Регулируемый кулачковый привод топливного насоса

 

Изобретение позволяет расширить функциональные возможности регулирования топливоподачи путем изменения закона топливоподачи в начале или в конце впрыска. С этой целью кулачок 3 выполнен с дополнительным криволинейным рабочим участком ВС, смежным с тангенциальным участком АВ, и установлен на ведущем валу 5 с возможностью поступательного перемещения в пределах угла поворота центрового профиля 6 (ЦП) на дополнительном криволинейном рабочем участке вс, ЦП 6 которого расположен вне активной зоны плунжера. 3 з.п.ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1495485 A 1 (51) 4 F 02 М 39/00, Е 01 1. 1/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР

1 (2! ) 4190954/25-06 (22) 05.02.87 (46) 23.07.89. Бюл. № 27 (71) Производственное объединение «Брянский машиностроительный завод» им.В. И. Ленина (72) И. В. Сычев и Ю. П. Коробков (53) 621.43 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1138576, кл. F 16 Н 53/04, 1983.

2 (54) РЕГУЛИРУЕМЫЙ КУЛАЧКОВЫЙ

ПРИВОД ТОПЛИВНОГО НАСО(А (57) Изобретение позволяет расширить функциональные возможности регулирования топливо-подачи путем изменения закона топливоподачи в начале или в конце впрыска.

С этой целью кулачок 3 выполнен с дополнительным криволинейным рабочим уча TкомВС, смежным с тангенциальным участком АВ, и установлен на ведущем валу с возможностью поступательного перемещения в пределах угла поворота центрового профиля 6 (ЦП) на дополнительном криволинейном рабочем участке вс, ЦП 6 которого расположен вне активной зоны плунжера. 3 з. п. ф-лы. 4 ил.

1495485

3

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем обеспечения изменения закона топливоподачи преимущественно в начале или в конце впрыска.

На фиг. показан регулируемый кулачковый привод с кулачком для коррекции топливоподачи в конце впрыска; на фиг. 2— то же, в начале впрыска; на фиг. 3 — графики скоростей плунжера топливного насоса с приводом согласно фиг. 1; на фиг. 4 — то же, согласно фиг. 2.

Привод содержит ролик 1, взаимодействующий с толкателем 2 топливного насоса, и тангенциальный кулачок 3 с затылочной частью 4, установ.ii .нный lla ведущем валу 5 с возможн. с-.;ю регулировочноустановочного смещении ь Ilëoñêîcòè вращеi! Ия и конта кти p! к, н, I i Й г po, i i! Ком )

Кулачок 3 и ценгровой профиль 6, образованный траекторией движения центра ролика 1, содержат соответственно основные тангенциальные участки АВ и ав дополнительные рабочие участки ВС и вс, смежные концу тангенциального участка, или дополнительные рабочие участки АД и ad, смежные началу тангенциального участка.

Регулировочно-установочное смещение кулачка 3 задано в пределах угла поворота центрового профиля 6 на дополнительном криволинейном рабочем участке, центровой профиль которого расположен вне активной зоны плунжера насоса при базовой настройке кулачка. !

1ри пяты следующие обозначения (фи г. l и 2): АВ, ав — основной тангенциальный участок рабочего профиля кулачка и соответствующий участок его центрового профиля; B(., вс — дополнительный рабочий участок кулачка, смежный концу тангенциального участка, и соответствующий участок центрового профиля; DA, da — дополнительный рабочий участок кулачка 3, смежный началу тангенциального участка, и соответствующий участок центрового профиля 6; 0 — центр вращения кулачка 3; Z — активная зона в плоскости вращения кулачка, соответствующая диапазону поступательных перемещений центра ролика для геометрически активной части хода плунжера топливного насоса при штатных регулировках его при базовой настройке (ограничена дугами окружностей, проведенных из центра О); и р. — точка центрового профиля и радиус-вектор его, соответствующие моменту геометрического начала нагнетания топлива; k,ð — точка центрового профиля 6 и радиус-вектор его, соответствующие моменту геометрического конца нагнетания топлива; К; — радиус затылка

4 кулачка 3; Т„, Т„, — — хорды центрового профиля 6 соответственно на тангенциаль30

4 ном участке ab и участке bc; Л вЂ” максимальное смещение кулачка 3.

Сплошными линиями (фиг. 1 — 4) изображены кулачок 3 и его центровой профиль 6, показанные в пози,ии базовой настройки, положение центрового профиля 6 для сдвинутого кулачка показано пунктиром, а соответствующие обозначения для этого случая даны со штрихами. Центровой профиль hc дополнительно рабочего участка ВС кулачка согласно фиг. 1 спрофилирован по спирали Архимеда с полюсом в точке О, соответствующей положению центра врагцения кулачка 3 на плоскости центрового профиля при крайнем сдвинутом в сторону затылочной части 4 положении кулачка 3. Профиль bc в позиции базовой настройки находится вне активной зоны плоскости вращения, а кулачок 3 установлен на валу 5 с возможностью линейного смещения по торцовым направляющим в направлении параллельном линии Т», проведенной в пределах углового диапазона между хордами

Т„ и Т„, в данном случае так, что после сдвижки кулачка в другое крайнее положение момент окончания нагнетания заданной цикловой порции топлива, соответствующей разнице показанных на фиг. радиусвекторов р .. и р., сохраняется прежним.

Центровой профиль da дополнительного рабочего участка ДА кулачка 3 (фиг. 2) спрофилирован по спирали Архимеда с полюсом в точке О», соответствующей положению центра вращения кулачка на плоскости центрового профиля при крайнем сдвинутом в направлении подьема профиля положении кулачка. При этом профиль da в позиции базовой настройки находится вне активной зоны Z плоскости вращения, а кулачок 3 установлен с возможностью смещения по направлению t, параллельному тангенциальному участку АВ.

Привод работает следующим образом.

При положении кулачка 3 в позиции базовой настройки активный ход плунжера приводимого им топливного насоса полностью осуществляется при взаимодействии с роликом толкателя 2 только тангенциального (прямолинейного) участка кулачка 3.

После перемещения и установки кулачка 3 привода, изображенного на фиг. 1, участок bc центрового профиля перемещается в активную зону Z плоскости вращения кулачка 3 и при работе привода активный ход плунжера завершается при обкатывании роликом 1 дополнительного участка ВС кулачка 3. В результате закон изменения скоростей С движения плунжера в зависимости от угла поворота у ведущего вала видоизменяется, как изображено на фиг. 3, где сплошной линией показан график скоростей при базовой позиции кулачка 3, а пунктиром — график скоростей

)495485

Ф О 0.33 L/ cl и . 3 0 (i P c 0 тГ и и. 3

5 для сдвинутого кулачка. Соответственно изменяются и объемные скорости нагнетания топлива в период нагнетания (которому соответствуют утолщенные линии графиков).

При этом интенсивность нагнетания в заключительной фазе уменьшается и, соответственно, снижается максимальное давление нагнетания. При максимальном смещении кулачка на величину Л по выбранному, как указано на фиг. !, направлению t, одновременно осуществляется и фазовая настройка топливоподачи таким образом, что угол геометрического конца нагнетания у . заданной цикловой порции топлива сохраняется равным тактовому углу у .. при базовой настройке, а геометрическое начало нагнетания, характеризуемое углом р °, сдвигается на опережение.

После перемен ения и установки кулачка 3 (фиг. 2) участок cIa центрового профиля его перемещается в активную зону Z и при работе привода активный ход плунжера топливного насоса начинается уже при накатывании ролика I на дополнительный участок ДА кулачка. В результате закон изменения скоростей С движения плунжера видоизменяется, как изображено на фиг. 4, где сплошной линией показан график скоростей при базовой позиции кулачка 3, а пунктиром — график скоростей для сдвинутого кулачка. При этом повышается интенсивность нагнетания топлива и впрыска его в начальной фазе топливоподачи.

Использование предлагаемого привода позволяет расширить функциональные возможности системы топливоподачи по локальному (в начале или конце) регулированию закона топливоподачи в современных

ДВС, что улучшает их эксплуатационные свойства: повышается степень унификации используемой топливной аппаратуры, облегчается перевод двигателя на многотопливную работу, облегчается доводочная настройка системы топливоподачи непосредственно на двигателе, расширяется диапазон компромиссных настроек рабочего процесса по режимам. Кроме того, использование привода позволяет сократить трубо,емкость работ во время иссследований топливовпрыскивающей аппаратуры дизеля на испытательном стенде, связанных с выбором оптимального профиля кулачка привода топливного насоса при осуществлении локального корректирования закона топливоподачи, при этом отпадает необходимость в изготовлении новых профилей кулачков

50 и тем самым е )Kpë.ö"..e,.i ";.с;; . ц ч .!(" ных работ и пх стоимо ть!. Регулируемый кулачковый привод топливного насоса высокого давления двигателя внутреннеlo сгора«ип. содержа;цпй ролик, взаимодействующий с толкателем Tollливного насоса, и тангенциальный кулачок с затылочной частью, усгановленный на ведущем валу с возможностью регулировочно-устачовочного смещения в плоскости вращения и контактирующий с роликом, причем центровой профиль тангенциального участка перекрывает активную зону пл> нжера топливного насоса. отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения изменения закона топливоподачн преимуществеHно в начале нли конце впрыска, кулачок выполнен с дополнительным криволинейным рабочим участком, смежным тангенциальному участку, и установлен на валу с возможностью поступательного перемещения в пределах угл" поворота на дополнительном рабочем участке и возможностью введения при этом центрового профиля этого. участка в активную зону плунжера.

2. Привод по п. I, Отличающийся тем, что дополнительный криволинейный рабочий участок кулачка выllолнен смежно концу тангенциального участка, а его центровой профиль спрофилирован по спирали Архимеда с полюсом, расположенным в центре вращения кулачк- в положении при его предельном смещении в сторону затылочной части, а возможность смещения кулачка задана в пределах угла, образованного направлением тангенциального участка и хордой, проведенной через точки центрового профиля, соответствующие началу и концу дополнительного рабочего участка.

3. Привод по и. I, отличающийся тем, что дополнительный рабочий участок кулачка размещен смежно началу тангенциального участка и выполнен выпуклым, а смещение кулачка задано вдоль направления тангенциальноrn участка.

4. Привод по и. 3, отличающийся тем. что, центровой профиль дополнительного рабочего участка кулачка спрофилирован по спирали Архимеда с полюсом, расположенным в центре вращения кулачка в положении при его предельном смещении в сторону, противоположную затылочной части.

С и

Составитель В. Анфимов

Редактор Н. Тупица Техред И. Верес Корректор Т. Малец

За каз 4229/31 Тираж 482 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Регулируемый кулачковый привод топливного насоса Регулируемый кулачковый привод топливного насоса Регулируемый кулачковый привод топливного насоса Регулируемый кулачковый привод топливного насоса 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к топливовпрыскивающей аппаратуре для форсированных и адиабатных четырехтактных дизелей

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет снизить габариты муфты при заданной массе центробежных грузов , что достигается путем более полного использования внутреннего пространства в корпусе муфты без изменения его осевых габаритов

Изобретение относится к малш- -ностроению, может быть испОльзовано в топливоподающих системах тихоходных двигателей внутреннего сгорания, позволяет уменьшить динамические нагрузки и улучшить характеристики впрыска

Изобретение относится к малш- -ностроению, может быть испОльзовано в топливоподающих системах тихоходных двигателей внутреннего сгорания, позволяет уменьшить динамические нагрузки и улучшить характеристики впрыска

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизме газораспределения двигателя внутреннего сгорания
Наверх