Вентильный электродвигатель

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при разработке вентильных электродвигателей (ВД) с комбинированными опорами ротора. Цель изобретения состоит в повышении надежности и расширении функциональных возможностей. Электродвигатель содержит дополнительную первичную обмотку 11 на дросселе 10 и первую дополнительную выходную обмотку 12, которая через диоды 13 и 14 подсоединена к входу фильтра 15, выход которого через контакты нормально замкнутого реле 16 подсоединен к входу транзисторного ключа 17, а его эмиттер подключен к средним точкам дополнительных первичной обмотки 11 и выходной обмотки 12. Начало и конец секций первичной обмотки 11 подсоединены соответственно к началу и концу секций основной обмотки 9. Коллектор транзисторного ключа 17 через обмотку 18 бесконтактной электромагнитной муфты и датчик 19 тока подключен к плюсу источника питания. Выход датчика 19 тока подсоединен к входу первого формирователя 20 сигнала, выход которого подключен к первому входу схемы 21 совпадения и входу устройства временной задержки 22, выход которого подключен к второму входу схемы 21 совпадения, а выход ее подключен к первому входу элемента ИЛИ 24, выход которого подключен к управляющему входу реле 16. Вход счетчика 23 импульсов с самоблокировкой подсоединен к выходу первого формирователя 20 сигнала, а его выход подсоединен к второму входу элемента ИЛИ 24. Для расширения функциональных возможностей введен вибродатчик 27, выход которого соединен с входом второго формирователя 26 сигнала, выход его соединен с входом порогового устройства 25, выход которого подключен к третьему входу элемента ИЛИ 24. Вторая дополнительная выходная обмотка 28 на уравнительном дросселе 10 через диоды 29 и 30 подключена к входу второго фильтра 31, выход которого подсоединен к входу управляемого стабилизатора 32. Выход стабилизатора 32 подсоединен к плюсовой шине питания счетчика 23 импульсов с самоблокировкой, а средняя точка второй дополнительной выходной обмотки 28 подсоединена к минусовой шине источника питания счетчика 23 импульсов с самоблокировкой. Эта схема соединения позволяет исключить ложные срабатывания счетчика с самоблокировкой в момент разгона электродвигателя и в случае наличия импульсных помех в цепи питания ВД. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А2

09) (И) (51)4 Н 02 К 29/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (61) 1203654 (21) 4173729/24-07 (22) 05.01.87 (46) 30.04.89. Бюл. )) 16 (72) А.В.Данилевский, Г.Б.Иихайлов, В.В.Путников и А.А.цмелев (53) 621.313.292(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1203654, кл. Н 02 К 29/06, 1984. (54) ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ (57) Изобретение относится к электро- технике и может быть использовано при разработке вентильных электродвигателей (ВД) с комбинированными опорами ротора. Цель изобретения состоит в повышении надежности и расширении функциональных возможностей. Электродвигатель содержит дополнительную первичную обмотку 11 на дросселе 10 и первую дополнительную выходную обмотку 12, которая через диоды 13 и 14 подсоединена к .входу фильтра 15, выход которого через контакты нормально замкнутого реле 16 подсоединен к входу транзисторного ключа 17, а его эмиттер подключен к средним точкам дополнительных первичной обмотки

11 и выходной обмотки 12. Начало и конец секций первичной обмотки 1 1 подсоединены соответственно к началу и концу секций основной обмотки 9.

Коллектор транзисторного ключа 17 через обмотку 18 бесконтактной электромагнитной муфты и датчик 19 тока подключен к плюсу источника питания ° Выход датчика 19 тока подсоединен к входу первого формирователя 20 сигнала, выход которого под, ключен к первому входу схемы 21 совпадения и входу устройства 22 временной задержки, выход которого подключен к .второму входу схемы 21 совпадения, а выход ее подключен к первому входу элемента.ИЛИ 24, выход

14765 которого подключен к управляющему входу реле 16. Вход счетчика 23 импульсов с самоблокировкой подсоединен к выходу первого формирователя

20 сигнала, а его выход подсоединен к второму входу элемента ИЛИ 24. Для расширения функциональных возможностей введен вибродатчик 27, выход которого соединен с входом второго формирователя 26 сигнала, выход его соединен с входом порогового устройства 25, выход которого подключен к . третьему входу элемента ИЛИ 24.

Вторая дополнительная выходная об1 мотка 28 на .уравнительном дросселе

10 через диоды 29 и 30 подключена к

71 входу второго фильтра 31, выход которого подсоединен к входу управляемого стабилизатора 32. Выход стабилизатора 32 подсоединен к плюсовой шине питания счетчика 23 импульсов с самоблокировкой, а средняя точка второй дополнительной выходной обмотки 28 подсоединена к минусовой о шине источника питания счетчика 23 импульсов с самоблокировкой. Эта схема соединения позволяет исключить ложные срабатывания счетчика с самоблокировкой в момент разгона электродвигателя и в случае наличия импульсных помех в цепи питания ВД. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

20

l

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при разработке вентильных электродвигателей (ВД) с комбинированными опорами .вращения ротора. 5

Целью изобретения является повышение надежности ВД и расширение его функциональных возможностей.

На фиг. 1 представлена электрическая схема ВД; на фиг. 2 — вариант конструктивной схемы электрической части ВД.

Вентильный электродвигатель (фиг. 1) содержит, транзисторные ключи

1-4 коммутатора, соединенные соответственно с секциями 5 - 8 синхронной машины. Средние точки секций подключены к основной первичной обмотке 9 уравнительного дросселя 10, на котором намотана обмотка 11, включенная параллельно и согласно обмотке 9 е уравнительного дросселя 10, к выводам обмотки 12 уравнительного дросселя 10 подключены выпрямительные диоды 13, 14, катоды которых соединены через первый фильтр 15 и контакты размыкающего реле 16 с управляющим входом транзисторного ключа 17, коллектор которого через обмотку 18 электромагнитной муфты, датчик тока подключен, например, к положительной шине источника питания. Датчик 19 тока соединен также со средней точкой обмотки 9 уравнительного дросселя 10. Эмиттер транзисторного ключа

17 соединен со средними точками обмоток 11 и 12 уравнительного дросселя 10. Выход датчика 19 тока соединен с входом первого формирователя

20 сигнала, выход которого соединен с .входами схемы 21 совпадения, устройства 22 временной задержки и счетчика 23 импульсов с самоблокировкой.

Выходы счетчика 23 импульсов с самоблокировкой и схемы 21 совпадения подключены к входам схемы ИЛИ 24, выход которой подключен к управляющему входу размыкающего реле 16. Третий вход схемы ИЛИ 24 подключен к выходу порогового устройства 25, *, вход которого соединен через второй формирователь 26 сигнала с вибродатчиком 27. К выходам четвертой обмотки 28 .уравнительного дросселя 10 подключены выпрямительные диоды 29, 30, соединенные через второй фильтр

31 с входом управляемого стабилизатора 32 напряжения, вьиод которого соединен, например, с плюсовой шиной питания счетчика 23 импульсов с самоблокировкой. Минусовая шина питания счетчика 23 импульсов с самоблокировкой соединена со средней точкой четвертой обмотки 28 уравнительного дросселя,10.

Электродвигатель содержит корпус

33 с укрепленными в нем статором 34 и датчиком 35 положения ротора 36 с

1476571 постоянным магнитом 37 и внешней втулкой 38 газодинамической опоры, ось 39, укрепленную в корпусе 33 и несущую на себе шарикоподшипники 40, внутреннюю втулку 41 газодинамической опоры, установленную на наружных кольцах шарикоподшипников 40, электромагнитную муфту, обмотка 18 которой установлена в корпусе 33, а t0 якорь 42 сопряжен по скользящей посадке с соответствующей поверхностью оси 39. 1ежду цилиндрическими поверхностями втулок 38 и 41 имеется рабочий 15 разор 43 радиального газодинамического подшипника, а рабочие зазоры 44 упорного газодинамического подшипника образованы торцовьяи поверхностями втулок 38, 41 и подпятника 45. Для 20 обеспечения повышенной наработки шарикоподшипники 40 снабжены подпи» точной камерой 46 . Между якорем 42 и корпусом 33 установлена пружина 47.

При обесточенном состоянии обмотки 25 l8 электромагнитной муфты вращение ротора 36 осуществляется на шарикоподшипниках 40. При подаче тока в обмотку 18 электромагнитная муфта срабатывает, якорь 42 затормаживает 30 движение втулки 4 1, при этом вращение ротора 36 происходит на газодинамических подшипниках.

Вентильный электродвигатель (ВД) 35 работает следующим образом, В момент пуска ВД в цепи питания возникает пусковой бросок тока, который регистрируется датчиком 19 тока, сигнал с которого поступает 40 на вход первого формирователя 20 сигнала. Сформированный сигнал поступает одновременно на входы схемы

21 совпадения, устройства 22 временной задержки и счетчика 23 импульсов 45 с самоблокировкой.

Постоянная времени устройства 22 временной задержки выбрана равной времени разгона ВД.

Таким образом, во время разгоняй ВД50 на входы схемы 21 совпадения поступают: сигнал с выхода первого формирователя 20, сигнала, свидетельствующий о том, что ток двигателя не снизился до номинальной величины, и сигнал с выхода устройства 22 временной задержки. Схема 21 совпадения срабатывает и через схему ИЛИ 24 размыкает контакты реле 16, которое от«.. ключает управляющий вход транзисторного ключа 17 от первого фильтра 15.

Тем самым обмотка 18 электромагнитной муфты обесточивается, ось комбинированной опоры вращения ВД оказывается незастопоренной и ВД начинает разгоняться на шарикоподшипниках.

По мере разгона ВД потребляемый ток начинает спадать. Одновременно появляется напряжение на обмотке 12 уравнительного дросселя 10, число витков которой выбрано таким, что напряжение на выходе первого фильтра

15 достигает величины, необходимой для надежного открытия транзисторного ключа 17 при частоте вращения ВД, близкой к номинальной.

Как только ток, потребляемый ВД, снижается до номинальной величины, пропадает напряжение на выходе первого формирователя 20 сигналов, порог срабатывания которого устанавливается величиной опорного напряжения

У „ . В результате сигнал на выходе схемы 21 сопадения отсутствует, реле

16 обесточивается и напряжение с первого фильтра 15 поступает на управляющий вход транзисторного ключа 17, который открывается и подклю-. чает обмотку 18 электромагнитной муфты к источнику питания, полученному в результате наведения ЭЦС вращения в обмотке 11 уравнительного дросселя 10 при вращении ВД. Это дает возможность отказаться от дополнительного источника питания для удержания муфты.

Электромагнитная муфта срабатывает и стопорит вал комбинированной опоры вращения ВД. ВД начинает вращаться на газодинамических подшипниках.

Во время разгона ВД появляется напряжение и на обмотке 28 уравнительного дросселя 10, число витков которой выбрано таким, чтобы напряжение на выходе управляемого стабилизатора 32 напряжения соответствовало напряжению питания счетчика 23 импульсов с самоблокировкой при номи- нальной частоте вращения ВД.

При достижении ВД номинальной частоты вращения подается команда lJy на управляемый стабилизатор 32 напряжения, с которого поступает напряжение питания на счетчик 23 импульсов с самоблокировкой, который од5 14 .новременно устанавливается в нулевое состояние.

Если во время работы ВД на газодинамических подшипниках происходит прорыв газового слоя, трение в подшипниках разко возрастает, что будет немедленно отмечено по току, потребляемому ВД, датчиком 19 тока, сигнал с которого через первый формирователь

20 сигнала поступает на входы схемы.

21 совпадения, устройства 22 временной задержки и счетчика 23 импульсов с самоблокировкой. Так как прорыв газового слоя в газодинамических подшипниках носит характер импульсов, длительность которых много меньше времени разгона ВД, схема совпадения не срабатывает, но число этих прорывов начинает подсчитывать счетчик 23 импульсов с самоблокировкой, уста новленный на заданное число импульсов. По достижении этого числа счетчик 23 импульсов с самоблокировкой производит самоблокировку и через схему ИЛИ 24 размыкает контакты реле

16. Обмотка 18 электромагнитной муфты обесточивается и ВД начинает вращаться на шарикоподшипниках. Тем самым исключается ускоренный износ газодинамических подшипников, устраняется дебаланс ротора ВД, вызванный износом газодинамических подшипников, и осуществляется ввод в действие резервных шарикоподшипнйков, что повышает надежность ВД в целом.

Иногда газодинамические подшипники становятся неработоспособными в условиях.повышенных вибраций. Для обеспечения работы ВД в широком диапазоне вибраций в схему ВД введен канал управления от вибродатчика 27, обеспечивающий расширение функциональных возможностей ВД. При возникновении вибраций сигнал с вибродатчика 27 поступает на вход второго формирователя 26 сигнала. Сформированный сигнал подается на пороговое устройство 25, которое срабатывает, если частота и амплитуда вибраций находятся выше установленной величины, и через схему ИЛИ размыкает контакты реле 16, вследствие чего обмотка 18 электромагнитной муфты будет обесточена. Ось комбинированной опоры вращения оказывается незастопоренной, и ВД будет вращаться на шарикоподшипниках.

76571

10

Таким образом, изобретение позволяет повысить надежность работы ВД и расширить его функциональные возможности, Описанный ВД предназначен для длительной работы в вентиляторах и насосах.

Силовая часть коммутатора ВД может быть выполнена по секционной схеме со средней точкой (представленной на фиг. 1) или по мостовой схеме.

Формула из обретения

1. Вентильный электродвигатель по авт.св. - 1203654, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности и расширения функциональных воэможностей, в него введены дополнительно газодинамическая опора с внешней и внутренней втулками, электромагнитная муфта, содержащая обмотку и якорь, транзисторный ключ, датчик тока, первый формирователь сигнала, схема совпадения, устройство временной задержки, счетчик импульсов с самоблокировкой,-логический элемент ИЛИ, причем начало и конец третьей обмотки уравнительного дросселя через диоды, первый фильтр и контакты размыкающего реле подключены к управляющему входу транзисторного ключа, эмиттер которого подключен к средним точкам. второй и третьей обмоток уравнительного. дросселя, а коллектор через обмотку электромагнитной муфты и датчик тока — к поло жительной шине источника питания, выход датчика тока подключен к входу первого формирователя сигнала, выход которого подключен к первому входу схемы совпадения, входу устройства временной задержки и входу счетчика импульсов с самоблокировкой, выход устройства временной задержки подключен к второму входу схемы совпадения, а выход схемы совпадения через первый вход логического элемента ИЛИ подключен к управляющему входу размыкающего реле, выход счетчика импульсов с самоблокировкой подключен к второму входу логического элемента

ИЛИ, на внешней втулке газодинамической опоры установлен ротор, а внутренняя втулка газодинамической опоры установлена на подшипниках, установленных на оси двигателя, якорь электромагнитной муфты установлен на оси двигателя по скользящей посадке

1476571

15.el

41 48 40 г.8

ezus vs

Составитель А. Санталов .Техред lI.0лийнык Корректор И. Муска

Редактор .А. Маковская

Заказ .2165/54 Тираж 647 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина,101.против внутренней поверхности внутренней втулки, причем расположенные одна против другой поверхности якоря электромагнитной муфты и внутренней . втулки выполнены коническими.

2. Электродвигатель по и. 1, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности двигателя в условиях механических воздействий, в него введены вибродатчик, установленный на корпусе, второй формирователь сигнала и пороговое устройство, причем выход вибродатчика соединен с входом второго формирователя сигнала, выход которого соединен с входом порогового устройства, выход которого подключен к третьему входу логического элемента ИЛИ.

3. Электродвигатель по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что в него введены четвертая обмотка, расположенная на уравнительном дросселе, третий и четвертый диоды, второй фильтр и управляемый стабилизатор. напряжения, причем начало и конец четвертой обмотки уравнительного дросселя через третий и четвертый диоды и второй фильтр подключены к входу управляемого стабилизатора напряжения, выход которого подключен к положительному, зажиму цепи питания счетчика импульсов с самоблокировкой, средняя точка четвертой обмотки уравнительного дросселя подсоединена к общему проводу цепи питания счет чика импульсов с самоб6окировкой.

Вентильный электродвигатель Вентильный электродвигатель Вентильный электродвигатель Вентильный электродвигатель Вентильный электродвигатель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике , а именно к вентильным индукторным двигателям

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и автоматике, а именно к исполнительным электродвигателям систем автоматическогоуправления, и может быть использовано в исполнительных механизмах различного назначения

Изобретение относится к исполнительным электродвигателям систем автоматического управления

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в автономных объектах для привода насосов и вентиляторов

Изобретение относится к электрои может быть использовано в вентильном электроприводе, системах управления элек-ррических машин, в вентильных двигателях и асинхронизированных синхронных машинах

Изобретение относится к элект- .ромашиностроению, в частности к мощным высокоскоростным неявнополюсным двигателям (турбодвигателям)

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электродвигателям с встроенным датчиком положения и скорости, и может быть использовано, например, в вентильных электроприводах в качестве исполнительного элемента, в устройствах автоматики

Изобретение относится к управляемым электроприводам

Изобретение относится к магнитному вращающемуся устройству и, в частности, к магнитному вращающемуся устройству, которое использует многократно пульсирующие силы, возникающие между постоянным магнитом и электромагнитом

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам с бесконтактной коммутацией секций обмоток статора в зависимости от положения ротора с помощью преобразователя частоты, т

Изобретение относится к электротехнике, в частности к конструкциям магнитоэлектрических генераторов тока торцевого типа, приводимых во вращение, например, ветровым лопастным колесом

Изобретение относится к области электротехники, в частности к вентильным электроприводам
Наверх