Тренажер телеграфиста

 

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для тренировки операторов слепым методом работы на клавиатуре телетайпа, и является усовершенствованием основного изобретения по авт.св. N1314366. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера с повышением точности контроля путем определения типа ошибок, допускаемых обучаемым. Тренажер телеграфиста содержит блок 1 ввода ответов, блок 2 сравнения, блок 3 счетчиков /для формирования цифровой информации/, блок 4 счетчиков /для формирования буквенной информации/, дешифраторы 5 и 6, блок 7 предъявления учебной информации, переключатель 8, блок 9 динамического формирования вопросов, блок 10 регистрации, блок 11 классификации ошибок зон клавиатуры, блок 12 классификации ошибок буквенной части клавиатуры, блоки 13 и 14 индикации классифицированных ошибок цифрового ряда и буквенной части клавиатуры соответственно. Введение блоков 11 и 12 позволяет выявить горизонтальные, смежные, симметричные и вертикальные ошибки, которые фиксируются в блоках 13 и 14. Случайные ошибки определяются путем вычитания из числа неправильных /ошибочных/ ответов в блоке 10, суммы ошибок, имеющихся в блоке 13/14/. 2 з.п.ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЩИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 G 09 В 13/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ ССС Р (61) 1314366 (21) 4310453/24-24 (22) 28.09.87 (46) 15.05.89. Вюл. К -18 (72) Н.И,Кудряшов, В.А.Кирюхин, С,Н.Кудряшова, В.В.Мухортов и А.П.Долгов (53) 681.3.071(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1314366, кл. С 09 В 13/02, 1986. (54) ТРЕНАЖЕР ТЕЛЕГРАФИСТА (57) Изобретение относится к устройствам, предназначенным для тренировки операторов слепым методом работы на клавиатуре телетайпа, и является усовершенствованием основного изобретения по авт,св. Р 1314366. Цель изобретения — расширение дидактических возможностей тренажера с повышением точности контроля путем определения типа ошибок, допускаемых обучаемым. Тренажер телеграфиста содержит блок 1 ввода ответов, блок

„„SU„„1479953 A 2

2 сравнения, блок 3 счетчиков (для формирования цифровой информации), блок 4 счетчиков (для формирования буквенной информации), дешифраторы

5 и 6, блок 7 предъявления учебной информации, переключатель 8, блок

9 динамического формирования вопросов, блок 10 регистрации, блок 11 классификации ошибок зон клавиатуры, блок t2 классификации ошибок буквенной части клавиатуры, блоки

13 и 14 индикации классифицированных ошибок цифрового ряда и буквенной части клавиатуры соответственно.

Введение блоков 11 и 12 позволяет выявить горизонтальные, смежные, симметричные и вертикальные ошибки, которые фиксируются в блоках 13 и

14, Случайные ошибки определяются путем вычитания из числа неправильных (ошибочных) ответов в блоке

10 суммы ошибок, имеющихся в блоке

13 (14), 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

1479953

Изобретение относится к автоматике, в частности к обучающим устройствам, предназначенным для тренировки операторов "слепым методом работы на клавиатуре телетайпа, и является усовершенствованием известного устройства по авт ° св. - 13 14366.

Целью изобретения явля тся расширение дидактических возможностей тренажера с повышением точности контроля путем определения типа ошибок, допускаемых обучаемым. Это позволяет применить соответствующие корректирующие задания, исключающие ошибки и сокращающие время обучения.

На фиг.1 представлена структурная схема тренажера; на фиг.2 — функциональная схема блока классификации ошибок зон (цифрового ряда) кла- 20 виатуры (левая половина цифрового ряда, идентичная правой);на фиг.3— схема блока классификации ошибок буквенной части клавиатуры (левая половина клавиатуры, идентичная пра- 25 вой) на фиг.4 — схема блока динамического формирования вопросов; на фиг.5 — схема блока регистрации.

Тренажер телеграфиста содержит блок 1 ввода ответов, выполненный в 30 виде клавиатуры телеграфного аппарата, блок 2 сравнения, блок 3 счетчиков (для формирования цифровой информации), блок 4 счетчиков (для формирования буквенной информации), первый и второй дешифраторы 5 и 6, блок 7 предъявления учебной информации, переключатель 8, блок 9 динамического формирования вопросов, блок

10 регистрации, блок 11 классифика- 40 ции ошибок зон клавиатуры, блок

12 классификации ошибок буквенной части клавиатуры, блок 13 индикации классифицированных ошибок (цифрового ряда) и блок 14 индикации классифицированных ошибок (буквенной части клавиатуры), Блок 1 имеет клавиши со съемными шильдиками, кнопки "Пуск" и "Сброс" (не показаны).

Блок 3 включает первый и второй кольцевые счетчики 15 и 16 (с предварительной установкой) и переключатели "правая — левая" и "включеновыключено" правой части, левой части и всего цифрового ряда (не показаны). 5

Блок 4 включает первый и второй кольцевые счетчики 17 и 18 и переключатели правая — левая, включено — выключено" правой части, левой части и всей клавиатуры горизонтального ряда и горизонтальный ряд— вся клавиатура (не показаны).

Блок 13 включает индикаторы (счетчики) 19, 20, 21 соответственно горизонтальных, смежных и симметричных ошибок левой и правой руки.

Блок 14 включает индикаторы (счетчики) 22-25 соответственно горизонтальных, смежных, симметричных и вертикальных ошибок левой и правой руки °

Блок 11 содержит элементы И 26 выделения горизонтальных ошибок,элементы 27 вьделения смежных ошибок, элементы И 28 вьделения симметричных ошибок и первый, второй и третий элементы ИЛИ 29-31. Блок 12 со-. держит элементы И 32 выделения горизонтальных ошибок, элементы И 33 вьделения смежных ошибок, элементы

И 34 выделения симметричных ошибок, элементы И 35 выделения вертикальных ошибок и первый и четвертый элементы ИЛИ 36-39.

Блок 9 содержит генератор 40 импульсов (с высокой частотой следования), одновибратор 41 и элемент

И 42.

Блок 10 содержит счетчик 43 числа правильных ответов, счетчик 44 числа неправильных ответов, счетчик. 45 числа ответов (с регулируемым числом счета), элемент ИЛИ 46 и индикатор

47 "Стоп".

Устройство работает следующим образом.

Предварительно переключатель 8 устанавливают в положение Цифры, а переключателями в блоке 3 счетчики .

15 и 16 включаются последовательно, образуя единый кольцевой счетчик, обеспечивающий работу всего цифрового ряда клавиатуры. Переключатель на счетчике 45 блока 10 устанавливают в положение 300.

Включают питание. Запускается генератор 40 блока 9, На табло блока

7 высвечивается индикатор "Цифры", предписывающий обучаемому работать на цифровом ряду клавиатуры блока

1 правой и левой руки.

Обучаемый нажимает кнопку "C6poc" устанавливая счетчики в исходное состояние, а затем кнопку "Пуск", обеспечив подачу импульса на одновибратор 41 блока 9. Импульс с выхо1479953

20 да одновибратора 41 поступит на вход элемента И 42, обеспечив прохождение через него импульсов с выхода генератора 40, которые через переключатель 8 подаются на вход блока 3, обеспечивая случайное состояние счетчиков 1,5. 16.. Ha одном иэ выходов дешифратора 5, соответствующем данному состоянию. счетчика 1О

15, 16, появится единичный потенциал, который поступит на соответствующий вход блока 7, высветив на табло его цифрового ряда (под знаком — цифрой) моторную характеристи5 ку (ИХ), например, Л4 (лев ая четвертым), на соответствующий вход первой группы входов блока 11, обеспечив подготовку соответствующих элементов И для выдачи информации при допущении обучаемым ошибки (в нашем примере элементов 27, 27э и

28), соответствующих MX Л5, ЛЗ и .Л4) и на соответствующий данной MX

Один иэ .ВтОрых ВхОдОВ группы блО 25 ка- 2.

Обучаемый по высвеченной MX (Л4) вьтттолняет движение на цифровом ряду клавиатуры блока 1, т.е. производит удар четвертым пальцем левой руки по клавише. При ударе по клавише происходит замыкание контакта микровыключателя (с полюсом источника питания), обеспечивающего появление импульса на одном из выходов блока 1. 35

Если обучаемый правильно выполнил движение, то импульс с выхода Л4 блока ..1 поступит на соответствующий вход блока 11, т.е. ни на один из входов элементов 27, 27, 28з еди40 ничный потенциал не будет подан (ошибки нет). На первом выходе блока 2 появится импульс, который поступит на первый вход .блока 10, зафиксировав в счетчике 45 ответ (отработку движения), в счетчике 43 зафиксировав правильный ответ, и на вход одновибратора 41 блока 9, импульс с выхода которого обеспечит кратковременное погашение MX перевод в новое случайное состояние счетчика 15, 16, подготовку блока 11 для выдачи информации при допущении обучаемым ошибки и последующее высвечивание на цифровом ряду табло 55 блока 7 следующей MX.

Если обучаемый неправильно выполнил движение на цифровом ряду клавиатуры блока 1, вмссто Л4 пронэ-.

BpJt удар Ilo кхтавише, соответствующей моторной характеристике, нат1рпмер, ЛЗ, то импульс с выхода (ЛЗ) блока 1 поступит на соответствующий вход второй группь1 входов блока 11 на вход элемента 27 . Импучьс с выхода элемента 27, через элемент

ИЛИ 30 поступит на второй вход блока

13, зафиксировав в индикаторе 20 смежную ошибку. Импульс с выхода блока 1 поступит также на соответствующий из первых входов блока 2, обеспечив появление импульса на его втором выходе. Импульс с второго выхода блока 2 поступит на второй вход блока 10, зафиксировав в счетчике 44 неправильный ответ, а в счетчике 45 — ответ (произведенное обучаемым движение). На цифровом ряду табло блока 7 продолжает вы-свечиваться неправильно отработанная MX. Она будет высвечиваться до правильного выполнения движения обучаемь1м.

При выполнении обучаемым 300-ro удара по клавишам цифрового ряда блока 1 на выходе счетчика 45 появится импульс переполнения, который засветит индикатор 47 "Стоп", предупреждающий обучаемого (преподавателя) о снятии показаний со счетчиков 43, 44 и индикаторов 19,2 1,20.

В зависимости от количества и типа допущенных ошибок, зафиксированных индикаторами. 19, 20 и 2 1, преподаватель выбирает упражнения, которые обучаемому следует самостоятельно проработать, чтобы чобиться устранения ошибки. Случайные ошибки определяются разностью числа неправильных ошибок и суммы типовых ошибок, зафиксированных индикаторами.

По числу правильных движений судят о степени Выработки навыка ориентировки на цифровом ряду клавиатуры.

Аналогично производится выработка навыка ориентнтювания на буквенной части клавиатуры, Для этого переключатель 8 устанавливают в положение

"Буквы", а счетчики 17 и 18 включаются последовательно, образуя единый кольцевой счетчик, обеспечивающий работу всей буквенной части клавиатуры. Переключатель на счетчике

45 блока 10 устанавливают в положение 600, 14

Если обучаемый првильно выполнил движение, то импульс с выхода

Л2 вбок блока 1 поступит на соответствующий вход второй группы входов блока 12, т.е. на один из элементов 32, 35 z>, 25, 341 единичный потенциал не будет выдан (ошибки нет). На первом выходе блока

2 появится импульс, который поступит на первый вход блока 10, зафиксировав в счетчиках 45 и 43 ответ и правильный ответ соответственно, и на вход блока 9, импульс с выхода которого обеспечит кратковременное погашение MX перевод в новое случайное состояние счетчика 17, 18, высвечивание на табло блока 7 следующей МХ,подготовку блока 12 для выдачи информации при допущении ошибки (при ответе).

На табло блока 7 высвечивается индикатор "Буквы", предписывающий обучаемому работать на всей буквенной части клавиатуры блока 1 обеими руками.

Обучаемый нажимает кнопку "Сброс", а затем "Пуск",обеспечив подачу с выхода генератора 40 на вход блока

4 импульсов, которые приьодят счетчики 17, 18 в случайное состояние.

На одном из выходов дешифратора 6, соответствующих данному случайному состоянию счетчиков 17, 18, появится единичный потенциал, который поступит на вход блока 7, высветив, например, в горизонтальном (основном) ряду под буквой "П" моторную характеристику Л2 вбок (левым вторым вбок), на соответствующий первый вход группы блока 12, обеспечив подготовку соответствующих элементов И (32„,35,,35 э, и 35„ соответствующих МХ Л2, JI2 вверх вбок, Л2 вниз вбок и П2 вбок) для выдачи информации при допущении обучаемым ошибки (при ответе) и на соответствующей данной MX один из третьих входов группы блока 2 °

Обучаемый при высвеченной МХ (Л2 вбок) выполняет движение на основном ряду буквенной части клавиатуры блока 1, т.е. производит удар вторым пальцем левой руки, предварительно сместив его вправо, по клавише, При ударе по клавише происходит- замыкание контакта микровключателя,.обеспечивающего появление импульса на одном из входов блока 1.

79953 6

Если обучаемый неправильно выполнил движение на основном ряду буквенной части клавиатуры блока 1, вместо Л2 вбок произвел удар по

5 клавише, соответствующей МХ, например Л2, то импульс с выхода (Л2) бло— ка 1 поступит на соответствующий вход второй группы блока 12, на вход элемента 32„.. Импульс с выхода элемента И 32 через элемент ИЛИ

36 поступит на первый вход блока

14, зафиксировав в индикаторе 22 горизонтальную ошибку, Импульс с выхода блока 1 также поступит на со:ответствующий из первых входов блока 2, обеспечив появление импульса на его втором выходе. Импульс с второго выхода блока 2 поступит на . второй вход блока 10, зафиксировав в счетчиках 45 и 44 ответ и неправильный ответ соответственно. На табло блока 7 продолжает высвечиваться неправильно отработанная МХ (до правильйого выполнения движения).

При выполнении обучаемым 600-го удара по клавишам клавиатуры блока

1 на выходе счетчика 45 появится импульс переполнения, который засветит индикатор 46 "Стоп", предупреждающий обучаемого (преподавателя) о снятии показаний со счетчиков 43 и 44 и индикаторов 22-25.

В зависимости от количества и типа допущенных ошибок, зафиксиро- . ванных индикаторами 22-25, преподаватель выбирает упражнения, которые обучаемому следует самостоятельно проработать, чтобы добиться устранения ошибки.

По числу правильных движений судят о степени выработки навыка ориентировки на буквенной части клавиатуры.

Использование изобретения при

45 тренировке телеграфистов в период становления расширяет функциональные возможности устройства, повышает точность контроля и ускоряет процесс обучения за счет своевременного выявления и устранения типовых ошибок, возникающих при нарушении обучаемым правил работы. К типовым ошибкам относятся ошибки первого порядка — горизонтальные, вертикальные, смежные и симметричные, и ошибки второго порядка, которые рассматриваются как случайные. Работа по устранению ошибок строится не на основе длительных и однообразных

1479953 ци рр) Фиг. 2 тренажей, как в прототипе, а на отыскании слабого звена в цепи действия MX-Дв (моторная характеристика - движение) и на целенаправленном совершенствовании связанного с ним навыка. Обучаемому дается задание, помогающее развить отстающее звено в формируемом действии, которое отрабатывается на соответствующей части клавиатуры тренажера.

Формула и з о б р е т е н и я

1. Тренажер телеграфиста по авт. св. к- 1314366, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введены блок классификации ошибок зон клавиатуры, входы первой группы которого соединены с соответствующими выходами первого дешифратора, а входы второй группы— с соответствующими выходами цифровой части первой группы блока ввода ответов, блок классификации ошибок буквенной части клавиатуры, входы первой группы которого подключены к соответствующим выходам второго дешифратора, а входы второй группы — к соответствующим выходам буквенной части первой группы блока ввода ответов, и первый и второй блоки индикации классифицированных ошибок, входы которых сбединены с

0m 5ытд00 дешифрапюра (4 ЮУ Ж лч

1 ф

Ъ< .-:

Оэ выходами блока классификации ошибок зон клавиатуры и блока классификации ошибок буквенной части клавиатуpb> соответственно.

2. Тренажер по п.1, о т л и ч аю шийся тем, что блок классификсации ошибок эон клавиатуры содержит первый, второй и третий элементы ИПИ и первую, вторую и третью группы элементов И, входы первой и второй групп которых являются соответствующими входами первой и второй групп блока соответственно, а выходы соединены с входами соответственно первого, второго и третьего элементов И, выходы которых являются соответствующими выходами блока.

3, Тренажер по п.1, о т л и ч аю шийся тем, что в нем блок классификации ошибок буквенной части клавиатуры содержит первый, второй, третий и четвертый элементы 5 ИЛИ и первую, вторую, третью и четвертую группы элементов И, входы первой и второй групп которого являются соответственно входами первой и второй групп блока, а выходы подключены к входам соответственно первого, второго, третьего и четвертого элементов ИЛИ, выходы которых являются соответствующими выходами блока.

1479953

0m ьыксбоВ дешир/оратора (Цкб) Ф 42.т

Pgz. 5

Составитель А.Карлов

Редактор M.Öèòêèíà Техред А.Кравчук Корректор Т.Малец

Заказ 2545/47 Тираж 470 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/S

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Тренажер телеграфиста Тренажер телеграфиста Тренажер телеграфиста Тренажер телеграфиста Тренажер телеграфиста Тренажер телеграфиста 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обучающим устройствам, предназначенным для тренировки операторов "слепым" методом работы на клавиатуре печатающих (телеграфных), наборных и кодирующих аппаратов

Изобретение относится к обучающи.м устройствам, предназначенным для обучения операторов «слепым методом работы на клавиатуре печатающих, наборных и кодирующих аппаратов

Изобретение относится к обучающим устройствам и предназначено для тренировки операторов «слепым методом работы на клавиатуре печатающих аппаратов

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, в частности к устройствам для формирования и контроля двигательных навыков, и может быть использовано для тренировки телеграфистов на первом этапе обучения

Изобретение относится к телеграфии

Изобретение относится к автоматике, в частности к обучающим устройствам

Изобретение относится к обучающим машинам

Изобретение относится к обучающим устройствам, предназначенным для тренировки операторов слепым методом работы на клавиатуре печатающих (телеграфных), наборных и кодирующих аппаратов

Изобретение относится к обучающим устройствам, предназначенным для тренировки операторов слепым методом работы на клавиатуре печатающих (телеграфных), наборных и кодирующих аппаратов
Наверх