Двигатель внутреннего сгорания
Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания с наддувом при помощи волновых обменников давления. Цель изобретения - повышение компактности двигателя. Двигатель 1 внутреннего сгорания снабжен волновым обменником давления 2, ротор 3 которого расположен вертикально. Привод ротора выполнен гидравлическим в виде реактивной масляной центрифуги. Корпус центрифуги выполнен в виде стакана 6, установлен над верхним торцом ротора 3 и частично заглублен в него. Масло к форсунке 12 центрифуги подводится из системы смазки двигателя через канал 8, расположенный в центральной полости вала, а очищенное масло сливается из стакана 6 в систему смазки через кольцевой зазор 9 и полость 10 подшипникового узла. Каналы 4 и 5 подвода и отвода сжимаемого воздуха расположены в верхней части статора обменника давления, а каналы подвода и отвода сжимающих газов - у противоположного торца. При истечении масла из форсунки 12 возникает реактивная сила, вращающая ротор волнового обменника давления и форсунку. Под действием центробежного эффекта происходит очистка масла. Совмещение волнового обменника давления с реактивной масляной центрифугой повышает компактность двигателя. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
IlQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4343962/25-06 (22) 23.11.87 (46) 23.07.89. Бюл. ¹ 27 (7l ) Ворошиловгра гский машиностроительный институт (72) А. И. Крайнюк, А. Г. Рыбальченко, И. И. Крайнюк, В. Г!..Левчук и И. П. Васильев (53) 621.43.052:621.43-729.3 (088.8) (56) Акцептованная заявка ФРГ № 2651473, кл. 02 В 39/08, опублик. 1980.
„„Я0„„1495467 А 1 (51) 4 г 02 B 33/4o 39/08 l 01 Ц
Г 04 1= 11/02
2 (54) ДВ И ГАТЕЛ Ь В11У1 Р!.. ! !1Е ГО (.1 0PAHHЯ (57) ИзобретеIIIII. относится к двигателям внутреннего сгорания v ни.lдмвом нри номощи волновык обмен икон давления. Цель изобретения — повьннение kohl llIIkTIIol. двигателя. (вигатель внутреннсго сгорания снабжен волновым обгьемником давления
2, ротор 3 которого расноложен вергllкально. Привод ротора выполнен гидравлическим в виде реакгlIIIIIoII масляной
1495467
Фор,иялс2 Н3001)стРнп.ч центрифуги. Корпус центрифуги выполнен в виде стакана 6, установлен над верхним торцом ротора 3 и частично заглублен в него. Масло к форсунке 12 центрифуги
1юдводится из системы смазки двигателя через канал 8, расположенный в центральной полости вала, а очищенное масло сливается из стакана 6 в систему смазки через кольцевой зазор 9 и полость 10 подшипникового узла. Каналы 4 и 5 подвода и отвода сжимаемого воздуха расположены в верхней части статора обменниИзобретение относится к машиностроеник>, в частности двигателестроению, KQHкретно к двигателям внутрсннего сгорания
С и 3. 1Д У ВО М и Р И П О М 0 Н СИ Б О. I I I ) Н Ы Х 00 Ы С иников давления.
Цель изобретения - повышение коми актнюсти двигателя.
На чертеже представлена принципиальная схема предлагаемого двигателя.
Двигатель внутреннего сгорания снабжен волновым обменником 2 давления. К верхней торцовой плоскости вертикального ротора 3 обменника давления примыкают каналы подвода 4 и отвода 5 сжимаемого воздуха, выполненные в неподвижном статоре. К3 f13. 1ы для подвода и ОТВОда см(и ма ющего газа расположены в статоре у другого торца. В верхний торец ротора частично
6, f1 B IßIOIHH HCH корп усом реактнв1юй центрифуги. Основная часть стакана 6 размещена в статорс обменника давления над верхним торцом ротора. Вал 7
p o T o p 3 11 б м е н н и 1с 3 д 3 в л е н и я в ы п о л н с.. и fl 0,1 bl tl и в егo полости размещен канал 8 подвода масла к центрифуге. Канал отвода масла выполнен в виде кольцевого зазора 9 в Iloлости ротора и в виде полости 10 подшинниковог0 узла. аким образом, под1пипниковый узел включен в канал отвода масла от центрифуги.
Для сообщения кольцевого зазора 9 и полости 10 между собой предусмотрены окна
11. Форсунка 12 реактивной центрифуги подключена к системе 13 смазки двигателя.
Двигатель работает следующим образом.
В процессе работы двигателя масло из системы 13 смазки нo каналу 8 поступает в форсунку !2. При истечении масла из форсунки возникает реактивная сила, приводящая во вращение ротор 3 волнового обменника давления, вместе с ним вращается и форсунка, вследствие чего истекающая из форсункн 12 струя масла приобретает окружную скорость. Под действием центробежного эффекта частицы загрязнения мас13 из этой струи осаждаются нз стенки стакана 6 и оседают на его дllo. Про5
30 ка давления, 3 каналы подвода и отвода сжимающих газов — у противоположного торца. При истечении масла из форсунки 12 возникает реактивная сила, вращающя ротор волнового обменника давления и форсунку. Под действием центробежного эффекта происходит очистка масла.
Совмещение волнового обменника давления с реактивной масляной центрифугой повышает компактность двигателя. 3 з.п.ф-лы, 1 ил. исходит центробежная очистка масла в цеIITрифуге.
В результате того, что истечение масла из форсунки 12 центрифуги приводит во вращение ротор 3 обменника давления, центрифуга выполняет роль гидропривода обменника давления.
Находясь в стакане 6, масло охлаждает верхнюю часть ротора 3 со стороны каналов подвода и отвода сжимаемого воздуха, благодаря чему повышается плотность свежего заряда, поступающего в двигатель l.
Одновременно, подогреваясь, масло снижает свою вязкость, что способствует улучшению качества очистки масла в процессе центрифугирования. Очищенное масло через кольцевой зазор 9 и окна 1 подводится в floлость 0 flog fff II ff II H xoeoro узла, смазыва я и охлаждая последний, после чего возвращается в систему 13 смазки двигателя 1.
Выш1лнение гидравлического привода ротора волнового обменника давления в виде реактивной центрифуги позволяет выполнять двигатель без отдельного фильтра тонкой очистки масла в виде центрифуги. Это повышает компактность двигателя. Размещение центрифуги над торцом ротора со стороны каналов отвода сжимаемого воздуха приводит к тому, что воздух охлаждается маслом его плотность возрастает, а это позволяет повысить КПД двигателя по сравнению с двигателем, на котором устанавливается одновременно и волновой обменник давлечия с приводом, и реактивная центрифуга, уменьшаются затраты на привод волнового обмеllHHK3 давления, что также способствует повышению К!!Д.
1. Двигатель внутреннего сгорания, содержащий волновой обменник давления, у которого вращающийся ротор установлен в нодшипниковом узле, каналы подвода и отвода сжимаемого воздуха расположены в одном торце неподвижного статора, а каналы подвода и отвода сжимающего газа в другом, и п1дравлический привод ротора
5 волнового обменника давления, подключенный к системе смазки двигателя своими каналами подвода и отвода масла, отличающийся тем, что, с целью повышения компактности, гидравлический привод ротора волнового обменника давления выполнен в виде реактивной центрифуги, причем волно вой обменник давления выполнен с вертикальным расположением ротора, центрифуга установлена над верхним торцом последнего, ее корпус выполнен в виде стакана и размещен в статоре волнового обменника давления, а последний выполнен с полостью для размещения стакана.
495467
2. Двигатель по и. 1, от.тпчаю цш1гя тем, что подшипниковый узел волнового обменника давления включен в канал <триода масла от центрифуги.
3. Двигатель по и. 1, от.пччаюи4ийгч тем, что ротор волнового обменника давления выполнен полым и канал подвода масла к центрифуге размещен в полости ротора.
4. Двигатель по п. 1, orëè÷àíèöè<1oÿ тем, что каналы подвода и отвода воздуха расположены в верхней части статора волнового обменника давления. (.оставитеаь М. ;<йи
Редактор H. Ti«>«
Заказ 4228/ЗО Типа>к 482 11оаиисиое В11ИИГ1И Гос<.<арствсии<>го к<>к<итста ио изобр<тсиии«и откр«< иич ири ГКНТ СССР I I:3!185, Москвы. Ж вЂ” 35. Ра< шскаи и<>о., го 4 3 11роизвот<тв< иио-изтатсти сииии<>т «11атсит, <., >он< оно<<, уи. Гигириза. О !