Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от повреждения

 

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам релейной защиты, и предназначено для защитного отключения трехфазного электродвигателя при аварийных режимах работы. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей устройства. Сигнал с выхода датчика тока 1 выпрямляется с помощью диодов 2 и 3 и поступает на исполнительные реле 4-6. Реле 4 перегрузки срабатывает при превышении током электродвигателя допустимого значения. Реле 5 минимального тока срабатывает при снижении тока электродвигателя до значения, близкого к току холостого хода. Реле 6 предназначено для предотвращения срабатывания при перегрузке реле 4 при запуске двигателя. С помощью потенциометров 11 и 12, кнопок "сброс" 7 и 27 и цепи с индикаторной лампой 26 можно выполнить упрощенную калибровку уставок защиты при нормальном режиме работы электродвигателя. 1 з.п.ф.1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (5D 4 Н 02 Н 7/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И (ЛНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н AВтО СномМ Свидятяльдтву (21) 4058702/24-07 (22) 18.04.86 (46) 23.07.89. Бюл. М- 27

° (71) Азербайджанский научно-исследовательский институт энергетики им. И.Г. Есьмана и Центр методологии изобретательства (72) P.Н. Ахмедов, Г.А. Миронов, P.Ê. Оруджев, 10.М. Керимов, Д.Д.Халилов, Э.А. Исмаилова, P.Õ. Равилов и И.А. Расулов (53) 621.316.925(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 762083, кл, Н 02 Н 7/08, 1980.

Авторское свидетельство СССР

К 936180, кл. H 02 Н 7/08, 1982. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТРЕХФАЗНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ ПОВРЕ1 ЩЕНИЯ (57) Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам релейной защиты, и предназначено для защитного отключения трехфазного

„„SU„„1495895 А 1

2 электродвигателя при аварийных режимах работы. Цель изобретения— расширение функциональных возможностей устройства. Сигнал с выхода датчика тока 1 выпрямляется с помощью диодов 2 и 3 и поступает на исполнительные реле 4-6. Реле 4 перегрузки срабатывает при превышении током электродвигателя допустимого значения, Реле 5 минимального тока срабатывает при снижении тока электродвигателя до значения, близкого к току холостого хода. Реле 6 предназначено для предотвращения срабатывания при перегрузке реле 4 при запуске двигателя. С помощью потенциометров 11 и 12, кнопок "Сброс" 7 и

27 и цепи с индикаторной лампой 26 возможно выполнить упрощенную калибровку уставок защиты при нормальном режиме работы электродвигателя.

1 з.п. ф-лы, 1 ил.

149589

Вместо штеккеров 28 и 29 при необходимости точной калибровки устройИзобретение относится к области электротехники, в частности к уст, ройствам релейМЗй защиты, и предна. значено дпя защитного отключения трехфазного электродвигателя при аварийных режимах работы (перегрузке, коротком замыкании, обрыве фазу, а также при недопустимом понижении питающих напряжений и токов). 10

Цель изобретения — расширение

1 ! функциональных возможностей устрой, ства. !

На чертеже приведена принципиальная схема предлагаемого устройства. 15

Устройство содержит датчик 1 тока включенный в цепь одной из фаз сети, выпрямительные диоды 2 и 3, соединен ные один параллельно, а другой по следовательноо с датчиком 1 тока, реле 4 перегрузки и первым 5 и вто рым б реле минимального тока. Обмот- ка реле 4 через размыкающую кнопку

1, 7 "Сброс" и размыкающий контакт 8 ,реле 6 подсоединена к одному из вы- 25 водов датчика 1 тока, а обмотки реле 5 и 6 через соответственно размы1 кающий контакт 9 пеле перегрузки 4 и первый размыкающий контакт 10 реле 5 подсоединены к тому же выводу 30 датчика 1 тока, при этом другие вьь воды реле 4-6 через потенциометры

11-13 подсоединены к другом выводу, датчика 1 тока через выпрямительный

; диод 3, причем обмотки 5 и 6 и посоедовательно подключенные с ними потенциометры 11-13 зашунтированы конденсаторами 14 и 15

В цепь обмотки магнитного пуска; теля 16 последовательно включены 4 первый 17 и второй 18 контакты кнопки "Пуск" и контакт 19 кнопки "Стоп".

Параллельно первому контакту 17 кнопки "Пуск" подключен замыкающий контакт 20 магнитного пускателя 16, параллельно второму контакту 18 подключены замыкающий контакт 21 реле

5 и контакт 22 переключателя режима работы устройства. Цепь из последовательно соединенных третьего диода

23, второго размыкающего контакта 24, 50 реле 5, токоограничивающего резистора 25 и индикаторной лампы 26 имеет клеммы для подключения между одной из фаз питающей сети и нулевым проводом. Замыкающая кнопка 27 "Сброс" включена параллельно потенциометру 12.

5 4 ства включаются измерительные приборы (миллиамперметры).

Силовые контакты 30 магнитного пускателя 16 включены в фазы питающей электродвигатель 31 сети.

Устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии электродвигатель 31 отключен. Токи в линейных проводах A,Â,Ñ отсутствуют, на выходе датчика 1 тока (на конденсаторах 14 и 15) напряжение отсутствует, реле

4-6 отключены. Цепь управления магнитного пускателя 16 подготовлена к пуску. Реле 4 настроено на величину тока„ превышающего допустимый ток нагрузки электроприемника. Реле 5 и 6 настроены на величину тока холостого хода электроприемника. Уставка срабатывания реле 6 меньше, чем уставка реле 5 ..

Пуск.

При нажатии кнопки "Пуск" замыка- ются контакты 17 и 18, при этом срабатывает магнитный пускатель 16 и замыкаются его контакты 30, по линейным проводам А,В,С протекает ток.

На выходе датчика 1 тока (на конденсаторах 14 и 15) появляется.напряжение, подпитывающее исполнительный орган — реле 4-6. Дпя предотвращения срабатывания устройства в момент броска пускового тока первым срабатывает реле б и контактом 8 размыкает цепь питания обмотки реле 4 (реле перегрузки). Затем включается реле

5 и контактом 10 отключает цепь питания реле 6. С выдержкой времени, определяемой постоянной времени разряда конденсатора 15 (порядка 5-10с) отключаются реле 6, после чего замыкается его контакт 8.

Стационарный режим.

Ток нагрузки нормальный. Величина тока, задаваемая потенциометром 11 реле 1, меньше тока его срабатывания и реле 4 находится в отключенном состоянии, а величина тока, задаваемая потенциометром 12 реле 5, превышает его уставку и реле 5 включено.

Реле 6 отключено контактом 10 реле 5.

Режим недопустимой перегрузки электродвигателя.

Во всех фазах А,В,С сети возрастает ток, на выходе датчика 1 тока (на конденсаторе 14) напряжение возрастает. При этом ток через обмотку реле 4 превышает ток срабатывания

5 14 реле. Реле 4 включается и контактом

9 отключает цепь питания реле 5.

Реле 5 отключается с выдержкой времени, определяемой постоянной времени разряда конденсатора 14, после чего размыкается контакт 21 реле S в цепи магнитного пускателя 16. При этом размыкаются контакты 30 магнитного пускателя 16 и электродвигатель 31 отключается от сети.

Режим недопустимого снижения тока электродвигателя.

Такой режим опасен, например, для погружного электродвигателя, где для охлаждения электродвигателя и смазки подшипников скольжения используется откачиваемая вода (или нефть).

Электродвигатель быстро повреждается, если отсутствует или снижается расход воды в его внутренних полостях.

Защита работает следующим образом.

При недопустимом снижении тока электродвигателя 31 ток через датчик

1 тока снижается, соответственно снижается напряжение на конденсаторе

14 .. Ток через реле S становится меньше значения его уставки и реле 5 отключается ° При этом размыкается контакт 21 реле 5 в цепи магнитного пускателя 16 и электродвигатель 31 отключается от сети.

Аналогичным образом работает устройство при обрывах фазы, а также при недопустимом понижении напряжения в питающей сети.

В предлагаемом устройстве применяются дешевые малогабаритные и миниатюрные реле постоянного тока, например РЭС-22, которые имеют коэффициент возврата Кь = 0,2-0,3..Поэтому калибровку предлагаемого устройства. эащцты известными способами проводить не рекомендуется. В этой связи в редлагаемом устройстве необходимо капибровать уставки защиты следующим образом.

Включается электродвигатель 31.

Токи во всех фазах одинаковы и равны номинальным. Замыкаются контакты 22 переключателя режима работы устройства защиты (калибровка — защита).

Сопротивления потенциометров 11 и 12 первоначально устанавливаются максимальными. При этом реле 4 перегрузки находится в несработавшем состоянии, а реле 5 минимального тока—

95895 в сработавшем состоянии (его якорь отпущен). Контакт 24 реле 5 замкнут и индикаторная лампа 26 горит.

Сначала калибруется реле 5, которое настраивается на понижение тока нагрузки, т.е. реле 5 должно отключить электродвигатель, когда ток нагрузки его снижается до тока холостого хода. При этом потенцнометром

12 медленно и плавно уменьшается его сопротивление, поочередно нажимая на кнопку 27 "Сброс". Это делается для того, чтобы принудительно включить реле 5, т.е. не при полном его токе I p р, а при (0,7-0,8) 1,р р

При нажатии кнопки 27 "Сброс" в цепь обмотки реле вводится сопротивление

12 и теперь через его обмотку проте20 кает ток, равный (0,7-0,8) I но реле 5 остается включенным. Если ток нагрузки электроприемника снизится на 50-60Х реле 5 отключитэлектродвигатель, так как соответственно снизится ток срабатывания реле до (0,2-0,3), где (0,2-0;3) ток. возврата реле 5.

При калибровке реле 4 на повышение тока нагрузки выше допустимого предварительно потенциометром 11 уменьшается его сопротивление до тех пор, пока реле 4 не включится и контактом 9 не отключит реле 5. При этом замыкается контакт 24 реле 5 ,и загорается индикаторная лампа 26.

Затем, медленно и плавно увеличивая сопротивления потенциометра 1 1 и поочередно нажимая на кнопку 7

"Сброс", добиваются того, чтобы йндикаторная лампа 26 погасла, т.е. реле 4 отключилось и соответственно включилось реле 5. Раэмыканием контакта 7 добиваются, чтобы реле 4 отключилось не при коэффициенте возврата (0,2-0,3), а при (0,7-0y8) рр

45 т.е. реле 4 сработает при превышенйи тока нагрузки электроприемника на

20-30X..

Более точная калибровка защиты для ответственных электродвигателей осуществляется по показаниям измерительных приборов (миллиамперметров), включаемых вместо штеккеров 28 и 29 в цепи реле 4 и 5.

55 Таким образом, введением двух реле минимального тока расширяются функциональные возможности устройства путем обеспечения срабатывания saщиты в режимах холостого хода, об14)5895

Составитель В.Онучин

Техред И. Ходанич

Редактор Е.Папи

Корректор Н.Король

Заказ 4275/51 Тираж 607 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101 рива фазы, а также недопустимого снижф ия уровня питающего напряжения.

Введением цепи с индикаторной лампой и кнопок "Сброс" в цепях изме5 рительных реле обеспечивается возмфжность упрощенной калибровки уставок защиты в процессе нормальной работы электродвигателя.

Формула изобретения

1. Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от повреждения, содержащее датчик тока первой и1 ваз злевтродвигателя, первый диод, шунтирующий выход датчика тока, р ле перегрузки с потенциометром в цепи его обмотки и магнитный пускатель, силовые контакты которого имеют зажимы для включения в фазы пфающей электродвигатель сети, обмотка магнитного пускателя через

9 пфследовательно включенные первыи и второй контакты кнопки "Пуск" и кон- 25 такт кнопки "Стоп" подключена между второй и третьей фазами питающей с ти, первый контакт кнопки ™Пуск" зФшунтирован замыкающим контактом магнитного пускателя, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью расшйрения функциональных возможностей, в устройство дополнительно введены первое и второе реле минимального тока, при этом первые выводы обмоток упомянутого реле перегрузки и первого и второго реле минимального е тока подключены к аноду первого диода через размыкающие контакты второго реле минимального тока, реле перегрузки и первый размыкающий контакт первого реле минимального тока соответственно, вторые Выводы обмоток реле каждое через свой потенциометр подключены к катоду второго вновь введенного диода, анод которого соединен с катодом первого диода, при этом обмотки первого и второго реле минимального тока с потенциометрами зашунтированы первым и вторым соответственно вновь введенными конденсаторами, замыкающий контакт первого реле минимального тока включен параллельно второму контакту кнопки

"Пуск".

2. Устройство по п. 7, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью

Ф упрощения процесса калибровки уставок защиты, дополнительно введены цепь и последовательно включенных третьего диода, второго размы „тощего контакта первого реле минимального тока, токоограничивающего резистора и индикаторной лампы, имеющая клеммы для подключения между одной из фаз питающей сети и нулевым проводом, контакт переключателя режима. работы устройства, включенный параллельно второму" контакту кнопки "Пуск", и размыкающую и замыкающую кнопки

"Сброс", включенные соответственно

Ф в цепь обмотки реле перегрузки и параллельно потенциометру в цепи обмотки первого реле минимального тока.

Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от повреждения Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от повреждения Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от повреждения Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от повреждения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты шахтных электрических сетей с изолированной нейтралью трансформатора от токов короткого замыкания и защиты асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором от опрокидывания, перегруза, несостоявшегося или затянувшегося пуска

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования на объектах сельскохозяйственного производства

Изобретение относится к релейной защите электроустановок

Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите

Изобретение относится к электротехнике ,в частности, к устройствам защиты электродвигателя от перегрузки

Изобретение относится к электротехнике ,в частности, к устройствам защиты электродвигателя от перегрузки

Изобретение относится к электротехнике ,в частности, к устройствам для защиты и автоматического повторного включения электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в релейной защите электроустановок

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для защиты трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты тяговых электродвигателей (ТЭД) городского электротранспорта от перегрузок, связанных с толчками напряжения, возникающими в момент разрыва питающей электрической цепи, например, при прохождении подвижной единицей пересечек, нарушения контакта токоприемника с контактной сетью и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах защиты системы генератор-нагрузка, питающейся от трехфазных сетей с изолированной нейтралью, в частности, для путевого электроинструмента

Изобретение относится к защите трехфазного электродвигателя от асимметричного режима работы и работы при пониженном напряжении сети

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах защиты трехфазных электрических нагрузок, в частности электродвигателей
Наверх