Легкий самолет с шасси на воздушной подушке

 

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при создании легких самолетов с шасси на воздушной подушке безаэродромного базирования. Цель изобретения - повышение эффективности работы силовой установки на полетном и взлетно-посадочном режимах и повышение путевой управляемости на малых скоростях полета и при рулении на земле. Легкий самолет содержит фюзеляж 1, хвостовое оперение, крылья, шасси на воздушной подушке и силовую установку. Силовая установка включает двигатель 10 с закрепленным на нем винтом в кольцевом канале 12. Двигатель 10 закреплен на фюзеляже 1 с возможностью поворота относительно оси горизонтального шарнира 9. В наклонном положении двигателя 10 кольцевой канал 12 герметично состыкован с воздуховодом 18, разделяющимся на каналы 26, 27, по каналу 26 воздух подается в полость воздушной подушки, ограниченной гибким ограждением 28, убираемым в полете в фюзеляж 1 с помощью створок 29. Воздух, протекающий по каналу 27, расположенному в хвостовой части фюзеляжа 1 и заканчивающемуся поворотным соплом 30, используется для создания тяги. Поворотное сопло 30 позволяет управлять вектором тяги, что повышает путевую управляемость на малых скоростях полета и при рулении по земле. При неработающем двигателе 10 самолет стоит на земле на стойках 33, укрепленных на створках 29. 2 з.п.ф-лы. 8 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ.

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (s!! 4 В 64 С 25/66

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг. 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 3857682/40-63 (22) 19.02.85 (46) 30.09.89. Бюл. N - 36 (71) Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (72) О.А. Микоян, 10.В, Макаров и О.Н. Майоров (53) 629.7.02:629.7,027,24(088.8) (56) Патент ФРГ !! - 2540847, кл. В 60 V 1/08, 1979. (54) ЛЕГКИЙ САМОЛЕТ С ШАССИ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ (57) Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при создании легких самолетов с шасси на воздушной подушке без-. аэродромного базирования, Цель изобретения — повышение эффективности работы силовой установки на полетном и взлетно-посадочном режимах и повы шение путевой управляемости на малых скоростях полета и при рулении на земле. Легкий самолет содержит фюзеляж 1, хвостовое оперение, крылья, шасси на воздушной подушке и силовую

„„ЯО„„1511170 А 1 установку. Силовая установка включает двигатель 10 с закрепленным на нем винтом в кольцевом канале 12. Двигатель 10 закреплен на фюзеляже 1 с возможностью поворота относительно оси горизонтального шарнира 9. В наклонном положении двигателя 10 кольцевой канал 12 герметично состыкован с воздуховодом, разделяющимся на каналы 26, 27, По каналу 26 воздух. подается в полость воздушной подушки, ограниченной гибким ограждением 28, убираемым в полете в фюзеляж 1 с помощью створок 29, Воздух, протекающий по каналу 27, расположенному в хвостовой части фюзеляжа 1 и заканчивающемуся поворотным соплом 30, используется для создания тяги. Поворотное сопло 30 позволяет управлять вектором тяги, что повышает путевую управляемость на малых скоростях полета и при рулении по земле, При неработающем двигателе 10 самолет стоит на земле на стойках 33, укрепленных на створках 29. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

3 151117

Изобретение относится к. авиации и может быть использовано при разработке легких самолетов беэаэродромного базирования.

Цель изобретения — повышение эффективности работы силовой установки на полетном и взлетно-посадочном ре жимах и повышение путевой управляемости на малых скоростях полета и 10 при рулении на земле.

На фиг. 1 показан самолет с шасси на воздушной подушке (ШВП), вид сбоку; на фиг, 2 — то же, вид сверху; на фиг.3 — створки поворотного сопла 15 в процессе торможения самолета; на фиг, 4 — вариант отклонения створок поворотного сопла в наружную сторону. (левый поворот при торможении); на фиг..5 — нейтральное положение створок 20 поворотного сопла, при котором создается тяга вперед; на фиг. 6 — вариант внутреннего отклонения створок пово-. ротного сопла (левый поворот при раз25 беге); на фиг, 7 — устройство шарнирной подвески двигателя с винтом в кольцевом канале и устройство кольцевого канала воздухозаборника воздуховода; на фиг. 8 — кинематическая схема привода створок фюзеляжа.

Легкий самолет с ШВП имеет фюзеляж 1, хвостовое оперение, состоящее из киля 2 с рулем 3 направления и стабилизатора 4 с рулем 5 высоты. Самолет имеет крыло 6 с злеронами 7. 35

Над фюзеляжем 1 на мотораме 8 с помощью горизонтального шарнира 9 установлен двигатель 10, на валу которогс установлен воздушный винт 11, заключенный в кольцевой канал 12, кото- 40 рый на кронштейнах 13 закреплен к картеру 14 двигателя 10. С помощью поворотного шарнирного механизма, включающего тяги 15, качалку 16 и тягу 17, связанную с рабоче-контроль- 45 ным органом в кабине пилота, двигатель 10 может устанавливаться в крайние положения А, Б и в промежуточ" ное В.

Внутри фюзеляжа 1 выполнен воэдуховод 18, который имеет кольцо 19 с герметическим уплотнением 20, выполненным до половины окружности, на которое ложится нижняя часть кольцевого канала 12 воздушного винта 11,—

Герметичность соединения верхней половины кольцевого канала 12 обеспечивается с помощью отбортовки 21, которая ложится на герметическое уплотнение 22, Дпя входа воздуха в воэдуховод !8 в фюзеляже 1 имеется воздухозаборник 23, который в полете закрыт створками 24, выполненными двухсекционными на подпружиненных шомпольных петлях 25. Нормальное положение подпружиненных створок 24— закрытое.

Воздуховод 18 разделяется на каналы 26 и 27, По каналу 26 воздух подается в воздушную подушку, установленную в районе центра масс самолета и образованную гибким ограждением 28, которое может иметь периферийную сопловую систему. Гибкое огражение 28 в полете убирается в нижнюю часть фюзеляжа 1 с помощью створок 29, которые при убранном гибком ограждении 28 герметично закрывают нижнюю часть фю-. зеляжа 1, Канал 27, проложенный в хвостовой части фюзеляжа 1, на конце оснащен поворотным соплом 30, выполненным, например, в виде двух поворачивающихся на вертикальном шарнире 31 створок 32, каждая из которых снабже-, на независимым приводом, Управление створками 32 находится в кабине пилота и может бытИ сблокировано с управлением. рулем 3 направления. Для стоянки на земле при неработающем двигателе 10 предусмотрены стойки 33, установленные на створках 29 ШВП.

Работа легкого самолета с ШВП осуществляется следующим образом, Перед запуском двигателя 10 самолет стоит на стойках 33. После запуска двигатель 10 устанавливается в наклонное положение Б. При этом створки 32 поворотного сопла 30 закрыты и самолет "висит на воздушной подушке над поверхностью земли, При разгоне створки 32 убраны вовнутрь (фиг,5), и выходящий воздух создает тягу вперед. При достижении скорости самолета, при которой на крыле возникает подъемная сила, равная примерно 807 от взлетного веса самолета, двигатель устанавливается в положение В, гибкое огражение 28 частично убирается, Скорость самолета увеличивается, и двигатель 10 устанавливается в положение А, подпружиненные створки 24 воэдухоэаборника 23 закрываются, Гибкое огражение 28 убирается полностью, закрываются створки 29 фюзеляжа и створки 32 поворзтного сопла 30, Далее самолет совершает полет, 1З11170

Перед посадкой открываются створки 39 выпускается гибкое огражде-, ние 28. Двигатель 10 устанавливается в положение Б, выводится на максимальные обороты и создается воздушная подушка. Самолет двигается на ШВП, Для торможения самолета открываются створки 32 поворотного сопла 30 в положение реверса тяги (фиг.3), После 10 остановки самолета створки 32 пово ротного сопла 30 закрываются оста" . навливается двигатель и самолет опускается на стойки 33, установленные на створках 29 1(1ВП, 15

Формула изобретения

1, Легкий самолет с шасси на воздушной подушке, оснащенный силовой 2р установкой, включающей двигатель с воздушным винтом в кольцевом канале, закрепленном на двигателе, и механизмом отклонения воздушной струи через снабженный отклоняемыми створками 25 воэдуховод в область воздушной подушки, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы силовой установки на полетном и взлетно-посадочном режимах и повышения путевой управляемостиi на малых скоростях полета и при рулении на земле, двигатель установлен на поворотном шарнирном механизме, обеспечивающем горизонтальное и наклонное положение двигателя, причем при наклонном положении кольцевой канал воздушного винта состыкован по периметру с воздуховодом, состоящим иэ двух ка налов, один из которых соединен с полостью воздушной подушки, а другой размещен в фюзеляже и оснащен на конце поворотным соплом.

2, Самолет по п. 1, о т л и ч а ющ и. и с я тем, что поворотный шарнирный механизм выполнен в виде двуплечего рычага, соединенного тягами с двигателем, установленным на мотораме посредством горизонтального шарнира.

3, Самолет по пп..1 и 2, о т л и - ч а ю шийся тем, что поворотное сопло выполнено в виде поворачиваю-. щейся относительно вертикальной оси пары управляемых створок, каждая иэкоторых снабжена независимым приводом.

15)1170

Фиг.9

Составитель К, Сухов

Редактор И. Касарда Техред И.Верес Корректор В, Кабаций

Заказ 5852/23 Тираж 397 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

«Ю

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Легкий самолет с шасси на воздушной подушке Легкий самолет с шасси на воздушной подушке Легкий самолет с шасси на воздушной подушке Легкий самолет с шасси на воздушной подушке Легкий самолет с шасси на воздушной подушке 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания посадочных устройств летательных аппаратов

Изобретение относится к авиации, в частности к системам шасси

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к конструкциям основных опор лыжно-колесного шасси самолета

Изобретение относится к шасси летательного аппарата и касается шасси вертолета. Шасси содержит несущий кронштейн, имеющий первый концевой участок, присоединенный к монтажным средствам, и второй концевой участок, противоположный первому, и к которому подвешено колесо. Первый концевой участок содержит установочный участок, установленный с возможностью поворота на стержне, присоединенном к монтажным средствам и идущем поперечно к несущему кронштейну. Электрически управляемый исполнительный механизм установлен на установочном участке и приводится в действие избирательно для поворота несущего кронштейна вокруг стержня. Исполнительный механизм выступает соосно стержню от установочного участка. Также несущий кронштейн может содержать установочный участок, установленный вокруг стержня, на котором может быть установлена крышка для образования неубирающегося шасси. Достигается простота конструкции, безопасность и надежность, легкое преобразование из неубирающегося шасси в убирающееся, и наоборот. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к авиационной технике и касается способа изменения клиренса летательного аппарата (ЛА) во время стоянки посредством изменения положения опор шасси. Во время стоянки клиренс ЛА изменяется посредством перемещения опор шасси. Поворот опор шасси осуществляют с помощью установленных на ЛА и соединенных с опорами шасси подкосов-подъемников. Подкосы-подъемники выполнены в виде гидравлического или пневматического цилиндра со штоком и фиксируют опоры шасси в промежуточном и крайних положениях. Достигается расширение функциональных возможностей опоры, уменьшение вертикального габарита ЛА при стоянке и хранении без воздействия на рабочую жидкость амортизатора и без снижения давления в пневматиках, быстрое приведение ЛА в исходное положение без использования наземного оборудования. 4 н. и 5 з.п. ф-лы, 9 ил.
Наверх