Устройство для измерения массового расхода жидкости

 

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения расхода топлива при испытании двигателей внутреннего сгорания. Цель изобретения - повышение точности измерения расхода. При потреблении расходуемой жидкости из бака 38 она поступает через питающий патрубок 4 в измерительный участок трубопровода V-образной формы 1, заполненный ртутью 7. Внутри ртути в V-образном участке трубопровода размещены два электродных датчика, подключенные к стабилизатору температуры 15. Уровень ртути повышается от датчика уровня 11 до датчика 12, сигналы с которых поступают на измеритель времени. Измеряется время, в течение которого происходит заранее заданное изменение давление в основании столба расходуемой жидкости, и расход определяется как отношение Q=ΔМ/ΔТ. 5 ил.

со1оз иВетсних. социАлистичесних

РЕ(МУБЛИН

„,SU„„ t 500 4 (51)4 G Ol F 1/52, I/86

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОсудАРстВенный номитет по изоьРетениям и отнРытияы пРи гкнт ссс (21 ) Lp3411 46/Ç I - I О (22) 17.11.87 (46) 15.08.89. Бюл. У 30 (71) Ростовский инженерно-строительный институт (72) В.М.Мергольд, Е.К.Полибин, М.В.Финкель и А.Л. Цырульников (53) 681.121(088.8) (56) Бирюков Б.В. Точные измерения расхода жидкости. М.: Машиностроение, 1974, с.46. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МАССОВОГО РАСХОДА ЖИДКОСТИ

2 (57) Изобретение относится к измерительной технике и может быть исполь-. зовано для измерения расхода топлива при испытании двигателей внутреннего сгорания. Цель изобретения — повышение .точности измерения расхода. При потреблении расходуемой жидкости иэ бака 38 она поступает через питающий патрубок 4 B измерительный участок I трубопровода Ч-образной формы, заполненный ртутью 7. Внутри ртути в V-образном участке трубопровода размещены два электродных дат3 1500834 4 чика, подключенные к стабилизатору время, в течение которого. происходит

15 температуры„ Уровень ртути повы- заранее заданное изменение давление шается от датчика 11 уровня до дат- в основании столба расходуемой жидчика 12„ сигналы с которых поступают 5 кости, и расход определяется как от.на измеритель времени. Измеряется ношение Q = hm/At. 5 ил.

Изобретение относится к измери.— тельной технике и может быть использовано для определения расхода топлива при испытании двигателей 15 внутреннего сгорания.

Целью изобретения является повышение точности измерения расхода.

На фиг.l показана схема устройства для измерения массового рас-.. 20 хода жидкости; на фиг. 2 — 7-образный измерительный участок трубопровода, максимально заполненный расходуемый жидкостью, на фиг.3 то же, с минимальным количеством 25 расходуемой жидкости; на фиг.4— схема стабилизатора температуры (плотности) ртути; на фиг.5 - схема блока управления.

Устройство имеет измерительный участок 1 трубопровода .Ч-образной формы, к одному колену 2 которого, предназначенному для заполнения расхоцуемой жидкостью 3„ подсоединены питающий патрубок 4 с электрически управляемым клапаном 5 и сливной патрубок 6, измерительный участок

V-образной трубки заполнен ртутью

7 до уровня, меньшего высоты врезки 40 сливного патрубка 6. Колено 2 целиком или по крайней мере ниже места подсоединения сливноro патрубка б, а также другое колено 8 сосуда 1 выполнены иэ электроиэоляциоиного.ма териала. Внутрь сосуда I введены четыре электрода. Электрод 9 введен в колено 2 ниже уровня, до которого опускается в этом колене ртуть 7 при максимальном заполнении этого колена расходуемой жидкостью 3. Электрод

10 введен в колено 8 ниже уровня ртути 7 при отсутствии расходуемой жидкости 3. Электрод ll установлен в колене 8 на уровне, превышающем высоту столба ртути в этом колене при отсутствии в колене 2 расходуемой жидкости 3. Электрод 12 расположен

1 в колене 8 выше электрода 11.

Электроды 9 и 10 подключены соответственно к выходу 13 и общей шине

14 стабилизатора 15 температуры (плотности) ртути 7, содержащего источник 16 постоянного напряжения и управляемый мультивибратор 17, подключенные через диоды 18 и 19 к питающей диагонали моста 20, одним плечом 21 которого является часть столба ртути 7 между электродами 9 и 10.

В диагональ равновесия моста 20 включен вход сигнализатора 22 несбалансированности моста, а выход сигнализатора 22 подключен к управляющему входу мультивибратора 17.

Электроды 11 и 12 соединены с входами соответственно 23 и 24 блока 25 управления, имеющего общую шину со стабилизатором 15 температуры (плотности) ртути 7 и содержащего инверторь! 26, 27 и 28, триггер 29, эле менты И 30 и 31 и резисторы 32 и 33.

Выход 34 блока 25 управления подключен к управляющему входу клапана 5.

Выходы 35 и 36 блока 25 управления соединены с входами соответственно установки нуля и пуска секундомера

37. Источником расходуемой жидкости 3 является бак 38, подсоединенный к клапану 5, а потребителем 39, массовый расход жидкости 3 (топлива) на входе которого подлежит измерению, является двигатель, топливная система которого соединена с патрубком б .

Устройство работает следующим образом.

Маломощный источник 16 питания через диод 19 питает мост 20. Если температура (сопротивление) столбца 21 ртути 7 между электродами 9 и 10 меньше, чем необходимо для балансировки моста 20, сигнализатор 22 .:. включает мощный мультивибратор 17, выходные импульсы которого через диод 18 поступают в питающую диагональ моста 20 и вызывают нагрев ртути 7 между электродами 9 и 10 до тех пор пока мост 20 не придет в

500834

7 санном вьппе состоянии ожидания. Если имеет место потребление жидкости, причем подлежащий измерению расход жидкости 3 задается исключительно потребителем 39 и зависит от режима его работы,.то уровень жидкости 3 в колене 2 и уровень ртути 7 в колене

8 падает, Ртуть 7 отходит от электрода 12, и на входе 24 блока управления 25 устанавливается потенциал "1", исчезает налряжсние "Установка нуля" секундомера с выхода я 35 блока 25 управления, и на его выходе появляется напряжение, разрешающее ход секундомера 37.

В таком состоянии устройство пребывает до момента падения уровня ртути 7 в колене 8 ниже электрода li

2р при потреблении жидкости, при этом на входе 23 блока 25 управления появляется потенциал "I, останавливается секундомер и открывается клапан 5. Затем процесс повторяется.

25 Уменьшение массы dm жидкости 3 в колене 2, соответствующее понижению уровня ртути 7 в колене 8 от электрода 12 до электрода 11, является константой прибора. Показания dt

Зп секундомера 37 в момент его остановки соответствует времени истечения через патрубок 6 массы 3m жидкости 3.

Расход определяется как отношение

Q = дт/at.

Таким образом, устройство осуществляет измерение времени, в течение которого проходит заранее заданное изменение давления в основании столба расходуемой жидкости. С учетом

4р постоянства размеров измерительного участка,это эквивалентно измерению времени потребления некоторой э ранее заданной массы расходуемой жидкости (независимо от плотности этой

45 жидкости), 5 1 состояние баланса. 11ультивибратор отключается до тех лор, пока сигналиэатор 22 вновь не зафиксирует нарушения баланса моста 20 из-эа . уменьшения сопротивления (температу ры) ртути. Таким образом, температура (ллотность) ртути, находящейся в Ч-образном участке трубопровода, поддерживается постоянной независимо от температуры окружающей среды.

До начала измерения. расхода уровень ртути устанавливается ниже элек тродов 11 и 12. При включении литани блока 25 управления открывается клапан 5 и начинается расход жидкости

3 через питающий патрубок 4, намггого лревьппающнй максимально возможный расход жидкости 3 потребителем

39 через иатрубок 6, поэтому масса жидкости 3 в колене 2 увеличивается при любом режиме работы потребителя

39. По мере поступления расходуемой жидкости уровень ртути в колене 8 повышается, и в некоторый момент она приходит в контакт с электродом

11, соединяя его через электрод IО с общей шиной, Потенциал входа 23 блока 25 управления падает до нуля, однако это не показывает влияния на потенциал выходов блока 25 управ ления. При дальнейшем заполнении колена 2 уровень ртути доходит до электрода 12, который соединяется через электрод 10 с общей шиной, и потенциал на входе 24 блока 25 управления падает до нуля. Клапан 5 закрывается, но из-за инерционности клапана 5 в колено 2 попадает некоторое избыточное количество жидкости 3, поэтому в колене 8 устанавливается уровень ртути, несколько преВышающий уровень размещения электрода

l2, и подается разрешение со стороны триггера 29 элементу И 30 включить секундомер 37, когда на входе

24 блока 25 управления устанавливается потенциал "I . Однако в момент запирания клапана 5 нулевой потенциал имеет место на обоих входах

23 и 24 блока 25 управления. Поэтому на выходе 36 блока 25 управления напряжение, разрешающее ход секундомера 37, отсутствует, но имеется на-пряжение на выходе 36 блока управления, устанавливающее секундомер 37 в нулевое состояние.

Если расходуемая жидкости не потребляется, устройство остается в опиПредлагаемое устройство измеряет расход потребителем 39 жидкости 3 не непрерывно, а периодически. Поэтому

H короткой IIB$3e Me3Kpg замерами, когда открыт клапан 5, расход жидкости не контролируется. Однако поскольку устройство является измерителем массового расхода и размеры измерительного участка могут быть выбра- . ны такими, чтобы за время между двумя замерами контролируемый расход не успевал существенно измениться, периодичность измерений не является

1500834 недостатком устройства и не приводит к снижению точности.

Наличие расходомера между потребителем 39 и баком 38 не сказывается на работе потребителя. Стабилизируе-. мая температура ртути в V-образном измерительном участке должна быть выше наибольшей возможной температуры в помещении, где установлено устройство ° однако она не должна быть несколько высокой, чтобы вызвать химические изменения расходуемой жидкости. Для защиты персонала от воздействия паров ртути поверхность пос- 5 ледней в колене 8 следует покрыть слоем неиспаряющейся жидкости, например жидким маслом.

При использовании предлагаемого устройства обеспечивается высокая точность измерения расхода жидкости в широком диапазоне температур воздуха и расходуемой жидкости и возможность измерения расхода малыми порциями расходуемой жидкости, благо- 5 даря чему устройство оказывается удобным для измерения расхода топли- : ва при стендовых испытаниях двигателей внутреннего сгорания.

Ф о р м у л а и э о б р е т е н и я

Устройство для измерения массового расхода жидкости, содержащее диэлектрический измерительный участок трубопровода Ч-образной формы, заполненный ртутью, подводящий патрубок с размещенным на нем управляющим клапаном и отводящий патрубок, два датчика уровня, подключенные к блоку управления с измерителем времени, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности измерения, в него введены два электродных датчика, размещенные в ртути, и устройство стабилизации температуры ртути, к входу которого подключены электродные датчики, при этом один из электродных датчиков соединен с общей шиной устройства стабилизации температуры ртути и блока управления, выход которого соединен с управляющим клапаном.

1500834

Составитель H.Àíäðååâà

Техред М.Дидык

Редактор И.Рыбченко

Корректор.H.Êóñêà.

Заказ 4851/34 Тираж 660 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и,открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для измерения массового расхода жидкости Устройство для измерения массового расхода жидкости Устройство для измерения массового расхода жидкости Устройство для измерения массового расхода жидкости Устройство для измерения массового расхода жидкости 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приборостроению , предназначено для измерения расхода открытых потоков и направлено на повышение точности измерений в широких нерегулярньк руслах путем автоматического удержания датчика скорости в точке средней скорости потока

Изобретение относится к измерениям расхода жидкости в открытых руслах и позволяет повысить точность измерения

Изобретение относится к измерительной технике, может быть использовано для измерения объемного расхода жидкостей, преимущественно агрессивных , и направлено на повышение точности , измерения и автоматизацию измерительного процесса

Изобретение относится к измерительной технике и позволяет расширить функционлльные возможности

Изобретение относится к гидротехнике и предназначено для оперативного контроля и учета расходов воды открытых русел

Изобретение относится к измерительной технике и позволяет расширить область применения устройства

Изобретение относится к измерению расхода жидкостей в безнапорных канализационных системах и может быть использовано для коммерческого учета объема сточных вод, сбрасываемых в городскую канализационную сеть
Наверх