Автомобильный генератор

 

Изобретение относится к области электромашиностроения ,в частности, к электрическим вентильным генераторам, используемым в качестве источника электропитания на автомобиле. Целью изобретения является повышение надежности крепления выводов обмотки ротора к контактным кольцам и технологичности уа. На внешней поверхности изоляционных втулок 6 с убывающей в радиальном направлении глубиной в сторону, противоположную направлению вращения ротора, выполнены шлицы 5 для укладки выводов обмотки ротора. Вывод обмотки ротора укладывают в глубокую часть шлица, надвигают контактное кольцо 7 на втулку и поворачивают втулку и кольцо относительно друг друга в разных направлениях до расклинивания вывода обмотки в шлице. Способ крепления контактного узла целесообразно применять в условиях массового производства при сборке контактных пар из композиционных материалов. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ Гкнт СССР (21) 4168156/24-07 (22) 26.12,86 (46) 15.04,89. Бюл. Р 14 (71) Тольяттинский политехнический е институт и Куйбьппевский завод автотракторного электрооборудования им. Тарасова А.И. (72) А,С.Новиков и А.А.Пчелинцев (53)621,313.3.047.69(088.8) (56) Василевский В.И. и др. Автомобильные генераторы, M,: Транспорт, 1978, с. 50, рис ° 46, Авторское свидетельство СССР

У 375872, кл. Н 01 R 39/08, 1973. (54) ABTOMOBHJIbHblA ГЕНЕРАТОР (57) Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к электрическим вентильным генераторам, используемым в качестве источника электропитания на автомобиле, ÄÄSUÄÄ 1472979 А1 (5D 4 Н 01 R 39/34 Н 01 R 39/08

Целью изобретения является повьппение надежности крепления выводов обмотки ротора к контактным кольцам и технологичности устройства. На внешней поверхности изоляционных втулок 6 с убывающей в радиальном направлении глубиной в сторону, противоположную направлению вращения ротора, выполнены шлицы 5 для укладки выводов обмотки ротора, Вывод обмотки ротора укладывают в глубокую часть шпица, надвигают контактное кольцо

7.на втулку и поворачивают втулку и кольцо относительно друг друга в разных направлениях до расклини вания обмотки в шлице. Способ крепC ления контактного узла целесообразно применять в условиях массового производства при сборке контактных пар из композиционных материалов.

1 з.п. ф-лы, 4 ил. !

1472979

Изобретение относится к машиностроению, в частности к электрическим вентильным генераторам, используеьь м в качестве источника электро- 5 питания на автомобиле.

Цель изобретения — повышение надежности крепления выводов обмотки ротора и технологичности конструкции. 10

На фиг„ 1 изображен ротор генератора, разрез; на фиг. 2 — сечение

А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — фрагмент сечения А-А на фиг. 1 (с разворотом изоляционной втулки и контактного )5 кольца относительно друг друга в разных направлениях до заклинивания вывода обмотки в шлице); на фиг, 4— контактный узел генератора, вид в аксонометрии. 20

Магнитопровод ротора 1 закреплен на валу 2. Обмотка 3 ротора размещена внутри.магнитопровода ротора 1.

Выводы 4 обмотки 3 ротора размещены в шлицах 5, расположенных на изоля- 25 ционной втулке 6, и расклинены контактными кольцами 7. Вывод 4 обмотки ротора 3, подходящий к контактному кольцу 7, расположенному дальше . от ротора, уложен в канале 8, выпол- 30 ненном в теле изоляционной втулки 6.

Электропроводящие щетки прилегают к контактным кольцам 7.

Контактные кольца 7, изготовлен35 ные из графитовых композиций, могут быть армированы по внутренней расточке электропроводящими металлическимй втулками. На клинообразной поверхности втулки 6 шлица 5 выполне- 40 но углубление в радиальном направлении 9, предназначенное для фиксации выводов 4 в клинообразном шпице 5.

Направление вращения ротора на фиг. 1 — 4 указано стрелкой, а угловая скорость обозначена ы, Через

hl обозначено перемещение- контактного кольца относительно изоляционной втулки, а стрелкой, соответственно, направление его перемещения.

Вывод 4 обмотки 3 ротора укладывают в глубокую часть шпица 5 параллельно цилиндрической образующей изоляционной втулки 6, с торца втулки надвигают на нее контактное кольцо 7 и разворачивают втулку 6 и кольцо 7 относительно. друг друга в разных направлениях, перемещая выводы обмотки 4 в узкое сечение шлица 5 до расклинивания. Затем в углубление шлиц заливают клеющим составом.

При вращении ротора генератора, благодаря выбранному направлению уменьшения глубины шлица (противоположному направлению вращения ротора), происходит еще большее расклинивание вывода обмотки в шлице. Максимальная глубина шлица по условию простоты сборки и надежности крепления выбирается в пределах 1,2—

1,4 от диаметра проводника вывода обмотки, а минимальная глубина шлица - 0,1 — 0,3 диаметра проводника вывода.

Не заполненное проводником пространство шпица после сборки заполняется электропроводящим термореактивным клеющим составом, например эпоксидным клеем с металлопорошковым наполнителем, Канал 8 в изоляционной втулке 6 может быть выполнен под уг-. лом к продольной оси вала ротора (фиг. 1), но может быть также выполнен и параллельно оси вала, Вывод

4 обмотки ротора, пропущенный через этот канал, заведен в шлиц 5 с торцовой поверхности втулки 6, Однако в любом варианте назначение канала 8 — подвести вывод к контакту кольца 7.

Данное выполнение шлица увеличивает площадь соприкосновения проводника вывода обмотки с материалом контактного кольца. Длина линейного контакта равна ширине контактного кольца. При развороте контактного кольца и изоляционной втулки в разных направлениях и при расклинивании проводника вывода обмотки происходит его деформация, что увеличивает площадь соприкосновения вывода и контактного кольца.

Расклинивание проводника вывода обмотки разрушает окисные пленки на контактируемых поверхностях, что улучшает качество крепления, При сборке контактного узла исключаются операции предварительного прогрева контактных колец, лужения выводов, собственно пайки, экономятся электроэнергия на прогрев колец и дорогостоящий припой. Конечное положение вывода обмотки ротора определяется в основном величиной затягивающего усилия при развороте втулки относиз

1472979

4 тельно контактного кольца. Процесс сти крепления выводов обмотки роукладки вывода обмотки ротора в тора и технологичности конструкции,. шлиц, надвигание на него контактного IHJIHIIbl BbIIIQJIHPHbl клинообразной формы, кольца и разворот втулки и кольца глубина которых убывает в радиальном относительно друг друга легко под- направлении в сторону, противополож 5 даются автоматизации. ную направлению вращения ротора, причем выводы обмотки ротора контакФ о P м у л а и з о б р е т е н и я тируют с натягом с клинообразной поверхностью втулки и внутренней.по1. Автомобильный генератор, со- верхностью контактного кольца. держащий вал, на котором установлен 2. Автомобильный генератор по ротор с обмоткой и контактные коль- п. 1, отличающийся тем, ца, изолированные от вала посред- что, на клинообразной поверхности ством втулки, на внешней поверхности 15 втулки, сопряженной с каждым шлицем, которой выполнены шлицы для укладки выполнено углубление в радиальном и закрепления в них выводов обмотки направлении, предназначенное для ротора, отличающийся фиксации выводов обмотки ротора в тем, что, с целью повышения надежно- клинообразном шлице.

1472979

Составитель В. Мернова

Техред Л.Сердюкова Корректор И. Куска

Редактор И. Касарда

Заказ 1719/51 Тираж 615 Подписное

ВНЯИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина,101

Автомобильный генератор Автомобильный генератор Автомобильный генератор Автомобильный генератор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть исцользовано в крупных асинхронных двигателях с фазным ротором

Изобретение относится к электротех иике, в частности к токосъемным устройствам для передачи сигналов промежуточной частоты на апдаратуру, расположенную на вращающихся объектах, и является дополнительным к авт

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к контактному узлу электрической машины

Изобретение относится к электротехнике и радиотехнике

Изобретение относится к токосъемным устройствам, обеспечивающим передачу электроэнергии между объектами, которые могут соосно поворачиваться относительно друг друга на неограниченный по величине угол, и может быть использовано в машиностроении, электротехнике и приборостроении

Изобретение относится к электротехнике, а именно к многоканальным скользящим токосъемникам для передачи электрических сигналов с неповоротной части машин на поворотную, встраиваемым преимущественно в гидравлические поворотные коммуникационные соединители краноманипуляторных установок

Изобретение относится к токосъемным устройствам, может быть использовано для передачи электрических импульсных сигналов в широком диапазоне частот от постоянного тока между источником и приемником, расположенными во взаимовращающихся частях объекта

Изобретение относится к электромашиностроению и ремонту электрических машин, а именно к способам сборки узла контактных колец роторов турбогенераторов

Изобретение относится к электротехнике, в частности, к узлам скользящего токосъема в электрических машинах
Наверх