Сооружение для пропуска льда через гидросооружение

 

Изобретение относится к гидротехническому строительству. Цель изобретения - повышение надежности работы сооружения при значительных колебаниях уровня воды в период ледохода. В центральной части русла между двумя вертикальными стенками 3 размещен вал 6, на котором установлены барабаны 8 с возможностью вращения от механического привода. Каждый барабан 8 выполнен с зубьями на поверхности. Концы вала 6 опираются на плавучие рамы. Под воздействием барабанов 8 в ледяном поле создаются дополнительные напряжения и происходит его разлом на отдельные льдины. 3 ил.

„„SU„„! 476061

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 Е 02 В 15/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

4 7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4210768/29-15 (22) 18.03.87 (46) 30.04.89. Бюл. Р 16 (71) Новосибирский инженерно-строительный институт им. В.В. Куйбышева (72) Н.Н. Фомичева (53) 627. 54 (088.8) (56) Авт орс кое с вид ет ель ст во CC CP

Ф 1094895, кл. Е 02 В 15/02, 1983.

Авторское свидетельство СССР

Ф 1308699, кл . E 02 В 15/02, 1986. (54) СООРУЖЕНИЕ ДЛЯ ПРОПУСКА ЛЬДА

ЧЕРЕЗ ГИДРОСООРУЖЕНИЕ (57) Изобретение относится к гидротехническому строительству. Цель изобретения — повышение надежности работы сооружения при значительных колебаниях уровня воды в период ледохода. В центральной части русла между двумя вертикальными стенками

3 размещен вал 6, на котором установлены барабаны 8 с возможностью вращения от механического привода.

Каждый барабан 8 выполнен с зубьями на поверхности, Концы вала 6 опираются на плавучие рамы. Под воздействием барабанов 8 в ледяном поле создаются дополнительные напряжения и происходит его разлом на отдельные льдины. 3 ил.

14 76061

Изобретение относится к низконапорным гидросооружениям для пропуска льда и расходов воды в период эксплуатации и может быть использова5 но на водотоках с относительно небольикми колебаниями уровня воды в процессе ледохода и большими паводочными расходами.

Цель изобретения — повышение надежности работы сооружения при значительных колебаниях уровня воды в период ледохода.

На фиг.1 изображен план сооружения; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1, I на фиг.3 — разрез Ь-Б на фиг.1.

Сооружение состоит из водослива 1 с раздельными бычками 2. Через водослив между бычками осуществляется пропуск льда в период ледохода и во- 20 ды. Выше по течению установлены две вертикальные, параллельные потоку 3 стенки, которые соединены с раздельными бычками. Между стенками 3 осуществляется пропуск льда. В верхней 25 части вертикальные стенки 3 имеют выступающие оголовки 4, при этом выступы направлены внутрь между стенками, т.е. туда, где пропускается лед. Выступающие оголовки 4 позволяют создавать относительно неболь1 шую водоворотную зону 5, шириной д .

Между стенками 3 в районе водоворотных зон 5 установлен вал 6, который по торцам опирается на плавуне pbmb!

7, поддерживающие его на необходимой высоте от поверхности потока. Вал снабжен полыми барабанами 8, на наружной поверхности которых имеются зубья 9 для улучшения сцепления

40 с ледяным покровом. Вращение вала 6 и барабанов 8 осуществляется с помощью механического привода, в состав которого входят: механизм привода

10, цепь 11, ведомая шестерня 12, которая жестко соединена с валом 6, и натяжитель 13 цепи.

В период ледохода работа сооружения осуществляется следующим образом.

На водосливе 1 закрывают крайние пролетные отверстия затворами. Вода и лед пропускаются между вертикальными стенками 3 и центральные пролетные отверстия водослива, которые находятся в открытом состоянии. При входе потока в пространство между вертикальными стенками 3 образуется небольшой перепад водной поверхности Z, Движущееся ледяное поае под влиянием перепада Z оказывается в напряженном с ос т оя нии, в нем во з ни кают напряжения на изгиб. Однако относительно небольшая величина перепада не может создать необходимого напряже ния в ледяном поле для его разлома. Для увеличения напряжения в ледяном поле установлен вал 6 с полыми барабанаа ми 8, которые, вращаясь, накатываются на льдину, при этом под влиянием собственного веса нажимают на переднюю часть льдины, чем увеличивают изгибающий момент. Установленные по образующей барабанов зубья способствуют хорошему их сцеплению с ледяным покровом. Скорость вращения образующей поверхности барабана больше скорости движения ледяного поля. Это позволяет вызвать в ледяном поле не только изгибающие напряжения, но и растягивающие, что увеличивает надежность разлома. Увеличенная скорость вращения барабанов по сравнению со скоростью льда позволяет увеличить скорость движения отломившейся части льдины, т.е. увеличить ее кинетич ес кую энергию, чт о обесп ечивает ее успешный пропуск между раздеаьныья бычками.

Для. уменьшения веса барабаны выполнены полыми. Размеры плавучих рымов 7, установленных в теле вертикальных стенок 3, подбираются таким образом, чтобы зубья барабанов 8 немного погружались в воду. Такое положениее спос обствует тому, чт о в ледяном покрове образуются дополнительные изгибающие напряжения и льдина разламывается в продольном направлении потока, что улучшает условия „ пропуска через водослив между разделительными бычками.

Для того чтобы уменьшить воздейст вие льда на пазы, расположенные в вертикальных стенках 3, по которым перемещается вал 6, оголовки 4 стенок

3 выполнены выступающими внутрь между стенками., Эти выступы позволяют создавать небольшие водоворотные зоны 5 шириной 8> за счет чего поток и лед отламываются от стенок 3 и в пазы подпадают только отдельные льдинки, которые не могут вызвать их повр ежд ения.

В период ледохода уровень воды может значительно колебаться, поэтом т вал 6 по концам установлен на

14760б1 плавучие рымы 7 эа счет чего его высота относительно поверхности потока поддерживается на постоянном уровне. Для обеспечения нормальной натяжки цепи 11 привода вала 6 установлен натяжитель 13. параллельные потоку и соединенные с раздельными бычками водослива стенки, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьнпения надежности работы сооружения при значительных колебаниях уровня воды в период ледохода, оно снабжено польми барабанами, имеющими зубья, выполненные на их внешних поверхностях, и размещенными на одном валу, снабженном механическим приводом вращения, плавучими рымами, при этом вал расположен между вертикальными стенками, а

15 концы его опираются на плавучие рымы.

Формула из обр ет ения

Сооружение для пропуска льда через гидросооружение, включающее водослив с раздельными бычками и установленные выше по течению потока в центральной части русла две вертикальные с выступающими оголовками

Рие 2

Составитель Р. Бесчастнова

Редактор А. Долинич Техред М.Дидык Корректор Л. Пилипенко

Заказ 2134/29 Тираж 590 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Сооружение для пропуска льда через гидросооружение Сооружение для пропуска льда через гидросооружение Сооружение для пропуска льда через гидросооружение 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области гидротехнического строительства.Цель изобретения - упрощение -конструкции и снижение энергетических затрат

Изобретение относится к области гидротехнического строительства

Изобретение относится к области охраны окружающей среды

Изобретение относится к гидромеханизации земляных работ в зимних условиях

Изобретение относится к гидротехнике , а именно к сооружениям для пропуска льда и воды через низконапорные гидроузлы в период эксплуатации

Канал // 1357490
Изобретение относится к области гидротехнических сооружений

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям для пропуска льда из вер.хнего бьефа гидроузла в нижний

Изобретение относится к гидротехническому строительству
Изобретение относится к области предохранения гидротехнических сооружений от значительного повышения уровня воды в реках при таянии льда

Изобретение относится к конструкциям морских стационарных и переставляемых платформ, а также к способам их сооружения на мелководной части шельфа, в первую очередь на шельфе замерзающих морей

Изобретение относится к гидроускорителям и может быть использовано для создания водяного потока, с помощью которого происходит таяние льда и освобождение акватории водоема от ледяного покрова

Изобретение относится к морской конструкции, в частности к морской платформе, и способу ее сооружения на шельфе замерзающих морей для добычи нефти и газа
Изобретение относится к области гидротехники и касается снижения или устранения последствий, возможных на равнинных реках от ледовых заторов, наводнений

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, предназначенным для добычи нефти и газа на шельфе замерзающих морей

Изобретение относится к области гидротехнического строительства, а именно к области ледотехники и инженерной гляциологии, в частности к конструкциям механического локального разрушения ледяного покрова с применением неледокольных технических средств, и может быть использовано для снижения ледовых нагрузок на гидротехнические сооружения, для сооружений континентального шельфа, на ледоколах для разрушения ледяного покрова

Изобретение относится к области гидротехнических сооружений, а более конкретно, к ледостойким комплексам (ЛК) для освоения мелководного континентального шельфа

Изобретение относится к взрывным работам по разрушению ледяного покрова
Наверх