Источник сейсмических сигналов ударного типа
Изобретение относится к области сейсморазведки, представляет собой источник сейсмических сигналов ударного типа. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей источника сейсмических сигналов ударного типа за счет повышения работоспособности на рыхлых грунтах и регулирования спектра возбуждаемых сейсмических сигналов в зависимости от конкретных геологических условий. Груз 4 выполнен в виде гидроцилиндра, шток 13 и корпус 14 которого образуют штоковую 15 и поршневую 16 полости, соединенные через распределитель 19 с гидролиниями напора 9 и слива 10. Поршневая полость 16 и штоковая полость 15 дополнительно соединяются между собой через последовательно установленные обратный клапан 20 и регулируемый дроссель 21. Источник дополнительно снабжен клапаном 22 с гидроуправлением, вход которого соединен со штоковой полостью 15, а выход и линия управления 23 - с пневмогидроаккумулятором 24, связанным с поршневой полостью 16. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1
„„SU 1511724 (51)4 G 01 V 1/147
1 4
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
Н АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21 ) 4268940/24-25 (22) 26.06.87 (46) 30.09.89. Бюл. ¹ 36 (71) Гомельское специальное конструкторско-технологическое бюро сейсмической техники с опытным производством (72) Е.Х.Насыбулин, Ф.И. Оменцов и Е.А.Эпшицкий (53) 550.834(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1120264, кл. G 01 V 1/147, 1982.
Авторское свидетельство СССР № 1354146, кл. G 01 V 1/04, 1985.
Источник сейсмических сигналов поверхностный импульсный ударного типа, СИ-6У.АСЯ 2.775.011ПС, паспорт
Гомельское СКТБ сейсмической техники, 1985. (54) ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОБ
УДАРНОГО ТИПА (57) Изобретение относится к области сейсморазведки, представляет собой источник сейсмических сигналов
2 ударного типа, Цель изобретения расширение эксплуатациоиных возможностей источника сейсмических сигналов ударного типа за счет повышения работоспособности на рыхлых грунтах и регулирования спектра возбуждаемых сейсмических сигналов в зависимости от конкретных геологических условий.
Груз 4 выполнен в виде гидроцилиндра, шток 13 и корпус 14 которого образуют штоковую 15 и поршневую 16 полости, соединенные через распределитель 19 с гидролиниями 9 и слива 10. Поршневая полость 16 и штоковая полость 15 дополнительно соединяются между собой через последовательно установленные обратный клапан 20 и регулируемый дроссель 21, Источник дополнительно снабжен клапаном 22 с гидроуправлением, вход которого соединен со штоковой полостью 15, а выход и линия управления
23 — с пневмогидроаккумулятором .24, связанным с поршневой полостью 16.
1 з.п. d>-лы, 1 ил.
3 1511
Изобретение относится к геофизической технике, а именно к устройствам для возбуждения сейсмических сигналов за счет импульсного воздействия падающего груза на грунт с целью сейсморазведки на нефть и газ.
Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей за счет повышения работоспособности в сла-! бых грунтах и регулировки спектра сигнала.
На чертеже представлен источник сейсмических сигналов, выполненный согласно предлагаемому изобретению, Источник состоит из транспортного средства 1 с платформой 2, системы управления 3, груза 4, механизма подъема и сбрасывания, выполненного в виде силового гидроцилиндра 5, связанного посредством троса 6 с грузом 4, вертикальной направляющей 7 и подвижно размещенной в ней каретки 8, шарнирно соединенной с грузом 4. Силовой гидроцилиндр 5 гидролиниями напора 9 и слива 10 через распределитель 11 соединен с гидро— станцией 12. Груз 4 выполнен в виде гидроцилиндра со штоком 13, выпол— ненным односторонним связанным с кареткой 8; и корпусом 14, обладающим большой массой, образующими штоковую
15 и поршневую 16 полости, соединенные гицролиниями 17 и 18 через распределитель 19 с гидролиниями напора 9 и слива 10. Поршневая 16 и штоковая 15 полости соединяются между собой через последовательно установленные обратный клапан 20 и регулирующий дроссель 21. Источник дополнительно снабжен клапаном 22 с гидроуправлением, вход которого соединен со штоковой полостью 15, выход и линия управления 23 — с пневмоаккумулятором 24, в свою очередь связаны с поршневой полостью 16, На вертикальной направляющей 7 установлен датчик заглубления 25. Распределители 11 и 19 переключаются из нейтраль— ного положения соответственно в положения ?6,27 и 28,29.
Источник работает следующим образом, При подъеме по команде от системы управления 3 распределитель ll переключается в положение 26, шток силового гидроцилиндра 5 перемещается влево, вызывая перемещение вверх соединенного с ним посредством тро724 4 сл б груза 4. По достижении грузом
4 заданной высоты подьема распределитель 11 переключается в нейтральное положение, и груз 4 зависает.
При сбрасывании по команде от системы управления 3 распределитель
11 переключается в положение 27, при этом силовой гидроцилиндр 5 подключается к гидролинии напора 9 по дифференциальной схеме, обеспечивая опережающее движение штока силового гидроцилиндра 5 вправо по сравнению со средней скоростью свободного падения груза 4.
При ударе груза 4 о грунт на последний воздействует масса корпуса
14 и через пружину, образованную рабочей жидкостью в поршневой полости
16, шток 13 и шарнирно связанная с ним каретка 8. Жесткость пружины бу5
20 дет определяться характеристиками рабочей жидкости и величиной открытия регулируемого дросселя 21. При
25 этом B первоначальный момент удара корпус 14 останавливается, а шток
13 и каретка 8 продолжают движение вниз, вытесняя рабочую жидкость из по.ршневой полости 16 в штоковую 15
30 (вследствие того, что распределитель 19 находится в нейтральном положении) через обратный клапан 20 и регулируемый дроссель 21, Оптимальный спектр возбуждаемого при
35 ударе сигнала подбирают варьируя характеристикой регулируемого дросселя 21.При движении штока 13 вниз вследствие того, что он выполнен односторонним, суммарный объем полостей 15 и 16 уменьшается, при этом объем жидкости, определяемый штоковой разностью, заполняет пнев могидроаккумулятор 24 и вызывает повышение давления в поршневой полости !6.
После осуществления ударного воздействия на грунт распределитель
11 переключается в положение 26, и груз 4 начинает подниматься. В это
50 время вследствие наличия давления в поршневой полости 16 клапан 22, связанный с ней линией управления
23, открывается, и рабочая жидкость под,цействием массы корпуса 14 из
55 штоковой полости 15 начинает перетекать в поршневую полость 16. При этом вследствие выдвижения штока 13 из корпуса 14 суммарный объем штоковой 15 и поршневой 16 полостей уве1511724 жает на следующую физическую точку, и работа повторяется.
Составитель 0 ° Комаров
Техред M.Äèäbrê Корректор М. Шароши
Редактор А. Долинич
Заказ 5901/50 Тираж 484 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгороц, ул. агарина,101 личивается, пневмогидроаккумулятор
24 равряжается и давление в поршне— вой полости 16 падает. При этом клапан 22 под воздействием возвратной пружины закрывается, фиксируя первоначальное взаимное расположение штока 13 и корпуса 14. Затем цикл повторяется.
После осуществления нескольких воздействий, число которых колеблется в зависимости от грунта, заглубление груза 4 в грунт при ударе достигает определенной величины, при котором каретка 8 начинает взаимодей- 15 ствовать с датчиком эаглубления 25.
При этом система управления 3 вырабатывает сигнал на включении распределителя 19 в положение 29 на определенный промежуток времени, штоко- 20 вая 15 и поршневая 16 полости соединяются по дифференциальной схеме между собой и с гидролинией напора 9. При этом корпус 14 опускается на определенную величину относитель- 25 но штока 13 и соответственно каретки 8.
После отработки источником заданного числа воздействий груз 4 поднимается, при этом распределитель 19 по команде от системы управления переключается в положение 28, штоковая полость 15 соединяется с гидролинией напора 9, а поршневая полость
16 — с гидролинией слива 10. При
35 этом корпус 14 поднимается относительно штока 13 и занимает первона-чальное положение. Источник переезФормула изобретения
1. Источник сейсмических сигналов ударного типа, содержащий транспортное средство, груз, размещенный на транспортном средстве, механизм подъема и сбрасывания, кинематически связанный посредством троса с грузом и соединенный гидролиниями напора и слива с гидростанцией, вертикальную направляющую и подвижно размещенную-в ней каретку, шарнирно связанную с грузом, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей за счет повышения работоспособности на слабых грунтах, груз выполнен в виде гидроцилиндра двойного действия с односторонним штоком, связанным с кареткой, поршневая и штоковая полости которого выполнены с возможностью соединения через распределитель с гидролиниями напора и слива, при этом источник снабжен клапаном с гидроуправлением, вход которого соединен со штоковой полостью, а выход и линия управления с пневмогидроаккумулятором, связанным с поршневой полостью.
2, Источник сигналов по и. 1, отличающийся тем, что, с целью регулировки спектра сигналов, поршневая полость груза связана со штоковой через последовательно установленные регулируемый дроссель и обратный клапан