Синхронная электрическая машина

 

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электрическим двигателям, предназначенным для работы в режиме вентильного двигателя, управляемого с помощью преобразователя частоты. Целью изобретения является увеличение момента на валу, уменьшение добавочных потерь и увеличение перегрузочной способности. В предлагаемой синхронной машине ротор выполнен с аксиальным размером, большим аксиального размера сердечника 5 статора. Аксиальные размеры полюсных наконечников 1 и постоянных магнитов равны. Выступающие за пределы сердечника статора участки полюсных наконечников выполнены массивными и скошенными в направлении продольной оси, а их участки, расположенные под сердечником 5 статора, имеют цилиндрическую поверхность и содержат по длине три части, центральная из которых выполнена шихтованной в аксиальном направлении, а боковые - массивными с радиально-тангенциальными канавками 7 на поверхности. Ширина канавок составляет не менее половины величины воздушного зазора, отношение ширины канавок к их шагу составляет не более одной четвертой, а глубины канавок к их шагуне более одной второй. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

5 А1 (19) (11) (51) 4 Н 02 К 21/14

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

О ПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4281386/24-07 (22) 13. 07. 87 (46) 23.04. 89. Бюл. Р 15 (71) Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт релестроения и Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова (72) M.È.Àëüòøóëëåð, А.А. Афанасьев, В.Е. Никифоро в, А. А..Суще нцо в и В. В. Горчаков (53) 621. 313. 822 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 917269, кл. Н 02 К 21/02, 1979.

Авторское свидетельство СССР

11 90271, кл. Н 02 К 21/46, 1950. (54) СИНХРОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА (57) Изобретение относится к электротехнике, а именно к электрическим двигателям, предназначенным для работы в режиме вентипьного двигателя, управляемого с помощью преобразователя частоты. Целью изобретения является увеличение момента на валу, уменьшение добавочных потерь и увеличение пере груз очной способности.

В предлагаемой синхронной машине ро. тор выполнен с аксиальным размером, большим аксиального размера сердечника 5 статора. Аксиальные размеры полюсных наконечников 1 и постоянных магнитов равны, Выступающие за пределы сердечника статора участки полюсных наконечников выполнены массивными и скошенными в направлении продольной оси, а их участки, расположенные под сердечником 5 статора, имеют цилиндрическую поверхность и содержат по длине три части, центральная из которых выполнена шихто- ванной в аксиальном направлении, а боковые — массивными с радиальнотангенциальными канавками 7 на поверхности. Ширина канавок составляет не менее половины величины воздушного зазора, отношение ширины канавок к их шагу составляет не более одной .четвертой, а глубины канавок к их шагу — не более одной второй. 3 ил.

1474805

Изобретение относится к электрическим машинам, в частности к синхронным электродвигателям с постоянными магнитами, и может найти применение при конструировании синхронных

5 (вентильных) электродвигателей для регулируемых приводов.

Цель изобретения — увеличение момента на валу уменьшение добавочных 1р потерь и увеличение перегрузочной спо со био сти.

На фиг. 1 показана предпагаемая электрическая машина, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на 15 фиг. 1; на фиг. За, б — виды полюсного наконечника.

Предлагаемая синхронная электрическая машина содержит полюсные наконечники 1, установленные на посто- 20 янных магнитах 2 ротора, размещенных на шихтованном ярме 3. Центральная часть каждого полюсного наконечника выполнена шихтованной из листов 4.

Электрическая машина содержит также 25 сердечник 5 статора (пакет) с якорной обмоткой 6. На поверхностях боковых частей среднего участка каждого полюсного наконечника 1 выполнены радиально-тангенциальные канавки 7.

Немагнитные болты 8 крепят элементы ротора к валу 9.

При работе устройства в режиме вентильного двигателя его пуск обеспе- . чивается преобразователем частоты, в связи с чем в устройстве отсутству35 ет короткозамкнутая обмотка на роторе, являющаяся обычно средством пуска.

При последовательном подключении секций якорной обмотки поочередно к источнику питания через преобразователь частоты (не показано} в воздушном зазоре возникает вращающееся магнитное поле, которое, вз аимодейСТВУЯ С ПОСТОЯННЫМ:,ПОТОКОМ POT0PG> приводит последний во вращение. Наличие шихтованной части в полюсных наконечниках под сердечником статора обеспечивает увеличение индуктивности по поперечной оси над значени- : ем индуктивности по продольной оси.

В этом случае при питании электрической машины от преобразователя ча- стоты с фиксированной относительно

ЭДС холостого хода фазой тока якоря в машине развивается реактивная составляющая момента, которая суммируется с активной составляющей момента.

Это следует из выражения для электромагнитного момента

m Г f. -L.

М Р у Т cosg+()I x

2 дм 2

° вхп 2, где(, — потокосцепление якорной обем мотки по продольной оси, создаваемое постоянными магнитами на холостом ходу; (— угол между ЭДС холостого хода и основной гармоникой тока якоря;

m — число фаз, P — число пар полюсов;

Ь вЂ” индуктивности якорной обмотки по продольной и поперечной осям.

Реактивная составляющая момента, представляемая вторым слагаемым этой формулы, имеет также положительный знак, что и активная.

Выполнение участков полюсных наконечников вне зоны сердечника статора скошенными позволяет уменьшить маховый момент (момент инерции) и массу ротора.

Выполнение длины шихтованной части полюсного наконечника меньше длины сердечника статора позволяет устранить насыщение массивного основания полюсного наконечника под шихтованной частью.

Дпя уменьшения потерь в стали на поверхности массивной части полюсного наконечника, расположенной под сердечником 5 статора, выполнены канавки 7, позволяющие снизить пере" грев якорной обмотки машины и тем самым увеличить ее полезный рабочий момент.

Физически указанный. эффект объясняется увеличением поверхности охлаждения массивной части полюсного наконечника и ростом электрического сопро. тивления вихревым токам, з амыкающимся в верхней части поверхности полюсных наконечников. С целью ограниче- ния роста эквивапентной величины воздушного зазора, вызванного рифпением и снижения тем самым полезного магнитного потока, целесообразно при выполнении. канавок выдерживать следующие условия: ширина канавок долж-, на составлять не менее половины величины воздушного зазора; отношение ширины канавок к их шагу должно сос1474805 тавлять не более 0,25; отношение глубины канавок к их шагу должно составлять не бопе 0,5.

Экспериментально установлено, что

5 при дальнейшем увеличении глубины канавок по сравнению с условием "3" рост эффекта рифления на снижение перегрева прекращается. Выполнение же первого и второго условий приведет к увеличению эквивапентного воздушного зазора не более чем на 57. Часть полюсного наконечника ротора с канавками выбирается такой длины, что.-. бы магнитный поток со скошенного участка полюсных наконечников свободно проходил в сердечник ротора, т.е. под концами сердечника 5 статора по его длине необходимы массивные участки полюсных наконечников, ибо при вы- 20 полнении шихтованной части полюсного наконечника, равной длине сердечника статора имеет место насыщение в массиве полюсного наконечника под шихтованной частью. Таким образом, 25 часть магнитного потока с выступающих участков полюсного наконечника проходит в сердечник статора через массивные части с канавками, а частично через массивное основание и шихтованную центральную часть.

В предлагаемой машине результирующий магнитный поток за счет наличия акси ал ьной концентрации Воз р аст ает в 35

1,5 раза. Чем больше высота постоянных магнитов, тем надежнее они защищены от размагничивающего действия реакции якоря (повышается кратность тока якоря по условиям необратимого 4р размагничивания магнитов), так как двойная длина постоянных магнитов по высоте двух полюсов становится намно-. го больше расстояния между полюсными наконечниками. Ввиду сравнительно 45 большого расстояния между полюсными наконечниками и соответственно между полюсами достигнуто малое рассеяние магнитного потока . и существенно снижена масса ротора. Выполненные составными полюсными наконечники дают такие значения индуктивности по поперечной оси, которые намного больше индуктивности по продольной оси, в результате чего, согласно приведенному выше выражению (1) для электромагнитного момента, обеспечивается больший результирующий момент на валу двигателя.

Формул а изобретения

Синхронная электрическая машина, содержащая ротор в виде установленных на валу постоянных магнитов с полюсными наконечниками, выполненными шихтованными в аксиальном направлении, сердечник статора, о тличающаяся тем, что, сцелью увеличения момента на валу, уменьшения добавочных потерь и.увеличения перегрузочной способности, ротор выполнен с аксиальным размером, большим аксиапьного размера сердечника статора, аксиапьные размеры полюсных наконечников и постоянных магнитов равны, участки полюсных наконечников, выступающие за пределы сердечника статора, выполнены массивными и скошенными в направлении продольной оси, а участок каждого полюсного наконечника, расположенный под сердечником статора, выполнен с цилиндрической поверхностью и содержит по длине центральную часть, выполненную шихтованной, и боковые части, выполненные массивными с радиально-тангенциапьными канавками на поверхности, ширина которых составляет не менее половины величины воздушного зазора, отношение ширины канавок к их шагу составляет не более одной четверти, а отношение глубины канавок к их шагу — не б.олее одной второй, 1474805

Составитель Т. Калашникова

Редактор С. Патрушева Техред Л. Сердюк6ва Корректор И,Муска

Заказ 1908/55 Тираж 645 Подписное

ВНИИПБ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Синхронная электрическая машина Синхронная электрическая машина Синхронная электрическая машина Синхронная электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в автономных источниках электроэнергии малой мощности и автономных системах управления объектами и технологическими процессами

Изобретение относится к электротехнике , касается выполнения роторов магнитоэлектрических генераторов и может использоваться, например, при создании источников питания с газотурбинным приводом

Изобретение относится к конструкции электрических машин и может быть использовано при создании генераторов с высокой скоростью вращения ротора

Изобретение относится к синхронным электрическим машинам

Изобретение относится к электрическим машинам с постоянными магннга-- ми и касается вьшолнения их индукторов

Изобретение относится к области машиностроения и касается выполнения роторов синхронных эледстрических машин с постоянными магнитами

Изобретение относится к электрическим магаинам с постоянными магнита-, ми

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к конструкциям электрических машин, в частности бесконтактных электрических машин с ротором в виде постоянного магнита

Изобретение относится к электромеханике, в частности к электрическим машинам

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании и изготовлении электрических машин

Изобретение относится к синхронным электрическим двигателям

Изобретение относится к области электротехники и может найти применение в различных областях промышленности и в быту

Изобретение относится к области электротехники и может найти применение в качестве источника электроэнергии в промышленности, на транспорте и в быту

Изобретение относится к области электротехники и энергетики и может найти применение в народном хозяйстве и быту, в местах наибольшей потребности в электроэнергии для питания электрических двигателей

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей конструктивного выполнения магнитных систем на постоянных магнитах

Изобретение относится к генерации электрического тока системой магнитов и, в частности, касается генерации с помощью вращения непрерывного ряда магнитов через группу кольцеобразно размещенных катушек
Наверх