Способ чистового нарезания конических зубчатых колес с круговыми зубьями

 

Изобретение относится к машиностроению ,в частности, к производству конических колес с круговыми зубьями в автомобильной и тракторной промышленности. Цель изобретения - повышение качества обработки за счет обеспечения постоянной ширины резов на поверхности зубьев по линии делительного конуса. Обрабатываемому колесу сообщают переменную угловую скорость вращения в зависимости от изменения угловой скорости вращения производящего колеса с обеспечением постоянного передаточного отношения обкатки, при этом угловую скорость воображаемого производящего и обрабатываемого колес изменяют обратно пропорционально изменению радиуса основной окружности обрабатываемого колеса. 5 ил.

COlO3 СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1495029 (51)4 В 23 F 9/12 (3g .. ) I 5, g

1 ;I 1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ П<НТ СССР (21) 4263557/27-08 (22) 17. Об, 87 (46) 23 ° 07. 89. Бюл. N 2 j (71) Московский автомобил ьпый з авод им. И.А.Лихачева (72) А.С. Калашников, А.С.Нясенков, М,Е.Стольников, B.Д.Депиховский и В,Т.Кондратюк (53) 6- 1.914.7:621.833.23(088.8) (56) Кедринский В.Н., Писманик К.М.

Станки для обработки коничес ..их зубчатых колес. М.: Машиностроение, 1967, с. 448-452. (54) СПОСОБ ЧИСТОВОГО НАРЕЗАНИЯ КОНИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЬБ КОЛЕС С КРУГОВЬЦ Я

ЗУБЬЯМИ (57) Изобретение относится к машино-i

Изобретение относится к машиностроению, в частности к производству конических колес с круговыми зубьями в автомобильной и тракторной промышленности.

Цель изобретения — повышение качества обработки за счет обеспечения постоянной ширины рядов па поверхности зубьев по линии делительного кону са.

На фиг. и фиг ° 2 показаны схемы образования резов на вогнутой и выпуклой боковых поверхностях зубьев соответственно, на фиг. 3 — развертка эвольвенты зуба в плоскости, перпендикулярной линии резов; па фиг. 4 и 5 — схемы нареэания зубьев от внутреннего к внешнему торцу и от внешне1 го к внутреннему соответственно. строению, в частности к произ водству конических колес с кру го вими зуб ьями в автомобильной и тракторной промпзленности. Цель иэобретешш — повышение качества обработки за счет обеспечения постоянной ширины резов па поверхности зубьев по линии делительчого конуса. Обрабатываемому колесу сообщают переменнук угловую скорость вращения в зависимости от изменения угловой скорости вращения производящего колеса с обеспечением постоянного гередаточного отношения обкатки. при этом угловую скорость вообразя мого производящего и обрабатываемого колес изменяют обратно про.юрционально изменению радиуса основной окружности обрабатываемого колеса. 5 ил.

При нарезании конических и гипоидных колес с круговыя зубьями методом 4 » обкатки на боковых поверхностях зубьев Я„) образуются следы резов. Характер рас- (; Г положения резов 1 па боковых поверхностях зуба колеса с левым направлением показан на фиг. 1. Резы имеют определенную ширину М и наклонены под углом у к основанию зуба 2. Следы резов 3 на выпуклой стороне зубьев колеса с левым направлением показаны на фиг. 2.

При рассмотрении развертки эвольвенты зуба в плоскости, перпендикулярной линии реэов (фиг. 3), можно видеть, что ширина II и высота гребешков (микронеровностей) Н при определенном радиусе основной окружности гд увеличивается по мере увеличения угля

Так как делительные (начапьные) поверхности сопряженных конических и гипоидных колес представляют собой поверхности усеченных конусов, катя15 щихся друг относительно друга беэ скольжения, то радиус основной окружности при образовании звольвенты, а следовательно, и ширина реза M в различных сечениях по длине зуба изменяется ° Радиус Основной окружности на внешнем и. внутреннем торцах зуба можно определить, используя следующие формулы

de 25

r: = — 1 созе(; tgof y ое 2 Se

cosД

tà с1

cosa(" to а(cos!3

1 о где д, с, — внешний, внутренний де- 30 лительньш диаметр;

Qtse q 4gI Угол пРофилЯ HG внешнем внутреннем торце; л, Д . — угол наклона линии зуба

-e

BHeeIHpI o и BHутреннегО 35 торца; с — у гол профиля исходно го контура.

Таким образом ширина реза на поверхности зубьев у конических и гипо- 10 идных колес изменяется как по высоте, так и по длине зуба. Чтобы сообщить обрабатываемому колесу переменную угловую скорость вращения, взаимосвязаннуюю с переменной угловой скоростью А5 производящего колеса с условием обеспечения постоянного передаточного отношения обкатки на внутренней стороне люльки станка (типа 5С280П), устанавливают копир, который через сопротивление во- время обкатки окаэынает воздействие на двигатель постоянного тока, приводящий в движение кинематическую цепь обкатки (не показано).

При нарез анин вогнутых сторон зубьев колеса от внутреннего 4 к внешнему 5 торцу по стрелке б (фиг. 4) копир устанавливают на люльке так, чтобы его средняя часть сонпадапа с

3 1495029 развернутости эвольненты 8, а следовательно, и радиуса кривизны профиля зуба р. Заменяя энольвентную кривизну зуба дугой окружности с радиусом, равным радиусу кривизны зуба, приближенно можно определить высоту гребешков: центром качания люльки, что обеспечивает получение н середине зубчатого венца на линии делительного конуса 7 требуемой ширины реза, например M=

=0,25 мм. Форма копира выполнена так, что, воздействуя через сопротивление на двигатель постоянного тока и кинематическую цепь обкатки, она обеспечивает при нарезании зубьев от внутреннего к внешнему торцу уменьшение угловой скорости воображаемого производящего колеса (люльки) и обрабатываемого колеса пропорционально увеличению радиуса его основной окружности. Таким образом на боковой поверхности зубьев на линии дополнительного конуса получена постоянная ширина резон (M=0,25 мм) по всей ширине зубчатого венца и тем самым обеспечивается постоянная высота ьмкронеровностей, При нарезании выпуклой стороны зубьев шестерни (фпг. 5) используют тот же копир. Нарезание зубьев выпол— няют от внешнего 8 к внутреннему 9 торцу по стрелке 10. При этом для обеспечения постоянной ширины резон (M=0,25 мм) на боковой поверхности зубьев на линии делительного конуса

11 угловую скорость воображаемого производящего и обрабатываемого колес увеличивают пропор ионально уменьшению радиуса основной окружности обрабатываемого колеса.

Предлагаемый способ нарезания зубьев может быть реализован на зуборезных станках с ЧПУ, имеющих управление по четырем координатам: вращение резценой головки, вращение люльки, вращение шпинделя бабки изделия и подача стол а.

Закаленные и притертые зубчатые колеса, изготовленные предлагаемым способом, имеют более низкий уровень звукового давления (на 1,5...2,0 dB) за счет снижения высокочастотных составляющих шума.

ФормуJ1а изобретения

Способ чистового нарезания конических зубчатых колес с кру1овыми зубьями в условиях заданного передаточного отношения обката с воображаемым производящим колесом, вращающимся с переменной угловой скоростью, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения качества обработки эа

1495029 где д

Р при этом та между мым колес а а4)p

1 о фиг. 5 счет обеспечения постоянной щирины реэов на поверхности эубьев по линии делительного конуса, обрабатываемому коническому колесу сообщают переменную угловую скорость в соответствии

5 с эависимостью:

Расчетная угловая скорость обрабатываемого колеса; радиус основной окружности колеса в среднем сечении; радиус основной окружности колеса в расчетном сечении, передаточное отнонение обкапроиэводящим.и обрабатываеами сохраняют постоянным.

1495029

Составитель И.Кузнецова

Техред Л,Олийнык Редактор С.Патру ева

Корректор 3.Лончаков»

Заказ 4156/8 Тираж 831 Подлы сн о е

BHHHIIH Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ чистового нарезания конических зубчатых колес с круговыми зубьями Способ чистового нарезания конических зубчатых колес с круговыми зубьями Способ чистового нарезания конических зубчатых колес с круговыми зубьями Способ чистового нарезания конических зубчатых колес с круговыми зубьями 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обработке зубчатых колес резанием и может быть использовано в производстве цилиндрических колес с круговыми зубьями

Изобретение относится к станкостроению, к нарезанию конических колес со спиральным зубом

Изобретение относится к области станкостроения, зуборезным станкам для обработки полуобкатных конических колес резцовой головкой по методу обката

Изобретение относится к области станкостроения, зуборезным станкам для обработки конических колес со спиральным зубом резцовой головкой по методу обката

Изобретение относится к области станкостроения и может быть использовано для управления гидравлической цепью обката зуборезного станка

Изобретение относится к области изготовления зубчатых колес с криволинейными зубьями для зубчатой передачи, в частности с передаточным числом, равным единице, и шевронной арочной зубчатой передачи

Стержневая фрезерная головка предназначена для приема множества стержневых фрез первого набора стержневых фрез, причем указанная головка имеет n приемных отверстий для приема n стержневых фрез первого набора стержневых фрез, которые все расположены вдоль первой концентрической номинальной окружности фрезерной головки, имеющей номинальный радиус первой фрезерной головки. Первое коническое зубчатое колесо со спиральными зубьями может быть отфрезеровано методом единичной индексации в этой конфигурации. Стержневая фрезерная головка дополнительно имеет m приемных отверстий для приема m стержневых фрез второго набора стержневых фрез, которые все расположены вдоль второй концентрической номинальной окружности фрезерной головки, имеющей номинальный радиус второй фрезерной головки. Второе коническое зубчатое колесо со спиральными зубьями может быть отфрезеровано в конфигурации, имеющей m стержневых фрез. Технический результат: сокращение количества фрезерных головок. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх