Коробка передач

 

Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам с переменной скоростью. Цель - повышение надежности коробки передач достигается за счет сокращения длины валов путем изменения конструкции и компоновки блоков зубчатых колес на валах. На промежуточном 2 и ведомом 3 валах коробки закреплены два блока зубчатых цилиндрических колес. Блоки аналогичны и выполнены в виде установленных осеподвижно на зубчатых втулках 7, 8 колец 9-12 и 13-16 соответственно. Кольца 9-16 имеют внутренние и внешние зубья для взаимодействия друг с другом и втулками 7, 8. Ширина B колец одинаковаи меньше ширины S втулок 7, 8. Последние смещены одна относительно другой в осевом направлении на величину L, причем B Λ*98S. Выборочное осевое перемещение колец 9-16 может осуществляться блоками 17, 18 телескопических гидроцилиндров. Втулка 7 может быть соединен с валом 2 управляемой муфтой 26. Для включения нужной передачи при помощи соответствующих гидроцилиндров блоков 17, 18 перемещают соответствующие кольца в осевом направлении. Например пакет колец 13, 14, 5 влево, а кольцо 9 вправо. При этом кольца 15 и 9 входят в зацепление своими наружными зубьями на ширине S-(B+δ), гдЕ δ - зазор между торцами пакетов колец и соответствующими торцами втулок 7, 8. Далее муфтой 26 соединяют втулку 7 с валом 2 и вращающий момент передается с ведущего вала 1 на ведомый вал 3. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК у 4 F 16 Н 3/22

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Фиг.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (2I ) 4288379/25-28 (22) 23 .07 .87 (46) 30.06.89. Бюл. N - 24 (71) Тольяттинский политехнический институт (72) В.Г. Пушкарев (53) 621 .833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Il 444025, кл. F 16 Н 3/36, 1 972.

Патент Германии У 147408, кл. 47 h 12, 1903. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам с переменной скоростью. Цель — повышение надежности коробки передач — достигается за счет сокращения длины валов путем изменения конструкции и компоновки блоков зубчатых колес на

„„SU„„1490357 A 1

2 валах. На промежуточном 2 и ведомом

3 валах коробки закреплены два блока зубчатых цилиндрических колес. Блоки. аналогичны и выполнены в виде установленных осеподвижно на зубчатых втулках 7,8 колец 9-12 и 13-16 соответственно. Кольца 9-16 имеют внутренние и внешние зубья для взаимодействия друг с другом и втулками

7,8. Ширина Ь колец одинакова и меньше ширины S втулок 7, 8 . Последние смещены одна относительно другой в осевом направлении на величину 1, причем Ь (1 (S. Выборочное осевое перемещение колец 9-16 может осуществляться блоками 17, 18 телескопг. "ских гидроцилиндров . Втулка 7 может быть соединена с валом 2 управляемой муфтой 26. Для включения нужной пе-.

1490357

30

40 редачи при помощи соответствующих гидроцилиндров блоков 17, 18 перемещают соответствующие кольца в осевом направлении. Например пакет колец 13, 14, 5 влево, а кольцо 9 впра5 во. При этом кольна 15 и 9 входят в зацепление своими наружными зубьями на

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с переменной 15 скоростью.

Целью изобретения является повышение надежности коробки передач эа счет сокращения длины валов путем использования конструкции и компоновки 20 блоков зубчатых колес на валах.

На фиг. 1 изображена коробка передач; на фиг. 2 — блок зубчатых колес на фиг. 3,4 — схемы взаимодействующих блоков.

Коробка передач содержит параллельные валы 1,2,3, размещенные в корпусе 4.

Вал l является ведущим, вал 2 промежуточным, а вал 3 — ведомыми.

Вал 1 связан с валом 2 постоянно зацепляющейся парой зубчатых колес

5, 6. На валах 2 и 3 размещены два блока зубчатых цилиндрических колес различного диаметра. Блоки аналогичны друг другу и выполнены в виде установленных на соответствующих валах 2,3 втулок 7,8 с наружными зубьями и размещенных на втулках

7,8 с воэможностью ограниченного осевого перемещения относительно них и друг друга концентрических колец 9-12 и 13-16 соответственно. На кольцах 9-16 выполнены внутренние и наружные зубья для взаимного вза- 45 имодействия, т.е. внутренние зубья кольца 12 взаимодействуют с наружными зубьями кольца 11, внутренние зубья кольца 11 — с наружными зубьями кольца 10 и т.д. Внутренние зубья кольца 9 (наименьшего диаметра) взаимодействуют с наружными зубьями втулки 7. Кольца 13-16 и втулка

8 взаимодействуют аналогичным образом (см. фиг. 2) . Кольца 9-12 и 13-1655 каждого иэ блоков выполнены с одинаковой шириной Ь, меньшей ширины S соответствующих втулок 7,8. Последние закреплены на валах 2,3 со смеширине S-(Ь+д, где d — зазор между торцами пакетов колец и соответствующими торцами втулок 7,8. Далее муфтой 26 соединяют втулку 7 с валом 2 и вращающий момент передается с ведущего вала 1 на ведомый вал 3.

2 з и. ф лы, 4 ил. щением одна относительно другой в осевом направлении на величину 1, большую ширины Ъ колец, но меньшую их собственной ширины S. В нейтральном положении между обращенными друг к другу торцами колец 9-12 и втулкой

8 (и, соответственно, торцами колец

13-16 и втулкой 7) существует зазор

8= (1-Ь) . В коробке передач имеютс,. устройства 17, 18 для осевого перемещения колец 9-12 и 13-16. Они могут быть выполнены в виде размешенн . со стороны противоположных торцов блоков и соединенных с соответствующими коль цами (на фиг . 2 с коль цами 1 3 -1 6) соосных телескопических гидроцилиндров 19-22 (фиг. 2). Дно каждого соседнего гидроцилиндра является стенкой замкнутой полости, ими образованной (на фиг. 2 — полости А,Б,В и Г) .

Крайний гидроцилиндр 23 эакреплсн на валу 3. Кполостям А,Б,В,Г в теле вала

3 подведены каналы 24. Гидроцилиндры

19-23 подпружинены друг к другу пружиной 25. Одна из втулок, например втулка 7, может быть связана с валом 2 управляемой муфтой 26 (фиг. 1, 3, 4), в данном случае управляемой гидравлически. На корпусе 4 закреплены распределители 27, 28 для выборочного соединения каналов 24 валов 2, 3 с напорной магистралью (не показана).

Распределитель 27 может быть использован и для управления муфтой 26.

Коробка передач работает следующим образом.

В нейтральном положении распределители 27, 28, управляемые вручную, либо автоматически, соединяют все полости А,Б,В и Г через каналы 24 со сливом (не показан). Кольца блоков находятся в положении, изображенном на фиг. 1 . Муфта 26 отключена, а вращение передается лишь от ведушего вала 1 на промежуточный вал 2 зацеп— лением колес 5,6. и з о б ретени и я

Последоват ельность вкл едач аналогичн ична описанной.

1490357 в ключ ени ределитель 28 ия первой передачи р с

6 ь г оедин яет ас — Форм у л а

4 с напорной

l . .Короб казан . Раб о ка передач под давлением параллел ьные валы а содержаша нем в полость Г .

ы, размещенные на роцилиндров 19-22 лока зубчатых цил пружину 25, пе е колес различно тых цилиндрических фиг. перемещается в ко . ичного диамет лево (см. упора дна гид мере один из которых вып ра, по крайн еи

П 16 ными зубьями

10 ьями и разме е аружзацепление с и входит в с возможно шенных на вт с зубьями вт остью огранич тулке рине (S-(Ь+К)7 перемещения отн теля

С помощью ия относительно включа ют муфт 2

И тричных г начинает рас редел нее и дру у и коробка колец с вн т работать, пе е наружными зубь утрентящий момен передавая круsyáb a arv vp aass т по цепочке: в

15 аимодействия и заимколесо 5 — ко ке: вал лесо 6 о — ко — вал 2 — муфта чающая яколец, о тл и—

15 а — кольцо 16 а я с я тем ч кольцо 14 — кольцо повышения на что, с целью

8 кольцо 13 и " надежности за — вал 3. — втулка

ы валов, вто о кра—

20 алогично пе в выснабжена о рвому, коробка

Для включен дополнительн р и передачи выия вто о му ту 26, и и и и вы- го блок емещения коле пределите 28 ока, кольца ка ц второсоединяю ас- выполнен а каждого из бл со сливом (н ют полость Г ны с одинако локов не показан) . меньшей ш аковой шириной роцилиндров 1 9-2 2 по

Пакет г идтству еи ширины соот

l жины 25 возв а последние за щих втувозврашается в м пру- лах со ие закреплены н ложение (ф иг. 1) . исходное п по- д г о смещением м одной отн

"алее рабочая с е ольшую ширин на вели(г идро оцилиндр 22 остаетс

30 венной шири ве ины. состоянии). Однов ем я в исходи ом л и ч

2. оробка пе редач по п. 1 щи распр о т еделителя 27 вп помо- ройс тв а с я тем, что шают кольцо 9 что устна валу 2. П ьцо блока размещенного е- коле ц выполнены в в ого переме щения

После ввода ого со сто

ы в виде разме колец 9 и 15 д в зацепление ороны противоп шенных б б и включают м н ие 35 блоков и и соединенн ивоположных то рцов от торой перс отает на вт о- в ю енных с соо иг.4) . у шими коль цами соосных те ческих гидроцил

3. индров . с ных телес к оп иКоробка пе е о т л передач по пп . 1

40 о н ич аюш а я с и 2

Э д а из втул тем, что ок связана с уп му той.

1490357

Фиа. Ч

Составитель В. Сергеев

Редактор М. Бандура Теxpeд Л.0лийнык КорректорС. Черни

Заказ 3666/39 Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул. Гагарина, 101

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и может быт1, использовано в Г1еременн1,1х зубчат|1| передача.х

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в переключаемых осевым смещением колес передачах различных машин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных разделах данной области там, где требуется изменять передаточное отношение при передаче вращающего момента от одного вала к другому

Изобретение относится к области машиностроения для безударного включения ведомых валов при преобразовании крутящего момента

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в различных отраслях машиностроения в изделиях, имеющих переключаемые зубчатые колеса коробок скоростей, например, в станкостроении, в транспортном машиностроении, в автомобиле- и тракторостроении и т.п

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач различных механизмов и машин

Изобретение относится к автотракторному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах для бесступенчатого регулирования скорости

Изобретение относится к машиностроению , к коробкам передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в устройствах для переключения передач

Изобретение относится к области машиностроения. Отключаемый колесный узел транспортного средства содержит установленную в корпусе неподвижную ось, в отверстии которой установлена на подшипнике в расточке крышки ведущая полуось со шлицевым концом, соединенной со ступицей колеса, выполненной с внутренними зубьями и размещенной на оси посредством подшипников, зубчатую муфту с наружными зубьями, установленную на шлицевом конце ведущей полуоси с возможностью взаимодействия с внутренними зубъями ступицы колеса. Зубчатая муфта соединена с поршнем механизма управления, установленным в отверстии неподвижной оси, включающим в себя поршень и предварительно сжатую пружину. Каналы для подвода рабочей среды соединены с механизмом управления. Предварительно сжатая пружина одним концом упирается в торец зубчатой муфты, а другим - в стакан, закрепленный на ведущей полуоси и не имеющий контакта с крышкой. Поршень механизма управления расположен в расточке неподвижной оси. Достигается повышение надежности устройства. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх