Система регулирования производительности турбомеханизма

 

Изобретение позволяет повысить надежность путем учета аэродинамических показателей системы. При достижении электродвигателем (ЭД) 1 заданной частоты вращения включается контакт 25. Шиберная заслонка (ШЗ) 7 начинает открываться. Если ток, потребляемый ЭД 1 и регистрируемый датчиком (Д) 19 тока превышает предельный, то на выходе элемента (Э) 11 типа зона нечувствительности появляется сигнал на замыкание ключевого Э 13. Через Э 13 отрицательный сигнал с блока (Б) 4 задания напряжения поступает на вход Б 5 реверса привода 6 ШЗ 7 турбомеханизма 8. Открытие ШЗ 7 прекращается. При уменьшении потребляемого тока ниже предельного значения ШЗ 7 вновь открывается. Таким образом положение ШЗ зависит от потребляемого ЭД 1 тока. Этим достигается стабилизация нагрузки. Схема управления ЭД 1 включает Д 2 частоты вращения, Б 3 регулирования, выпрямитель 16, инвертор 17, Д 19 тока, Э 9 дифференцирования, Э 12 типа зона нечувствительности и ключевой Э 14. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (50 4 24 F 11 047

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

Н А ВТОРСКОМ / СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4337028/23-29 (22) 01.12.87 (46) 15.11.89. Бюл. 4 42 (71) Криворожский горно-рудный институт (72) Д.И.Родькин, С.В.Войтюк, Н.М.Родькина и О.Н.Поляков (53) 697.92 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

И 1090981, кл. F 24 F 11/047, 1982. (54) СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТУРБОМЕХАНИЗМА (57) Изобретение позволяет повысить надежность путем учета аэродинамических показателей системы. При достижении электродвигателем (ЭД) заданной частоты вращения включается контакт 25. Шиберная заслонка (ШЗ) 7 начинает открываться. Если ток, по„„Я0„„1521996 А 1

2 требляеиый ЭД 1 и регистрируемый датчиком (Д) 19 тока, превышает предельный, то на выходе элемента (Э)

11 типа "Зона нечувствительности" появ-. ляется сигнал на замыкание ключевого

Э !3. Через Э 13 отрицательный сигнал с блока (Б) 4 задания напряжения поступает на вход Б 5 реверса привода

6 ШЗ 7 турбомеханизма 8. Открытие

ШЗ 7 прекращается. При уменьшении потребляемого тока ниже предельного значения ШЗ 7 вновь открывается. Таким образом положение ШЗ зависит от потребляемого ЭД t тока. Этим достигается стабилизация нагрузки. Схема управления ЭД 1 включает Д 2 часто- а ты вращения, Б 3 регулирования; выпрямитель 16, инвертор 17, Д 19 тока, Э 9 дифференцирования, Э 12 типа "3oна нечувствительности" и ключевой

Э 14. 2 ил.

1521996

1 !

Изобретение относится к вентиляцИи преимущественно к устройствам управления электроприводом турбомехвнизмов.

Цель изобретения - повышение надежности путем учета аэродинамических показателей системы.

На Фиг. 1 представлена блок-схе>1а предлагаемой системы; на фиг. 2 иаграммы тока и угла открытия шиберой заслонки турбомеханиэма, 1

Система регулирования проиэводи1ельности турбомеханизма содержит электродвигатель 1 переменного тока, датчик 2 и блок 3 регулирования частоты вращения последнего, блок 4 задания напряжения.и блок 5 реверса

Привода 6 шиберной заслонки 7 турбо механизма 8, элемент 9 дифференцирования, три элемента 10, 11 и 12 нели1 идейности типа "Зона нечувствительности", два замыкающих 13 и 14 и один размыкающил 15 ключевых элемента, при этом электродвигатель 1 снабжен выпрямителем 16, инвертором 17 с импульсно-фазовым регулятором 18 и включенным между. ними датчиком 19 тока, при этом блок 3 регулирования. выполнен в виде последовательно сое" диненных регулятора 20 частоты вращения, элемента ?1 нелинейности типа Вентиль", регулятора 22 тока и импульсно-Фазового регулятора 23, блок 4 задания снабжен положительным и отрицательным контактами 24 и 25 подключенными к входам блока 5 реверса, причем первый выход датчика тока подключен к входу элемента 21 неллнейности типа "Вентиль" и к входам первого 10 и второго .11 элементов типа "Зона нечувствительности", выходы которых соединены соответственно с управляющими входами размыкающего 15 и первого замыкающего 13 ключевых элементов, первый из которых включен. последовательно с отрицательным контактом блока задания, другой — параллельно его контактам, а второй,выход датчика 19 тока через элемент 9 дифференцирования соединен с входом третьего элемента 12 типа

"Зона нечувствитегьности", выход которого связан с управляющим входом второго замыкающего ключевого элемента 14, подключенного параллельно элементу 21 нелинейности типа "Вентиль", 10

40 >5

Система работает следующим об,.:-,— эом.

В исходном положении с помощью привода 6 шиберная заслонка 7 полностью закрывает путь для проходящего воздуха турбомеханизма. Закрытие осуществляется путем включения контакта 24 на входе блока 5. Угол установки шиберной заслонки зависит от времени включения привода 6, При включенном контакте 24 привод 6 будет открывать шиберную заслонку 7 до ее полного закрытия, пока концевой выключатель привода 6 не разомкнет контакт 24. При ручном управлении положение привода будет определяться конкретным значением, в частности, не равным предельному.

Разгон осуществляется при подаче на регулятор 20 задающего напряжения (задатчик интенсивности на чертеже не показан), Увеличение скорости осуществляется до заданной. В зависимости от темпа изменения задающего напряжения, разгон может осуществляться в режиме насыщения регулятора 22 тока или этого режима, При этом блоки 9, 12 и 14 на процесс раз- гона двигателя 1 не влияют.

По достижении установившейся частоты вращения включается контакт 25 (контакт 24 разомкнут) на открыва" ние шиберной заслонки.

Угол установки шиберной заслонки с постоянной скоростью уменьшается (фиг, 2), а момент на валу примерно с постоянной скоростью возрастает.

При этом система привода с турбомеханизмом на валу оказывается неустойчивой или на грани устойчивости и в ней возможны незатухающие коле-. бания, постепенно приводящие к отключению системы, чTо приводит к значительным материальным потерям.

На фиг. 2 представлены три значения токов: Idc допустимый; Id „ предельный; Id< йедопустимый. Устройство на значения этих токов реагирует следующим образом.

В интервале t „t ток Id практически переходит от допустимого к предельному и достигает недопустимого. Если ток превышает предельный, то на выходе элемента 11 появляется сигнал на элемент 13, через который отрицательный сигнал поступает на вход блока 5. При этом открытие шиберной заслонки приостанавливается.

5 1521

Наличие двух сигналов на входах блока 5 снимает напряжение питания с привода 6. Если ток Id начнет уменьшаться, то ключевой элемент 13 разомкнется и угол открытия шиберной заслонки будет опять уменьшаться °

Если же ток опять достигнет значения предельного, то процесс открытия приостановится (участок III-IV на фиг. 2).

В дальнейшем, если ток будет расти и достигнет значения Idq, появится напряжение на выходе элемента 10, ключевой элемент 15 разомкнется . Так как при этом присутствует напряжение на входе блока 5 (через элемент 13), то блок 5 выдает на привод 6 сигнал на закрытие шиберной заслонки. Это будет происходить,.до -тех пор, пока ток будет превышать допустимое значение. В момент времени tq закрытие шиберной заслонки приостановится, а в момент t < шиберная заслонка начнет опять открываться и т.д. Если процессы с током Id будут повторяться, то будет изменяться и положение заслонки, При полностью открытой заслонке контакт 25 разомкнется. Если скорость изменения выпрямленного тока велика и приближается к предельной, срабатывает ключ 1ч, который обеспечивает перевод двигателя 1 в тормозной ре>ким. Это возможно при амплитуде то,ка Id, превышающей значение тока статического.

Таким образом, происходит демпфирование колебаний нагрузки, С помощью импульсно-фазового регулятора

23 осуществляется регулирование выпрямленного напряжения выпрямителя

16. Значение выпрямленного напряжения определяет частоту вращения двигателя 1. Ка выходе датчика 19 тока формируется сигнал постоянного тока, который поступает на вход регулятора

22 тока, обеспечивающего величину сигнала от тока Id, равную сигналу,, поступающему с регулятора 20.

996 6 формула изобретения

Система регулирования производительности турбомеханизма, содер5 жаща я элект род ви га тель переменного тока, датчик и блок регулирования частоты вращения последнего, блок задания напряжения и блок реверса привода шиберной заслонки турбомеханизма,отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем учета аэродинамических показателей системы, она дополнительно содержит элемент дифференцирования, три элемента нелинейности типа "Зона нечувствительности", два замыкающих и один размыкающий ключевых элемента, при этом электродвигатель снабжен выпрямителем, инвертором с импульсно-фазовым регулятором и включенным между ними датчиком тока, при этом блок регулирования выполнен в виде последовательно соединенных

25 регулятора частоты вращения, элемента нелинейности типа "Вентиль", регулятора тока и импульсно-фазового регулятора, блок задания снабжен положительным и отрицательным контактами, подключенными к входу блока реверса, причем первый выход датчика тока подключен к входу элемента нелинейности типа "Вентильн и к входам первого и второго элементов типа

"Зона нечувствительности", выходы которых соединены соответственно с управляющими входами размыкающего и первого замыкающего ключевых элементов, один из которых включен последовательно с отрицательным контактом блока задания, другой — параллельно его контактам, а второй выход датчика тока через элемент дифференцирования соединен с входом третьего элемента типа "Зона нечувствительности", выход которого связан с управляющим входом второго замыкающего ключевого элемента, подключенного .параллельно элементу нелинейности типа "Вентиль".

1521396

Составитель B.gèëüöoâ

Техред Л.Сердюкова Корректор B,Kðàâöîaà

Редактор Ю.Середа

Заказ 6 45/35 Тираж 634 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Система регулирования производительности турбомеханизма Система регулирования производительности турбомеханизма Система регулирования производительности турбомеханизма Система регулирования производительности турбомеханизма 

 

Наверх