Многофазная обмотка статора самокомпенсированного асинхронного двигателя

 

Изобретение относится к самокомпенсированным асинхронным электродвигателям. Целью изобретения является получение на компенсационной обмотке симметричного напряжения и повышение использования материала магнитопровода статора. Для этого многофазная обмотка содержит однослойные обмотки двигательную - и компенсационную. Двигательная обмотка уложена в M пазах при числе полюсов 2P = 6, компенсационная обмотка - в N пазах при числе полюсов 2P= 2. Обе обмотки имеют разное число витков. При вращении ротора двигателя на границе двигательной и компенсационной обмоток возникает вторичный продольный краевой эффект, обусловленный эффектом выноса магнитного поля из зоны двигательной обмотки в зону компенсационной в роторе, что и обеспечивает компенсацию реактивной составляющей намагничивающего тока двигательной обмотки, т.е. увеличение коэффициента мощности. Электродвигатель предназначен для приводов с высоким коэффициентом мощности. 3 ил.

СОЮЗ СО8ЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 Н 02 К 1?/28

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К Д BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ fKHT СССР (21) 4249336/24-07 (22) 25. 05 ° 87 (46) 23. 09. 89. Бюл. У 35 (71) Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) Л,M.Астановицкий, А.П.Бычков, А.Н.Панов, В.А,Винокуров и М.А.Суханова (53) 621,313:333.2 (088,8) (5e) Вольдек А.И. Индукционные магнитогидродинамические машины с жидкометаллическим рабочим телом, — М.:

Энергия, 1970, с.1 18-136.

Патент Великобритании У 2064229А, кл. Н 02 К 17/28, 1981. (54) МНОГОФАЗНАЯ ОБМОТКА СТАТОРА САМОКОМПЕНСИРОВАННОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к самокомпенсированным асинхронным электродвигателям. Целью изобретения является получение на компенсационной обмотке

Изобретение относится .к электротехнике, а именно к обмоткам самокомпенсированных электрических машин, и может применяться в электрических машинах различного назначения, Цель изобретения — получение на компенсационной обмотке симметричного напряжения и повьппение использования материала магнитопровода статора.

На фиг. 1 схематически показано расположение двигательной и компенсационной обмоток; на фиг. 2 — схема.ЯФ шД}949 А 1 симметричного напряжения и повышение использования материала магнитопровода статора. Для этого многофазная обмотка содержит однослойные обмотки— двигательную и компенсационную. Двигательная обмотка уложена в ш пазах при числе полюсов 2р = 6, компенсационная обмотка — в и пазах при числе полюсов 2р = 2. Обе обмотки имеют разное число витков. При вращении ротора двигателя на границе двигательной и компенсационной обмоток возникает вторичный продольный краевой эффект, обусловленный эффектом выноса магнитного поля из зоны двигательной обмотки в зону компенсационной в роторе, что и обеспечивает компенсацию реактивной составляющей намагничивающего тока двигательной обмотки, т.е. увеличение коэффициента мощности. Электродвигатель предназначен для приводов с высоким коэффициентом мощности. 3 ил. соединения катушек .двигательной и компенсационной обмоток; на фиг. 3 векторная диаграмма напряжений и токов самокомпенсированного двигателя, Многофазная обмотка содержит однослойные двигательную 1 и компенсаци- «@ онкую 2 обмотки. Двигательная обмотка 1 включает распределенные катушки

3-11 и занимает 18 пазов при числе полюсов 2р 6.

Компенсационная обмотка 2 содержит распределенные катушки 12-14 и зани3 151 мает шесть пазов при числе полюсов

2р 2.

Двигательная 1 и компенсационная

2 обмотки соединены параллельно, а их питание осуществляется через выво-, ды С, Сд и С .

0049 4

PeI

А — — - -» м й(1+)(=) (2) 1

Обмотка работает следующим образом.

При подключении двигательной и компенсационной обмоток к сети по ним протекают токи, создающие в зазоре бегущее магнитное поле. Поскольку двигательная 1 и компенсационная

2 обмотки имеют разное число витков, число пар полюсов и уложены каждая в своей зоне, то на границе зон двигательной и компенсационной обмоток возникает вторичный продольный краевой эффект, заключающийся в появлении прямо- и обратнобегущих волн магнитного поля.

В зоне компенсационной обмотки 2 комплексная амплитуда векторного потенциала прямобегущего магнитного поля определяется выражением + + (М)ЮР -(М) " 1

A--A †--" е (1-е )»

Vll

-(-gfdx (1) I где j g-1» 0 -» 6 — >Ko»

I — .амплитуда плотности первичного

4 111 тока;

S — скольжение асинхронной машины; — полюсное деление;

E — добротность асинхронной машины; х - координата по расточке статора. . По известному распределению комплексных амплитуд векторного магнитного потенциала вдоль зоны компенсационной обмотки определяется распределение индукции

 — аА (3) .ах

По индукции в зоне компенсационной обмотки, при учете геометрических и обмоточных данных машины, определяется ЭДС, индуцируемая в ком-. пенсационной обмотке под действием

55 прямобегущей волны магнитной индукции вторичного продольного краевого эффекта, а поскольку фазовый сдвиг ЭДС компенсационной обмотки определяется мнимой частью комплексного числа — Ы,h, то эта ЭДС, индуцируемая в компенсационной обмотке, отстает от напряжения сети на некоторый угол (что следует из знака числа -oC9) и, тем самым, в.компенсационной обмотке наводится ЭДС Е„, действукнцее значение йУ которой превы4 шает напряжение сети U и вектор ЭДС по фазе отстает от вектора напряжения сети U, Вектор тока компенсационной обмотки I „ н этом случае отражает вектор напряжения U сети, что и поэноляет повысить коэффициент мощности двигательной обмотки 1 за счет того, ° ( что суммарный ток I определяется а суммой то кон Т „и I o °

Наведение ЭДС в компенсационной обмотке обусловлено эффектом выноса магнитного поля из зоны двигательной обмотки в зону компенсационной обмотки, который аналогичен эффекту выноса магнитного поля из-под сбегающего края индуктора линейных асинхронных машин. Суть этого явления заключается в том, что, ко гда элемент ротора нахо-. дится под индуктором (статором. двигательной обмотки),в нем наводится ЭДС скольжения. Когда этот элемент ротора выходит за пределы индуктора (статора, двигательной обмотки), то исчезает причина, вызывающая появление в роторе ЭДС скольжения, т.е. магнитное поле возбуждения двигательной обмот-. ки, Таким образом, в зоне сбегающего края индуктора (статора двигательной обмотки) в роторе возникают апериодические затухающие токи, которые и формируют. магнитное поле нращающегося ротора. Наиболее приемлемые значения добротностей Я для использонания эффекта выноса поля в электрической машине обычного исполнения составляют величину более 100.

Таким образом, применение однослойных обмоток в самокомпенсированном асинхронном двигателе позволяет за счет резкой границы между зонами двигательной и компенсационной обмоток получить на компенсационной обмотке симметричное напряжение, достаточное для компенсации реактивной мощности двигательной обмотки. Кроме того, отсутствие полузаполненных

1510049

6 пазов на краях двигательной обмотки сационной обмотки, каждая нэ обмоток позволяет улучшить использование ма- соединена в звеэду, а между собой обтериала магнитопровода статора. мотки соединены параллельно, о тФормула и з о g р е т е н и s л и ч а ю ta а я с я тем, что, с целью получения на компенсационной

Многофазная обмотка статора само- обмотке симметричного напряжения и компенсированного асинхронного двига- повышения использования материала магтеля, содержащая равномерно распре- нитопровода статора, обмотки статоделенные катушечные группы, Уложенные t0 ра выполнены однослойными, а отношев m + n пазах статора, причем в m ние чисел пар полюсов двигательной пазах уложены катушки двительной об- и компенсационной обмоток равно отномотки, а в и пазах — катушки компен- шенню чисел пазов m/n.

1510049

Составитель Б,Ильин

Техред Л.Олийнык Корректор Н. Васильева

Редактор И,Шмакова

Заказ 5826/54 Тирак 648 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Иосква, М-35, Рауаская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Уигород, ул. Гагарина, 101

Многофазная обмотка статора самокомпенсированного асинхронного двигателя Многофазная обмотка статора самокомпенсированного асинхронного двигателя Многофазная обмотка статора самокомпенсированного асинхронного двигателя Многофазная обмотка статора самокомпенсированного асинхронного двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, а именно к производству, распределению и преобразованию энергии, в частности к преобразованию электрической энергии в механическую посредством асинхронных двигателей с компенсированной обмоткой для улучшения коэффициента мощности последних

Изобретение относится к электротехнике и к электромашиностроению и может быть использовано в асинхронных и синхронных машинах

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в машинах переменного тока, одно- или многофазных электродвигателях, синхронных генераторах

Изобретение относится к области электротехники, в частности к способу изготовления высоковольтных вводов

Изобретение относится к области электротехники, а именно к асинхронным трехфазным двигателям, осуществляющим преобразование электрической энергии переменного тока в механическую энергию

Изобретение относится к электровозам и моторным вагонам. Электропоезд содержит головной и прицепной вагоны с 3-11 тяговыми электродвигателями постоянного или переменного тока мощностью до 500-1800 кВт, питаемыми от контактной сети. Каждый электродвигатель постоянного тока связан с сетью переменного тока через токосъемник, соединен с трансформатором, с тиристорными преобразователями, с обмоткой возбуждения, с соленоидом и с аккумуляторами. Каждый тяговый электродвигатель переменного тока связан с сетью переменного тока через токосъемник, соединен с трансформатором, с тиристорными преобразователями, с автономным инвертором напряжения (АИН), с системой управления АИН и с системой управления автономного выпрямителя напряжения (АВН). АИН подает напряжения на три обмотки статора четырехполюсного асинхронного электродвигателя, а четвертая обмотка статора соединена с однофазной электрической сетью. Обмотки статора каждого электродвигателя соединены с отдельными 1-10 блоками конденсаторов большой емкости. Технический результат заключается в повышении энергосбережения и экологичности транспортного средства. 3 ил.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к трехфазным асинхронным электрическим двигателям. Технический результат – улучшение качества напряжения в питающей сети, рабочих и эксплуатационных характеристик потребителей электрической энергии. Трехфазный асинхронный электрический двигатель содержит статор, состоящий из корпуса, полого стального шихтованного цилиндрического сердечника с пазами на внутренней поверхности, прикрепленного изнутри к корпусу, несущего в пазах сетевую и компенсационную обмотки, изолированные друг относительно друга, ротор, установленный внутри стального сердечника статора с равномерным воздушным зазором, выполненный в виде стального полого цилиндрического сердечника, насаженного на вал и несущего на наружной поверхности пазы с обмоткой, два подшипниковых щита, закрепленных на торцах статора, в которых установлен вал ротора с напрессованными на вал подшипниками, и емкостные элементы, подключенные к началам фаз компенсационной обмотки. В качестве емкостных элементов использованы емкостные элементы с нелинейной зависимостью емкости от величины напряжения на их обкладках, например вариконды. 4 ил.
Наверх