналы Х и Q принимают нулевые значения.

Формирователи-ограничители 79-81 служат для преобразования переменных несинусоидальных сигналов I,,Х1, Х в знакопеременные сигналы с нормированной амплитудой. Эти сигналы выпрямляются выпрямителями 82-84 и пос тупают на элемент ИЛИ-НЕ 3 85. Таким образом, выходной сигнал Х блока 24 принимает единичное значение только . при условии Iо = О, Ii, = О, Ig = О.

В случае Х = О (фиг. 5) обеспечиВ вается изменение порядка переключения вентильных групп, так как справедливо

Q = Q и Qб = Q . В остальном работа устройства не изменяется, Таким образом, система 23 управления обеспечивает циклическое переключение шестерок тиристоров и осущест-

- вляет раздельное управление ими. Шестивентильные группы 19-21 осуществляют соответственно три варианта подключения фаз сети к фазам статора электродвигателя 22: 1) А, В1., Cc 2) Ас В,», С, 3) Аь, Вс, С .

При Х = 1 сигналы Qz Q< и Q< при

: нимают единичные значения в последоBRTBJIbHOCTH Q - Qg — Qj — Qz - ° ° °, что обеспечивает последовательность переключения групп тиристоров 19-2021-19-... я, .следовательно, прямой порядок чередования фаз питающей сети. При Х = О сигналы Q<, Q . и Яа принимают единичные, значения в последовательности << -Ц -Я вЂ” Q--...., что обеспечивает последовательность переключения групп тиристоров 19-2120-19-... и, следовательно, обратный (2) 1277 6 порядок чередования фаз питающей сети. Среднее значение напряжения на двигателе регулируют посредством изменения угла р открывания тиристоров в соответствии с потенциальным выходным сигналом блока 31 задания напряжения. Продолжительность о работы одной тиристорной группы определяется частотой сигнала Q

При каждом очередном переключении тиристорных групп 19-21 фаза результирующего вектора напряжения на двигателе изменяется относительно фазы результирующего вектора напряжения питающей сети на -2«/3 при Х =

1 и на +2«/3 при Х = О.

3

После трех переключений тиристорных групп за интервал времени Зс этот фазовый сдвиг составит -2« при

Х = 1 и +2 Я при Х = О. Частота

3 3 вращения холостого хода электродвига.теля определяется частотой CD основ. ной гармонической составляющей напря 6 жения на статоре электродвигателя в соответствии с выражением < 2

Р Р АТ (1) и « где ЬС вЂ” фазовый угол, на который поворачивается результирующий вектор выходного напряжения за интервал времени оТ.

В случае электропривода, представленного на фиг. 1, интервалу времени

З6 Т = 3 о соответствует угол А у = ЗС Я<4

Ф 2Ф, где д< — частота питающей сети, знак — соответствует Х = 1, знак +

Х = О. Тогда справедливо

И<. 2« — 2«

Р " .3<.РП «ЗГР

В общем случае для произвольного числа т эквивалентных фаз сети, под ключаемых к одной фазе статора трехфазного двигателя, силовой вентиль;45 ный блок электропривода должен содержать 6m тиристоров, функционально ,объединенных в m вентильных групп по шесть тиристоров в каждой. Тогда .при очередном переключении вентильбо ных групп будет происходить фазовый сдвиг результирующего вектора напряжения на двигателе на +2«/т, где

-знак — соответствует 0(сд, Q „, а знак

+ соответствуетОО ((2цо, В сооточ

65. ветствии с (1) и по аналогии с (2) получим

2 «

CD =Я + (3) о О«: . Р,ш,<"

«

1471277

Если номинальное значение напряжения питания двигателя совпадает с напряжением сети, то при регулировании частоты вращения выше И „ перегру зочная способность быстро падает. По-5 этому данный электропривод целесообразно использовать в тех механизмах, где требуется значительная скорость быстрых перемещений при малом моменте нагрузки (например, в грузоподьемных механизмах при перемещении порожнего крюка).

Таким образом, предлагаемый способ позволяет расширить диапазон регулирования частоты вращения электродвигателя переменного тока с непосредственным преобразователем частоты при естественной коммутации вентилей и частоты питающей сети, равной номинальной частоте питания электродвигателя, за счет изменения порядка чередования фаз при циклическом подключении фаз сети к фазам статора двигателя.

Формула изобретения

Способ регулирования частоты вращения электродвигателя переменного тока с трехфазным непосредственным преобразователем частоты с естественной коммутацией в цепи статорной обмотки, при котором к фазам статорной обмотки электродвигателя циклически через равные интервалы времени подают напряжение питания, сдвигая его на каждом интервале последовательно на угол 2ii/3, изменяют углы открывания вентилей непосредственно=

ro преобразователя частоты, регулируя величину подводимого к фазам статорной обмотки напряжения, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования частоты вращения, контролируют токи в фазах статорной обмотки и в момент равенства токов во всех фазах нулю осуществляют одновременную подачу питающего напряжения на все фазы статорной обмотки, при этом в диапазоне частот вращения от нуля до cD питаюон щее напряжение подают с прямым чередованием его фаз относительно фаз статорной обмотки, а в диапазоне частот вращения oTCD „ до 263О„ изменяют порядок чередования фаз питающего напряжения относительно фаз статорной обмотки на обратное, где сд цчастота вращения холостого xîäà, определяемая из выражения

2 и

И он +Рш з где Я вЂ” частота вращения электро-двигателя; — средняя продолжительность интервала подводимого к одной из фаз статорной обмотки напряжения;

m — число эквивалентных фаз сети;

Р„ — число пар полюсов электродвигателя переменного тока.

1471277

) 47! 277 1 а

0г, Og

Qgg б

Я о (77

1471277

Составитель В. Тарасов

Техред Л.Олийнык Корректор И. Муска

Редактор Г. Гербер

Тираж 548

Подписное

Затсаз 1616/54

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР, 113035, Москва„ Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент, г. Ужгород, ул. Гагарина,101

tt и

Способ регулирования частоты вращения электродвигателя переменного тока Способ регулирования частоты вращения электродвигателя переменного тока Способ регулирования частоты вращения электродвигателя переменного тока Способ регулирования частоты вращения электродвигателя переменного тока Способ регулирования частоты вращения электродвигателя переменного тока Способ регулирования частоты вращения электродвигателя переменного тока Способ регулирования частоты вращения электродвигателя переменного тока Способ регулирования частоты вращения электродвигателя переменного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в веерных лебедках, подъемных механизмах и гребных электрических .установках на судах

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования момента скорости и положения рабочих органов машин и механизмов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для привода различных маховиковых производственных механизмов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в механизмах общепромьшшенного назначения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для частотного управления электродви гателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в опорно-поворотных устройствах, в станках с числовым программным управлением

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах общепромьпцленных механизмов

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и непосредственно касается асинхронных тяговых приводов локомотивов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования частоты вращения m-фазного электродвигателя переменного тока

Изобретение относится к управляемым электроприводам переменного тока с преобразователями частоты

Изобретение относится к электротехнике, а именно к силовой преобразовательной технике, и может быть применено в частотно-регулируемых приводах с асинхронными двигателями для управления трехфазным непосредственным преобразователем частоты с естественной коммутацией, содержащим по меньшей мере восемнадцать управляемых вентилей (УВ), связывающих фазы источника питания (ИП) частотой f1 с выходными фазными выводами (ФВ) преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах регулирования скорости или углового положения нагрузки
Наверх