Способ определения склонности топлив к выделению твердых углеводородов

 

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к определению склонности топлив к выделению твердых углеводородов. С целью повышения точности и достоверности определения топливо охлаждают до температуры на 2±0°С ниже температуры его помутнения. Выдерживают при этой температуре в течение 9±1 ч, фильтруют. Содержание твердых углеводородов оценивают в верхнем, среднем и нижнем слоях топлива сначала непосредственно после его охлаждения, затем после выдержки и дополнительно оценивают скорость осаждения твердых углеводородов по сумме абсолютных величин изменения их содержания в этих слоях за время выдержки. 2 табл.

союз соеетсних

СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (51)4 0 01 N 33/22

ВСЕСОЮЗНАЯ

ААТЕНТН0 ТИНМЧЕСКЯЯ

Е 1Б " .19 ЕЯА

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЭОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР

1 (21) 43541 75/23-04 (22) 30.12.87 (46) 30.11.89. Бюл. В 44 (71) Государственный научно-исследовательский институт по химмотологии (72) В.Т.Бугай, Е.П.Серегин, А.Ф. Горенков, З.Г.Яковлева и Т.А.Шатаева (53) 665.75(088.8) (56) Нефтепродукты. Методы испытания, ч.2. М.: Иэд-во стандартов, 1977, с. 408-410.

Там же, ч. 1. М.: Изд-во стандартов, 1977, с.53-58. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКЛОННОСТИ

ТОПЛИВ К ВЫДЕЛЕНИЮ ТВЕРДЫХ УГЛЕВОДОРОДОВ

Изобретение относится к исследованию углеводородных топлив, в частности к способам оценки их низкотемпературных свойств, и может быть использовано при разработке новых топливных композиций, в том числе с децрессорными присадками.

Цель изобретения — повышение точности и достоверности способа определения склонности топлив к вьщелению твердых углеводородов.

Способ реализуют следующим образом.

Определяют температуру помутнения топлива по ГОСТ 5066-56, зачтем топливо в двух мерных цилиндрах (по

100 см в каждом) помещают в термостат, имеющий температуру на 2+1 С ниже температуры помутнения топлива.

„.SUÄÄ 3525575 А1

2 (57) Изобретение относится к нефте-. химии, в частности к определению склонности топлив к выделению твердых углеводородов. С целью повышения точности и достоверности определения топливо охлаждают до температуры на 2 1 С ниже температуры его помутнения. Выдерживают при этой температуре в течение 9t1 ч, фильтруют. Содержание твердых углеводородов оценивают в верхнем, среднем и нижнем слоях топлива сначала непосредственно после его хлаждения, saтем после выдержки и дополнительно оценивают скорость осаждения твердых углеводородов по сумме абсолютных

Р величин изменения их содержания в этих слоях эа время вьдержки. 2 табл, По достижении указанной температуры с помощью пипетки отбирают пробы (по

3 см ) из верхнего, среднего и нижнего слоев топлива (соответственно с отметок на цилиндре 95, 50 и 5 смз), а затем такие же пробы— иэ цилиндра В 2 после вьдержки его на 921 ч больше, чем первого. После укаэанного отбора послойных проб топлива определяют по ГОСТ 11851-66 содержание в них твердых углеводородов (парафинов). Рассчитывают разность содержания этих углеводородов в соответствующих пробах и скорость осаждения твердых углеводородов по сумме абсолютных величин изменения

=одержания за время выдержки в указанных слоях.

Для определения оптимальных условий выдержки (времени и температу1525575 л

55 ры) по данному способу проведены испытания топлива по ТУ 38 40139882, результаты которых показаны в табл. 1.

Из приведенных данных следует, что расширение температурных пределов выдержки в сравнении с предлагаемым в сторону повышения верхнего предела (с -1 до 0 С) приводит к снижению скорости осаждения вследствие уменьшения количества выделяющихся твердых углеводородов и увеличения погрешности метода. Расширение пределов в сторону понижения температуры (-4 вместо -3 С) также снижает скорость осаждения твердых углеводородов, что может быть обьяснено заметным образованием структурной решетки парафинов по мере приближения температуры к темперао туре застывания топлива (-6 С).

Уменьшение продолжительности испытания (до 7 ч) в сравнении с рекомендуемым нижним пределом времени выдержки (8 ч) снижает суммарный показатель скорости осаждения

Увеличение продолжительности испытания (дo 11 ч) в сравнении с рекомендуемым верхним пределом (10 ч) приводит к снижению почасового прироста суммарной скорости осаждения (0,t вместо 0,27.), т.е. необоснованно увеличивает продолжительность испытания.

Следовательно, выбранные условия выдержки топлива в процессе осаждения твердых углеводородов являются оптимальными.

Для сравнения способов определения склонности топлив к выделению твердых углеводородов по предлагаемому и известному способам испытывают 4 образца топлива: 1 — дизельное по ГОСТ 305-82, 2 — тяжелое дистиллятное по ТУ 38 401398-82 ° 3 образец 2 с 0,0; мас.й депрессорной присадки ECA-5920,4 — образец 2 с

G,05 мас./ депрессорной присадки Парадин-25. Результаты испытаний привдены в табл.2.

Из приведенных данных следует, что по известному способу образец

1 топлива имеет преимущество перед образцами 2-4 по обоим показателям, а образцы 2-4 не различаются между собой. o предлагаемому способу образец

1 также имеет гц еимущества перел об10

50 разцами 2-4 по температуре помутнения (-5 вместо 0 С) и общему содержанию твердых углеводородов, вьщеляежпс нэ топлива при температуре -20 С (3,9 вместо 6,5 мас.l). Однако образец 1 несколько уступает образцу 2 по скорости осаждения твердых углеводородов (1,2 вместо 1,1Х за время выдержки) .

По данному способу в отличие от известного различаются также образцы

2-4 топлива: скорость осаждения твердых углеводородов, выделяющихся изобразцов топлива с депрессорными присадками (образцы 3 и 4), в 4 раза выше, чем в топливе без присадки (образец 2) .

По данному способу различаются также и образцы топлива с различными депрессорными присадками. Так, присадка ЕСА-5920 (образец 3) имеет преимущество перед присадкой Парадин-25 (скорость осаждения твердых углеводородов соответственно 3 ° 8 и

4,4 мас.Ж за время выдержки). !

Таким образом, предлагаемый способ имеет преимущество перед известным, так как позволяет более точно различать топлива по их склонности к выделению твердых парафинов, давая информацию не только о температуре начала этого процесса и общем содержании твердых углеводородов, выделяющихся из топлива при охлаждении до данной температуры, но и о скорости этого процесса, что повышает достоверность прогнозирования поведения топлив в емкостях в процессе хранения при пониженных температурах, а именно оценивает их склонность к нарушению послойной однородности в емкостях.

Предлагаемый способ по сравнению с известным позволяет оценивать раз— рабатываемые топливные композиции, в частности композиции с депрессорными присадками, по седиментационной устойчивости образующейся при охлаждении топлив двухфазной системы (жидкая — твердая фаза), прогнозировать обьемы работ по подготовке новых топливных композиций к выдаче иэ емкостей в зимнее время для обеспечения послойной однородности топлива, определять допустимые сроки хранения топлив при пониженных температурах перед их выдачей с целью исключения дополнительных затрат на их тепловую

575

1525 (подогрев) или механическую (перемешивание) обработку и др. формула изобретения

Способ определения склонности топлив к выделению твердых углеводородов путем охлаждения топлива до заданной температуры, вьдержки его 10 при этой температуре в течение заданного времени, фильтрации и последующего определения содержания твердых углеводородов, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения 15

Таблица 1

Влияние условий вьдержки на скорость осаждения твердых углеводородов .в топливе

Скорость осаждения твердых углеводородов, изменение содержания, Х, за время вьдержки в слоях и суммарно

Условия выдержки топлива верхнем среднем нижнем+ суммарно»" по всем слоям

0,2

0,7

1,1

0,6

0,1

-0,2

-0,4

-0,6

-0,3

-0,1

0,0

+0,1

+0,2

+0,1

0,0

0,0

+0,2

+0,3

+0,2

0,0

-0,3

-0,5

-0,6

-0,7

-0,7

+О,!

+0,1

+0,2

+0,2

+0,1

0,5

0,9

1,1

1,3

1,4

+0,1

+0,3

+0,3

+0,4

+0,6

Алгебраическая разность содержания парафинов в пробах после выдержки и до выдержки.

Сумма абсолютных величин изменения содержания парафинов по всем слоям.

Температура, с С во время выдержки в течение 9 ч:

0 (температура помутнения)

-1

-2

-3

-4

Время выдержки, ч, прн температуре -2 С:

8

11 точности и достоверности определен ;я, топливо охлаждают до температуры на 2+1 С ниже температуры его помутнения, вьдерживают его прн этой температур в течение 9f.1 ч и содержание твер;алых углеводородов оценивакт в верхнем, среднем и нижнем слоях топлива сначала непосредственно после его охлаждения, затем после выдержки и дополнительно оценивают скорость осаждения твердых углеводородов по сумме абсолютных величин изменения их содержания в укаэанных слоях за время выдержки.

1525575

Таблица 2

Оценка склонности образцов топлива (1-4) к выделению твердых углеводородов по предлагаемому и известному способам

Известный способ

1 1 1

Показатели

-1 2 3 4

1 2

3 4

0 0 -5

3,8 4,4

1,2

Составитель Н.Богданова

Редактор М.Петрова Техред Л.Сердюкова Техред Н.Король

Заказ 7215/38 Тираж 789 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101

Температура помутнения, С

Содержание твердых углеводородов при температуре -20 С, мас.Ж

Скорость осаждения твердых углеводородов, мас.Ж,эа время выдержки

39 65 65 65 39 65 65 65

Способ определения склонности топлив к выделению твердых углеводородов Способ определения склонности топлив к выделению твердых углеводородов Способ определения склонности топлив к выделению твердых углеводородов Способ определения склонности топлив к выделению твердых углеводородов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и позволяет упростить конструкцию путем выполнения чувствительного элемента 1 в виде стержня 2, на котором могут быть установлены насадок 3 и мембрана 4, закрепленная в корпусе 6

Изобретение относится к коксохимической промышленности, может быть использовано для контроля качества углей перед коксованием и способствует повышению достоверности определения одновременно спекаемости и спекающей способности углей

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к определению нагарообразующей способности тяжелых топлив

Изобретение относится к технике получения высокоскоростных газовых потоков

Изобретение относится к нефтехимии , в частности к оценке склонности моторных топлив к лакои нагарообразованию

Изобретение относится к способам определения спека ющей способности углей

Изобретение относится к области исследования материалов-н тепродуктов и может быть использовано для определения воды в топливе и масле

Изобретение относится к технике получения высокоскоростных газовых 1

Изобретение относится к методам испытания физико-химических свойств нефтепродуктов , позволяет упростить и удешевить испытания

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при построении различных автоматизированных измерительных приборов и систем для измерения октанового числа неэтилированного бензина при производстве, хранении и контроле бензинов, в частности для создания нефтехимической измерительной аппаратуры

Изобретение относится к области исследования эксплуатационных свойств нефтепродуктов, а именно к определению содержания антиокислительной присадки в трансформаторных маслах, и может быть использовано для определения сроков замены или обновления масел

Изобретение относится к способам исследования взрывчатого вещества (ВВ), в частности к определению чувствительности заряда ВВ к динамическому нагружению

Изобретение относится к устройствам для обнаружения взрывчатого материала в образце

Изобретение относится к области пиротехники, в частности к устройствам для изучения режимов горения пиротехнического состава и к устройствам для контроля качества пиротехнических составов, и может быть использовано для изучения режимов горения и контроля качества неэлектропроводных конденсированных пиротехнических систем, дающих при сгорании электропроводные продукты горения (шлаки)

Изобретение относится к бесцветным или почти бесцветным соединениям, используемым для маркировки нефтепродуктов

Изобретение относится к эксплуатации колесно-гусеничных машин и может быть использовано для контроля качества горючего в процессе хранения техники и других случаях регламентных проверок
Наверх