Система электрического пуска двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к машиностроению в частности к двигателестроению, а именно к устройствам управления электрическим пуском двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано на транспортных средствах. Целью изобретения является повышение надежности системы путем предотвращения возможности возникновения перенапряжения на выходе генератора, а также путем увеличения надежности блокировки стартера при работающем двигателе и путем предотвращения включения стартера при его инерционном вращении. Система содержит аккумуляторную батарею 1, стартер 2, генератор 3 с основным и дополнительным выпрямителями, выключатель 4 массы, реле 5 стартера с замыкающим контактом 6, реле 7 блокировки с замыкающим контактом 8 и двумя размыкающими контактами 9 и 10, пороговый элемент 11, кнопку 12 стартера, разделительный диод 13, защитное реле 14 с замыкающим контактом 15, датчик 16 давления масла с размыкающим контактом 17, резистор 18. Пороговый элемент может состоять из компаратора 19, источника 20 опорного напряжения, делителя 21 напряжения с резисторами 22 и 23 конденсатора 24, стабилитрона 25. В состав системы может быть включен развязывающий диод 26. При срабатывании датчика 16 давления масла в двигателе включается защитное реле 14 и его контакт 15 шунтирует выключатель 4 массы. При работающем двигателе, а также при инерционном вращении стартера 2 напряжение подается на компаратор 19, благодаря чему предотвращается включение реле 5 стартера. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К A ВТОРСКОМ,К СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

110 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР

1 (21) 4273219/25-06 (22) 25.05. 87 (46) 15. 10.89. Бюл. 1 38 (71) Иинское научно-производственное объединение дорожного машиностроения "Дормаш" (72 ) В.И. Зиновьев, И. В. 1!1елкун, Н.П.Иузычук, Л.Н.бедин, Е.И.Гатальский, И.Б.Суринович и Г.И.Вашкевич (53) 621.43-573 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 577307, кл. F 02 N 11/08, 19.77. (54) СИСТЕ11А ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПУСКА

ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к устройствам управления электрическим пуском двигаÄÄSUÄÄ 1514968 А1 ш 4 F 02 11 11/08, В 60 В. 16/04

2 телей внутреннего сгорания, и может быть использовано на транспортных средствах. Целью изобретения является повышение надежности-системы путем предотвращения возможности возникновения перенапряжения на выходе генератора, а также путем увеличения надежности блокировки стартера при работающем двигателе и путем предотвращения включения стартера при его инерционном вращении. Система содержит аккумуляторную батарею 1, стартер 2, генератор 3 с основным и дополнительным выпрямителями, выключатель 4 массы, реле 5 стартера с замыкающим контактом 6, реле 7 блокировки с замыкающим контактом 8 и двумя размыкающими контактами 9 и 10, поро1514968

f0

g îâbté элемент 11, кнопку 2 стартера, разделительный диод 13, защитное репе 14 с замыкающим контактом 15, датчик 15 давления масла с раэмыкающим контактом 17, резистор 18. Пороговый элемент может состоять из компаратора

19, источника 20 опорного напряжения, делителя 21 напряжения с резисторами

22 и 23, конденсатора 24, стабилитрона 25. E состав системы может быть !

Изобретение относится к машиностроеп1по, в частности„ к двигателестроению, а именно к устройствам уп-: равления электрическим пуском двига.— ,теля внутреннего сгорания, и может рыть использовано на транспортных средствах.

Целью изобретения является повышение надежности системы путем предот- 25 вращения возможности возникновения

Перенапряжения на выходе генератора, а также путем увеличения надежности блокировки стартера при работающем двигателе и путем предотвращения включения стартера при его инерционном вращении.

На чертеже представлена схема системы электрического пуска двигателя внутреннего сгорания.

Система содержит аккумуляторную батарею 1, стартер 2„. генератор 3 с. основным и дополнительным выпрямителями (на чертеже не показаны), выключатель 4 массы, реле 5 стартера с ".à — 40 мыкающим контактом 6;, реле 7 блокировки с замыкающим KoHTGKToM 8 и.двумя размыкающими контактами 9 и 10, пороговый элемент 11,, кнопку 12 стартера и разделительный диод 13, причем

45 аккумуляторная батарея 1 включается в систему через выключатель 4 массы, стартер 2 подключен к аккумуляторной батарее 1 через замыкающий контакт 6 реле 5 стартера, реле 5 стартера под50 ключено к аккумуляторной батарее 1 через кнопку 12 стартера и замыкающий контакт 8, реле 7 блокировки, выход дополнительного выпрямителя (не показан) генератора 3 подключен к входу

55 реле ? блокировки через пороговый элемент 11.

Система также включает защитное реле 14 с замыкающим контактом 15, включен развязывающий диод 26. При срабатывашш датчика 16 давления масла в двигателе включается защитное реле 14 и его контакт 15 шуйтирует выключатель 4 массы. При работающем двигателе, а также при инерционном вращении стартера 2 напряжение подается на компаратор 19, благодаря чему предотвращается включение реле 5 стартера. 3 з.п. ф-лы, 1 ил . датчик 16 давления масла с размыкающим контактом 17, резистор 18, при этом замыкающий контакт 15 защитного реле 14 подключен параллельно выключателю 4 массы, вход защитного реле

14 подключен к аккумуляторной батарее 1 через последовательно соединенные разделительный диод 13, первый размыкающий контакт 9 реле 7 блокировки и резистор 18, а размыкающий контакт 17 датчика 16 давления масла подключЕн к точке соединения резистора 18 и первого размыкающего контакта 9 реле 7 блокировки. Пороговый элемент 1! может состоять из компаратора 19, источника 20 опорного напряжения, делителя 21 напряжения с резисторами 22 и 23, конденсатора 24, стабилитрона 25, причем последовательно соединенные резисторы 22 и 23 делителя 21 напряжения подключены к выходу дополнительного выпрямителя (на чертеже не показан) генератора 3, точка соединения резисторов 22 и 23 делителя 21 напряжения подключена к одному входу компаратора 19 и одновременно к стабилитрону 25 и конденсатору 24, источник 20 опорного напряжения подключен к другому входу компаратора 19, а выход компаратора

19 подключен к входу реле 7 блокировки. Размыкак)щий контакт 17 датчика 16 давления масла может быть подключен через первый размыкающий контакт 9 реле 7 блокировки и разделительный диод 13 к входу порогового элемента 1!. В состав сйстемы может быть включен развязывающий диод 26, при этом стартер 2 подключается к точке соединения резисторов 22 и 23 делителя 21 напряжения через второй размыкающий контакт 10 реле 7 блокировки и развязывающий диод 26.

1514968

Система работает следующим обра, зом.

При неработающем двигателе напряжение на выходе дополнительного выпрямителя (не показан) генератора 3 равно нулю, а контакт 17 датчика 16 .давления масла замкнут, т.е. напряже ние на входе порогового элемента 11 отсутствует.

Для осуществления запуска двигателя замыкается выключатель 4 массы и нажимается кнопка 12 стартера. Так как при этом пороговый элемент 11 находится в выключенном состоянии, реле 7 блокировки срабатывает через его выходную цепь. Контакт 8 реле 7 блокировки замыкается и питание пода ется на реле 5 стартера, Реле 5 стар тера срабатывает, его контакт 6 saмыкается и стартер 2 подключается к аккумуляторной батарее l. .Происходит пуск двигателя внутреннего сгорания и раскрутка генератора 3.

С помощью порогового элемента 11 измеряется напряжение на выходе дополнительного выпрямителя генератора 3. При достижении двигателем частоты вращения,,соответствующей его устойчивой работе, пороговый элемент

ll срабатывает и отключает реле 7 блокировки. Соответственно отключаются также реле 5. стартера и стартерный электродвигатель 2, причем отключение стартерного электродвигателя 2 происходит вне зависимости от того нажата ли кнопка 12 стартера. После запуска двигателя срабатывает также датчик 16 давления масла и размыкает контакт 17. При этом напряжение аккумуляторной батареи 1 через резистор !8, контакт .9 реле 7 блокировки и разделительный диод 13 поступает на вход защитного реле 14 и одновременно на вход порогового элемента 11.

Защитное реле 14 срабатывает и его контакт 15 шунтирует выключатель 4 ) массы. Это предотвращает возникновение перенапряжений на выходе основного выпрямителя генератора 3 при случайном отключении выключателя 4 массы во время работы двигателя. Контакт

15 защитного реле 14 выбирается из условия возможности протекания через него зарядного тока аккумуляторной батареи 1. При остановке двигателя контакт 17 датчика 16 давления масла заьыкается, сигнал с входа защитного реле 14 снимается и контакт 15 размыкается, т. е. запуск двигателя становится возможным только при повторном замыкании выключателя 4 массы.

Сигнал, поступающий после запуска двигателя на вход порогового элемента 11 по цепи: резистор 18, контакт

9, диод 13, дублирует сигнал с выхода дополнительного выпрямителя генерато ра 3 и предотвращает включение стартера 2 при работающем двигателе. Причем на время пуска контакт 9 реле 7 блокировки разрывает указанную цепь, в результате чего предотвращается возможность отключения стартера 2 при

tt 11 ложном срабатывании датчика 6 давления масла во время прокрутки двигателя.

При выполнении порогового элемен20 та !1 на основе компаратора 19 сигнал с выхода дополнительного выпрямителя генератора 3 поступает на делитель

21. Напряжение на выходе делителя 21 сравнивается с помощью компаратора

25 19 с опорным напряжением источника

20. Опорное напряжение устанавливается равным примерно 1 В. Порог срабатывания элемента 11 устанавливается с помощью подбора величины резистора

23 делителя 21 напряжения.

После запуска двигателя внутреннего сгорания, т.е, после отпускания реле 7 блокировки и реле 5 стартера к входу компаратора 19, соединенному с делителем 2,1 напряжения, через размыкающий контакт 1О реле 7 блокировки и развязывающий диод 26 поступает

ЭДС стартерного электродвигателя 2, вращающегося по инерции. Если двига40 тель внутреннего .сгорания не запустился, это вызывает срабатывание компаратора 19 и предотвращает возможность включения стартера 2, вращающегося по инерции.

45 Конденсатор 24 и стабилитрон 25 . предохраняют вход компаратора 19, подключенный к выходу дополнительного .выпрямителя генератора 3, от импульсных помех и перенапряжений.

Формула изобретения

1. Система электрического пуска двигателя внутреннего сгорания, содержащая аккумуляторную батарею стартер, генератор с выпрямителем, выключатель массы, реле стартера с замыкающим контактом, реле блокировки с контактами, пороговый элемент, )5)4968

4. Система йо пп. 2 и 3, о т л ичающаяся тем,что,сцелью предотвращения включения стартера при его инерционном вращении, она снабжена развязывающим диодом, причем стартер подключен к точке соединения резисторов делителя напряжения через второй, размыкающий контакт реле блокировки и развязывающий диод.

Составитель А.У(уравлев

Редактор К. Крупкина Техред А. Кравчук Корректор З.Лончакова

Заказ 6208/36 Тираж 482 Подписное с

ВИИИПИ Гасударственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

) )3035, Иасква, ))(-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно †издательск комбинат "Патент", г,Ужгород, ул. Гагарина,)Ît кнопку стартера и разделительный диод, причеМ аккумуляторная батарея включена в систему через выключатель массы, стартер подключен к аккумуляторной батарее через замыкающий контакт реле стартера, реле стартера подключено к аккумуляторной батарее через кнопку стартера и замыкающий контакт реле блокировки, генератор, подключен к входу реле блокировки че рез пороговый элемент, а т л и— ч а ю щ, а я с я тем, чта„ с целью

)павьпдения надежности путем предотвращения возможности возникновения перенапряжения на выходе генератора, ; система снабжена защитным реле с за1 мыкающим ка так гам, датчикам давле(; ния масла с размыкающим контактам и

,резисторам, при этом реле блокировки выполнена с двумя размыкающими кон-!, тактами, замыкающии контакт защитного ! реле подключен параллельно выключа-телю массы, вход защитного реле подключен к аккумуляторной батарее че рез па следовательно соединенные раз) делительныи диод, первый размыкаю)щий кон-акт реле блокировки и резис,тор, а размыкающий контакт датчика давления масла подключен к точке соединения резистора и первого раэмыкаю.цегo контакта реле блокировки.

2. Система па п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, чта пороговый элемент состоит из кампаратора, источника опорного напряжения, делителя напряжения с резисторами, конденсатора и стабилитрона, причем последовательно соединенные резисторы делителя напряжения подключены к генератору, точка соединения резисторов делителя напряжения подключена к одному входу ком10 паратора и одновременно к стабилитрону и конденсатору, источник опорного напряжения подключен к другому входу компаратора, а выход компаратара подключен к входу реле блокировки.

)5

3. Система по п.)„o т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью увеличения надежности блокировки стартера при работающем двигателе, размыкаю20 щий контакт датчика давления масла через первый размыкающий контакт реле блокировки и разделительный диод подключен к входу порогового элемента.

Система электрического пуска двигателя внутреннего сгорания Система электрического пуска двигателя внутреннего сгорания Система электрического пуска двигателя внутреннего сгорания Система электрического пуска двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано на передвижных и стационарных установках с системами электрического питания ограниченной мощности

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить надежность запуска двигателя

Изобретение относится к электроснабжению транспортных средств, главным образом автомобилей

Изобретение относится к транснортному машиностроению, в частности к устройствам , обеснечивающим крепление аккумуляторных батарей на транспортном средстве, и может быть использовано на электромобиле и других видах транспорта, где требуются источники тока с большим запасом энергии

Изобретение относится к области электрооборудования транспортных средств и может быть использовано для контроля исправных состояний автономной системы энергоснабжения автомобилей, содержащей генератор переменного тока с регулятором напряжения , включенным последовательно с обмоткой возбуждения генератора

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к крепежу узлов и агрегатов транспортных средств, преимущественно к устройствам для крепления аккумуляторных батарей на транспортных средствах, например железнодорожных вагонах
Наверх